Роль наблюдения в сенсорном развитии детей раннего возраста
материал (младшая группа)
Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_nablyudeniya.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль наблюдения в сенсорном развитии детей раннего возраста
«Прежде чем давать знания,
надо научить ребенка думать,
воспринимать, наблюдать»
В. Сухомлинский.
Развитие наблюдения и наблюдательности у детей традиционно считается в дошкольной педагогике одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.
Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
В сенсорном развитии детей условно можно выделить три этапа: 1 этап – непроизвольные наблюдения («Наблюдаю, потому что вижу, слышу»); 2 этап – произвольные наблюдения («Наблюдаю, потому что мне интересно»); 3 этап – экспериментирование («Наблюдаю, потому что хочу ответить на вопрос, подтвердить свою догадку»), который относится к детям среднего и старшего дошкольного возраста.
Чаще всего первым материалом, с которым встречаются дети в своей деятельности, является песок. Игры с песком начинают дети уже достигнув года.
Как показывает практика, у детей ещё не возникает в процессе деятельности познавательное отношение к названному материалу. Главное для них - содержание деятельности: например, изготовить «пасочку» из песка.
Действуя с этим материалом, дети не выделяют и не учитывают в своей деятельности его свойства и качества. И даже в том случае, если они не достигают цели, благодаря, например, сухости песка, то и тогда, как правило, они просто оставляют свое занятие, не связывая неудачи с особенностью материала и не выясняя у взрослого, почему в одних случаях из песка можно строить, а в других — нет.
Постановка познавательной задачи, очевидно, должна принадлежать взрослому.
Так, детям был предложен песок в двух бассейнах: в одном - сухой, в другом — сырой. Характерно, что дети не пытались выяснить разницу в материале и уверенно заявили, что будут делать «пасочки» в обоих бассейнах. Однако уже первые попытки показали, что «пасочки» формуются лишь в одном бассейне. Мной была использована эта ситуация для постановки задачи, почему из песка в одном бассейне «пасочки» получились, а в другом - нет. Дети явно заинтересовались, хотя ответить на этот вопрос сразу не смогли. Тогда мной было продемонстрировано сыпучесть сухого песка, а затем увлажнили его. После этого они с особым интересом играли с песком, многократно повторяя, что именно из сырого песка можно делать «пасочки».
Итак, в ситуации неудачи у детей возникает лишь некоторая растерянность, но отнюдь не познавательное отношение к факту. Но эта своеобразная ситуация позволяет взрослому поставить познавательную задачу перед детьми в связи с задачей деятельности. Стремление детей достичь желаемого результата и неудача в деятельности приводят к принятию и осознанию этой задачи.
Мне хотелось бы представить и другие наблюдения проведенные мной.
- Рассматривание клумбы в разное время года для формирования представлений о сезонных изменениях в природе.
- Наблюдение за птицами. Цель: учить узнавать и называть птиц, развивать речь посредством подражания.
- Наблюдение за насекомыми. Цель: формировать реалистические представления о природе. Закрепить желание наблюдать за насекомыми. Формировать представление о насекомых (маленькие, у них много лапок, у некоторых есть крылья, насекомые ползают, летают).
- Наблюдение за листопадом. Цели: учить определять признаки осени; — развивать наблюдательность.
- Наблюдение за водой. Цель: обогащать знания детей о воде как природном объекте, формировать понимание необходимости беречь воду.
- Наблюдение за льдом. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать представление о том, что лед скользкий, можно упасть; развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любознательность.
- Наблюдение за работой помощника воспитателя. Цель: дать детям представление о работе помощника воспитателя, вызывать уважение к труду взрослых.
Итак, сенсорное развитие ребенка раннего возраста - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Главное — грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
В статье рассказывается о роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста. Ранний возраст ( 2-4г ) - это благоприятное время для сенсорного развития детей, так как в эт...
Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
Методическая разработка "Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"...
Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
Роль дидактических игр и у...
"Роль блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей раннего возраста"
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка.Сенсорными эталонами являются: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) и вел...
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...
Тема: «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...
Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот же период важен для совершенствования деяте...