"Методы цветотерапии, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ"
материал (старшая, подготовительная группа)

В материале представлены методы цветотерапии, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы цветотерапии, используемые в работе с дошкольниками (из опыта работы)

1. Очки с цветными стеклами.

При таком способе цветовые волны проникают через цветные стекла очков и воздействуют непосредственно на мозг, что вызывает воздействие его на определенный орган и определенные реакции организма.

2. Цветная вода

Вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определенные химические свойства, приобретая свойства цвета. Как установили ученые, вода имеет память и еще массу других чудесных свойств. Эти свойства можно использовать на свое благо. Очень удобны и эффективны цветные подставки (это могут быть салфетки, цветная бумага или картон), на которых,  свободно помещается стакан с водой. Вода прекрасно воспринимает информацию. "Цветную" нужно пить не спеша, мелкими глотками. Жидкости, заряженные в емкостях теплого спектра, следует принимать в первой половине дня, а холодного – во второй.

-Так же, в уголке уединения мы используем «цветные» подушки.

-Для улучшения аппетита – салфетки и салфетницы оранжевого цвета.

-Для расслабления и спокойного сна – постельное белье зеленого цвета.

-Для улучшения умственной активности на занятиях – розетки желтого цвета.

-Так же, на занятиях мы используем цветные физминутки.

Использование цветотерапии в  воспитательно-образовательном процессе и режимных моментах,  положительно воздействует на общее самочувствие детей

В результате обследования  состояния эмоционального самочувствия детей и познавательной сферы, проведенного в конце года в подг.гр, было выявлено, что  большинство детей (68%) находятся в спокойном эмоциональном состоянии, что положительно повлияло на познавательную сферу – это подтверждают результаты обследований знаний, умений и навыков.

На основании полученных данных 6 % детей имеют высокий уровень развития, 94 % детей средний уровень, детей с низким уровнем нет.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что,  использование  программы Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», а так же методов саморегуляции и релаксации в комплексе с цветотерапией, повлияло на развитие у детей положительного эмоционального состояния, а это, в свою очередь, повлияло на познавательную активность детей.  

Мы считаем, что педагогам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной  педагогике.

Это интересно или с чего начать?

                                                                                      «…Не существует плохих цветов.

                                                                                      У каждого цвета свои специфические

                                                                                      свойства и сила.

                                                                                      Цвет воздействует на эмоциональный

                                                                                      настрой человека независимо от того,

                                                                                      ощущает ли человек его воздействие.

                                                                                      Здоровый уравновешенный человек

                                                                                      находится в гармонии со всеми        

                                                                                                                             цветами…»

                        Н. М. Погосова

Для начала, в это просто надо поверить и самому в этом убедиться. А убедиться достаточно легко – просто обратите внимание на то, какой цвет у вашего ребёнка самый любимый. Обычно дети называют яркие цвета – красный, жёлтый, оранжевый.  В этом выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём и потрясающему умению радоваться жизни. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.

Схожи с синим и голубым по действию и фиолетовый и сиреневый. Стоит обратить особое внимание на то, если ребёнок стремится ко всему фиолетовому или сиреневому. Возможно, он ищет не покоя, а просто, таким образом, подсознательно сигнализирует о душевном дискомфорте. Лечение синим цветом – особенно благотворное.

Зелёный цвет хорош при переутомлении и головной боли. Ему также дано стабилизировать кровяное давление и усмирять нервные срывы, бороться с хронической усталостью, правда, многие находят этот цвет скучным и вгоняющим в тоску, поэтому не переусердствуйте.

Жёлтый цвет  Если долго смотреть на жёлтый, то плохие мысли скорей покинут голову. Вы заметили, что в школах почти все кабинеты окрашены в жёлтый цвет? Именно так дизайнеры стараются пробудить больше положительных мыслей в головах цвет ребёнок усталых учеников.

Оранжевый цвет помогает улучшить пищеварение, и полезен при нарушениях в системе желудочно-кишечного тракта. Диетологи отметили способность оранжевого стимулировать аппетит – это тоже можно взять на заметку.

А как именно лечиться цветом? Купить ребёнку жёлтое пальто и оранжевые варежки? Не стоит понимать всё буквально. Цвет и ребёнок должны гармонировать. Дети вообще в большинстве своём равнодушны к одежде, поэтому для них лучше подойдут яркие игрушки. Используйте нужный цвет в обоях в комнате малыша или в элементах отделки. Продаются даже специальные линзы для лечения, они вставляются в специальную лампу.

Используйте тот цвет, в котором ребёнок больше всего нуждается.

Для улучшения своего самочувствия очень эффективна вода, которая заряжена определенным цветом. Если Вы с кем-то крупно поссорились, возбуждены, раздражены, выпейте несколько глотков из стакана, который стоял на подставке зеленого цвета. После того, как немного успокоитесь, можно прибегнуть к помощи розового цвета. Таким образом, Вы избавитесь от остатков напряжения.

Подобным образом работает и голубой цвет, но он не только снимает остроту конфликта, а вообще может предотвратить его. Помните об этом, накрывая на стол перед приходом родственников, визит которых может закончится хлопаньем дверью, - поставьте на стол воду на голубой салфетке.

Бывает, что после неприятного события или досадной неудачи никак не удается успокоиться: Вы мучаете себя, прокручивая ситуацию в голове снова и снова, проигрывая как все было. В таких случаях поможет лимонный цвет. При потере близких, когда горе так велико, что человек не знает, как жить дальше, необходимо воспользоваться подставкой лимонного цвета. Этот цвет также помогает укрепить память. "Лимонную" воду полезно пить накануне экзаменов.

При ежедневной работе на компьютере хорошо иметь рядом с собой стакан воды на бирюзовой подставке и почаще пить глоток за глотком. Бирюзовый цвет защищает от радиактивности , от так называемого "электрического тумана" и от теплового излучения компьютера. "Бирюзовая" водаспособна сотворить чудо - она поможет на экзамене или докладе без труда подобрать нужное слово.

Если Ваш ребенок отправляется в школу на контрольную работу, предложите ему немного воды, "приправленной" энергией желтого цвета. Желтый способствует генерации блестящих идей, стимулирует духовную деятельность.

Ну, а если Вы страдаете чрезмерным аппетитом, то позвольте позаботиться о Вас цвету индиго. Каждодневно выпиваемые 2 стакана воды, стоящие на подставке цвета индиго, постепенно обуздают Ваш аппетит. Если Вы переутомились - выпейте глоток воды из "красного стакана". Вы сразу ощутите прилив энергии.  Если Вы в годах и кажетесь себе безнадежно старым и слабым, красный цвет поможет Вам "омолодиться" и вновь ощутить полноту жизни.

Несколько глотков "заряженной" фиолетовым цветом, помогут выйти Вам из заколдованного круга гнетущих мыслей, очистят селезенку и сделают гармоничной работу полушарий гармоничной. Воздействие оранжевого цвета часто становится первым толчком к позитивным переменам. А также улучшают аппетит Вашего малыша.

Как видите, приемы цветотерапии просты и при этом очень эффективны. Проверьте сами, и Вы убедитесь в этом. Подставки для заряженной воды Вы можете сделать сами, главное, чтобы материалы были натуральными, а цвета чистыми, приятными глазу.

   

«Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении – гармония в жизни»

                                                                                                           Известный постулат японских педагогов

И помните –

полезно и приносит добро всё, во что мы искренне верим!

Используемая литература

1.  Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или Цветотерапия в нашей жизни.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-256 с.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М. - 1965. - 318с.

3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М. - 284с.

 4. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия. - 2000. - 400с.

 5. Поваляева М.А. Педагогическая диагностика и коррекция речи. - Ростов н/Д. - 1997. - 296 с.

6. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех.-СПб.: Питер, 2007.-96 с.

7. Егорова Е. Процветание по Максу Люшеру.- СПб.: Питер, 2007.-160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста

в материале представлены примеры использования  методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....

метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

·      Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.         В связи с большим объемом познавательн...

"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)

МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...

Формы образовательной деятельности, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательную деятельность с детьми подготовительной группы я реализую с ипользованием ниже представленных форм и методов работы. Все представленные формы и методы  соответствуют возрастным и и...