Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Методическая разработка "Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_muz-did_igry.doc | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
«Игра развивает индивидуальность;
играя, ребёнок учится воспроизводить
свои впечатления и идеи, поэтому игра-
могущественное орудие для укрепления
способности мыслить и для развития
сознания»
Э. Жак-Далькроз
Пояснительная записка.
Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Их главная задача – в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры, так как они доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Актуальность темы.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании детей раннего возраста в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально - сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.
В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.
Цель.
Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям раннего возраста активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительного методов музыкального воспитания.
Задачи:
- Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
- Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности;
- Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и минорном). Их различие в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые в образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. И те и другие направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств, передача мыслей, чувств, т.е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.
Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, слушании музыки, выполнении ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, помогает ребёнку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определёнными пространственными представлениями.
На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач:
- Развитие звуковысотного слуха.
- Развитие динамического слуха.
- Формирование тембрового восприятия.
- Совершенствование чувства ритма.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры должны быть красочно оформлены. В процессе пения они помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. Игры желательно проводить перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности, столь необходимой именно в пении.
Направления работы педагога
- Выявить особенности восприятия основных свойств музыкальных звуков детьми.
- Разработать систему игр, обеспечивающую последовательное музыкально-сенсорное развитие детей.
- Определить наиболее эффективные пути и методы освоения детьми музыкально-дидактических игр.
Этапы освоения музыкально-дидактических игр.
Для того, чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.
1 этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.
2 этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.
3 этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.
4 этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.
В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.
Заключение.
При определении значимости использования музыкально – дидактических игр в развитии дошкольников и анализе сценарных планов становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально – сенсорные способности у всех детей без исключения - это не пройдет бесследно для их последующего музыкального развития. Соответственно, развивающая функция музыкально – дидактических игр очень важна.
Через использование в работе музыкально – дидактических игр стремлюсь помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально – сенсорных и творческих способностей. При проведении данных игр необходимо применять наглядный вспомогательный музыкальный материал, через который в простой, доступной, игровой форме дать детям представления о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально – сенсорных. Развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения воспитателя, музыкального руководителя и осуществляться различными методами и средствами, в которых важная роль отводится музыкально – дидактическим играм.
Перспективное планирование музыкально-дидактических игр.
Месяц | Этапы освоения муз-дидактических игр | ||
1, 2 | 3 | 4 | |
сентябрь | «Птица и птенчики» | ||
октябрь | «Кто в домике живет» | «Птица и птенчики» | |
ноябрь | «Колобок» «Кто как кричит» | «Кто в домике живет» | «Птица и птенчики» |
декабрь | «Найди игрушку» | «Колобок» «Кто как кричит» | «Кто в домике живет» |
январь | «Долгий-короткий» | «Найди игрушку» | «Колобок» «Кто как кричит» |
февраль | «Теремок» «Чудесный мешочек» | «Долгий-короткий» | «Найди игрушку» |
март | «Бубен» «Угадай, на чем играю» | «Теремок» «Чудесный мешочек» | «Долгий-короткий» |
апрель | «Нам игрушки принесли» «Солнышко и дождик» | «Бубен» «Угадай, на чем играю» | «Теремок» «Чудесный мешочек» |
май | «Гром и дождик» | «Нам игрушки принесли» «Солнышко и дождик» | «Бубен» «Угадай, на чем играю» |
Список используемой литературы.
- С.Л. Новосёлова «Дидактические игры с детьми раннего возраста»;
- М.Б. Зацепин «Музыкальное воспитание в детском саду»;
- В.А. Запорожец «Музыкально – дидактические игры»;
- В.А. Запорожец «Волшебный мешочек»;
- Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»;
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
- Е.Ю Матвиенко «Музыкальная предметно – развивающая среда»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
В статье рассказывается о роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста. Ранний возраст ( 2-4г ) - это благоприятное время для сенсорного развития детей, так как в эт...
Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
Роль дидактических игр и у...
"Роль блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей раннего возраста"
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка.Сенсорными эталонами являются: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) и вел...
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...
Тема: «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...
Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста
Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию днтей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
Роль музыкально-дидактических игр заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игр...