Новый взгляд на профориентацию в детском саду.
статья по окружающему миру (старшая группа)
Профориентация дошкольников - новое, мало изученное направление в дошкольном образовании. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Ранняя профессиональная ориентация в ДОУ направлена на создание и внедрение комплекса психолого-педагогических инструментов и методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на формирование профессионально ориентированных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_vzglyad_na_organizatsiyu_proforientatsionnoy_raboty.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Новый взгляд на организацию профориентационной работы
в детском саду
Профориентация дошкольников - новое, мало изученное направление в дошкольном образовании. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Ранняя профессиональная ориентация в ДОУ направлена на создание и внедрение комплекса психолого-педагогических инструментов и методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на формирование профессионально ориентированных интересов.
Скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Работа в данном направлении обусловлена следующими факторами:
- Дошкольный возраст наиболее благоприятен для образовательного воздействия, дети любопытны, при правильном подходе они проявляют активный интерес к различным видам работы и творчества;
- Дошкольный возраст является важной частью общей системы технического образования и должен осуществляться на адекватной педагогической основе при соответствующей организационной поддержке.
Раннее профессиональное ориентирование должно:
дать ребенку первое и максимальное понимание профессий;
формировать эмоционально-позитивное отношение к работе и профессиональному миру у ребенка;
дать ребенку возможность использовать свои сильные стороны в игровых действиях, для того чтобы ребенок в подростковом возрасте мог более профессионально анализировать профессиональный мир и чувствовать себя увереннее в выборе карьеры.
Работа по профориентации требует планомерности, систематизации и углубленной работы
Так как игра - ведущий вид деятельности ребенка, то сюжетно-ролевые игры естественным образом формируют представления о профессиях. Для ребенка основным источником развития сюжетов ролевых игр является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников,
Главная особенность ролевой игры - это наличие воображаемой ситуации. Мнимая ситуация состоит из действий и ролей. Сюжет игры - это серия событий, объединенных жизненно важными связями. Содержание игры это вид действий и отношений, которые связывают участников событий друг с другом. Ролевая игра - это форма моделирования ребенком , особенных социальных отношений, где импровизация, не подчиняется строгим правилам и неизменным условиям. Дети играют, чувствуют и действуют произвольно, как действуют люди, чьи роли они берут на себя . Воспитатель в игре может быть : прямым участником. консультантом, помощником. Но во всех случаях педагог, который уважает планы и устремления детей, не подавляя их инициативы и независимости, влияет на содержание игр, создает условия для их организации, и способствует развитию изобретательности и творчества детей. В играх педагог изучает интересы и индивидуальные способности каждого ребенка, в соответствии с их опытом, находит правильные пути и средства для развития их личности, и это может быть первым шагом в профориентации ребенка дошкольника. Проблема ранней профориентации детском саду является новаторской. Цель ранней профориентации- это социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и работой взрослых.
Методы организации сюжетно-ролевых игр:
1Экскурсии;
2. Организация встреч с людьми разных профессий ;
3. Чтение литературы, отражающей социальную направленность работы взрослых;
4. Беседы, рассказы педагога с использованием иллюстративного материала о работе взрослых;
5. Рассказы педагога по специально подобранным фотографиям, репродукциям изображений о профессиях родителей ;
6. Составление детьми рассказов по конкретным темам, связанных с наблюдениями за работой взрослых.
Важно, чтобы ребенок с раннего возраста относился с уважением к людям всех профессий и понял, что профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
В своей работе мы руководствуемся принципами:
- Актуальность: изучение профессий наиболее распространенных в современном мире и в перспективе;
- Трансформация: игровой уголок оборудуется, наполняется атрибутами изучаемой в данный момент профессии.
- Действительность: организация сюжетно-ролевых игр должна быть максимально приближена к действительности
- Доступность: дети могут сами организовать игру, используя имеющееся оборудование.
Примеры сюжетно-ролевых игр, направленных на раннюю профориентацию детей.
- Сюжетно - ролевая игра «Магазин бытовой техники»
Цель: познакомить детей с организацией работы магазина бытовой техники, расширить представления о труде работников магазина.
Задачи: - обогащать знания детей о бытовой технике, дать понятие о предназначении и способах применения различной бытовой техники, о профессии продавца бытовой техники;
- закреплять умения детей выполнять игровые действия, соответственно принятой на себя роли; - учить детей самостоятельно развивать сюжет игры «Магазин бытовой техники». Предварительная организационная работа:
- изготовлены атрибуты: ценники, чеки, вывеска магазина « Электроник»; - для работников магазина была подобрана специальная одежда в виде футболок одного цвета, а также приобретены бейджики с указанием занимаемой должности;
- тщательным образом был подобран ассортимент магазина (максимально реально приблизили его к действительности);
- с детьми проведены беседы « Что такое бытовая и электронная техника?», «Профессия продавец» « Что можно купить в магазине бытовой техники?»;
- просмотр и обсуждение мультфильма «Фиксики»;
- составляли рассказы о бытовой технике, которой родители разрешают детям пользоваться, поговорили о правилах соблюдения безопасности в процессе использовании бытовой техники;
- проведены игры: игра-занятие «Маршрут товара», дидактическая игра «Товар и цена»; дидактические игры «Кому что надо для работы», «Найди лишний предмет», «Разрезные картинки».
После того как была проведена подготовительная работа, дети учились игровым приемам: пользоваться кассовым аппаратом, рацией, рекламировать товар, предлагать помощь в выборе техники, раскладывать товар на полках, следить за порядком в магазине, кратко описывать товар.
Действия, выполняемые детьми в ходе игры:
Продавец-консультант:обслуживает покупателей, готовит товар к продаже, рекламирует, указывая на электротовары, отвечает на вопросы покупателей, выписывает счёт, направляет покупателя в кассу для расчёта, заполняет гарантийный талон, упаковывает товар, благодарит за покупку.
Продавец-кассир: ищет продаваемый товар в базе в компьютере, считает на калькуляторе стоимость покупки, пробивает чек, просит предоставить дисконтную карту, считает деньги, отсчитывает сдачу, направляет за товаром к консультанту, благодарит за покупку.
Покупатель: интересуется ассортиментом, представленным в магазине, выбирает товар, задаёт вопросы продавцу-консультанту, интересуется гарантиями, сроком службы, функциями товара, стоимостью, рассчитывается за покупку, считает сдачу, благодарит продавца.
Охранник: проверят соответствие товара и счета
- Сюжетно- ролевая игра «Библиотека»
Цель: Познакомить детей с новой профессией, расширять кругозор детей.
Задачи :
-расширять представления детей о профессиях работников библиотеки, побуждать познавательный интерес, подвести к пониманию важности труда библиотекаря;
-развивать у детей творческое воображение, способность развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты;
-формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
Предварительная организационная работа:
Дети с родителями посетили детскую библиотеку. Проведены беседы: «Зачем нужна библиотека», «Какие бывают книги», «Профессия – библиотекарь», рассматривали иллюстрации по теме «Библиотека. Для того чтобы вызвать больший интерес к игре родителям и детям было предложено пополнить содержание библиотеки книгами и журналами из домашних библиотек. Дети самостоятельно изготовили абонементы читателя и наклеили на книги формуляры.
Для организации игры в библиотеку был пререоборудован книжный уголок. Оформлена выставка « Детские писатели».
Игровые роли:
Заведующая библиотекой
Библиотекари
Читатели
Игровые действия:
Библиотекари:
Оформление формуляров, приём библиотекарем заявок на книги, подбор и выдача книг читателям, работа с картотекой читателей
Заведующая библиотекой:
Заказ новых книг и составление накладной на книги, приём новых книг по накладной /с использованием детского компьютера/,систематизация новых книг по темам, оформление книжной выставки «Детские писатели»
Читатели: Посещение читательского зала /просмотр журналов;выбор книг для чтения. рисование картинок по прочитанных книгам
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Цель:
- Познакомить детей с организацией «Почта», профессией «Почтальон», работниками почтовой службы.
Задачи:
-Формировать представления о том, как письма, посылки и бандероли попадают в другие города и страны.
- Дать представление об услугах, предоставляемых почтовой службой.
- Формировать уважительное отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми
-Создать условия для совместной игры, развивать умение детей разворачивать сюжет.
- Активизировать словарь за счёт существительных (почта, почтальон, посылка, телеграмма, бандероль) и глаголов (послать, передать, отослать, отправить, написать).
Предварительная организационная работа:
-изготовление атрибутов: оформление почтового отделения, изготовление почтового ящика из картонной коробки, изготовление сумки почтальона и посылок из различных коробок.
Беседа с детьми: воспитатель рассказывает, что без почты людям сложно общаться, так как они живут в разных концах не только нашей страны, но в разных концах мира. Из газет мы узнаем о новостях и событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом. В стране выходит много разных газет и журналов, люди пишут друг другу письма, и всю эту корреспонденцию нужно успеть своевременно доставить читателю. Работа на почте очень ответственная, поэтому все сотрудники должны работать внимательно.
Просмотр и обсуждение презентация «Как работает почта», мультфильма «Почта»; чтение стихотворения С.Я. Маршака «Почта»; рассматривание иллюстраций о профессии «Почтальон», рассматривание почтовых конвертов и марок, коллекций открыток, собранных детьми.
Работы с родителями родителей: попросить их посетить вместе с детьми почтовое отделение
Игровые действия:
Приемщик оформляет посылки, бандероли, письма.
Оператор продаёт газеты и журналы, открытки.
Посетители отправляют посылки; оплачивают квитанции за услуги ЖКХ. Покупают конверты, газеты и открытки. Соблюдают правила поведения в общественном месте.
Почтальон получает корреспонденцию, разбирает и разносит по адресам.
4.Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов и подарков»
Цель: познакомить детей с организацией работы магазина цветов и подарков расширить представления о труде работников магазина.
Задачи:
- Обучать детей умению принимать на себя роль флориста, использовать в игре названия разнообразных комнатных, садовых растений, составлять букеты, учить детей правильно выбирать подарки, ориентируясь на вкус и предпочтения «покупателей», а так же умение красиво и эстетично оформлять подарки. - Воспитывать внимательное отношение к покупателю. - Вызывать дружелюбное отношение к покупателям, воспитывать уважение к разным профессиям.
Предварительная организационная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах, рассматривание альбома «Цветы»; чтение литературы о различных видах цветов и по уходу за ними. Дать детям понятие того, что цветы можно дарить не только срезанные, но и в горшочках. Учить детей общению между собой, а так же со взрослыми. Предложить родителям, посетить с детьми цветочные магазины и понаблюдать за работой флориста; как они работают, что используют в своей работе.
-атрибуты к игре: различные искусственные цветы, цветы в горшках, различные сувениры, красивые коробочки, открытки, касса, денежные знаки «игровые», карты для оплаты, ценники, упаковочная бумага для цветов и подарков.
Игровые действия детей:
Дети покупают цветы, различные сувениры, создают красивые букеты, упаковывают подарки в коробочки или в упаковочную бумагу. Так же в магазин доставляется свежая партия цветов.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Быль о потерянном времени или Профориентация в детском саду
В данной статье рассматриваются практические рекомендации по элементарному освоению актуальных профессий современности....
Статья о ранней профориентации в детском саду
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов ,новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим м...
Работа по ранней профориентации в детском саду на логопедических занятиях
Практика в области оказания педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в работе по ранней профориентации....
Проект по профориентации "Профессии детского сада"
Цель проекта:Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, работающих в детском саду, используя для этого разные формы работы....
Раняя профориентация в детских садах столицы Республики Чувашии
В рамках преемственности по ранней профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, и первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях, име...
Занятия по профориентации в детском саду на тему «Кто нас лечит (врач и медсестра)»
Задачи: сформировать представления детей о труде врача и медицинской сестры, уметь различать их труд; развивать умение подражать их совместной работе; воспитывать заботливое отношение к больным....