Статья на тему: «Малые руки — великие дела: Инкрустация и творчество для детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Семченко Татьяна Михайловна

Статья на тему: «Малые руки — великие дела: Инкрустация и творчество для детей дошкольного возраста».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Малые руки — великие дела: Инкрустация и творчество для

детей дошкольного возраста»

Семченко Т. М.

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «ДС №2 г. Челябинска»

Аннотация.

Ручной труд в детском саду играет важную роль в развитии детей, особенно в старшем возрасте (5-7 лет). Это не только увлекательные занятия, но и важный элемент всестороннего развития ребенка. Он помогает детям развивать разнообразные навыки, формирует творческое мышление и способствует социальной адаптации. Воспитатели и родители должны активно поддерживать и развивать интерес детей к ручному труду, создавая для них необходимые условия и возможности для самовыражения. Главная моя задача - увлечь ребенка ручным трудом, сделать так, чтобы это стало ему интересным. Это возможно лишь при погружении детей в разные техники ручного труда.

Хочу подлиться своим опытом по применению инкрустации с детьми дошкольного возраста. Это удивительная техника декоративного искусства, которая позволяет детям проявить свою креативность и развивать мелкую моторику. Применение инкрустации с использованием пакетов, ткани и стразов становится особенно актуальным, так как дети начинают осознавать возможности разнообразных материалов и учатся работать с ними. В этой статье рассмотрим основные аспекты ручного труда в детском саду, его значение и практическое применение и как инкрустация может быть использована в образовательном процессе в детском саду, а  также  раскрыты этапы и принципы технологии ручного труда.

На основе своего опыта работы могу сказать, что ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно - волевых качеств (настойчивости, взаимопомощи, внимательности ), которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка. Результаты ручного труда формируют у детей положительные эмоции, от понимания полезности своей работы ребенок испытывает радость. Он начинает осознавать значимость своего труда. В процессе совместного, коллективного ручного труда дети учатся работать дружно, помогать друг другу, чутко относиться к тем, у кого не все сразу хорошо получается. Таким образом, создается возможность для формирования доброжелательных взаимоотношений. Ручной труд, развивает у детей чувство прекрасного, и художественный вкус. Дети стремятся сделать поделку более красивой, украсить ее, используя для этого дополнительный материал.

В детском саду должны быть созданы максимальные условия для поддержания интереса детей к ручному труду. В развивающей зоне ручного труда у нас в группе имеется: пенопласт, бисер разных размеров, тесьма, самоклеющиеся стразы, пакеты разных цветов, фетр, фоамиран, пуговицы, нитки и иголки, ножницы. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что дошкольники плохо владеют ножницами, иголками, плохо развита мелкая моторика, что очень важно для подготовки к школе.

Поэтому, изучив тему ручного труда и технику инкрустации, я поставила перед собой цель:

  • развитие творческого потенциала у старших дошкольников посредством знакомства с техникой инкрустации.

И следующие задачи:

  • формирование творческой личности, развитие конструктивных, изобразительных, творческих, оформительских способностей у старших дошкольников.
  • развитие трудовых умений и навыков в работе с инструментами.
  • воспитывать у детей умение взаимодействовать друг с другом.
  • воспитание экологической сознательности, создание вещей с любовью к экологии.

Для  создания атмосферы радости и наслаждения от творчества, я стремлюсь сделать каждое занятие интересным и весёлым, чтобы дети с удовольствием занимались ручным трудом и с нетерпением ждали новых занятий.

И так рассмотрим технику инкрустации пакетами, стразами и тканью по пенопласту.

Инкрустация по пенопласту, техника, которая позволяет совмещать различные технологии. Декоративные панно можно украшать аппликацией, росписью по ткани, различными блестками, бисером и т.д. Работа отличается не только декоративностью и оригинальностью, но и сложностью, объемом и самое главное новыми идеями.

Инкрустация является одним из наиболее привлекательных видов ручного труда для детей. Эта техника позволяет детям использовать свою фантазию и креативность, создавая уникальные поделки. Пенопласт как материал идеально подходит для инкрустации, так как он легкий и легко поддается обработке.  Этот материал нетоксичен и состоит на 98 % из воздуха и всего на 2 % — из полистирола. Работы с пенопластом могут быть разнообразными, включая создание объемных фигурок, панно и декоративных элементов. Преимущества инкрустации на пенопласте:

1. Развитие моторики: работа с мелкими элементами, такими как, кусочки тканей, бумаги или пластика, помогают улучшить координацию движений и развивает мелкую моторику.

2. Творческое самовыражение: инкрустация позволяет детям экспериментировать с цветами, текстурами и формами, давая им возможность проявить свою индивидуальность.

3. Обогащение знаний о материалах: в процессе работы дети знакомятся с разными текстурами и их свойствами, а также учатся правильно комбинировать материалы.

4. Развитие социального взаимодействия: совместная работа над проектами помогает детям учиться работать в команде, делиться идеями и поддерживать друг друга.

Безопасная, вдохновляющая и поддерживающая среда позволит детям раскрыть свои таланты и возможности, что в целом положительно скажется на их развитии.

           Для получения результата своей работы в данном направлении, следовательно, учитывать:

1. Выбор материалов: для инкрустации на пенопласте можно использовать различные материалы: кусочки ткани, цветные бумажные квадраты, пластиковые упаковки, целлофан. Также можно включать элементы, такие как стразы или различные аксессуары, чтобы добавить объема и блеска.

2. Планирование занятия: обязательно стоит заранее продумать, что именно будут делать дети: создавать фигуры, панели или объемные картины. Это поможет организовать процесс и добиться положительного результата.

3. Обучение основам работы: важно объяснить детям правила безопасности при работе с ножницами и клеем, а также продемонстрировать основные техники инкрустации.

4. Создание итогового проекта: после выполнения работы можно организовать выставку, где дети смогут показать свои изделия, рассказать о процессе создания и оценить работы сверстников.

Согласно календарно - тематического планирования, с детьми были выполнены  работы:

  • Тема: «Краски осени», было выполнено дерево из фетра, на котором были нашиты пуговицы разных цветов;
  • Тема: «Животный мир», из фоамирана были вырезаны змеи, и мы их инкрустировали  стразами и бисером разных размеров и цветов;
  • Тема: «Я - человек», было выполнено панно «девушка в шляпе» разными кусочками ткани на пенопласте;
  • Тема: «Наш быт», были склеены спичечные коробки в виде мягкой мебели, их мы обклеили  кожей  и украсили самоклеящимися стразами;
  • Тема: «День народного единства», был выполнен цветок, мешками по пенопласту;
  • Тема: «Здоровейка», были вырезаны овощи и фрукты из фетра и расшиты бисером;
  • Тема: «Новогодний калейдоскоп», на заготовленных шаблонах из пенопласта оленя и елочки, мы выполнили инкрустацию пакетами разных цветов и самоклеящимися стразами;
  • В рамках реализации регионального компонента по сказам П. Бажова была выполнена шкатулка, голубая змейка и каменный цветок из фоамирана, и проинкрустированы  бисером;
  • Каждый год у нас в детском саду проходит конкурс «Огород на окне». Совместно с детьми и родителями  представили «Парк  Павла Бажова». Все работы по инкрустации были представлены на нем. За  этот конкурс  мы получили Гран – при за победу в номинации «Россыпь самоцветов земли уральской»;
  • С воспитанницей подготовительной группы представляли костюм Хозяйки медной горы, в конкурсе «Эко – мода 2024 или Волшебные превращения» и заняли первое место в номинации «Натурэль».

  Так же мной были проведены  мастер – классы:

  • Мастер – класс  с родителями и детьми «Инкрустация», где родители познакомились с техникой инкрустации и посмотрели выставку  творческих работ своих детей;
  • В рамках реализации приоритетных направлений «Азбука профессий» и "Наш дом - Южный Урал"  представителем родительской общественности был проведен мастер-класс по ознакомлению с профессией «Декоратор» по сказам П. Бажова «Серебряное копытце». Ребятам рассказали и показали, кто такой "декоратор" и чем он занимается,  а дети инкрустировали пакетами и стразами главного героя.

Итак, правильный подход к организации процесса и выбор интересных тем помогли детям не только создать красивые поделки, но и получить удовольствие от творческого процесса.

Я стремлюсь создать условия, в которых каждый ребёнок и родитель чувствовал  себя уверенно, чтобы  ребенок смог открывать свои таланты и с радостью делится своим творчеством с родителями.

С уверенностью могу сказать, что дети воспринимают ручной труд как увлекательное занятие, которое приносит радость и удовлетворение.

Список литература:

1. Эпштейн, И. Л. «Искусство и дети: Мастер-класс по ручному труду». — Москва: Просвещение, 2022.

2. Небольсина, Е. А. «Творческие технологии в детском саду». — Санкт-Петербург: КАРО, 2021.

3. Данилова, Л. Г. «Лепка и инкрустация для детей: Идеи для работы». — Екатеринбург: Уральское университетское издательство, 2020.

4. Сергеева, Т. В. «Мелкая моторика и искусство: Путь к развитию». — Новосибирск: Сибирское издательство, 2019.

5. Кузнецова, Н. М. «Художественная деятельность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

Статья на тему: Формирование двигательных навыков броска и ловли мяча у детей дошкольного возраста как способов развития ребенка.

Статья на тему: Формирование двигательных навыков броска и ловли мяча у детей дошкольного возраста как способ развития ребенка....

Статья на тему: "Тестопластика как одна из форм развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

В своей статье я попыталась немного раскрыть важность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Ведь в наше время очень сказывается плохо развитая моторика детей, для дальнейшего обучения в...

Статья на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"

В данной стать представлено исследование на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"...

Статья на тему "Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"

Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обуч...

План по самообразованию Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»

План по самообразованиюТема:«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»...