Конспект занятия по программе «Моё Оренбуржье» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) Б комбинированной направленности «Достопримечательности районов Оренбургской области»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Стыдова Ольга Николаевна

Развивать познавательный интерес к изучению родного края. Формировать знания о природных богатствах края. Формировать у воспитанников любовь к родной земле.  Способствовать социализации воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе «Моё Оренбуржье» для детей подготовительной  к школе группы (6-7 лет) Б комбинированной направленности «Достопримечательности районов Оренбургской области»

Цель:

Формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

Задачи:

Обучающие: Развивать познавательный интерес к изучению родного края. Формировать знания о природных богатствах края. Формировать у воспитанников любовь к родной земле. Способствовать социализации воспитанников.

Развивающие: Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу. Развивать популяризацию краеведческих знаний; Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства края.

Воспитательные:

- Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края. Воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей через духовные, нравственные, патриотические, эстетические и трудовые представления у воспитанников.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! И с таким хорошим настроением, мы начнем наше занятие. Но, сначала, ответьте на вопрос: Как называется область, где мы живем? Конечно, Оренбургская. А вокруг города Оренбурга, который является областным центром нашей области, раскинулись бескрайние земли, степи, поля, луга, леса и много-много городов, сел, деревень. Это все – наша Оренбургская область. Она очень большая, такая, что на ее территории запросто смогли бы разместиться целых три небольших государства: Дания, Швеция и Голландия.

- Ребята, вы хотите больше узнать о нашей Оренбургской области? Для этого нам надо отправиться в путешествие.

- Посмотрите, это карта Оренбургской области. (Показ слайда №2).

Вот здесь находится Оренбург, а вокруг него расположены районы. Что же такое районы?  В нашем детском саду есть много групп: младшая, средняя, старшая, подготовительная, а все вместе называются «Детский сад №1 «Теремок». Вот и на карте мы видим много районов, а все вместе называется Оренбургская область. Каждый район имеет свое название, некоторые из них вы, наверное, слышали: Бузулукский, наш Курманаевский, Сарочинскийи много других, всего их больше 30. И каждый район чем-то славится. Ведь живут в них замечательные люди.

Воспитатель: Давайте  сегодня мы отправляемся в Саракташский район. (Показ слайда №3). Здесь живут лучшие пуховницы, которые вяжут известные на весь мир пуховые платки и паутинки.

Воспитатель читает стихотворение:

Саракташский район шлет глубокий поклон.

Затуманились зарницы, воют ветры-степняки.

Вяжут, вяжут пуховницы Оренбургские платки.

Ах, платочек мой, платочек весь в узорах уголочек.

В зимний день, в студену пору Оренбургский наш мороз

Расчудесные узоры на платочек перенес.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какие легкие теплые, мягкие, пушистые, красивые платки вяжут пуховницы (Показать, рассмотреть вместе с детьми и дать потрогать пуховый платок детям).

Воспитатель: - А еще в Саракташе есть большой православный комплекс, где много церквей, храмов, даже есть церковная гимназия. Хотите посмотреть?(показ слайда № 4, 5)

Есть здесь и колокольня или звонница. В большие церковные праздники звонят колокола, их очень много, все они разные по величине и каждый имеет свой голос. Сначала призывно и размеренно бьет большой колокол, как бы призывая остальные. Затем, включаются колокола поменьше, и вот подключаются  маленькие колокольчики и звучит колокольный перезвон. (Слушание аудиозаписи колокольного звона)

Воспитатель: - Мы побывали в Саракташском районе, а теперь я  предлагаю отправится дальше.

- Есть в Оренбургской области Бузулукский район. (Показ слайда №6)

Он славен своим сосновым заповедником. Многие из вас, ребята, уже слышали об этом заповеднике, может быть даже посещали его вместе с родителями. Среди широких и привольных степей раскинулся Бузулукский бор. (Показ слайда № 7,8)

Бузулукский бор возник на песчаных дюнах, возле реки Боровки в послеледниковое время. Около шести-семи тысяч лет назад здесь появились сначала островные сосновые и березовые леса. Впоследствии возник сплошной сосновый лесной массив с подлеском лиственных растений. Можно считать, что чистый сосновый бор сформировался около трех-четырех тысяч лет до наших дней. В то время климат был более влажным. В бору существовало большое количество глубоких озер, топких трясин и опасных зыбучих песков. Зыбучие пески – это перенасыщенные паром, воздухом или влагой песчаные массы, обладающие большой подвижностью и способностью засасывать различные тела. Статистика знает немало примеров, когда люди гибли в зыбучих песках. Позднее — во второй половине XIX века и в начале XX века – в связи с хищническими порубками, лесными пожарами, рядом засушливых лет и другими причинами произошло массовое пересыхание водоемов, что привело к некоторым изменениям природных условий бора.

Освоение Бузулукского бора относится к концу XVIII века. С 1852 года здесь начали искусственно разводить лес, а с 1843 года испытываются различные формы рубок. Около 300 печатных работ посвящены исследованиям, проведенным в бору.

Первым ученым, обратившим внимание на бор как мощное лесное сообщество, был крупнейший лесовод Г. Ф. Морозов. Чтобы вывести бор из тяжелого и запущенного состояния, он ценою огромных усилий добился основания в 1903 году Борового опытного лесничества.

Достопримечательностью бора являются две сосны в возрасте 300–350 лет. Одна из этих сосен имеет высоту более 30 метров и диаметр 145 сантиметров.

- Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Кто быстрее соберет шишки», а потом продолжим наше путешествие по Оренбуржью.

Вам привет сегодня шлет Бузулукский весь народ.

В Бузулукском бору шишек я наберу.

Заповедник наш большой, сосны там стоят стеной.

Прямо в руки ребят шишки с веток летят.

(Проводится игра «Кто быстрее соберет шишки»)

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось в Бузулуке? А теперь мы отправляемся дальше в Новосергеевский район, который славится молочными продуктами (Показ слайдов № 9, 10)

Новосергеевцы спешат всех порадовать ребят

Маслом, сыром, молоком,

Сладким, вкусным творожком.

Наши коровы ухожены, здоровы.

И душевно так мычат,

Словно спеть они хотят.

Воспитатель: - Ребята, что вы знаете о пользе молочных продуктов для роста и развития детей? (ответы детей)

- Хорошо, а нам пора ехать дальше, дорога нас ждет не близкая, а продолжим свое путешествие по степным районам области на коне:

Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу  ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду — полечу, (подскоки на месте)

Цок — цок — цок,

Цок – цок – цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой (подскоки на месте)

Воспитатель: - Вот и добрались мы до Соль-Илецка. (Показ слайда № 12)

Здесь расположено целебное озеро Развал.

Воспитатель: - Много веков назад,  на месте озера была соляная гора «Туз-тубе» (в переводе с казахского – крыша соли). В результате многовековой разработки гора была разобрана. На ее месте образовался котлован глубиной 18 метров. В 1906 году воды реки Песчанки прорвались в него и образовали озеро. Дном озера и его берегами являются пласты соли. Этот перенасыщенный раствор называется рапой. Озеро связано с подземными водами. На западном берегу в летнее время можно видеть маленькие ручейки — роднички. Соленая вода из них поступает в озеро. Озеро Развал имеет площадь около 7 гектаров, длина его 300 метров, ширина 25 метров, глубина -12 - 18 метров.

А еще вСоль-Илецком районе растут замечательные сладкие сахарные арбузы. (Показ слайда № 13)

Соль-Илецкие арбузы очень любят карапузы.

Их не просто собирать, кто нам будет помогать? (предлагаю детям под музыку имитировать движения сбора арбузов)

Воспитатель: - Спасибо Соль-Илецкому району. Нам пора возвращаться в свой любимый детский сад, который находиться где?

- В Курманаевке

Воспитатель: Ребята посмотрите, как выглядит наша Оренбургская область в масштабах страны России (Показать карту России).

Сегодня мы узнали лишь о нескольких районах Оренбургской области. Кто назовет эти районы?

Дети: - Мы сегодня узнали о Саракташском, Бузулукском, Новосергеевском, Соль-Илецком районах Оренбургской области.

Воспитатель: Мы узнали, чем славятся эти районы. Что вам больше всего понравилось? На следующем занятии мы продолжим свое путешествие по любимому нашему Оренбургскому краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»

Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности«Удивительная соль».  Цель: изучить особенности со...

Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическому развитию (аппликация) в разновозрастной группе 5-7(8) лет комбинированной направленности по теме: «Рукавичка»

Основой данной образовательной ситуации является системно-деятельностный подход и образовательная технология «Ситуация», которую мы успешно применяем в своей образовательной деятельности.Д...

Презентация к занятию по программе "Моё Оренбуржье", тема "Достопримечательности районов Оренбургской области"

Формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей природе и социальной среде родного края....