Правильная и красивая речь.
материал

Русак Елена Владимировна

Правильная и красивая речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnaya_i_krasivaya_rech.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Правильная и красивая речь – это

богатство, которое может подарить

ребенку каждый родитель, и оно особенно

  ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.

Добрый вечер, уважаемые родители!

 Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада. Безусловно, желание каждого родителя - воспитать успешного, легко адаптируемого в социуме человека. И все мы знаем, какую роль играет яркая, эмоциональная, красивая речь. – Вы со мной согласны? Значение выразительной, правильной речи в жизни человека неоспоримо. А эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья, психического развития и, прежде всего отставание в речи.

Нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. 

Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ. 
Педагоги и родители должны оказать ребенку своевременную помощь в преодолении речевых недостатков, тем самым можно предупредить дальнейшие трудности в школьном обучении. Так же это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения.

А, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (Ответы родителей)

Речь должна быть ,Грамотной, Понятной, Выразительной, Осмысленной, Богатой

Эмоциональной

Уважаемые родители! Я предлагаю Вам игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами. НО, во время игры со словом есть несколько правил:

- учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности

- играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

- обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем богаче будет его речь.

1. Игры на развитие грамматического строя речи. Игры с мячом
«Приготовим сок»Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)., из апельсинов-апельсиновый, из винограда-виноградный, из томатов-томатный, из абрикосов-абрикосовый.
«Один - много». «Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)», огурец- много чего-огурцов, перец-много чего-перцев, стол-много чего-столов, стул-много чего-стульев, дерево-много чего-деревьев, дом-много чего-домов, туча-много чего-туч.

«Скажи наоборот»,

«Назови детёныша»,

 «Кто как подаёт голос»,

«Скажи ласково»- дом-домик, лист-листик, туча-тучка, гном-гномик, паук-паучок, солнце-солнышко, дождь-дождик, лужа-лужица, снег-снежок.

2. Игры на развитие мелкой моторики

Игры «Раскрась правильно», заштрихуй, обведи по точкам.

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

Игровой материал и наглядные пособия: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

Игра «Золушка».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка).

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

«КРАСИВЫЕ Бусы»
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

«Волшебный мешочек»

Цель:        В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

 Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

 

«Составь узор из спичек и палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и

палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза.

Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы

узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для

выкладывания узора.

Эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру

по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.

Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счѐтные палочки.

Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из

палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор

самим.

«Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики.
«Волшебные палочки». Дайте ребенку счетные палочки или карандаши. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление.

ШНУРОВКА,

 ВОЛШЕБНЫЕ КРЫШЕЧКИ,

ПАЗЛЫ, КУБИКИ,

РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ,

 СУХОЙ БАССЕЙН, РЫБАЛКА.

Игры с пластилином.

Мозайка, резиночками,

Камешки Марбс,

 пальчиковые игры,

 игры с прищепками,

 сделай бусы для мамы.

Работа с су-джоком,

Синильные палочки. 

3. Игры на обогащение словаря

Игра "Волшебная цепочка" или «Ассоциации». Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "цветок" и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - цветок - лето - море - кит и т. д.

А сейчас давайте составим новую словесную цепочку. Повар -

«Угощаю»Предложите ребёнку вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

-«Подбери словечко»

-Расскажи-ка

-Опиши, что видишь»

-Скажи наоборот

-Какая посуда? Суп? Сок? Пирог? Варенье?

-Назови детеныша?

-Жадина

-Доскажи словечко?

4. Игры на развитие фонематического слуха

«Повтори правильно». Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка  и т. д.
«Придумай слово». Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.
«Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и т. д.

И в заключении, скажите, можно одной ладошкой сделать звонкий хлопок? (нет) Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Педагоги, специалисты детского сада — это только одна ладошка.  И какими бы сильными, творческими и мудрыми они не были, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) Мы бессильны. ТОЛЬКО СООБЩА, ВСЕ ВМЕСТЕ, МЫ ПРЕОДОЛЕЕМ ВСЕ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ.

Уважаемые родители!

Вы – первые учителя родного языка для своего ребёнка. Семья – первая школа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник правильной и красивой речи.

Предлагаю вам сценарий речевого праздника для детей дошкольного возраста посещающих логопедическую группу. Праздник проводился в рамках недели развития речи на базе ДОУ. «Праздник правильной и красиво...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОЙ И КРАСИВОЙ РЕЧИ

Правила и рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики у детей и взрослых...

Проект «Правильное дыхание – красивая речь»

     Анализ реальной ситуации сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом...

Праздник правильной и красивой речи

Совместная работа взрослых и детей. Этот праздник для подготовительной логопедической группы, когда все звуки поставлены и автоматизированы....

Конспект НОД в форме квест-игры по развитию речи "Путешествие в страну правильной и красивой речи"

Тема: «Путешествие в страну правильной и красивой речи»Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющи...

Проект по развитию речи дошкольников "В страну правильной и красивой речи"

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками ...

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие в страну Правильной и Красивой речи"

Провела открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения словарного запаса, развития зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти. В ходе занятия решались ...