Театрализованная деятельность, как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ
учебно-методический материал

Ирина Анатольевна Никитенко

Театрализованная деятельность, посредством которой развиваются все познавательные процессы, формируются нравственные принципы и  служит эффективным средством для развития нравственно – патриотических чувств дошкольников.Использование театрализованной деятельности на музыкальных занятиях при ознакомлении детей с образом Родины, воспитании чувств любви к родной природе, любви и уважении к матери, сопричастности к лучшим традициям своей страны.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность,

как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»

«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего». Джордж Байрон

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности: – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; – учет этнокультурной ситуации развития детей.

В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через непосредственно образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия, конкурсы, театрализацию. Театрализованная деятельность, посредством которой развиваются все познавательные процессы, формируют нравственные принципы и может служить эффективным средством для развития нравственно – патриотических чувств дошкольников. Выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в театрализованных представлениях в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В современном мире образовательное учреждение становится местом, где дошкольник проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения, стимулирует развитие творческой поисковой активности, самостоятельности. А значит, все пережитые чувства, знания, полученные от участия в театрализованной деятельности, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, к своим близким, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети, сами не замечая этого, учатся сопереживать. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни.

Поэтому на музыкальных занятиях мы ставим перед собой следующие задачи:

– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– развитие интереса к традициям и культуре; – знакомство детей с гимном государства;

– чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование театрализованной деятельности на музыкальных занятиях при ознакомлении детей с образом Родины. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Театрализованная деятельность является эффективным средством в нравственном воспитании детей, прежде всего в воспитании любви и уважения к матери. Для ребенка дошкольного возраста дом, где он живет детский сад, воспитатели, друзья, мама – это Родина. Песни о маме устойчиво вошли в репертуар дошкольников, которые музыкальный руководитель включает в сценарии праздников «8 Марта», «День матери» Чувство любви к родной природе-еще одно из слагаемых нравственного воспитания детей, где посредством театрализованной деятельности дети имеют более сильное влияние на эмоциональную сферу, знакомятся с природными явлениями и объектами, окружающими ребенка с момента его появления на свет. Театрализация стихов, сопровождающаяся выразительной и яркой музыкой, помогают детям почувствовать теплоту и сердечность музыкальных произведений , описывающих красоту родной природы Например: «Жаворонок» муз. М. Глинки; произведения П. Чайковского «Времена года»; муз. С. Прокофьева «Море»; муз. Н. Римского-Корсакова;

В театрализованной деятельности важное место занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания. Новый год, рождество, масленица, ореховый и медовый спас, пасха- это праздники, которые сумели сохранить большинство традиций и обрядов русского народа. В ходе этих праздников дети знакомятся и осваивают традиции своего народа, его духовно-нравственные идеалы. Таким образом, работая над театрализацией постановок мы приобщаем детей к музыкальному наследию своего народа, воспитываем в них чувство нравственности и патриотизма.
Театрализация праздника «День Защитников Отечества» в детском саду хороший повод для воспитания у дошкольников чувство патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных воинов. Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. С помощью инсценирования мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.

В нашем детском саду ведется работа кадетского движения, которое призвано способствовать формированию у дошкольников духовно – нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. Акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре родного малой Родины. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. Дети знакомятся с бытом казаков, традициями, культурой, природой. через включение в активную музыкальную, речевую, конструктивную, игровую, экологическую деятельность.

В предверии празднования Дня города, в нашем детском саду каждый год проходят торжественные посвящения воспитанников в ряды кадетов – юных казаков, в сопровождении театрализацией военных и казачьих песен. Казачьи песни, песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают и горят желанием участвовать в инсценировках. Интонационные достоинства патриотических песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Яркие впечатления и эмоции, пережитые в образно -ролевом исполнительстве, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Воспитание патриотизма у дошкольников является задачей важной и сложной, решить которую возможно с привлечением большого арсенала средств и методов, создания педагогических условий и условий в семье.

Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами, музыкальным руководителем и родителями дает ощутимые результаты: – у детей формируется представление об этнокультурной картине мира, народных традициях и обрядах; – музыка вошла в быт детей и заняла значительное место в их жизни. Патриотическое воспитание — это залог того, что наши дети вырастут достойными гражданами своей страны. На фольклорной и литературной основе в играх драматизациях дети получают знания об обычаях русского народа, например: муку хранили в амбарах - «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству - Машенька и кашу варила, и пироги пекла - «Маша и медведь», заготавливали рыбу на зиму - дед наловил рыбы целые сани - «Лисичка-сестричка и серый волк»). Всё это обыгрывается, переживается детьми. Дети запоминают крылатые выражения пословиц, поговорок, прибауток, меткие выражения например: «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики» и т. д. Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность. Это позволяет педагогу формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Работа над театрализацией сказки по определенному плану дисциплинирует маленьких артистов, учит их придерживаться к требованиям в постановке спектакля. Большую роль в играх-драматизациях имеет музыкальное сопровождение. Игры-драматизации на основе фольклора дают возможность познакомиться детям с богатством и разнообразием русских мелодий и способов их исполнения, музыкальных инструментов. Именно музыка помогает создать положительный эмоциональный настрой, расцвечивает игру, снимает некоторую монотонность речевых диалогов и монологов. Музыка помогает детям почувствовать и передать необходимое настроение, протанцевать народный танец.

Литературных произведений для игр-драматизаций чисто патриотического содержания для дошкольников очень мало. Из тех немногих произведений, которые написаны для детей на патриотическую тему это стихотворение А. Барто «На заставе» и стихи М. Исаковского «У самой границы», можно написать небольшую пьесу для игры-драматизации «На границе». Воспитанники, участвуя в инсценировке чувствуют себя смелыми, сильными, ловкими.

Большое значение в театрализованной деятельности имеют декорации, реквизит, музыкальное и шумовое оформление. Всё это помогает создать обстановку почти близкую к реальной (насколько это возможно в наших условиях): шум дождя, вой ветра, кусты, пни, деревья; обстановку кабинета начальника заставы (карты, планшетка, оружие). Всё вместе взятое помогает детям представить себя настоящими защитниками Родины.

Театрализованная деятельность стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляет детям радость, вызывают активный интерес, увлекает их. А значит, все пережитые чувства, знания, полученные в театрализации и играх-драматизациях, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в группе детей с ОВЗ (с ТНР)....

Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида № 6 г. Южно- Сахалинска Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения никогда не теряла свое...

Семинар "Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Гипотеза, то есть основное предположение моей работы состоит в том, что, приобщение дошкольников к ценностям нравственно-патриотической культуры будет осуществляться успешно, если работа будет реализо...

Театрализованная деятельность,как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важнейших задач воспитательного процесса. Театральная деятельность – это одна из форм активного приобщения де...

Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Некоторые думают, что Театр для ребенка-это несерьёзно, серьёзнее-математика, чтение и другие науки...НО!! Знаете, как раскрываются дети, играя в спектакль! А как это им нравится! Играя в героев...

«Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания дошкольников. Приоритетом выступает деятельностный подход к личност...