Роль наблюдения в сенсорном развитии детей раннего возраста
материал (младшая группа)

Троенко Марина Сергеевна

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_nablyudeniya.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Роль наблюдения в сенсорном развитии детей раннего возраста

«Прежде чем давать знания,

надо научить ребенка думать,

воспринимать, наблюдать»

В. Сухомлинский.

Развитие наблюдения и наблюдательности у детей традиционно считается в дошкольной педагогике одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

В сенсорном развитии детей условно можно выделить три этапа: 1 этап – непроизвольные наблюдения («Наблюдаю, потому что вижу, слышу»); 2 этап – произвольные наблюдения («Наблюдаю, потому что мне интересно»); 3 этап – экспериментирование («Наблюдаю, потому что хочу ответить на вопрос, подтвердить свою догадку»), который относится к детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Чаще всего первым материалом, с которым встречаются дети в своей деятельности, является песок. Игры с песком начинают дети уже достигнув года.

Как показывает практика, у детей ещё не возникает в процессе деятельности познавательное отношение к названному материалу. Главное для них - содержание деятельности: например, изготовить «пасочку» из песка.

Действуя с этим материалом, дети не выделяют и не учитывают в своей деятельности его свойства и качества. И даже в том случае, если они не достигают цели, благодаря, например, сухости песка, то и тогда, как правило, они просто оставляют свое занятие, не связывая неудачи с особенностью материала и не выясняя у взрослого, почему в одних случаях из песка можно строить, а в других — нет.

Постановка познавательной задачи, очевидно, должна принадлежать взрослому.

Так, детям был предложен песок в двух бассейнах: в одном - сухой, в другом — сырой. Характерно, что дети не пытались выяснить разницу в материале и уверенно заявили, что будут делать «пасочки» в обоих бассейнах. Однако уже первые попытки показали, что «пасочки» формуются лишь в одном бассейне. Мной была использована эта ситуация для постановки задачи, почему из песка в одном бассейне «пасочки» получились, а в другом - нет. Дети явно заинтересовались, хотя ответить на этот вопрос сразу не смогли. Тогда мной было продемонстрировано сыпучесть сухого песка, а затем увлажнили его. После этого они с особым интересом играли с песком, многократно повторяя, что именно из сырого песка можно делать «пасочки».

Итак, в ситуации неудачи у детей возникает лишь некоторая растерянность, но отнюдь не познавательное отношение к факту. Но эта своеобразная ситуация позволяет взрослому поставить познавательную задачу перед детьми в связи с задачей деятельности. Стремление детей достичь желаемого результата и неудача в деятельности приводят к принятию и осознанию этой задачи.

Мне хотелось бы представить и другие наблюдения проведенные мной.

  • Рассматривание клумбы в разное время года для формирования представлений о сезонных изменениях в природе.
  • Наблюдение за птицами. Цель: учить узнавать и называть птиц, развивать речь посредством подражания.
  • Наблюдение за насекомыми. Цель: формировать реалистические представления о природе. Закрепить желание наблюдать за насекомыми. Формировать представление о насекомых (маленькие, у них много лапок, у некоторых есть крылья, насекомые ползают, летают).
  • Наблюдение за листопадом. Цели: учить определять признаки осени; — развивать наблюдательность.
  • Наблюдение за водой. Цель: обогащать знания детей о воде как природном объекте, формировать понимание необходимости беречь воду.
  • Наблюдение за льдом. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать представление о том, что лед скользкий, можно упасть; развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любознательность.
  • Наблюдение за работой помощника воспитателя. Цель: дать детям представление о работе помощника воспитателя, вызывать уважение к труду взрослых.

Итак, сенсорное развитие ребенка раннего возраста - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Главное — грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста

В статье рассказывается о роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста. Ранний возраст ( 2-4г ) - это благоприятное время для сенсорного развития детей, так как в эт...

Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Методическая разработка "Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"...

"Роль блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей раннего возраста"

Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка.Сенсорными эталонами являются: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) и вел...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот же период важен для совершенствования деяте...