Педагогическая практика
материал (старшая группа)

Бегунович Ирина Александровна

Развитие навыка речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_praktika.docx149.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие навыка речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи»

Автор:

Бегунович Ирина Александровна

Название практики

Развитие навыка речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Автор-разработчик

Бегунович Ирина Александровна, воспитатель, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад № 16 г. Алзамай»

Место реализации практики

Реализация данной практики началась с сентября 2023 года и продолжается по настоящее время. При применении используемых материалов, результаты постоянно улучшаются.

Сроки реализации практики

Реализация данной практики началась с сентября 2023 года и продолжается по настоящее время. При применении используемых материалов, результаты постоянно улучшаются.

Ценности практики

Актуальным взглядом в политике образовании становится необходимость в организации педагогической деятельности, ведение новых подходов в педагогической практике, который тесно связан с повседневной жизни дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности. Одним из показателей функциональной грамотности является готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования, а также способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества. Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на  формирование речевой активности дошкольников; формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в содержание образовательной деятельности дошкольных учреждений должна быть включена образовательная область "Речевое развитие". Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. Актуальность развития навыка поддержания речевого диалога у детей в сюжетно-ролевой игре дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи обусловлена проблемой своевременного развития у них основ коммуникации и социализации. Развитие навыков коммуникаций считается первоочередной задачей в осуществлении социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеллектуальное развитие ребенка, формирование эмоций, характера, личности в целом непосредственно зависят от речи.

Адресная группа благополучателей

Данная практика разработана для детей дошкольного возраста 5-6 лет, в особенности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эффективное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста возможно через разнообразные виды деятельности: познавательную, творческую и игровую. Игровая деятельность включает в себя творческие игры (сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, игры с правилами, дидактические игры, музыкальные игры). Именно через игру ребенок включается в удивительный мир взрослого человека, он постигает законы общения и взаимодействия со сверстниками и другими людьми и огромное внимание обучению дошкольников отводится сюжетно-ролевой игре. Играя в сюжетно-ролевые игры, дошкольники осваивают социально-коммуникативные умения, передают опыт общения между собой, тем самым закрепляя навыки речевого диалога. Сюжетно-ролевая игра помогает усовершенствовать, а в некоторых случаях и сформировать навыки поддержания речевого диалога.

Краткая аннотация практики

В настоящее время особенно актуальной является задача стимулирования развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, испытывающих затруднения в речевом развитии (ТНР). Речь играет ключевую роль в человеческом взаимодействии, и её развитие является первостепенной задачей. Игровая деятельность, как важный аспект в дошкольном возрасте, становится одним из эффективных методов для развития словесного общения детей. Эта деятельность требует целенаправленной организации с учетом уникальности психического развития детей и их возможностей. Особую значимость в развитии диалогической речи имеет творческая сюжетно-ролевая игра, в рамках которой дети в коллективе формируют игровую среду, определяют темы и разрабатывают сюжет, вступают в ролевые диалоги, создают различные реальные взаимоотношения. Говоря о значении сюжетно-ролевой игры в становлении речевого диалога дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, следует отметить, что игра теснейшим образом связана с речью детей.

Именно сюжетно-ролевая игра обладает большой значимостью для детей с ТНР. Она предоставляет большие возможности для развития и совершенствования речи ребенка, способствуют формированию у детей навыков общения, благоприятному развитию речевого диалога у детей.

Для выявления уровня сформированности речевого диалога и особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников была проведена диагностика по методике А. П. Зарин, из которой был отобран 21 критерий, подходящий нашей теме (Приложение 1). В результате выяснилось, что уровень сформированности речевого диалога и особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников с нормальным уровнем развития значительно отличается от уровня дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Приложение 2. Рисунок 1). Исходя из данных проведенной диагностики, был сделан вывод, что необходимо регулярно проводить сюжетно-ролевые игры с обязательным включением в сюжет, как можно больше, речевых диалогов. При этом сюжеты игр должны быть разнообразны и насыщены ролями.

Сюжетно-ролевые игры, являясь сложным видом деятельности, требуют от ребенка определенных социальных, когнитивных и языковых умений. С помощью специально организованных образовательных подходов мы способствовали более глубокому и содержательному развитию игровой деятельности, что оказало положительное воздействие на многие аспекты развития ребенка в целом.

Сюжетно-ролевая игра – это неотъемлемая часть развития ребенка. В ходе таких игр дети имитируют деятельность взрослых, примеряют на себя различные социальные роли и учатся взаимодействовать с окружающим миром. Правильная подготовка к сюжетно-ролевым играм позволяет углубить и расширить возможности такого вида игровой деятельности, таким образом, благоприятно влияя на всестороннее развитие ребенка.

 Подготовка к сюжетно-ролевой игре включает в себя:

1. Наблюдения: ребенок учится замечать различные аспекты жизни вокруг, что помогает формировать представления об объектах и явлениях, которые впоследствии могут быть использованы в играх.

2. Экскурсии: посещение разных мест, таких как парки, музеи, театры, фермы или фабрики, расширяет кругозор ребенка и предоставляет ему материал для ролевых игр.

3. Беседы: обсуждения с детьми помогают им осмыслить информацию, полученную во время наблюдений и экскурсий, а также возможные сюжеты для игр.

4. Занятия: организованные в форме игры занятия по развитию различных умений и навыков у детей.

5. Дидактические игры: игры, ориентированные на обучение и развитие определенных навыков и знаний у детей.

6. Подвижные игры: активные игры, полезные для физического развития детей и улучшения их моторики.

7. Рассматривание картин и книг: прививает интерес к искусству и литературе, способствует обогащению словарного запаса и представлений о мире.

8. Знакомство с художественной литературой: чтение рассказов, сказок и стихов позволяет детям овладеть языком, учиться выразительному чтению и пониманию текстов.

9. Изготовление атрибутов к играм: развивает творческие способности ребенка, мелкую моторику рук и учит его организационным навыкам.

В связи с этим возникла необходимость проведения системной работы по улучшению речевого взаимодействия у детей с ТНР, вследствие чего были подобраны и обоснованы методические рекомендации по развитию навыков поддержания речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Перед проведением сюжетно-ролевой игры с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи необходима предварительная работа, которая проходит в несколько этапов. На первом этапе проводится работа по формированию лексического строя, развитию словаря, обучению культуре диалога. На втором этапе подготовки к сюжетно-ролевой игре происходит закрепление лексики и игровых диалогов, развивается связная речь.

И, наконец, третьим этапом проводятся сюжетно-ролевые игры профессиональной направленности на основе пройденного материала.

После всех проведённых мероприятий, которые включают подготовку и проведение сюжетно-ролевой игры профессиональной тематики, была проведена вторичная диагностика уровня сформированности речевого диалога и особенностей сюжетно-ролевой игры старших дошкольников, результаты которой показали заметные улучшения в речевом и коммуникативном развитии детей (Приложение 2. Рисунок 2).

Основные мероприятия

Комплексный подход к проведению сюжетно-ролевых игр профессиональной тематики способствовал развитию речевых умений у детей, так как в ходе сюжетно-ролевых игр они использовали и совершенствовали свою речь, имитируя взрослых или выразительно выполняя свою роль. Также у детей формировалось положительное отношение к труду, развитие социальной адаптации и понимание социальных ролей в обществе.

В связи с этим  была поставлена цель: обоснование теоретического подхода к методическим рекомендациям по развитию навыка поддержания речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с ТНР.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- осуществить отбор методов и приёмов работы по развитию навыка поддержания у детей с ТНР умений диалогической речи в игре;

- разработать серию тематических сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие навыка поддержания речевого диалога у детей с ТНР;

- спроектировать формы работы, направленные на развитие навыка поддержания речевого диалога у детей с ТНР в сюжетно-ролевой игре.

При осуществлении поставленных задач я руководствовалась следующими принципами:

- коррекционной направленности, где внимание фокусируется на компенсации и преодолении речевых трудностей;

- практической направленности, в основе которого – реальное участие детей в игровой деятельности и последующее применение навыков в обыденной жизни;

- активности и сознательности – ребёнок должен быть активным участником обучающего процесса, осознанно стремиться к познанию и усвоению новых форм и способов общения;

- систематичности и последовательности – знания и умения должны формироваться поэтапно, построено таким образом, чтобы каждый следующий этап строился на предшествующем и подготавливал к последующему;

- наглядности – для дошкольников использование наглядных материалов (картинки, иллюстрации) способствует более глубокому усвоению информации;

- доступности – обучение должно быть построено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- социальной направленности – содержание обучения должно быть тесно связано с жизненным опытом детей и реальными социальными ситуациями.

Подготовка детей к сюжетно-ролевым играм профессиональной тематики требовала внимательного и системного подхода, который я разделила на несколько этапов. Заложенный в этих этапах потенциал формирует социально-коммуникативные навыки и обеспечивает развитие диалогической речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями развития (ТНР).

Проанализировав источники, я подобрала наиболее подходящие методы и приемы развития навыка поддержания речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с ТНР.

Прежде, чем приступить к игре, мы обучаем ребенка диалогической речи.

 Главная цель развития навыка поддержания речевого диалога у детей дошкольного возраста – научить их использовать диалог, как основную форму общения. Для достижения этой цели у ребенка должен быть хорошо развит словарь.

На первом этапе – подготовительном, проводилось не менее 10 занятий.

Основные задачи подготовки к сюжетно-ролевой игре на этом этапе:

  - Расширение словарного запаса по профессиональной тематике;

  - Формирование основных знаний о профессиях и обучение культуре диалога;

  - Развитие воображения и творческих способностей детей;

  - Создание мотивации к игровой деятельности.

Занятия на данном этапе были направлены на обогащение словаря по темам, связанным с профессиональной тематикой – детям давалась лексика, первичные знания по профессиям, которые будут присутствовать в сюжетно-ролевых играх. Например, у нас имеют место быть профессии парикмахера, фармацевта, администратора, повара, кассира. У детей расширялся словарный запас, дети обучались культуре диалога в социально значимых для них ситуациях. В ходе обучения на первом этапе я использовала беседу, как основной метод развития диалогической речи. Например, перед проведением сюжетно-ролевой игры «Аптека» провела беседу «Для чего нужна аптека», где мы уточняли и обогащали уже имеющиеся знания дошкольников, а также развивали их диалогические умения. Беседа «Лекарственные травы» дала детям понять, что в аптеке продаются не только таблетки и лекарства.

Перед проведением сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская» и «Столовая» я провела беседу на тему: «Правила поведения в общественных местах».

 Беседы могут быть как в повседневной жизни, так и на занятиях, коллективные и индивидуальные. Подход к подбору тем для беседы с детьми должен быть основан на важных педагогических принципах. Понимание предыдущего опыта и знаний детей имеет решающее значение для их активного участия и осмысления новой информации. Дети учатся лучше и более эффективно, когда новый учебный материал связан с уже имеющимися знаниями и опытом.

Формирование навыка адекватного реагирования на обращения происходит в основном через обсуждение повседневных тем, событий общественной жизни, природы и повседневной деятельности детей в детском саду. При этом используются картинки, иллюстрации, фотографии. В ходе таких бесед дети рассказывают о своих семьях, домашних делах, играх и увлечениях, пользуясь иллюстрациями и фотографиями, что увлекает их и стимулирует диалогическую речь.

Для обогащения словарного запаса и развития диалогической речи я активно применяла чтение литературных произведений. Например, перед проведением сюжетно-ролевых игр на профессиональную тематику я провела занятие по чтению художественной литературы (произведение С. Маршака «А что у вас?»), что помогло детям, при употреблении вопросов и ответов, научиться вести диалог, осваивая очерёдность реплик и разные интонации.

При подготовке к проведению сюжетно-ролевой игры я стараюсь активно проводить экскурсии по данной теме. Благодаря наблюдениям, у ребенка формируются знания о профессии, поведении в общественных местах, что также  способствовало развитию культуры диалога.

На втором этапе – основном – также проводилось не менее 10 занятий.

К задачам второго этапа можно отнести:

  - Закрепление новой лексики;

  - Развитие связной речи и умения вступать в диалог;

  - Интеграция диалогов в игровое взаимодействие;

  - Тренировка общения в различных ситуациях, связанных с приобретенными знаниями о профессиях.

На занятиях второго этапа мы вводим диалога в игровое взаимодействие – для этого я использовала методы и приемы на закрепление пройденного, развитие связной речи в игровой ситуации.

Для развития связной речи я применяю практические методы, которые нацелены на совершенствование речевых навыков и умений. Это различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, подвижные и хороводные игры. Я активно использую эти методы для решения всех речевых задач.

Дидактические игры играют важную роль в развитии речевых навыков у детей. Они помогают не только закреплять усвоенные знания, но и совершенствовать коммуникативные умения, такие как способность быстро реагировать и адаптироваться к различным речевым ситуациям. Примеры дидактических игр на развитие речи и коммуникации (А. И. Сорокина, О. С. Ушакова и другие): «Магазин», «Разговор по телефону», «Факты», «В гостях у куклы», «Согласен не согласен».

Подвижные игры со встроенными диалогами, такие как «Гуси-гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски», реализуют немаловажный аспект физической активности, помогая детям не только развить речевые умения, такие как: правильная формулировка вопроса, обращённая речь к собеседнику, отстаивание своего мнения, но и сочетать их с двигательными реакциями, координацией и сенсорной обработкой.

Прием коллективного рассказывания по сюжетной картинке является эффективной методикой подготовки детей к сюжетно-ролевой игре. Этот подход объединяет ребенка и группу в процессе творчества и обучения, способствуя развитию нескольких важных навыков и качеств: коллективная работа, развитие речи, социализация, развитие воображения, формирование навыков организации и планирования сюжета. Коллективное рассказывание по сюжетной картинке не только способствует подготовке к игре, но и является ценным дидактическим материалом для развития общих образовательных компетенций детей.

И уже на третьем этапе (10 занятий) – заключительном – были поставлены следующие задачи:

  - Проигрывание сюжетно-ролевых игр профессиональной направленности;

  - Практическое закрепление диалогов и речевых действий в рамках игры;

  - Введение элементов комплексности и вариативности в сценарии игр;

  - Рефлексия и коррекция сложившихся представлений о профессиях и способах общения.

 Чтобы речевой диалог в игре был развитым, я провела несколько игр на закрепление. Сюжет игр можно сделать разнообразным (включение большего числа играющих, очередь, банкоматы и т.д.).

Сопоставив и проанализировав все возможные методы и приемы, необходимые для развития навыка поддержания речевого диалога в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с ТНР, я разработала примерное календарно-тематическое планирование по этапам (Приложение 3).

На каждый этап мною были разработаны конспекты занятий (примеры одного из конспектов каждого этапа см. в Приложении 4).

Ожидаемые результаты

Через сюжетно-ролевые игры развиваются коммуникативные навыки. Играя в  ролевые игры, дети с тяжёлыми нарушениями речи научатся взаимодействовать и общаться, а также будут подготовлены к последующим этапам общего и речевого развития. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с ТНР улучшится диалогическая речь, что поможет им выражать свои мысли и понимать других. Отбор методов и приемов, а также разработка тематических сюжетно-ролевых игр являются важным в развитии навыка речевого диалога в сюжетно-ролевой игре дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Выбранные принципы подчеркивают важность индивидуального подхода и постепенного наращивания сложности заданий в процессе обучения.

В целом, наша работа отражает глубокое понимание того, как дети учатся и общаются, и предлагает позитивную и структурированную модель развития для детей с ТНР. успешная реализация этих задач значительно улучшит речевые и коммуникативные навыки детей, что сделает их общение с окружающим миром более полноценным и разнообразным.

Риски реализации практики

Детские сюжетно-ролевые игры иногда сталкиваются с трудностями, такими как несменяемость тем или недостаток интереса к сюжетам. Часто действия в таких играх повторяются, новые истории возникают редко или быстро теряют актуальность. Взаимодействие игроков бывает недолговечным, они часто выступают в роли зрителей или играют подчинённые роли в играх, редко берут игру в свои руки. При тяжёлых нарушениях речи, в некоторых случаях, дети отказываются играть со сверстниками. Также  в своих играх они используют в основном настоящие игрушки и предметы (машинки, столы, куклы и т.д.) и редко игрушки-объекты и игрушки-заместители.

Недоразвитие речи у детей с ТНР, возможные двигательные трудности (нескоординированные, непропорциональные усилия, двигательные уловки, отсутствие собранности, неуклюжесть) – всё это затрудняет полноценное участие детей с нарушениями речи в играх, с одной стороны, и содействует сосредоточиванию ребёнка на своих недостатках, с другой. Даже в том случае, когда они понимают правила и содержание игры, им трудно рассказывать истории или играть роли со сверстниками или взрослыми, так как они не могут выразить свои мысли или бояться показаться смешными.

Недостаточная оснащённость атрибутами, игровыми материалами для проведения определенной сюжетно-ролевой игры также затрудняет реализовать задуманные действия.

В таких случаях роль наставника – поддержка в освоении сюжета, усилении его обобщения и направленности, развития навыка диалогической речи в игре – так важна для того, чтобы предоставить детям возможность полноценно взаимодействовать в игре.

Факторы, влияющие на достижение практики

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для социального, эмоционального и познавательного развития ребенка, поскольку через игру он подготавливается к жизни в обществе, изучает социальные взаимодействия и роли, учится эмпатии и взаимопониманию. Важно, чтобы взрослые активно поддерживали и стимулировали детей в их игровой деятельности, предлагая материалы и идеи для игр, а также, при необходимости, участвуя в играх вместе с детьми. Созданная в МКОУ «Школа-сад № 16 г. Алзамай» игровая среда недостаточно насыщена всеми необходимыми материалами для подготовки и проведения полноценной сюжетно-ролевой игры. Взаимодействие с родителями также играет немало важную роль в реализации данной практики. Родители привлекаются к помощи в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, в экскурсиях, чтении книг на досуге и т.д. К сожалению, сложности социальной среды часто ставят перед родителями проблему недостатка времени для достаточного внимания к своим детям и всестороннего их развития. Электронные средства, такие как телевизоры, компьютеры и игры, зачастую заменяют живую беседу.

Навыки, компетенции, которыми должны обладать авторы и исполнители практики

Современный педагог дошкольного образования – это человек широкого кругозора, обладающий необходимыми знаниями в области педагогики, психологии, методики, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный слышать голос ребенка, поддержать детскую инициативу и самостоятельность.

Согласно профессиональному стандарту, воспитатель детского сада должен не только обладать достаточными знаниями о возрастных особенностях дошколят, но и владеть всеми видами развивающей деятельности (одной из которых является игровая); уметь организовывать игру, создать возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, используя недирективную помощь.

Методическое и информационное обеспечение реализации практики

При разработке методических рекомендаций по данной практике, я использовала следующую литературу:

1.        Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2.        Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учебно-методическое пособие / А. М. Бородич. – М.: Изд-во «Просвещение», 2001. – 255 с.

3.        Зарин, А. П. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / А. П. Зарин. – М.: Издательство «Юрайт», 2022. – 320 с.

4.        Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

5.        Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду (ст. группы): пособие для воспитателя дет. сада / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2002. – 96 с.

6.        Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева; под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

7.        Федеральная образовательная программа дошкольного образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 [Электронный ресурс] / URL: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (дата обращения: 15.09.2023)

8.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] / URL: https://fgos.ru/FGOS/standart_pdf.php?id=993 (дата обращения: 18.09.2023)

Роль социальных партнеров в реализации практики

Так как у нас имеют место быть сюжетно-ролевые игры профессиональной направленности, социальными партнёрами в реализации данной практики являются различные предприятия (например, парикмахерские, столовые, библиотеки, магазины и т.д.) где у детей формируются знания о профессии, поведении в общественных местах, а также происходит развитие культуры диалога. Работники данных предприятий активно идут нам навстречу. Они с увлечением рассказывают о своей профессии, предлагают понаблюдать а, в некоторых случаях, поучаствовать в диалоге, непосредственно во время рабочей ситуации.

Позитивные изменения (результаты), констатируемые у благополучателей по итогам реализации практики

После реализации данной практики была проведена повторная диагностика уровня сформированности речевого диалога и особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников, исходя из которой, были видны заметный рост положительных результатов. (Приложение 2. Рис.2) Вследствие чего был сделан вывод: Создание подходящей образовательной среды и осознанное педагогическое воздействие увеличивает шансы каждого ребенка на успешное освоение эффективных коммуникативных и речевых навыков.

Успех игровой активности заключается в ее систематической и последовательной организации педагогом, а не в случайном и эпизодическом подходе.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 1

Параметры изучения

Ф. И.

Ф. И.

Ф. И.

Ф. И.

Ф. И.

Ф. И.

Ф. И.

Ф. И.

Ф. И.

Ф. И.

Ф. И.

Ф.И.

Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними

Использование предметов - заменителей

Содержание игровых действий

Разнообразие содержания игры

Разнообразие сюжетов игр

Способность сформулировать игровую цель и поставить игровую задачу

Речевая активность во время совместной игры

Продолжительность игры со сверстником

Интенсивность игрового поведения

Контакты со сверстниками во время игры

Способность согласовывать свои действия с действиями партнёра по игре

Устойчивость игровых объединений

Отношение между детьми в игре

Наличие конфликтов в совместной игре

Эмоциональные реакции во время игры

Отношение к роли в игре

Особенности ролевого диалога

Предпочтения в выборе роли

Участие в распределении ролей под руководством взрослого

Участие в распределении ролей без руководства взрослого

Соблюдение правил во время игры со сверстниками

Итоговый балл

Приложение 2

Рисунок 1 Уровни сформированности речевого диалога и

особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (до практики)

Рисунок 2 Уровни сформированности речевого диалога и

особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (после практики)

Приложение 2

Таблица 2

Календарно-тематическое планирование

Подготовительный этап

10 занятий

Основной этап

10 занятий

Заключительный этап

10 занятий

1. Чтение литературного произведения С.Михалкова «А что у вас?»

2. Занятие по окружающему миру «Знакомство с профессией парикмахер»

3. Экскурсия в парикмахерскую

4. Занятие по рисованию «Рабочие инструменты парикмахера»

1. Занятие по развитию речи «Профессия парикмахер»

2. Занятие по развитию связной речи «Коллективное составление рассказа по картине « В парикмахерской»

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

1. Беседа «Для чего нужна аптека»

2. Занятие по окружающему миру «Знакомство с профессией фармацевт»

3. Беседа «Лекарственные травы»

4. Экскурсия в аптеку

5. Занятие по аппликации «Таблетки»

1. Конспект по развитию речи «Аптека и профессия фармацевт»

2. Занятие по развитию связной речи «Коллективное составление рассказа по картине « В аптеке»

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

1.Занятие по окружающему миру «Знакомство с профессией повар»

2.Беседа «Правила поведения в общественных местах (в столовой)»

3.Экскурсия в столовую

4.Занятие по лепке из соленого теста (тестопластике) «Хлебобулочные изделия»

1.Конспект по развитию речи «Профессия повар»

2. «Коллективное составление рассказа (по картинно-графическому плану) по сюжетной картинке Повар».

Сюжетно-ролевая игра «Столовая»

                Приложение 3

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (первый этап)

Методическая ситуация: дети с ТНР 5-6 лет, 2-й год обучения

Тема: «Знакомство с профессией парикмахер»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- расширять представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях;

- познакомить детей с профессией парикмахер, орудиях труда, его месте работы, оборудовании, и значимости этой профессии в жизни людей.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное восприятие, память, мышление;

- обогащать и активизировать словарь детей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать уважение к труду взрослых, любознательность.

Материалы и оборудование: презентация «Профессии», компьютер, проектор, магнитная доска, картинки с изображением орудий труда парикмахера.

Ход занятия

  1. Подготовительная часть

Дети сидят полукругом на ковре перед воспитателем.

- Ребята, утром вас родители привели в детский сад, а сами они куда отправились? (Ответы детей: на работу).

- У каждого из них есть своя профессия. Профессия – это труд, которым занимается человек. Профессий очень много и все они очень нужны и уважаемы. Очень хорошо, когда профессия приносит радость человеку, и он работает с удовольствием. А вы знаете, кем работают ваши родители? (Ответы детей).

- Молодцы! Как вы много назвали профессий.

Давайте вспомним, какие еще вы знаете профессии:

Загадки:

- Он с утра в столовой нашей варит суп, компот и кашу. С колпаком на голове, С поварешкою в руке. Кто это? (Повар)

- У него товаров горы: огурцы и помидоры, колбаса и хлеб, и мед - все он людям продает. Кто это? (Продавец)

- Разгребает снег лопатой, подметает двор метлой. Догадались ли ребята, кто следит за чистотой? (Дворник)

- Тревожный номер «01», ты не останешься один. Гудят пронзительно сирены - начало дня пожарной смены: необходимо им спешить, пожар опасный потушить. Кто это? (Пожарные)

- Мы работаем бригадой, нам везут кирпич, бетон. Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом. Кто это? (Строители)

- Молодцы, ребята.

- А сейчас отгадайте мою загадку, про какую она профессию (показываю слайд).

«Кто же сделает причёску,

Феном, щёткой и расчёской.

Пышно локоны завьёт,

Чёлку щёткою взобьёт,

Всё в его руках горит,

Кто изменит внешний вид? (Парикмахер).

Вы, наверное, догадались, что сегодня мы поговорим о профессии парикмахера.

  1. Основная часть

- Расскажите, что вы знаете об этой профессии? (ответы детей).

Рассказ о профессии: Парикмахеры работают в парикмахерских, салонах красоты, и в имидж студиях. Посетители приходят к парикмахеру, чтобы сделать себе красивые стрижки, причёски, завить волосы, поменять цвет волос. Их встречают очень вежливо, приветствуют и предлагают пройти и сесть в удобное кресло (показываю иллюстрацию с изображением кресла); укрывают плечи специальной накидкой. Промывают шампунем волосы, а затем делают красивую стрижку, используя в своей работе расчёску, ножницы. Клиенту – женщине парикмахер может сделать красивую укладку волос феном, а может завить волосы с помощью плойки или бигудей и покрыть специальным лаком для волос. Парикмахер должен обладать крепким здоровьем (ведь на ногах ему приходится проводить весь рабочий день) и любовью к людям, иметь желание доставить радость, сделать людей красивее.

- Как вы думаете, важна ли профессия парикмахера? Почему? (Ответы детей).

Вопросы:

- Где работает парикмахер?

- Что делает парикмахер?

- Какие инструменты ему нужны для работы?

- Чем должен обладать парикмахер?

- Для чего нужен парикмахер?

- Да, парикмахер приносит радость людям: делает красивые прически, стрижки, красит волосы, заплетает красивые косички. Парикмахер должен обладать крепким здоровьем (потому что приходится стоять на ногах весь день) и любовью к людям.

- Скажите, если парикмахер стрижет мужчин, то это какой парикмахер? (мужской). Если стрижет женщин? (женский). А если детей? (детский)

- Правильно, молодцы!

- Вот послушайте загадки, о чем они?

1. Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик… (ножницы)

2. В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер… (фен)

3. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей… (расческа)

4. Часто я в него смотрюсь,

Перед ним кружусь, верчусь

Свои косы заплетаю

 И костюмчик поправляю…. (зеркало)

Физкультминутка

Привели подстричь ребенка           (ходьба на месте)

До чего оброс мальчонка.

Прежде чем садиться в кресло         (наклоны вперед)

Нужно голову помыть,

А затем, а затем                    (повороты головы в стороны)

Полотенцем просушить.

Ножницы возьмем, гребенку –   (руки в локтях сгибаем, разгибаем)

Челку подстрижем ребенку

Раз, два, три – готова стрижка,          (ходьба на месте)

Феном мы уложим быстро.             (вдох, на выдохе шшшш)

Мальчугана не узнать,          (поднимаем плечи, руки в стороны)

Можно в садик отправлять.             (ходьба на месте)

- Мы с вами уже выяснили, что парикмахер пользуется не только ножницами и расческой, но и другими инструментами.

 Предлагаю вам поиграть в игру «Прятки». Только мы не будем прятаться, а наоборот, мы будем с вами искать картинки орудий труда парикмахера, которые спрятались в нашей группе. Но будьте внимательны. Среди этих картинок есть такие, которые не имеют отношение к профессии парикмахера. Вы должны найти по одной картинке орудий труда парикмахера и прикрепить магнитом к доске.

- Молодцы, быстро справились.

3. Заключительная часть

- С какой профессией сегодня мы с вами познакомились? (С профессией парикмахера).

- Как вы думаете, важна ли профессия парикмахера? Почему? (Ответы детей). «Все профессии нужны, Все профессии важны!»

Конспект занятия по развитию речи (второй этап)

Методическая ситуация: дети с ТНР 5-6 лет, 2-й год обучения

Тема: «Профессия парикмахер»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания о профессии – «Парикмахер», инструментах, используемых в работе и значимости этой профессии в жизни людей.

Коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь, память, наблюдательность;
- обогащать и активизировать словарь детей,

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать уважение к труду взрослых, любознательность.

Материалы и оборудование: магнитная доска, картинки с изображением профессий, кукла Пеппи, микрофон, «волшебный ящик» с инструментами парикмахера, схемы-модели последовательности действий парикмахера, фотографии причесок.

Ход занятия

  1. Подготовительная часть

Дети сидят полукругом на ковре перед воспитателем.

- Ребята, давайте вспомним, о каких профессиях мы с вами уже говорили? (ответы детей). Во время ответов детей вывешивать картинки: врач, продавец, учитель, швея, повар, пожарный.

Дид. игра «Кто, что делает?»

Врач – лечит, продавец – продает, учитель – учит, швея – шьет, повар – готовит, пожарный – тушит пожар;

- Молодцы, ребята.

- Ой, ребята, слышите, к нам кто-то стучится (слышится стук в дверь).

- Сейчас мы узнаем, кто это, входите (вносит куклу Пеппи)

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, Пеппи, познакомьтесь, ребята, это Пеппи, сказочная девочка, которая живет одна, без родителей. Ей живется очень трудно, но в то же время очень весело. Пеппи, что привело тебя к нам?

-Здравствуйте, дети. Вижу, что у вас что-то интересное происходит, вы говорите о профессии, а мне как раз совершенно необходима помощь парикмахера. Меня пригласили на день рождения, подарок я приготовила, красивую аккуратную прическу делать не умею. Может, вы мне подскажете, как нужно ухаживать за волосами, чтобы они выглядели опрятно и аккуратно, и что это за профессия такая, парикмахер?

- Расскажем, конечно, и покажем. Правда, ребята?

  1. Основная часть

Интервью

Пеппи: У меня микрофон. Я буду брать у вас интервью. Смотрите мне в глаза смело. Отвечайте на вопросы полно, плавно, уверенно.

- Саша, кто работает в парикмахерской?

- В парикмахерской работает парикмахер.

- Сережа, как по - другому можно назвать парикмахера?

- Мастер по прическам

- Полина, что делает мастер?

- Мастер расчесывает, стрижет, делает прически.

- Ярослав, чем стрижет?

- Он стрижет ножницами.

- Что еще нужно парикмахеру для работы?

- Для чего нужна пелерина? (закрывать одежду клиента).

- Про какого парикмахера говорят «золотые руки»? (умелого).

- Что опасного, трудного есть в профессии парикмахера? (острые предметы, работа постоянно «на ногах»).

- Как себя надо вести в парикмахерской? (быть вежливым, терпеливым, не шуметь).

- Каким должен быть парикмахер? (общительным, терпеливым, внимательным, осторожным, творческим).

- Нужно ли парикмахеру соблюдать пословицу «Поспешишь, людей насмешишь»?

- Почему?

- Какими качествами должен обладать парикмахер? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте поиграем в игру

Игра «Качества парикмахера»

Педагог достает карточку с названием какого-либо качества. Дети должны подумать, стоит ли парикмахеру иметь то или иное качество, и объяснить для чего. Например, парикмахер должен быть внимательным, потому что, только внимательно рассмотрев человека, можно сделать прическу, которая украсит его лицо. Парикмахер должен быть храбрым, не бояться экспериментировать и делать такие прически, которые до него еще никто не делал. Парикмахер должен быть общительным, чтобы человек во время посещения парикмахерской не скучал.

Качества парикмахера: общительный, терпеливый, аккуратный, внимательный, вежливый, веселый, храбрый (не боится экспериментировать).

- Молодцы, ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

«Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой–встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч».

- Ребята, для того, чтобы приступить к работе парикмахера, нам нужно выяснить, какие же инструменты необходимы мастеру в работе. В этом нам поможет наш волшебный ящик.

Игра «Найди на ощупь» (Дети по очереди достают предмет и объясняют, для чего нужен тот или иной инструмент). Особое внимание педагог заостряет на электроприборах (утюжок и фен) и ножницах. Дети совместно с педагогом вспоминают правила безопасного взаимодействия с электроприборами.

- Молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Но для работы парикмахеру нужны сильные и ловкие пальцы, чтобы целый рабочий день делать людей красивыми. Чтобы пальчики были такими, надо их упражнять. Давайте и мы сделаем наши пальчики ловкими и сильными.

Пальчиковая гимнастика.

В руки ножницы беру

Всех я кукол постригу

Мягкой кисточкой покрашу

И расчёской расчешу.

Теперь наши пальчики готовы к тому чтобы стать парикмахерами.

Игра «Сделай прическу»

- Пеппи, мы с ребятами уже определили, какие инструменты необходимы парикмахеру, а теперь нам нужно определиться с последовательностью действий, ты поможешь нам, Пеппи?

Воспитатель просит ребенка подойти к столу и взять схему – модель и рассказать, что на ней изображено.

1 ребенок: Сначала парикмахер надевает накидку-пелеринку клиенту.

Воспитатель: Для чего нужна накидка? (Ответы детей)

1 ребенок: Затем парикмахер моет голову шампунем (ребенок выкладывает на доску модель № 1, на которой изображено мытье головы).

2 ребенок: Потом он ее просушивает полотенцем (модель № 2, нарисовано полотенце).

3 ребенок: Берет расческу и расчесывает волосы (модель № 3, нарисована расческа)

Воспитатель: Правильно, ребята? Тогда продолжим.

4 ребенок: Мастер начинает стричь волосы ножницами. Помогает расческой (модель № 4, нарисованы ножницы и расческа)

5 ребенок: Затем он просушивает волосы феном (модель № 5, нарисован фен).

6 ребенок: Парикмахер берет щипцы или бигуди и завивает волосы (модель № 6, нарисованы щипцы, бигуди).

7 ребенок: Парикмахер сбрызгивает волосы лаком, чтоб прическа долго держалась (модель № 7, нарисован флакон с надписью «Лак»).

- Молодцы, ребята. Вы хорошо запомнили нашу беседу и правильно ответили, для чего нужен лак для волос. Самое главное закрыть сильно глаза и не открывать их пока не скажет мастер.

- Прическа готова (выставляет модель № 8).

- Посмотрите на эти прически (показ фото красивых детских причесок для девочек и мальчиков). Чем украшены прически девочек? Цветами. Бантиками. Блестками. Бусинками. Красиво? (Ответы детей)

3. Заключительная часть

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- С какой профессией познакомились подробнее? (парикмахер)

- Что нового узнали?

- Скажите мне, ребята, легко ли быть парикмахером? (ответы детей)

- Ребята, вы все молодцы!

- Всякому делу надо учиться. Работа парикмахера творческая, она похожа на работу художника:

У этой волшебницы, этой художницы

Не кисти, не краски, а гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой –

К кому прикоснется – тот станет красивей.

«Хорошая прическа важнее дорогого наряда» - так говорят в народе. Это значит, что парикмахер превращает нас в красивых людей с помощью своих волшебных рук, инструментов и своего мастерства. Поэтому нужно всегда держать голову в порядке и посещать парикмахерскую.

План-конспект сюжетно-ролевой игры по теме «Парикмахерская» (третий этап)

Методическая ситуация: Дети с ТНР, возраст: 5-6 лет

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- закрепить знания детей о профессии парикмахер, его инструментах и трудовых действиях;

- формировать умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

Коррекционно-развивающие:

- развивать игровое воображение;

- развивать у детей диалогическую речь

Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать положительное отношение к труду парикмахера;

- воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Предварительная работа:        

  1. Чтение литературного произведения С.Михалкова «А что у вас?»
  2. Занятие по окружающему миру «Знакомство с профессией парикмахер»
  3. Экскурсия в парикмахерскую
  4. Занятие по рисованию «Рабочие инструменты парикмахера»
  5. Занятие по развитию речи «Профессия Парикмахер»
  6. Занятие по развитию связной речи ««Коллективное составление рассказа по картине « В парикмахерской»

Роли: парикмахеры, администратор, кассир, посетители.

Игровые действия: администратор приветствует посетителей, провожает к парикмахеру; парикмахер получает заказ, приветствует посетителей, делает прическу, отправляет к кассиру; кассир приветствует посетителей, принимает плату за услугу, сдает сдачу и чек об оплате; посетители приветствуют администратора, парикмахера и кассира, делают заказ, рассчитываются за него, благодарят за работу, прощаются.

Игровые диалоги:

Администратор: Здравствуйте.

Посетитель 1: Здравствуйте.

Администратор: Я рада, что вы посетили наш салон. Что бы Вы хотели?

Посетитель 1: Я хочу сделать красивую прическу, потому что сегодня вечером ко мне придут гости и мне хочется хорошо выглядеть.

Администратор: проходите, пожалуйста, сюда. Здесь работает наш парикмахер. Она вас обслужит.

Парикмахер: Здравствуйте

Посетитель 1: Здравствуйте

Парикмахер: Проходите, садитесь в кресло. Какую прическу вам сделать?

Посетитель 1: Что вы мне посоветуете?

Парикмахер: Я вам советую сделать каре

Посетитель 1: Хорошо

Парикмахер: С вас 30 рублей 70 копеек. Пройдите на кассу, пожалуйста

Посетитель 1: Добрый день. Мне нужно оплатить 30 рублей 70 копеек за услуги парикмахера

Кассир. Здравствуйте. Ваш чек, пожалуйста

Посетитель 1: Спасибо, мне очень понравилось, до свидания.

Парикмахер: До свидания, приходите еще.

Посетитель 2: Здравствуйте

Администратор: я рада, что вы посетили наш салон. Что бы Вы хотели?

Посетитель: я хочу покрасить волосы.

Администратор: проходите, пожалуйста, сюда. Здесь работает наш парикмахер. Она вас обслужит

Парикмахер: Здравствуйте. Проходите, садитесь в кресло. Какую прическу будем делать?

Посетитель 2: Я хотела бы покрасить волосы. Как вы думаете, какой цвет мне подойдет?

Парикмахер: Я думаю, что вам подойдет русый цвет

Посетитель 2: Ну хорошо

Парикмахер: С вас 70 рублей, пройдите на кассу, пожалуйста

Посетитель 2: Картой могу оплатить?

Кассир: К сожалению, не можете, аппарат не работает. Но вы можете оплатить по номеру телефона.

Посетитель 2: Все, оплатила

Кассир: Оплата поступила

Посетитель 2: Спасибо, до свидания

Кассир: Спасибо вам, до свидания. Мы всегда рады вас видеть.

Оборудование: кукла Аня, мешочек с инструментами парикмахера, халаты для парикмахеров, деньги, пустые бутылочки, стулья для посетителей, инструменты для парикмахеров.

Ход занятия

  1. Психологический настрой

Педагог приносит куклу Аню с мешочком.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам. Это кукла Аня. Поздоровайтесь с куклой.

Педагог обращает внимание на внешний вид куклы, кукла не причесана, волосы взъерошены.

Педагог: Вам нравится кукла? Нет? Почему? Конечно, кукла не причесана. Кто причесывает и подстригает людей? Верно, это парикмахер. Кукла Аня пришла к нам не с пустыми руками, посмотрите, она принесла мешочек. Давайте посмотрим, что лежит в мешочке.

Педагог достает из мешочка предметы необходимые для работы парикмахера, вместе с детьми называет каждый предмет.

Педагог: Вспомните, дети, куда мы с вами ходили на экскурсию? (Мы ходили на экскурсию в парикмахерскую.) Кто работает в парикмахерской? (Парикмахер). Какие инструменты вы видели у парикмахера? (Дети перечисляют) А теперь скажите, что делает парикмахер? (подстригает, красит волосы, делает прически) Кто принимает деньги за услугу? (кассир) Ребята, как вы думаете, в какую игру мы сегодня будем играть? (Мы будем играть парикмахерскую)

  1. Подготовительная работа

Вступительная беседа по теме

- Ребята, представьте, что я парикмахер. Какие волшебные слова вы мне будете говорить? (Здравствуйте; подстригите, пожалуйста; до свидания). А теперь Ваня подойдет ко мне и покажет, как нужно разговаривать с парикмахером.

Ребенок: Здравствуйте.

Педагог: Здравствуйте.

Ребенок: Подстригите меня, пожалуйста. Спасибо.

Педагог: А теперь Катя покажет, как нужно подстригать. (Ребенок подходит к столу, берет игрушечные ножницы, показывает на кукле) Молодец! Таня, представь, что ты администратор. Что ты будешь делать? (Я провожу посетителей к мастеру, возьму деньги и дам покупателю чек.)

Обыгрывание действий парами

Показ и обыгрывание игровых действий парами (парикмахер – посетитель, администратор - посетитель).

Работа с речевыми диалогами.

Создание игровой ситуации

- Сегодня мы с вами поиграем в парикмахерскую. Что мы будем делать в парикмахерской? Мы будем делать стрижку, красить волосы, делать прическу.

  1. Распределение ролей

Педагог: Что бы начать нашу игру, нужно договориться, кто кем будет в игре, и что вы будете делать.

Педагог: Я буду администратором. Я буду провожать вас к вашему мастеру, рассчитывать вас за оказанные услуги, следить за тем, чтобы клиенты не скучали, пока ждут своей очереди.

Ребенок: я хочу быть кассиром, брать оплату за работу.

Ребенок: а я буду парикмахером, буду красить волосы, делать прически.

Ребенок: я тоже буду парикмахером, буду постригать.

Ребёнок: а я буду клиентом и т. д.

Педагог: ну вот мы распределили роли, теперь необходимо занять свои игровые места.

  1. Подготовка игрового помещения

Дети совместно с педагогом подготавливают зоны парикмахеров, зону ожидания для посетителей, зону администратора и кассира

  1. Развитие игрового сюжета

Администратор звонит колокольчиком. В салон заходит первый посетитель.

Администратор: Здравствуйте.

Посетитель 1: Здравствуйте.

Администратор: Я рада, что вы посетили наш салон. Что бы Вы хотели? 

Посетитель 1: Я хочу сделать красивую прическу, потому что сегодня вечером ко мне придут гости и мне хочется хорошо выглядеть.

Администратор: Проходите, пожалуйста, сюда. Здесь работает наш парикмахер. Она вас обслужит.

(Посетитель проходит к парикмахеру)

Парикмахер: Здравствуйте

Посетитель 1: Здравствуйте

Парикмахер: Проходите, садитесь в кресло. Какую прическу вам сделать?

Посетитель 1: Что вы мне посоветуете?

Парикмахер: Я вам советую сделать каре

Посетитель 1: Хорошо

(парикмахер стрижет посетителя)

Парикмахер: С вас 30 рублей 70 копеек. Пройдите на кассу, пожалуйста

(посетитель проходит к кассиру)

Посетитель 1: Добрый день. Мне нужно оплатить 30 рублей 70 копеек за услуги парикмахера

Кассир. Здравствуйте. Ваш чек, пожалуйста.

Посетитель 1: Спасибо, мне очень понравилось, до свидания.

Парикмахер: До свидания, приходите еще.

(1 посетитель уходит)

Администратор звонит колокольчиком. В салон заходит второй посетитель.

Посетитель 2: Здравствуйте

Администратор: Я рада, что вы посетили наш салон. Что бы Вы хотели? 

Посетитель: Я хочу покрасить волосы. 

Администратор: проходите, пожалуйста, сюда. Здесь работает наш парикмахер. Она вас обслужит

Парикмахер: Здравствуйте. Проходите, садитесь в кресло. Какую прическу будем делать?

Посетитель 2: Я хотела бы покрасить волосы. Как вы думаете, какой цвет мне подойдет?

Парикмахер: Я думаю, что вам подойдет русый цвет

Посетитель 2: Ну хорошо

Парикмахер: С вас 70 рублей, пройдите на кассу, пожалуйста

(посетитель проходит к кассиру)

Посетитель 2: Картой могу оплатить?

Кассир: К сожалению, не можете, аппарат не работает. Но вы можете оплатить по номеру телефона.

Посетитель 2: Все, оплатила

Кассир: Оплата поступила

Посетитель 2: Спасибо, до свидания.

Кассир: Спасибо вам, до свидания. Мы всегда рады вас видеть.

(посетитель уходит)

Игровой сюжет можно разнообразить очередью в парикмахерской, наличием других мастеров в парикмахерской.

  1. Уборка игрового помещения

Педагог: Ребята, в какую игру мы играли? (Мы играли в парикмахерскую) Что мы делали в парикмахерской? (Подстригались, красили, делали прическу) Как справились со своими ролями парикмахеры, кассир, администратор, посетители ? (Обсуждение игры)

А теперь давайте уберем все на свои места.

  1. Рефлексия

- Ребята, в какую игру мы с вами сегодня играли? Вам понравилась игра? Какая роль вам понравилась больше?

- Теперь вы знаете, чем занимаются люди, которые работают в парикмахерской и для чего туда ходят взрослые и дети.

- Как вы думаете, парикмахер – это нужная профессия? Почему?

- Кто из вас хотел бы работать парикмахером, когда станет взрослым?

Всем большое спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Педагогическая практика по вовлечению педагогического коллектива и родителей воспитанников в формирование речевых навыков у детей

Показать на примере  логопедической недели, проводимой в ДОУ, как  можно вовлечь  педагогов и родителей к формированию речевых навыков у детей....

Приказ № 86 «О проведении муниципального конкурса педагогического мастерства "От новаторской идеи до педагогической практики"

Участвовала в экспертной деятельности, в номинации "Цифровая платформа как инновационный образовательный ресурс"...

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики)

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики) в ДОУ....

Сопровождение учителем-логопедом Василенко Г.А. педагогической практики студентки 4 курса Чеченского Государственного Педагогического Университета

Сопровождение учителем-логопедом Василенко Г.А. педагогической практики студентки 4 курса Чеченского Государственного Педагогического Университета...