Продуктивная деятельность в детском саду: теория и практика организации.
учебно-методический материал
Продуктивная деятельность в детском саду: теория и практика организации
Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»» с. Майма»
Продуктивная деятельность в детском саду: теория и практика организации
Воспитатель: старшей группы «Ласточки»
Вдовина Оксана Сергеевна
с. Майма 2023г.
Продуктивная деятельность в детском саду: теория и практика организации
Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным. И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность. Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.
Содержание понятия
Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью обычно имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки. Таким образом, в сочетании с игрой практическая активность готовит психику дошкольников к обучению в школе.
Цели продуктивной деятельности в детском саду
Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:
- развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
- создание оптимальных условий для физического развития;
- воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
- расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
- развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
- воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).
Задачи продуктивной деятельности в детском саду
Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:
- развитие творческих способностей (малыши пробуют себя не только в различных видах креативной деятельности, например, в театрализациях, но и осваивают техники в отельных жанрах, к примеру, монотипия в рисовании для средней группы или аппликация из круп во второй младшей);
- развитие физических способностей (в пении дети тренируют дыхательную систему, в хореографии — опорно-двигательный аппарат);
- активизация заинтересованности малыша в выполнении того или иного вида продуктивной деятельности;
- формирование собственного видения жизни (особенно ярко это проявляется в творческих заданиях на свободную тему);
- стимулирование интереса к продуктивной активности (желание рисовать, строить, лепить, танцевать, петь, заниматься театрализацией — это важные показатели взросления ребёнка, поэтому такие порывы в любом возрасте подавлять нельзя);
- формирование ощущения предметного мира, а также его моделирование в различных видах продуктивной деятельности (к примеру, со второй младшей группы дети начинают говорить о планете Земля, воплощая эти беседы в раскрашивании готовых шаблонов планеты, создании аппликации, после этого в средней группе дети, получив представления об объёме, выполняют поделку «Земля» из папье-маше и готовых масштабированных картинок, а в старшей группе ребята, ознакомившись с такими понятиями, как море, суша, горы и пр., делают аппликации-макеты, сверяя с глобусом местоположение природных объектов);
- получение представлений о сенсорных эталонах и их закрепление (в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с сенсорными образцами — формой, цветом, размером, в средней учатся находить эти формы в окружающих предметах, а в старшем пытаются своими руками создавать объекты, воспринимаемые глазом);
- тренировка мелкой моторики (в младшем возрасте это важно для развития речи, в среднем и старшем дошкольном — для подготовки руки к письму);
- пополнение словарного запаса и представлений о языке (дети первой, второй младших групп расширяют пассивный и активный словарь, знакомясь с названиями материалов для поделок, простейшими операциями – «приклей», «сложи», «проведи линию» и пр., в средней и старшей ребята учатся воспринимать цельные инструкции по выполнению работы, а также составлять собственные по образцу отработанных — к примеру, объясняя товарищу порядок склеивания квадратиков из цветной бумаги при работе с кубиками Никитина);
- воспитание умения заниматься совместной деятельностью (так, в первой младшей группе от детей в этом смысле не требуется ничего, кроме умения работать рядом, не мешая друг другу, во второй и средней ребята учатся помогать товарищам, чтобы к старшему дошкольному возрасту прийти к выполнению заданий в парах и мини-группах с распределением обязанностей — все вместе отбирают подходящие по теме картинки, один располагает их на листе, а третий клеит).
Виды продуктивной деятельности
В дошкольных образовательных учреждениях дети осваивают следующие виды продуктивной активности:
- рисование (кроме традиционной техники, малыши осваивают целый ряд нетрадиционных — рисование ватными палочками, пальчиками, штампами и пр.);
- лепку (из пластилина, кинетического песка, полимерной глины, теста);
- конструирование (в младшем дошкольном возрасте это в основном кубики, природный материал), в среднем и старшем возрасте список пополняется моделированием из бумаги, конструкторов);
- пение, хореографию, театрализованную деятельность;
- занятия с макетами (этот вид продуктивной деятельности практикуется в основном в старшем дошкольном возрасте, например, когда ребята создают вместе с родителями макет проезжей части и с его помощью отрабатывают ПДД, подключая театрализованную деятельность с картонными куклами).
Введение в практику тех или иных видов продуктивной деятельности (кроме макетов), происходит параллельно начиная с младшего дошкольного возраста. Только формы заданий варьируются в зависимости от темы занятия и уровня развития детей.
Это интересно. Продуктивная активность включается не только в непосредственно образовательную деятельность, и другие виды самостоятельной и совместной деятельности малышей. На прогулках, например, это реализуется, когда дети делают куличики в песочнице. А в рамках досуговой активности практика осуществляется тогда, когда, к примеру, малыши старшего дошкольного возраста рисуют наперегонки или вместе с родителями и соревнуются в командах за звание лучшего художника группы.
Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду
В психолого-педагогической и методической литературе выделяется четыре этапа развития продуктивной деятельности детей:
- накопление и расширение комплекса знаний, умений и навыков в первой младшей группе (дети знакомятся с элементарными формами, получают представление о размерах объектов, например, собирая пирамидку учатся собирать кольца от большего к меньшему, или рисуют линии красками, карандашами и фломастерами, а педагог комментирует различия в толщине и интенсивности цвета);
- подражание во второй младшей группе (дети на примере взрослых осваивают основные модели творческой деятельности — клеят аппликации, рисуют, лепят и т. д., а также знакомятся с базовыми технологиями в каждом виде деятельности — с монотипией в рисунке, с изображением на плоскости в лепке, с аппликацией из заготовок, а также осваивают сюжетно-ролевые игры, основанные на личном опыте ребят, к примеру, «Дочки-матери», «У врача» и др.);
- преобразование в среднем дошкольном возрасте (дети выполняют творческие задания по образцу, к примеру, повторяют комплекс из 3–4 танцевальных движений за педагогом, но опираются при этом на свои возможности, поэтому у кого-то это задание получается сразу, а кто-то из-за недостатка чувства ритма не может повторить всю последовательность и с третьего раза);
- поиск альтернатив в старшем дошкольном возрасте (дети выполняют задание по словесному (!) заданию педагога, например, в рамках закрепления темы «Я будущий первоклассник» рисуют школьные принадлежности — у каждого малыша будет свой набор, способ размещения на листе, цветовая палитра).
Это интересно. Ни один этап не имеет чётких границ завершения и начала следующего. Так, подражая во второй младшей группе, дети не перестают расширять набор сенсорных стандартов, получая представления об объёмных предметах. Иными словами, переход от одной ступени развития продуктивной деятельности к другой происходит плавно, и ни один из них не перестаёт быть актуальным в старшем дошкольном возрасте. К примеру, в подготовительной группе ребята дополняют ряд сенсорных эталонов, знакомясь с метрической системой мер.
Методы организации продуктивной деятельности
Выделяется четыре метода организации практической деятельности детей:
- информационно-организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);
- репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник);
- эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы, к примеру, как увеличить размер поделки из каштанов;
- исследовательский, предполагающий решение многокомпонентной задачи детьми (например, дети рисуют на свободную тему, или тема оговаривается в общих чертах, как в задании для подготовительного возраста «Нарисовать впечатления о лете»).
Приёмы для занятий продуктивной деятельностью
Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Продуктивная деятельность в детском саду"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Консультация для воспитателей: «Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в детском саду»
Консультация для воспитателей о пластилиновой живописи....
"Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика"
Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробу...
Оформление уголка продуктивной деятельности в детском саду
Продуктивная деятельность - это одно из средств самовыражения детей дошкольного возраста. В этой статье вы найдете полезную информацию какой материал можно разместить в уголках старшей и подгото...
Продуктивная деятельность в детском саду: теория и практика организации.
Продуктивная – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу....
Продуктивная деятельность в детском саду: теория и практика организации
Цели продуктивной деятельности в детском садуМиссией продуктивной деятельности в детском саду является: развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрастесравнивать объекты, а в ...
Мотивация продуктивной деятельности воспитанников детского сада №15
Мотивация продуктивной деятельности воспитанников детского сада №15...