АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОЙ И КРАСИВОЙ РЕЧИ
статья (подготовительная группа) на тему
Правила и рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики у детей и взрослых
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правила и рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежемесячно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить перед завтраком, и течение трех-пяти минут.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых артикуляционных упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Ежедневно выполняются два-три упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение не достаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
Поэтому воспитатель организует работу следующим образом: а) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы: б) показывает его выполнение; в) упражнения выполняют все дети: г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся не принужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язычок уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься к верху»).
Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать эти движения дома (по одной-две минуты 2 раза в день - утром и вечером).
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться, надо направить его к логопеду. Следует также направлять к логопеду и тех детей, у которых при выполнении упражнений отсутствует точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.
В конце артикуляционной гимнастики можно выполнить упражнения для развития мелкой моторики - различные игры, упражнения с пальчиками, психогимнастику.
Предварительный просмотр:
Методика обследования состояния звукопроизношения
Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих).
Инструкция: "Повтори за мной звуки".
[с] -
[с'] -
[з] -
[з'] -
[ц] -
Примечание: в нашем примере мы даем обследование свистящих звуков: [с, с', з, з', ц]. Отдельно в той же последовательности обследуются звуки: [ш, э, ч, щ, л, л', р, р', г, г', к, к', х, х', j].
Критерии оценки:
балла - правильно произносятся все звуки;
балла - нарушается произношение одного звука;
балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
баллов - искажаются, заменяются все звуки.
Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции
Инструкция: "Повтори за мной".
Примечания: условные обозначения
С - согласный, Г - гласный, СN - звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук. В нашем примере на месте С$ будут [с, с', з, 'з, ц].
. С$ Г - С$А, С$0, С$У, С$Ы
. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$
. С$ CN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
. CN С$ Г - БС$А, БС$0, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
. Г CN С - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков
. Г С$ CN - АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б
. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$
. Г С$ Г - АС$А, OCSO, УС$У, ЫС$Ы
Критерии оценки:
балла - во всех типах слогов звуки произносятся правильно;
балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, Г CN С$
балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, CN С$ Г, Г CN C$, C$ CN Г;
балл - искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог);
баллов - искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).
3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова
Инструкция 1: "Повтори за мной слова" (отраженно).
сани сено оса осень нос неси зубы Зина коза вези цепь конец
Критерии оценки:
балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;
балла - нарушается произношение одного звука;
балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове.
Инструкция 2: "Назови эти картинки" (без образца).
коса коза яйцо оса зонт овца сад заяц птица сова язык цветы сок замок боец песок зубы певец
Критерии оценки:
балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;
балла - нарушается произношение одного звука;
балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки, не зависимо от места позиции звука в слове.
4. Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры
Примечание: учитывая возраст ребенка и его произносительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (по А.К. Марковой).
классов слов по А.К. Марковой
кл. - двусложные слова с открытыми слогами (МУКА)
кл. - трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО)
кл. - односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ)
кл. - двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ)
кл. - двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА)
кл. - двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ)
кл. - трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН)
кл. - трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ)
кл. - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК)
кл. - трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКОВКА)
кл. - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК)
кл. - двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА)
кл. - четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА)
Инструкция 1: "Повтори за мной слова".
Инструкция 2: "Назови эти картинки",
снеговик гвозди пуговица
гости мозаика кузнецы
пастух Мимоза цветы
уксус незабудка птенцы '
спутник заноза цветник
мосты гнездо ученица
Критерии оценки:
балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры;
балла - нарушается произношение одного звука;
балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки во всех типах (классах) слоговых структур.
5. Обследование возможности произнесения звука в предложении
Инструкция 1: "Повтори за мной предложения".
На суку спит сова.
У Сони новый самокат.
В саду сухой песок.
Сегодня дома вся семья.
На скамейке сидит Саня.
Зина запускает змея.
Зоя ест изюм.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Цапля - это птица.
У всех птиц есть птенцы.
Птицы едят гусениц.
В саду цветет акация.
Примечания:
Слова, сложные по семантике, включают в лексический материал для обследования после уточнения их значения и наличия этих слов в пассивном и активном словаре ребенка.
Ошибки при отраженном повторении, связанные со слабой слухоречевой памятью, в данном обследовании не учитывают.
Критерии оценки:
балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;
балла - нарушается произношение одного звука;
балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТПо теме: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речевого слуха и формирование правильного звукопроизношения у детей с ОНР»
Цель проектаПрофилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.Задачи проекта1. Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.2. Вырабатыв...
Семинар - Практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»
Воспитание звуковой культуры речи...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности...
Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика - как средство развития правильного звукопроизношения"
Выполнение артикуляционной гимнастики полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция - основа хорошей дикции....
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Статья для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения "
Необходимо объяснить родителям необходимость проведения артикуляционной гимнастики с детьми дома.Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного...
Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".
Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...