Статья для сборника МО Технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи в системе здоровьесбережения.
статья
Технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи в системе здоровьесбережения.
Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть
сильными и здоровыми, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.
Януш Корчак.
Современное развитие России сопряженно с модернизацией в сфере образования. Государство ставит перед образованием цель: формирование человека, эффективного в разных областях жизнедеятельности. Таким может быть человек, который нацелен на здоровый образ жизни.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Необходимость этого обозначается и в Федеральном государственном образовательном стандарте образования5, в котором выделена образовательная область «Физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи в системе здоровьесбережения. | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Зубова Т.А. инструктор по физической культуре, Каримова Е.Ю. воспитатель |
Технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи в системе здоровьесбережения.
Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть
сильными и здоровыми, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.
Януш Корчак.
Современное развитие России сопряженно с модернизацией в сфере образования. Государство ставит перед образованием цель: формирование человека, эффективного в разных областях жизнедеятельности. Таким может быть человек, который нацелен на здоровый образ жизни.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Необходимость этого обозначается и в Федеральном государственном образовательном стандарте образования5, в котором выделена образовательная область «Физическое развитие».
Реализация этой образовательной области предполагает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, овладения элементарными правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, полезных привычках, охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, поддержания семей воспитанников, в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья. Здоровьесбережение дошкольников включает укрепление их здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, воспитание культуры здорового образа жизни, формирование знаний об организме человека, факторах риска здоровья, профилактике заболеваний, а также о том, как сохранить здоровье, развитие навыков ведения здорового образа жизни. «Для того чтобы сохранить здоровье дошкольников, необходимо сформировать у них поведенческие привычки здорового образа жизни» (Полтавцева Н.В.)4
Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольника обусловлена:
- ухудшением детского здоровья, связанным с нестабильным социально-экономическим положением семей;
- экономическими кризисами, генетическими аномалиями;
- усилением действия на человека провоцирующих техногенных, экологических, психологических, военных факторов;
- интенсификацией учебного процесса.
Результаты исследований Кареповой Т. Г.1, Карповой Ю. В.2, Козловой А. В.3 свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в последние годы. На современном этапе существует необходимость подбора эффективных средств здоровьесбережения дошкольников. В этот возрастной период интенсивно развиваются органы, происходит становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности. Поэтому считаем целесообразным сформировать у дошкольников элементарные знания, начать вырабатывать практические навыки сохранения своего здоровья, сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Это оказывается эффективным, если взрослые, которые окружают ребенка, имеют единые воспитательные стратегии.
Для здоровьесбережения дошкольников важно установить взаимодействие ДОУ и семьи, поскольку здоровье детей во многом зависит от взаимных установок родителей (законных представителей) ребенка и воспитателей ДОО. Это взаимодействие будет оптимальным, если обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок здорового образа жизни.
К здоровьесберегающим технологиям мы так же относим технологии, направленные на решения задач сохранения, поддержания, и обогащения здоровья детей. В процессе проектирования здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения мы ориентируемся на исследования Д.В.Хухлаевой6, то есть общепринятый дошкольной педагогики аспектный подход к постановке целей и задач физического воспитания. Ею выделено три группы задач: оздоровительные (охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений), воспитательные (формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств), образовательные (формирование представлений о своем организме, формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе).
Для здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОО и семьи нам предоставляется важным решение следующих задач:
- подбор эффективных форм сотрудничества ДОО и семьи;
- соблюдение преемственности приобщения к здоровому образу жизни в ДОО и семье;
- разработка алгоритма взаимодействия ДОО и семьи.
Немаловажную роль в реализации задач здоровьесбережения играет согласованность действий всех участников образовательного процесса.
Но на первое место несомненно можно поставить сотрудничество воспитателя и инструктора по физической культуре в вопросах взаимодействия с семьей при решении единой цели: вырастить крепкое, сильное и здоровое поколение.
Инструктор по физической культуре выстраивает свою деятельность по следующим направлениям:
С педагогами:
- консультирует о роли воспитателя в оздоровлении детей при проведении занятий, режимных моментов;
- помогает воспитателям создать условия для самостоятельной двигательной активности через создание физкультурных уголков;
- оказывает помощь в подборе подвижных игр в соответствии с целями образовательной деятельности, возрастом и интересами детей;
- устраивает мастер-классы по различным техникам закаливания, изготовлению нестандартного физкультурного оборудования и др.
С детьми:
- внедряет инновационные формы и методы для развития физических качеств ребенка (сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений и др.);
- формирует двигательные навыки;
- развивает интерес к различным видам спорта;
- помогает сформировать привычку к здоровому образу жизни.
С родителями (законными представителями) воспитанников:
- совместными усилиями с воспитателем приобщает родителей (законных представителей) к формированию здоровьесберегающего пространства в семье;
- стимулирует родителей к занятию различными видами физкультуры и спорта и приобщению к ним детей;
- пропагандирует привычку здорового образа жизни.
Решение обозначенных задач мы осуществляем посредством следующих форм работы:
- индивидуальные и коллективные;
- наглядно-информационные;
- познавательные;
- информационно-аналитические;
- досуговые.
В зависимости от цели конкретного педагогического воздействия используем различные формы сотрудничества с семьями воспитанников. Для выявления интересов, актуальных проблем, запросов родителей, уровня их компетентности в вопросах здоровьесбережения дошкольников используем информационно-аналитические формы сотрудничества (опросы, анкетирования родителей, размещение «Ящиков доверия»). Через ящики доверия родители могут задавать интересующие вопросы, писать пожелания, давать оценку мероприятиям и т. д. Полученная информация используется для планирования и организации мероприятий по здоровьесбережению детей. С целью просвещения родителей по вопросам здоровьесбережения используются познавательные формы сотрудничества, основанные на организации коллективного общения. Важно, чтобы между воспитателями и родителями детей осуществлялся диалог, а также обмен информацией между родителями. Поэтому заранее сообщаем родителям тему предстоящей встречи, рекомендуем, в каких источниках можно ознакомиться с соответствующей информацией. В ходе мероприятий стараемся найти приемлемое для всех решение по актуальным вопросам здоровьесбережения детей. Наиболее эффективными являются активные формы работы, активирующие личный опыт родителей и профессиональный опыт педагогов, и требующие выражения человеком отношения и формулировки собственной позиции по здоровьесбережению.
Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам здоровьесбережения дошкольников мы начинаем с анкетирования родителей, направленного на определение их компетентности в вопросах здорового образа жизни (для организации педагогического просвещения) и получения запроса родителей на решение конкретных проблем. Далее анализируем соответствие условий здоровьесбережения детей. Совместно с медицинским работником анализируем состояние здоровья детей для определения группы здоровья и способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении. Информируем родителей о результатах педагогической диагностики, медицинского наблюдения и способах улучшения здоровья каждого ребенка. В ДОО создаем зоны различных видов двигательной активности, проведения закаливающих процедур, массажей, фитотерапии, мероприятий взаимодействия с родителями (спортивные праздники, мастер-классы, выпуск газет). Педагоги знакомят родителей с содержанием оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Через сайт ДОУ, социальные сети, размещение информации в родительском уголке, в информационных буклетах и т. д. Для обучения родителей различным способам оздоровления детей (ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, снижение эмоционального напряжения и т. д.) и пропаганды здорового образа жизни (необходимость соблюдения гигиенических норм, режима дня, правильного питания, закаливания, эмоционального комфорта и т. д.) организуются следующая деятельность: обмен семейным опытом ведения здорового образа жизни (оборудование спортивного уголка дома, создание копилки подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, профилактика гиподинамии, лишнего веса, формирование правильной осанки и т. д.). Создание семейных клубов по интересам «Вкус и польза», «Спортивная семья», «Неболейка». Распространение передового семейного опыта ведения здорового образа жизни (размещение материалов на сайте ДОО, социальных сетях, создание газет «Мы дружим со спортом», «Здоровый образ жизни», «Наши спортсмены-наша гордость» и информационных листков). Организация совместной деятельности с родителями и детьми в форме праздников, спортивных соревнований, дней здоровья. Традиционными развлечениями являются: «Мама, папа я-спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «Веселые старты», «Водные турниры», развлечения в бассейне «Остров сокровищ», «Космическое путешествие». Эффективность взаимодействия ДОО и семьи в решении вопросов здоровьесбережения дошкольников во многом зависит от взаимных установок педагогов и родителей.
В нашем ДОО выработана эффективная стратегия взаимодействия педагогов и родителей по здоровьесбережению дошкольников:
- педагоги пропагандируют опыт по воспитанию привычек здорового образа жизни родители поддерживают это дома;
- педагоги уделяют внимание приобретению детьми опыта ведения здорового образа жизни родители создают условия для здоровьесбережения дошкольников дома;
- педагоги просвещают родителей об играх и игрушках, являющихся педагогически ценными для укрепления здоровья, разъясняют негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и здоровье детей родители приобретают (изготавливают) настольные игры и инвентарь для формирования привычки к здоровому образу жизни;
- педагоги создают условия для рациональной двигательной деятельности детей в ДОУ родители по мере возможности заботятся о создании условий для ведения детьми здорового образа жизни дома.
Например, педагоги проводят информирование родителей о пользе активного отдыха на природе, правильном режиме дня дошкольника, профилактике нарушений осанки, заболеваний глаз, зубов. Родители соответственно, обеспечивают правильную организацию двигательной активности ребенка в семье, рационально организуют режим дня ребенка, создают дома условия для нормального развития детского организма (световой режим, правильное спальное место и т. д.), требуют соблюдать гигиенические нормы. Воспитатели демонстрируют детям примеры здорового образа жизни (встречи с интересными людьми, просмотр видеороликов, личный пример, поощрение), а родители реализуют дома семейные традиции занятий спортом, показывают свой личный пример.
Таким образом, технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи по здоровьесбережению дошкольников, правильный подбор организационных форм сотрудничества, соблюдение преемственности в приобщении к здоровому образу жизни в ДОУ и семье; наличие алгоритма взаимодействия ДОУ и семьи по здоровьесбережению дошкольников дают положительный результат в сохранении и укреплении здоровья детей.
Анализируя результаты работы по взаимодействию детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка можно сделать следующие выводы:
- У детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни является пример взрослого; появился интерес к формам и методам работы ДОУ по укреплению здоровья детей.
Литература
- Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование. — Волгоград: Учитель, 2014г. — 170 с.
- Карпова Ю. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет. — М.: Вентана- Граф, 2015г. — 440 с.
- Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2015г. — 112с.
- Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни ТЦ Сфера, 2012г. — 127с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Центр педагогического образования 2014г. —32с.
- Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика и психология Москва. Просвещение 1978, 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)
Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...
Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
В статье рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....
Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах ...
"Технология эффективного взаимодействия ДОУ с семьей"
Консультация для родителей...
Доклад «Система взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе здоровьесбережения дошкольников».
VII районные мартовские педагогические чтения...
Презентация: Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.
В дошкольном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была и остается приоритетной. Кроме того, в настоящее время в связи с катастрофическим ухудш...