Проект по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников старшей группы «Кто они, герои ВОВ?»
Автор:Шибаева Е.Е.
п.Аничково 2024г.
«Патриотизм — высокое и сложное человеческое чувство,
оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо
несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям,
и к малой Родине, и гордость за свой народ».
О. А. Соломенникова
I. Введение
Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей. В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о ВОВ, о защитниках родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, военном оружии, о форме одежды военных, о победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за наш великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «9 мая - День Победы!» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Актуальность проекта
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной войне. В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал, что дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной войны, не имеют представления о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «9 Мая – День Победы», призванный способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для ознакомления детей 5-6 лет с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов; формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности.
Тактические цели:
1. Создать условия для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями
2. Сформировать у детей чувства любви и уважения к защитникам нашей Родины – ветеранам ВОВ, чувство гордости за наш великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
3. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Задачи:
1. Формировать и расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны и их подвигах, о детях войны, о символах праздника Победы, о Празднике 9 мая и его значении.
2. Формировать представления детей о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет.
3. Развивать интерес и уважение к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей.
4. Воспитывать нравственные чувства (любовь, ответственность, гордость) к людям старшего поколения, к ветеранам войны, уважение к защитникам Отечества.
Ожидаемые результаты:
1. Сохранение интереса детей к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
2. Осознание родителями важности нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
3. Формирование тесных внутрисемейных отношений, чувства гордости за свою семью, собственную сопричастность к празднику Победы.
Продукт:
1. Создание информационных карточек «Мой герой» с семейными фотографиями героев ВОВ.
2. Видео-ролик «Как рассказать ребенку про ВОВ».
Аннотация проекта
Основная идея проекта — создание системы работы по становлению духовно-нравственных качеств у детей 5-6 лет: создание благоприятных условий для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов; формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности.
Данный проект направлен на детей старшей группы, педагогов, родителей.
Создание и использование системы работы по данному вопросу позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей.
Паспорт проекта
Тип проекта: исследовательско-творческий
По характеру контакта: открытый
По характеру участия: дети старшей группы, воспитатели, родители
По количеству участников: групповой
Сроки реализации: краткосрочный
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с 24 апреля по 5 мая 2023г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Определение темы проекта, формулировка цели и задач, составление плана основного этапа проекта. | 24, 25 апреля |
2. | Практический этап | Разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. | 26 апреля – 3 мая |
3. | Обобщающе - результативный этап | Структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. | 4 мая |
4. | Презентация проекта | Демонстрация материалов, представление результатов. | 5 мая |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Название мероприятия |
1. | «Физическое развитие» | Подвижные игры «Встречные перебежки», «Перебежки парами», «Стенка - мишень», «Разведчики», «Шагаем на параде», «Самолеты -бомбардировщики». Эстафеты «Доставь пакет с секретным донесением», «Переправа», «Помоги раненому», «Меткий стрелок», «Полоса препятствий», «Собери патроны». |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры «Мы защитники», «Госпиталь» Дидактические игры «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Кто служит в армии?», «Каким должен быть воин?», «Чья форма?», «Четвертый лишний», «Военный транспорт», «Рода войск», «Кому что нужно?». Настольно-печатные игры: «Военные профессии», «Наша Родина». Посещение памятника и возложение цветов. Оформление уголка в группе, посвященный ВОВ (картинки, литература, фотографии, альбомы с военной техникой, атрибуты: каска, фляжка, макет вечного огня, военные солдатики, машинки, танки) |
3. | «Познавательное развитие» | Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Герои», «Награды войны», «Россия в годы войны», «По местам боевой славы», просмотр энциклопедических и видеоматериала о ВОВ НОД: «Героями не рождаются, героями становятся» «Что за страшное слово «война» «Мы помним! Мы гордимся» Проведение бесед с демонстрацией слайдов на тему: « История георгиевской ленточки» «Дети войны» |
4. | «Речевое развитие» | Рассматривание детских книг и энциклопедий по данной тематике. Чтение художественной литературы о ВОВ (С. Алексеев «Победа будет за нами», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», К. Паустовский «Стальное колечко», И. Туричин «Крайний случай», Н. Ходза «Дорога жизни»). Составление рассказов «Герой войны». |
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Рисование «Вечный огонь», Аппликация «Открытка -поздравление с 9 мая» Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», «Хотят ли русские войны», «Эх дороги…», «С чего начинается Родина…» |
Ресурсы
Учебно-методические ресурсы: проект «9 Мая - День Победы»
Фонд методического кабинета: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию дошкольников.
- библиотека: детский фонд русской литературы.
-ИЗО –студия;
-видеотека: художественные фильмы о ВОВ;
Материально-технические ресурсы:
-Технические средства обучения: мультимедиа, использование видео - аудио учебных материалов.
-Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, книги);
- Детская художественная литература;
Финансирование проводится с помощью ресурсов ДОО и спонсорской помощи родителей.
Критерии оценивания проекта:
Удовлетворённость родителей результатом работы в проекте.
Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольников над проектом.
Успешность и результативность воспитанника ДОО в проекте.
Риски и пути преодоления рисков
Риски: Недостаточная мотивация воспитанников и родителей к участию в проекте. Отказ в помощи оформления «семейной странички» в «Книге памяти». Дефицит времени, большая загруженность педагогов. Есть риск в том, что, если проводить работу формально, дошкольники воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и эта работа не затронет их ум и сердце.
Пути преодоления: Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию. Для повышения интереса родителей необходимо провести родительское собрание по разъяснению задач проекта, привлечь родителей к активному участию совместно со своими детьми.
Для повышения интереса детей в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и представлены в игровой форме, а также личный пример воспитателей и родителей.
Выводы
Патриотическое воспитание дошкольников – сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов и родителей, систематической и планомерной работы. В процессе совместного детско-взрослого сопереживания событий патриотической направленности формируется потребность быть сопричастным к культурно-историческому наследию и служению Родине.
Реализация проекта позволила не просто повысить интерес детей к событиям ВОВ, людям, защищавшим Родину много лет назад, к родному городу, но и способствовала формированию основ нравственно-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ. Была проведена со старшими воспитателями в рамках городской методической работы. Аналогично игру можно провест...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/11/picture-443441-1410414618.jpg)
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Вниманию читателей предлагается ознакомиться с особенностями системы организации духовно-нравственного и патриотического воспитания в МБДОУ «Бородинский д/с «Теремок», которая основана на внедре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/21/picture-650026-1437501353.jpg)
"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"
Материал для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, по теме: " Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/02/picture-731056-1451712517.jpg)
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-502144-1413730450.jpg)
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/14/picture-1049525-1534273711.jpg)
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/25/picture-1510444-1708863374.png)
Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»
Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...