Статья для сборника МО Технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи в системе здоровьесбережения.
статья

Зубова Татьяна Анатольевна

Технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи в системе здоровьесбережения.

                     Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…

           Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть                                   

                               сильными и здоровыми, только дети не знают, что для этого     надо делать. Объясни им, и они будут беречься.       
                                                  Януш Корчак.

Современное развитие России сопряженно с модернизацией в сфере образования. Государство ставит перед образованием цель: формирование человека, эффективного в разных областях жизнедеятельности. Таким может быть человек, который нацелен на здоровый образ жизни.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Необходимость этого обозначается и в Федеральном государственном образовательном стандарте образования5, в котором выделена образовательная область «Физическое развитие».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зубова Т.А. инструктор

по физической культуре,

Каримова Е.Ю. воспитатель

Технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи в системе здоровьесбережения.

                     Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…

           Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть                                  

                               сильными и здоровыми, только дети не знают, что для этого     надо делать. Объясни им, и они будут беречься.      
                                                 Януш Корчак.

Современное развитие России сопряженно с модернизацией в сфере образования. Государство ставит перед образованием цель: формирование человека, эффективного в разных областях жизнедеятельности. Таким может быть человек, который нацелен на здоровый образ жизни.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Необходимость этого обозначается и в Федеральном государственном образовательном стандарте образования5, в котором выделена образовательная область «Физическое развитие».

Реализация этой образовательной области предполагает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, овладения элементарными правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, полезных привычках, охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, поддержания семей воспитанников, в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья. Здоровьесбережение дошкольников включает укрепление их здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, воспитание культуры здорового образа жизни, формирование знаний об организме человека, факторах риска здоровья, профилактике заболеваний, а также о том, как сохранить здоровье, развитие навыков ведения здорового образа жизни. «Для того чтобы сохранить здоровье дошкольников, необходимо сформировать у них поведенческие привычки здорового образа жизни» (Полтавцева Н.В.)4 

Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольника обусловлена:

  • ухудшением детского здоровья, связанным с нестабильным социально-экономическим положением семей;
  • экономическими кризисами, генетическими аномалиями;
  • усилением действия на человека провоцирующих техногенных, экологических, психологических, военных факторов;
  • интенсификацией учебного процесса.

Результаты исследований Кареповой Т. Г.1, Карповой Ю. В.2, Козловой А. В.3 свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в последние годы. На современном этапе существует необходимость подбора эффективных средств здоровьесбережения дошкольников. В этот возрастной период интенсивно развиваются органы, происходит становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности. Поэтому считаем целесообразным сформировать у дошкольников элементарные знания, начать вырабатывать практические навыки сохранения своего здоровья, сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Это оказывается эффективным, если взрослые, которые окружают ребенка, имеют единые воспитательные стратегии.

Для здоровьесбережения дошкольников важно установить взаимодействие ДОУ и семьи, поскольку здоровье детей во многом зависит от взаимных установок родителей (законных представителей) ребенка и воспитателей ДОО. Это взаимодействие будет оптимальным, если обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок здорового образа жизни.

К здоровьесберегающим технологиям мы так же относим технологии, направленные на решения задач сохранения, поддержания, и обогащения здоровья детей. В процессе проектирования здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения мы ориентируемся на исследования Д.В.Хухлаевой6, то есть общепринятый дошкольной педагогики аспектный подход к постановке целей и задач физического воспитания. Ею выделено три группы задач: оздоровительные (охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений), воспитательные (формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств), образовательные (формирование представлений о своем организме, формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе).

Для здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОО и семьи нам предоставляется важным решение следующих задач:

  • подбор эффективных форм сотрудничества ДОО и семьи;
  • соблюдение преемственности приобщения к здоровому образу жизни в ДОО и семье;
  • разработка алгоритма взаимодействия ДОО и семьи.

Немаловажную роль в реализации задач здоровьесбережения играет согласованность действий всех участников образовательного процесса.

Но на первое место несомненно можно поставить сотрудничество воспитателя и инструктора по физической культуре в вопросах взаимодействия с семьей при решении единой цели: вырастить крепкое, сильное и здоровое поколение.

Инструктор по физической культуре выстраивает свою деятельность по следующим направлениям:

        С педагогами:

  • консультирует о роли воспитателя в оздоровлении детей при проведении занятий, режимных моментов;
  • помогает воспитателям создать условия для самостоятельной двигательной активности через создание физкультурных уголков;
  • оказывает помощь в подборе подвижных игр в соответствии с целями образовательной деятельности, возрастом и интересами детей;
  • устраивает мастер-классы по различным техникам закаливания, изготовлению нестандартного физкультурного оборудования и др.

С детьми:

  • внедряет инновационные формы и методы для развития физических качеств ребенка (сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений и др.);
  • формирует двигательные навыки;
  • развивает интерес к различным видам спорта;
  • помогает сформировать привычку к здоровому образу жизни.

С родителями (законными представителями) воспитанников:

  • совместными усилиями с воспитателем приобщает родителей (законных представителей) к формированию здоровьесберегающего пространства в семье;
  • стимулирует родителей к занятию различными видами физкультуры и спорта и приобщению к ним детей;
  • пропагандирует привычку здорового образа жизни.

  Решение обозначенных задач мы осуществляем посредством следующих форм работы:

  • индивидуальные и коллективные;
  • наглядно-информационные;
  • познавательные;
  • информационно-аналитические;
  • досуговые.  

В зависимости от цели конкретного педагогического воздействия используем различные формы сотрудничества с семьями воспитанников. Для выявления интересов, актуальных проблем, запросов родителей, уровня их компетентности в вопросах здоровьесбережения дошкольников используем информационно-аналитические формы сотрудничества (опросы, анкетирования родителей, размещение «Ящиков доверия»). Через ящики доверия родители могут задавать интересующие вопросы, писать пожелания, давать оценку мероприятиям и т. д. Полученная информация используется для планирования и организации мероприятий по здоровьесбережению детей. С целью просвещения родителей по вопросам здоровьесбережения используются познавательные формы сотрудничества, основанные на организации коллективного общения. Важно, чтобы между воспитателями и родителями детей осуществлялся диалог, а также обмен информацией между родителями. Поэтому заранее сообщаем родителям тему предстоящей встречи, рекомендуем, в каких источниках можно ознакомиться с соответствующей информацией. В ходе мероприятий стараемся найти приемлемое для всех решение по актуальным вопросам здоровьесбережения детей. Наиболее эффективными являются активные формы работы, активирующие личный опыт родителей и профессиональный опыт педагогов, и требующие выражения человеком отношения и формулировки собственной позиции по здоровьесбережению.

Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам здоровьесбережения дошкольников мы начинаем с анкетирования родителей, направленного на определение их компетентности в вопросах здорового образа жизни (для организации педагогического просвещения) и получения запроса родителей на решение конкретных проблем. Далее анализируем соответствие условий здоровьесбережения детей. Совместно с медицинским работником анализируем состояние здоровья детей для определения группы здоровья и способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении. Информируем родителей о результатах педагогической диагностики, медицинского наблюдения и способах улучшения здоровья каждого ребенка. В ДОО создаем зоны различных видов двигательной активности, проведения закаливающих процедур, массажей, фитотерапии, мероприятий взаимодействия с родителями (спортивные праздники, мастер-классы, выпуск газет). Педагоги знакомят родителей с содержанием оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Через сайт ДОУ, социальные сети, размещение информации в родительском уголке, в информационных буклетах и т. д. Для обучения родителей различным способам оздоровления детей (ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, снижение эмоционального напряжения и т. д.) и пропаганды здорового образа жизни (необходимость соблюдения гигиенических норм, режима дня, правильного питания, закаливания, эмоционального комфорта и т. д.) организуются следующая деятельность: обмен семейным опытом ведения здорового образа жизни (оборудование спортивного уголка дома, создание копилки подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, профилактика гиподинамии, лишнего веса, формирование правильной осанки и т. д.). Создание семейных клубов по интересам «Вкус и польза», «Спортивная семья», «Неболейка». Распространение передового семейного опыта ведения здорового образа жизни (размещение материалов на сайте ДОО, социальных сетях, создание газет «Мы дружим со спортом», «Здоровый образ жизни», «Наши спортсмены-наша гордость» и информационных листков). Организация совместной деятельности с родителями и детьми в форме праздников, спортивных соревнований, дней здоровья. Традиционными развлечениями являются: «Мама, папа я-спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «Веселые старты», «Водные турниры», развлечения в бассейне «Остров сокровищ», «Космическое путешествие». Эффективность взаимодействия ДОО и семьи в решении вопросов здоровьесбережения дошкольников во многом зависит от взаимных установок педагогов и родителей. 

В нашем ДОО выработана эффективная стратегия взаимодействия педагогов и родителей по здоровьесбережению дошкольников:

  • педагоги пропагандируют опыт по воспитанию привычек здорового образа жизни          родители поддерживают это дома;
  • педагоги уделяют внимание приобретению детьми опыта ведения здорового образа жизни   родители создают условия для здоровьесбережения дошкольников дома;
  • педагоги просвещают родителей об играх и игрушках, являющихся педагогически ценными для укрепления здоровья, разъясняют негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и здоровье детей   родители приобретают (изготавливают) настольные игры и инвентарь для формирования привычки к здоровому образу жизни;
  • педагоги создают условия для рациональной двигательной деятельности детей в ДОУ     родители по мере возможности заботятся о создании условий для ведения детьми здорового образа жизни дома.

Например, педагоги проводят информирование родителей о пользе активного отдыха на природе, правильном режиме дня дошкольника, профилактике нарушений осанки, заболеваний глаз, зубов. Родители соответственно, обеспечивают правильную организацию двигательной активности ребенка в семье, рационально организуют режим дня ребенка, создают дома условия для нормального развития детского организма (световой режим, правильное спальное место и т. д.), требуют соблюдать гигиенические нормы. Воспитатели демонстрируют детям примеры здорового образа жизни (встречи с интересными людьми, просмотр видеороликов, личный пример, поощрение), а родители реализуют дома семейные традиции занятий спортом, показывают свой личный пример.

Таким образом, технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи по здоровьесбережению дошкольников, правильный подбор организационных форм сотрудничества, соблюдение преемственности в приобщении к здоровому образу жизни в ДОУ и семье; наличие алгоритма взаимодействия ДОУ и семьи по здоровьесбережению дошкольников дают положительный результат в сохранении и укреплении здоровья детей.  

Анализируя результаты работы по взаимодействию детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка можно сделать следующие выводы:

  • У детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни является пример взрослого; появился интерес к формам и методам работы ДОУ по укреплению здоровья детей.

Литература

  1. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование. — Волгоград: Учитель, 2014г. — 170 с.
  2. Карпова Ю. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет. — М.: Вентана- Граф, 2015г. — 440 с.
  3. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2015г. — 112с.
  4. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни ТЦ Сфера, 2012г. — 127с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Центр педагогического образования 2014г. —32с.
  6. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика и психология Москва. Просвещение 1978, 272 с.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...

Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

В статье  рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....

Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах ...

Презентация: Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.

В дошкольном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была и остается приоритетной. Кроме того, в настоящее время в связи с катастрофическим ухудш...