«Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»
материал (средняя группа)

Выступление на педсовете 2023-2024г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»

В настоящее время далеко не все родители стремятся привить ребенку чувство любви к семье и детскому саду, своему городу. У некоторых на это не хватает времени, у других – отсутствует желание. Поэтому задачей воспитателей становится создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, своей малой Родины.

Вступивший в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, закрепляет приоритет нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Одним из основных принципов дошкольного образовательного учреждения является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДО дает возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

Содержанием нравственно - патриотического воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, является нравственно-патриотическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развиваются и формируются эмоции.

Цель: способствовать формированию патриотических чувств и любви к Родине, через театрализованную деятельность.

Так как театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, и является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Задачи:

  • Формирование потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
  • Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
  • Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй; обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности.
  • Повышение мотивации и психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Был разработан проект

Этапы проекта проходили в 4 этапа.

1 этап Формирующий: он включает в себя подбор и изучение методической литературы, пособий. А также не обходимого материала для дидактической, игровой, театрализованной деятельности. С детьми был праведен мониторинг. С родителями беседы и анкетирование.

2 этап Технологический – это выполнение поставленных задач, через работу с детьми и их родителями. В процессе реализации проекта были организованы следующие виды деятельности: Беседы; Чтение, обсуждение и пересказ сказок; Загадки о сказках и сказочных героях; Рассматривание иллюстраций разных художников; Имитационные упражнения; Изображение в рисунках любимых персонажей из понравившихся сцен сказки. Театрализованная деятельность позволила формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

В свободное время, во время занятий и прогулок включение элементов из сказок, стихов, потешек под редакцией Мохалевой Например: «Ох! Красивый теремок - очень, очень он высок».

Театральная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Большую роль в воспитании патриотических чувств детей по средствам театрализованной деятельности играет работа с родителями. Для них проводила консультации, давала советы, рекомендации.

Обновление материалом в уголке для родителей, интересными и доступными по содержанию играми, заданиями, упражнениями, которые они могли бы самостоятельно использовать дома и для этого были разработаны интерактивные игры, которые можно было отсканировать и играть в удобное время для родителей и детей.

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, декораций и костюмов для постановки спектакля.

Придерживаясь высказыванию Е. И. Тихеевой «В пустых стенах ребёнок не заговорит». Это высказывание и подтолкнуло задействовать стены (они нам помогают обыгрывать сказки или просто с.р.и).

С помощью родителей были дополнены центры: Патриотического воспитания; речевого развития и театрализованной деятельности.

Используя атрибуты буть то шапочка, фартук, маска ребенок начинает символизировать типичные свойства героя с помощью интонации, жестов, мимики, движений. В Настольном и пальчиковом театре в отличие от книги персонажи на сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая с дошкольниками такой спектакль, мы изображаем, как персонажи фыркают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения

На Итоговом этапе была драматизация сказки «Теремок» Участвуя в играх драматизациях, дошкольники научились согласовывать свои действия, перевоплощаться в образ героя и жить его жизнью.

По окончанию представления маленькие актеры были награждены аплодисментами, а родителям вручили грамоты за активное участие в жизни доу.

Результаты мониторинга показали, что у большинства детей, повысился интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности, значительно расширились знания о театре. Повысилась активность и самостоятельность. Обогатился и активизировался словарь по теме, повысилась самооценка (даже самые неактивные дети раскрылись, ощущая свою значимость в коллективной театрализованной деятельности).

Презентационный этап – представление проекта на педсовете в детском саду для воспитателей.

По итогам реализации проекта были отмечены следующие результаты: повысился уровень звукопроизношения, интонационная выразительность и связная речь, развились музыкальные способности, коммуникативные навыки, обогатился словарный запас, расширились представления об окружающем мире, о взаимосвязи в природе. У детей было выявлено преобладание высокого уровня развития нравственных качеств.

Необходимо сделать вывод, что целенаправленная и систематическая работа по реализации проекта, способствует формированию нравственно-патриотических чувств, развитию творческих и умственных способностей, волевых качеств и уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в группе детей с ОВЗ (с ТНР)....

Семинар "Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Гипотеза, то есть основное предположение моей работы состоит в том, что, приобщение дошкольников к ценностям нравственно-патриотической культуры будет осуществляться успешно, если работа будет реализо...

Театрализованная деятельность,как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важнейших задач воспитательного процесса. Театральная деятельность – это одна из форм активного приобщения де...

Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Некоторые думают, что Театр для ребенка-это несерьёзно, серьёзнее-математика, чтение и другие науки...НО!! Знаете, как раскрываются дети, играя в спектакль! А как это им нравится! Играя в героев...

«Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания дошкольников. Приоритетом выступает деятельностный подход к личност...

Театрализованная деятельность, как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Театрализованная деятельность, посредством которой развиваются все познавательные процессы, формируются нравственные принципы и  служит эффективным средством для развития нравственно – патр...