Консультация для родителей «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
консультация по математике

Шадская Марина Евгеньевна

Как воспитать ребенка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx153.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развивающие игры как средство развития

интеллектуальных способностей детей дошкольного

возраста»

                                                                                         Подготовила:

                                                                                   Педагог дополнительного образования

                                                                                   МБ УДО «Центр творчества» – Шадская М.Е

                                                                                                               

Красногорск, 2021г.

«Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Для современной образовательной системы проблема

умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно

ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача

формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника

творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития

познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.

Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.

Использование развивающих и дидактических игр ведет к ускорению познания

окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению

проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии. Ребенок,

увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он

учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной

форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

«Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие

свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны

интеллекта, познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин). Почти каждая игра

может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не

думать за него, если он сам может додуматься.

В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к

сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и

систематичность».

Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а

кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

Приведу для примера два вида развивающих игр с детьми дошкольного возраста.

1.Логические блоки Дьенеша -

Золтан Дьенеш венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Самое известное его пособие - блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Состав: 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине.

Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей: с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Способствуют умению выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.

С детьми от 2 лет уместны простые игры. Например, в помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов, так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет).

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Похоже на собирание мозаики.

Игры для детей 3-4 лет

Начала я работу с блоками со второй младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть:

 Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания затем самостоятельного выкладывая рисования фигуры на чистом листе.

Старший возраст (5-8 лет)

Основная цель –развитие внимания, памяти, умение работать в коллективе, самоконтроль, тренинг решения примеров.

Играя в предлагаемые в комплекте игры, ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по нескольким признакам. Кодировать - декодировать информацию с помощью специальных символов. Знакомится с алгоритмами. Закрепляет умение складывать и вычитать.

2.Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике, начиная с младших групп детского сада.

Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников.

Занятия с палочками рассчитаны на детей от 3 до 8 лет. Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» «столько же», «больше (меньше) на 1,2,3…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.

На первом этапе занятий (3 – 5 лет) палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе (5 – 7 лет) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Каждая палочка обозначается числом.

Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии

дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не

окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся

полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой

прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом

творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»...