Семинар Профориентация в детском саду
консультация (подготовительная группа)

Адарченко Наталья Анатольевна

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы дошкольных образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что профориентационную мотивацию необходимо закладывать в детском саду.В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.В статье предаствлены задачи по каждой возрастной группе, выделены  пути реализации задач, педагигические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_v_detskom_sadu.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы дошкольных образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что профориентационную мотивацию необходимо закладывать в детском саду.

Что такое профессиональная ориентация детей дошкольного возраста? Это «начальный этап» подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

      В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. Социализация – процесс усвоения определенных представлений, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Главная цель социализации – становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры. Неотъемлемой частью общекультурной среды, формирующей целостный жизненный опыт ребёнка в социальной сети, является профориентация, которая позволяет ребёнку принимать мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ одним из основных направлений развития и образования детей выделено социально-коммуникативное развитие. Содержание этой образовательной области направлено на «…формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества…». Дошкольная образовательная организация как социально – педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней профориентации детей.

ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода: младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада). Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

 Задачи работы: -формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; -учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; -обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; -развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

  • формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
  • формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
  • формировать первичные представления о мотивах труда людей;
  • формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
  • учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат.

 Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

 Задачи работы с детьми 5-6 лет:

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
  • расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
  • формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; -систематизировать знания о труде людей в разное время года;
  • знакомить с трудом людей творческих, военных профессий.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

  • расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
  • расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
  • расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
  • формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий. Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
  • ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
  • называет профессии разных сфер экономики; -различает профессии по существенным признакам;
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; -объясняет роль труда в благополучии человека; -моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; -участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; -эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту

Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

Ознакомление детей с трудом взрослых и профессиями не выделяется в качестве самостоятельной образовательной задачи, а осуществляется попутно и в ограниченном масштабе, реализуясь через:

  • присущие дошкольному возрасту виды детской деятельности (игровая, трудовая, музыкальная, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, конструирование, восприятие художественной литературы).
  • процесс специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений и т.д.

Педагогические технологии профориентационной работы с дошкольниками

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова). Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям дошкольного возраста типы исследования: • опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений; • лэпбук- систематизация материала по конкретной теме с целью закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности.

 3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Я. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н Михайленко). Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) 9 действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: мультимедийные проекторы, ноутбуки, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера. Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить: мультимедийные презентации (это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов); виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).

Эффективным средством, содействующим решению задач ранней профориентации, является проектная деятельность, которая поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей и родителей, а также заинтересовать их, увлечь этой деятельностью. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада, становится интересным и увлекательным процессом. Эта деятельность объединяет педагогов, детей, родителей, открывает возможность работы в коллективе, сотрудничестве, планировании своей работы. Каждый ребенок, участвуя в проектной деятельности, может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит проявить уверенность в своих силах.

Создание условий для ранней профориентации дошкольников в ДОУ

1. Образовательный процесс профориентационной направленности

2. Трудовое воспитание в семье

3. Правильно созданная предметно-развивающая среда

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме ранней профориентации

5. Социальное партнёрство с образовательными и культурными учреждениями обогащает систему работу по ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях. Социальное партнёрство предполагает использование следующих форм работы: организация экскурсий, встречи с представителями разных профессий, досуговая деятельность привлечением организаций-партнёров.

6. Сотрудничество с семьями воспитанников предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет выстроить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту. Неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий оказывают родители. Яркие впечатления, полученные в процессе исследовательской деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.

7. Немаловажным условием осуществления профориентационной деятельности является использование в работе средств и методов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В дошкольном образовательном учреждении дети получают знания путем восприятия предметов, при общении с воспитателем, а также при участии в практической деятельности

Деятельность по созданию условий ранней профориентации дошкольников должна строиться с соблюдением следующих принципов:

Учёт индивидуальных особенностей ребенка, отношение к нему как к полноправному члену воспитательного процесса.

  • Принцип непрерывности развития личности, который объясняет механизмы развития личности.
  • Принцип доступности. Все материалы, которыми оперирует дошкольник понятны ему в соответствии с принципом доступности.
  • Принцип научности. Дошкольник получает достоверные ответы на возникающие вопросы.
  • Принцип открытости. Ребенок принимает участие в каком-либо мероприятии по желанию
  • Принцип диалогичности. Воспитанник проявляет активность и коммуникабельность при выполнении какой-либо трудовой задачи. Образовательный процесс происходит в форме диалога, который рассматривается как социокультурное явление, позволяющее ввести ребенка в социальный мир.
  • Принцип наглядности предполагает создание оптимальных условий для организации восприятия детьми окружающего мира с помощью разных органов чувств.
  • Принцип связи образования с жизнью. Данный принцип обязывает педагогов к проектированию содержания образования в соответствии с современными научными представлениями об окружающем мире (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей) и подразумевает точность понятий и терминов (слов), отражающих не архаичный, а современный мир профессий, его технологизацию, а также ориентацию на профессии будущегj
  • Принцип рефлексивности. Ребенок проявляет осознанность в социальном окружении.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок, встречи с интересными людьми;
  • рассказы воспитателей и родителей, беседы;
  • организованная образовательная деятельность;
  • игры, праздники и развлечения;
  • самостоятельная деятельность детей.
  • чтение художественной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • фотовыставки, выставки репродукций и работ детей;
  • занятия по интересам;
  • продуктивная деятельность.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Создание предложенных условий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть креативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, креатив. Это поможет их дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет приносить удовлетворение и радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быль о потерянном времени или Профориентация в детском саду

В данной статье рассматриваются практические рекомендации по элементарному освоению актуальных профессий современности....

Статья о ранней профориентации в детском саду

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов ,новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим м...

Новый взгляд на профориентацию в детском саду.

Профориентация дошкольников  - новое, мало изученное направление в дошкольном образовании.     Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – эт...

Работа по ранней профориентации в детском саду на логопедических занятиях

Практика в области оказания педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в работе по ранней профориентации....

Проект по профориентации "Профессии детского сада"

Цель проекта:Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, работающих в детском саду, используя для этого разные формы работы....

Раняя профориентация в детских садах столицы Республики Чувашии

В рамках преемственности по ранней профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, и первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях, име...