Театральные постановки как один из методов работы по развитию речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Театр-это волшебная страна, где дети веселятся, играют, познают мир в играх, учатся общаться, говорить, фантазировать и быть творческими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_s_ovz.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Театральные постановки как один из методов работы по развитию речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Кайгародова Ольга Николаевна,  воспитатель                                               Ефимова Дарья Геннадьевна, воспитатель
СП «Детский сад  №16»ГБОУ СОШ № 9 г.Сызрани                          

Театр-это волшебная страна, где дети веселятся, играют, познают мир в играх, учатся общаться, говорить, фантазировать и быть творческими.

Театральная деятельность в детских садах – самое эмоциональное звено коррекции. В детских садах есть группы компенсирующей направленности для детей с речевыми и языковыми трудностями. В наших группах есть театральный кружок «В гостях у сказки» и мини-музей «Волшебный мир театра». Мы создаем такие условия, чтобы под влиянием театральной деятельности у детей с нарушениями речи происходили изменения в произношении, словообразовании и активном пополнении словарного запаса.

Цель-развитие разговорных навыков, владения и умения говорить связно, грамматически и фонетически правильно.

Задачи:

-Развитие у детей умения выражать свои мысли в речи;

-Формирование умения строить предложения, правильно и четко произносить слова;

-Развитие связи между речью и движением.

-Обогащение и активизация словарного запаса.

Процесс развития речи включает в себя усвоение не только содержания слов, но и их образной и эмоциональной сторон.

Во время подготовки спектаклей мы стараемся придерживаться нескольких основных правил:

-Не нагружать детей;

-Не навязывать свое мнение;

-Давать всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Успех зависит от методов и приемов, которые используют педагоги, чтобы донести до детей конкретное содержание и сформировать у них знания, навыки и умения. Типичными практическими методами являются упражнения. Упражнения готовят детей к выполнению более сложных заданий. На занятиях используются методы наблюдения и сравнения, беседа, чтение стихов, прослушивание песен и комментирование наглядного материала.

В своей работе с детьми мы широко используем театральные игры.

В театральных играх дети отрабатывают мимику, совершенствуют характерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение и фантазию. Также важны коммуникативные и диалоговые игры. Такие игры формируют образы героев, например, злого волка, хитрой лисы и т.д., и дают толчок для последующего разыгрывания сказок. Такая подготовительная работа позволяет детям накапливать впечатления о персонажах литературных произведений. Шутки, стихи, мини-поэмы, загадки, красивые слова и скороговорки, используемые в играх, делают язык детей чистым и образным.

Существует большое разнообразие театральных игр:

-Драматические игры;

-Коррекционно-развивающие игры;

-Игры-трансформации («учимся использовать свое тело»);

-Подготовка (репетиция); разыгрывание различных сказок и пьес;

-Игры, направленные на выражение основных эмоций.

Самая тесная, эффективная и непосредственная связь художественного творчества с личным опытом - это драматизация, «основанная на действиях, совершаемых самим ребенком». (Л.С. Выготский).

Создание спектаклей вместе с детьми – очень стимулирующее и полезное занятие. Совместное творчество вовлекает менее активных детей в процесс постановки и помогает им преодолеть застенчивость и скованность.

Первый контакт детей с пьесой или драмой всегда эмоционально насыщен, чтобы вызвать у них интерес к произведению. Как правило, материалом для сцены служат сказки, а сказки дают «очень яркую, широкую и многозначную картину мира». Мир сказок, с его чудесами, тайнами, приключениями и превращениями, очень хорошо знаком детям. Сказки вызывают у детей сострадание, желание понять других, чувство соучастия, чувство справедливости, стремление творить добро и бороться со злом.

Материал для постановки подбирается с учетом возраста и индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями.

Основные этапы работы над спектаклем:

-Выбрать пьесу, выразительно прочитать ее и обсудить с детьми (работа со словом).

-Разделить пьесу на эпизоды и рассказать их детям.

-Найти образ (определить характер главного героя, как он двигается и говорит).

-Развивайте выразительные навыки речи.

-Репетируйте образ, используя сцены, реквизит (можно с условиями) и музыкальное оформление.

- Репетиция всей пьесы – сквозная репетиция (декорации, реквизит, костюмы).

-Первое представление пьесы. Обсуждение

-Повторное исполнение. Подготовка фотоальбома.

Все театральные мероприятия, организованные для детей с ограниченными возможностями, проводятся в индивидуальной и подгрупповой работе. Родители также поддерживают тесный контакт с детьми и участвуют в изготовлении костюмов и создании ролей. Это помогает детям обрести уверенность в себе. В подготовке постановки сказки участвуют музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели и логопед. Индивидуальные занятия направлены на формирование всех аспектов речевого развития.

Дети не только рассказывают историю словами, но и переживают эмоции и чувства героев.

Театр не только дает детям возможность узнавать и изучать окружающий мир с помощью сказок, но и помогает им совершенствовать свою речь. Они развивают память, увеличивают словарный запас, автоматизируют произношение и развивают выразительную речь.

Сказки очень привлекательны для детей. Дети быстро запоминают слова героев и даже могут импровизировать и разыгрывать ту или иную сцену. Посмотрите и обсудите сказку с детьми. Оценивается выразительность, независимость идей, то, как было выполнено задание и как дети усвоили технику речи.

В конце года организуется отчетный концерт, который транслируется родителям в чатах. Пожилые люди всегда с радостью и благодарностью встречают маленьких артистов. Дети с удовольствием показывают им сказки и активно участвуют в массовых мероприятиях детского сада. В результате, благодаря этим мероприятиям, дети с ограниченными возможностями здоровья стали:

-более эмоционально отзывчивы и дружелюбны;

-реагируют на эмоции близких людей и друзей;

- сопереживают детским историям, сказкам и героям сказок;

- научились договариваться и планировать свои действия.

Дети развивают социальную активность, память, воображение, творческие способности, умение работать в команде, общительность, языковое и когнитивное развитие. Наш театр дает детям возможность развиваться и развивать свои природные таланты. Чем раньше мы начнем работать с детьми над развитием их творческих способностей через театральное искусство, тем большего мы сможем добиться в песне, танце и игре. Занимаясь с детьми театром, мы стремимся сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими эмоциями, смешными моментами и радостью творчества. Мы стремимся помочь детям применить навыки, полученные на театральных занятиях, в повседневной жизни.        

 

Положительный эмоциональный заряд, полученный от демонстрации сказок, и обретенная вера в собственные силы повышают самооценку детей с ограниченными возможностями. Многие из них учатся справляться со своими комплексами, размышлять, анализировать свое поведение и поведение окружающих, быть более внимательными и терпимыми друг к другу. Они становятся более активными в игре, творческими и эмоциональными.

Литература:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников /т М.: Просвещение, 2020. – 127с.

2. Акулова Е.Ф. «Музыка и театр в старшем дошкольном возрасте»

3. Вакуленко Ю.А. «Театрализованные инсценировки в детском саду» - Волгоград «Учитель», 2019г.

4. Жукова Р.А. « Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет» т / Жукова Р. А. - Волгоград: ИТД Корифей, 2018. – 112с.

5. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам» - Москва «Просвещение», 2020г.

6. Маханева М.Д. «Театральные занятия в детском саду»/ - М.: Творческий центр «Сфера», 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

"Рабочая программа" является программным документом   коррекционно-развивающей работы для группы  компенсирующей направленности  детей старшего дошкольного возраста с третьим уровн...

Консультация для воспитателей «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе....

Дидактические игры для формирования и развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....

Консультация «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский...

"Игры для развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста."

Словесные игры для   детей среднего и старшего дошкольного возраста  в целях эффективного развития речи, а также пополнение и закрепление знаний детей об окружающем мире....

педагогический проект "Развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники экологического содержания"

В публикации представлен проект по развитию речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники...