Пути и средства формирования интереса к изобразительному искусству через различные виды художественной деятельности
материал
.Издавна человечеству необходимо было найти способ обогащения и коррекции жизненного опыта отдельного человека. Искусство и стало средством сохранения и передачи опыта рационального и эмоционального.
Искусство - это вид человеческий деятельности, сознающий целостную картину мира в единстве мысли и чувства в системе эмоциональных образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_interesa_k_izo_isskustvu.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути и средства формирования интереса к изобразительному искусству через различные виды художественной деятельности
Интерес является важнейшей побудительной силой к приобретению знаний к решению кругозора человека, к обогащению содержания его жизни.
Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делает жизнь человека серой и бессодержательной.
Интерес прежде всего можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему развитию и изучению, познанию их существенных свойств (над проблемой изучение интересов личности работали ученые Выготский Л.С; Веккер Л.М;. Коломинский Я.Л;)
Издавна человечеству необходимо было найти способ обогащения и коррекции жизненного опыта отдельного человека. Искусство и стало средством сохранения и передачи опыта рационального и эмоционального.
Искусство - это вид человеческий деятельности, сознающий целостную картину мира в единстве мысли и чувства в системе эмоциональных образов.
Именно оно обладает предельно широким спектром воздействия на развитие и формирование личности в силу объединения в нем всех видов деятельности: ценностно - ориентационный, созидательный. Л.С Выготский, что все прикладное значение искусства, в конечном счете, сводится к его воспитательному действию.
Поэтому, необходимо, начиная с истоков детства, показывать ребенку мир с любовью и ценить все проявления этой жизни.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом нового поколения, задачи изучении курса изобразительного искусства в контексте основных педагогических задач образовании следующие:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). ФГОС дошкольного образования. Новая система координат, призывает, прежде всего ценить, а не оценивать ребёнка.
Изобразительное искусство имеет большое значение в решении задач эстетического восприятия, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Это способность, дающая возможность в мир художественной культуры, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)
Условия формирования интереса у дошкольников
Одним из условий формирования интереса у дошкольников является предметно – развивающая среда. Не требует особых доказательств утверждение о том, что самые ценные и прочные знания добываются ребенком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Однако мы, педагоги-практики, часто недооцениваем значимость самостоятельной исследовательской познавательной деятельности ребенка и, обучая детей конкретным навыкам, часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Родители же детей, в свою очередь, считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша многочисленными запретами («не лезь», «не тронь», «не рви», «отойди», «положи на место») и не вниманием к детским вопросам, полагая, что какие-то вещи ребенку знать ёще рано.
Изучая эти проблемы, ученые пришли к выводу о том, что нереализованная исследовательская деятельность оборачивается беспомощностью человека при столкновении с жизненными трудностями, а если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы.
Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениями навыкам исследовательского поиска, подготовка ребенка к исследовательской деятельности.
По мнению ученых, особая роль в исследовательской практике детей принадлежит творческому мышлению. Это подтверждают труды доктора педагогических наук А. В. Савенкова, который выделил образное мышление в процессе развития умений и навыков исследовательского поиска и предложил широко использовать изобразительную и другие виды художественной деятельности детей.
Посмотрим, какова же роль изобразительной деятельности в формировании опыта исследовательского поведения дошкольников.
Поскольку мы говорим о самостоятельной деятельности детей, понимаем, что она происходит в определенной среде, которая является своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.
Попробуем рассмотреть развивающую предметно-пространственную среду, как поисковое «поле» ребенка. Это среда, в которой ребенок ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия.
Предметно-развивающую среду в группе целесообразно проектируют в виде художественно-творческого комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка.
Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные печатки – поролоновые, из пенопласта и других материалов, ватные палочки, разные виды кистей, заостренные палочки, разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дают возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.
В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты.
Тогда у детей формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. Продолжает развиваться художественное творчество.
В работе с детьми необходимо следовать следующим условиям:
- выделять различные пути формирования мотивации (через организацию разных видов деятельности, общения и через осознание эталонов, норм мотивационных установок) ;
- обеспечивать целостное и поэлементное формирование мотивации;
- подчеркнуть целесообразность изучения мотивации в ее формировании (изучение исходного уровня, динамики, появление качественных изменений, структурных новообразовании и выявление их устойчивости) ;
- использовать для этого совокупности диагностических методических приемов, позволяющих объективировать изменения в мотивационной сфере. При формировании интереса важно не только изучать, но и корректировать, отдельные стороны ее развития, сопоставлять стратегию формирования мотивации и ходе исследования и в процессе воспитания. При этом необходимо учитывать систему показателей, параметров при оценке параметров результативности формирования мотивации.
Список литературы
1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др.; Под. Ред.А.В.Петровского – М.: Просвещение, 2015.
2. Григорьева Г.Г.Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2007.272с.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество М.,- Педагогика 1990.
4. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника
Оглавление Введение…………………………………………………………………………....3Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника…………………………………..5Проект «Умелые...
Формирование дошкольников представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения через различные виды детской деятельности.( описание опыта работы)
Развитие у дошкольников необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах....
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности
Театральное искусство поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий мир, оно оказывает огромное влияние на формирование духовной жиз...
Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"
По ряду причин, музыкальные руководители, как правило, уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются на праздниках, конку...
Педагогический опыт «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».
Тема моего педагогического опыта: «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Эту...
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....