Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье.
консультация (подготовительная группа)
Повышение педагогической, родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnogo_intellekta_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_seme.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье.
Цель: повышение педагогической, родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Четыре компонента эмоционального интеллекта:
1. Восприятие эмоций–это распознавание эмоций, как своих, так и других людей по мимике, жестам, походке и голосу, и их идентификация.
2. Использование эмоций для стимуляции мышления и деятельности – это активизация мыслительных процессов, направленных на развитие креативности, при использовании эмоций как фактора мотивации к мышлению и деятельности.
3. Понимание и анализ эмоций –это определение причин возникновения тех или иных эмоций, понимание связи между мыслями и эмоциями, возможность перехода от одной эмоции к другой, интерпретация эмоций во внутриличностных и межличностных отношениях, осознание сложных чувств и эмоций.
4. Сознательное управление эмоциями – это направление и активизация своих эмоций и эмоций других людей для достижения определённых результатов, нацеленность на эмоции при решении определенных задач и принятии решений о выборе своего поведения
ФГОС дошкольного образования выделяет приоритетные направления развития и образования детей, в котором содержится следующее: «Социально-коммуникативное развитие направлено на ... развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации...».
Выделяются следующие функции, которые выполняет эмоциональный интеллект:
1. Когнитивно-оценочная. Данная функция заключается во взаимосвязи осознания и оценки своего эмоционального состояния и контролем над ними. Отличительная особенность заключается в способности ребенка не обижаться на каждый случай, не вступать в конфликтную ситуацию.
2. Адаптивная. Для ребенка обладающим эмоциональным интеллектом легче адаптироваться среди сверстников, так как ребенок эмоционально устойчивый легче находит друзей и компанию. Следовательно, эта способность помогает лучше приспособиться к взаимодействию с людьми.
3. Познавательная. В процессе формирования эмоционального интеллекта ребенок учится распознавать не только свои, но и чужие эмоции. В этой задаче ему на помощь приходят взрослые, именно они помогают осознать весь спектр эмоций и как следствие дошкольник способен поставить себя на место других, чувствовать то же что и другие. При развитии эмпатии у детей взрослые формируют в них личности способные корректировать свое поведение. Но на эмпатическую способность влияет и жизненный опыт, поэтому очень важно ребенку постоянно находится в социуме и пополнять житейский опыт.
4. Функция контроля. Дошкольник, умеющий контролировать свои эмоциональные реакции, легче адаптируется в социуме среди сверстников. Это подтверждается тем, что ведущий вид деятельности в данном возрасте игра. Игра будет успешной, если все участники не будут агрессивными, задиристыми. Во время совместных игр дошкольники учатся не только контролировать свое поведение и эмоции, но и подстраиваться под эмоциональное состояние товарища, управлять эмоциями другого человека.
Эмоциональные компетенции, которыми должен обладать дошкольник:
1. Способность распознавать и понимать собственные эмоции.
2. Умение переживать и выражать свои эмоции.
3. Способность управлять своими эмоциями.
4. Возможность распознавать и понимать эмоции окружающих.
5. Способность управлять эмоциями окружающих
У детей эмоциональный интеллект развивается по нескольким стадиям:
1. Начало эмоционального осознания – вначале своих чувств, потом эмоций, испытываемых окружающими;
2. После того как ребёнок начнёт идентифицировать, распознавать и воспринимать эмоции, осознавать, что такое чувство, происходит обучение чтению языка жестов и тела, выражения лица, тона голоса и прочих проявлений эмоционального состояния других людей. Уже имеется способность дать оценку такому состоянию, описав человека как «счастливый», «грустный», «весёлый», «злой».
3.Характеризуя эмоции, чувства, ребёнок расширяет собственный эмоциональный словарь, применяя его для передачи своих чувств и описания состояния других людей.
4. Ребёнок начинает проявлять сочувствие – эмпатию. В какой-то период это выражается с помощью чувства беспокойства, неуверенности в том, что кому-то из окружающих грустно или плохо. Он начинает симпатизировать более слабым –животным, детям младшего возраста.
5. Маленький человек начинает управлять собственными эмоциями и контролировать их, используя свои навыки для выбора стратегии реакций и поступков в зависимости от испытываемых чувств. К примеру, такие чувства можно не сдерживать, когда они положительные, а, напротив, отрицательное отношение демонстрировать не всегда.
6. Ребёнок начинает осознавать, какой источник вызывает у него и окружающих отрицательные или положительные эмоции.
7. Приходит понимание взаимосвязи между поведением и эмоциями. К примеру: «Папа надел свою новую рубашку, потому что рад встрече с бабушкой; мама смеётся, потому что у неё отличное настроение»
Многие психологи уделяли развитию эмоционального интеллекта у детей в семье. Джон Готтман и его коллеги в своем эксперементе, где вели наблюдение за четырехлетними детьми в семье до достижения ими подросткового возраста, пытались понять, как родители и дети взаимодействуют в эмоционально важных ситуациях, какие ошибки совершают, а каких проблем можно было бы избежать. Дэниел Гоулман открыл понятие «эмоциональный интеллект» и доказал его важность в формировании детской личности. Мартин Селигман пишет о том, что учить мыслить позитивно нужно с детства в семье, ведь именно оптимизм — залог будущего успеха и здоровой самооценки.
В развитии эмоционального интеллекта у детей можно выделить несколько компонентов, которые, так или иначе, развиваются непосредственно в семье родителями. Рассмотрим некоторые из них.
С целью развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста можно использовать приемы, которые родителей могут сами попробовать в работе с детьми в семье.
Создайте положительно окрашенный эмоциональный фон в семье. Это улучшит самочувствие ребенка. Ребенок не может думать о других, если ему самому плохо.
Проводите беседы с детьми по любым поводам: что происходило в детском саду, во дворе, при этом делая акценты, на то, как он себя чувствовал в конкретной ситуации, и что чувствует сейчас. Как можно было поступить по - другому, и чтобы он чувствовал, поступив иначе. Свобода рассуждений и возможность высказаться дают ощущения принятия себя другими.
Старайтесь сами вести себя спокойно и достойно. Помните, что вы — примеры для своего ребенка. Вы не можете учить своего ребенка вести себя так, а сами поступаете по-другому. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, в первую очередь своих родителей.
Попробуйте порадоваться за ребенка, когда он играет с другими детьми, похвалите его за это. Так как в совместной деятельности ребенок приобретает коммуникативные навыки, развивает терпимость, учится реагировать на эмоции другого человека.
Помогайте своему ребенку распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые вы можете найти в разных журналах и газетах.
Читайте ребенку разные рассказы и стихи, насыщены эмоциями. Это могут быть совершенно разные эмоции, положительные и отрицательные, которые могут глубоко и не очень затронуть сердце вашего чада. Вообще, если мы оказываем ребенку поддержку в те моменты, когда он проявляет эмоции, причем даже такие «негативные», как злость или страх, мы демонстрируем уважение к его чувствам и, следовательно, поддерживаем у него ощущение собственной значимости. Дети, которым дают возможность проявлять свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. Это помогает укрепить важные связи между эмоциональными и познавательными процессами. При этом важно разговаривать о чувствах, поскольку при проговаривании, назывании эмоции мы помогаем ребенку осмыслить эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенность в себе, снижение способности к обучению и запоминанию. Снимайте стресс ребенка с помощью двигательных упражнений.
Поощряйте и позволяйте детям выражать свои эмоции, называйте и обсуждайте чувства ребенка, выводя их на уровень осознанного диалога. Успех в развитии эмоционального интеллекта у детей всегда будет в руках их родителей.
Независимо от возраста, все дети находятся на разных уровнях
развития эмоционального интеллекта. Как уже отмечалось, факторы, которые влияют на уровень эмоционального интеллекта, заключаются в психическом и физическом развитии, социальной обстановке,
уровне эмоционального интеллекта родителей, наследственных задатках, семейном окружении
Родительское влияние имеет решающее значение в формировании эмоционального интеллекта у малышей. Дети как губки впитывают все, что видят и слышат от своих родителей. Именно поэтому важно не только говорить о чувствах, но и демонстрировать здоровые эмоциональные реакции и взаимодействия. Давайте разберемся, как родители могут стать настоящими наставниками в мире эмоций.
Саморегуляция и эмоциональная осознанность: как стать идеальным примером
Саморегуляция и эмоциональная осознанность — ключевые компоненты эмоционального интеллекта, которые родители должны развивать в первую очередь у себя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился управлять своими эмоциями, начните с себя.
Контролируйте свои реакции
Показывайте ребенку, как можно справляться с эмоциями: если вы чувствуете гнев, не кричите, а попробуйте глубоко дышать или выйти на свежий воздух. Объясните ребенку, почему вы так поступаете.
Эмоциональная осознанность
Будьте честны с собой и своими эмоциями. Если вы устали или расстроены, признайте это. Дети учатся на вашем примере, как важно признавать свои чувства и работать с ними.
Чтобы выработать у ребенка ЭО, нужно, прежде всего, выработать его у себя, и для этого существует множество техник. Самая простая из них — задавать несколько раз в течение дня себе вопросы: что я чувствую, почему? Что к этому привело, комфортно ли мне в этом, если нет, что я могу с этим сделать? Важно не забывать говорить о своих чувствах, это помогает лучше понять себя, а также дает информацию окружающим о вашем состоянии.
Также с ребенком немаловажно обсуждать то, что он чувствует. Называете вместе его эмоции, говорите о том, что их вызвало. Проговаривайте с ребенком свои собственные эмоции, объясняйте, почему вы их испытываете. Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах! Создавайте безопасную атмосферу для открытого выражения эмоций и не осуждайте малыша.
Практические советы: демонстрируем здоровые эмоциональные реакции и взаимодействие
Объясняйте свои эмоции. «Я сейчас глубоко дышу, потому что чувствую гнев и хочу успокоиться». Подобные фразы помогают детям понять, что эмоции — это нормально, и с ними можно справляться.
Рассказывайте о своем опыте. Делитесь с ребенком, как вы справляетесь с эмоциями. Например, расскажите, как вы успокаиваетесь после трудного дня на работе или как вы радуетесь успехам. Объясните, что все люди испытывают эмоции и учатся с ними работать.
Практикуйте совместные упражнения. Регулярно проводите с ребенком упражнения на расслабление и управление эмоциями. Например, можно вместе медитировать, рисовать или заниматься спортом.
Поощряйте открытость. Создавайте атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя безопасно, выражая свои эмоции. Не критикуйте и не осуждайте его чувства, а наоборот, поддерживайте и помогайте разобраться в них.
Говорите о своих эмоциях. «Я чувствую радость, потому что мы провели время вместе». Такие заявления помогают ребенку понять, как важно выражать свои чувства.
Показывайте, как справляться с негативными эмоциями. «Мне грустно, но я знаю, что это пройдет, если я поговорю с тобой или сделаю что-то приятное».
Учите ребенка эмпатии. «Посмотри, твоему другу грустно. Может, ему станет лучше, если мы вместе его поддержим?».
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста — важный шаг в воспитании ребенка. Научить его распознавать и выражать свои эмоции — это как дать ему волшебный ключик к миру понимания себя и окружающих. Рассмотрим методы и упражнения, которые помогут вашему малышу стать настоящим экспертом в эмоциональной сфере.
Упражнения для распознавания эмоций
Эмоциональные карточки
Сделайте или купите карточки с изображениями различных эмоций (радость, грусть, гнев, страх и т.д.). Показывайте их ребенку и обсуждайте, что изображено на карточках, в каких ситуациях он сам испытывает эти эмоции.
Чтение и обсуждение сказок
Читайте вместе сказки и обсуждайте чувства персонажей. Задавайте вопросы: «Почему ты думаешь, что герою грустно?», «Как бы ты поступил на его месте?».
Эмоциональный дневник
Ведите вместе с ребенком дневник, куда он сможет зарисовать свои эмоции. Это поможет ему лучше осознавать и понимать свои чувства.
Эмоциональный словарь: расширяем лексикон
Введение новых терминов
Постепенно вводите в лексикон ребенка новые эмоциональные термины. Например, вместо «я злой» можно сказать «я раздражен», вместо «мне грустно» — «я разочарован».
Игры с эмоциями
Играйте в игру «Что ты чувствуешь?», где ребенок должен описывать свои эмоции в различных ситуациях. Это не только развивает словарный запас, но и учит точнее выражать свои чувства.
Ролевые игры
Разыгрывайте с ребенком сцены, в которых он может выражать разные эмоции. Например, сцены из любимых мультфильмов или придуманного вами сюжета.
Кукольный театр
С помощью кукол или игрушек разыгрывайте ситуации, в которых персонажи испытывают разные эмоции. Попросите ребенка рассказать, что чувствует каждый персонаж и почему.
Эмоциональные загадки
Играйте в игру «Угадай эмоцию», где один из вас изображает эмоцию, а другой должен угадать, что это за чувство.
Понимание и поддержка в действии
Давайте разберемся, как связаны эмоциональный интеллект и эмпатия и почему они так важны для маленьких исследователей мира.
Эмпатия включает в себя два основных аспекта:
Когнитивная эмпатия: понимание, что чувствует другой человек и почему. Например, ребенок видит, что его друг плачет, потому что тот упал, и понимает, что ему больно.
Эмоциональная эмпатия — сопереживание чужим эмоциям. Например, ребенок чувствует грусть вместе с другом, который потерял свою игрушку.
Как ЭИ и эмпатия работают вместе
Самосознание и эмпатия
Когда ребенок осознает свои эмоции, ему легче понять, что чувствуют другие. Например, он понимает, что злится, и замечает, что его друг тоже может злиться по аналогичной причине.
Саморегуляция и эмпатия
Управляя своими эмоциями, ребенок учится реагировать на чувства других спокойно. Например, вместо того чтобы злиться в ответ, он помогает другу успокоиться.
Социальные навыки и эмпатия
Развитые социальные навыки, такие как умение делиться и слушать, невозможны без эмпатии. Ребенок, который понимает чувства других, легче находит друзей и решает конфликты.
Эмпатия как мотивация
Эмпатия мотивирует ребенка помогать другим. Например, ребенок может поделиться своим печеньем, увидев, что другой ребенок голоден и грустит.
Упражнения для развития эмпатии:
Игра «Как бы ты себя почувствовал?». Суть игры проста: опишите ребенку ситуацию, в которой кто-то испытывает определенные эмоции, и спросите его, как бы он себя чувствовал на месте этого человека. Например, «Представь, что твой друг потерял свою любимую игрушку. Как ты думаешь, что он сейчас чувствует? А как бы ты себя чувствовал в такой ситуации?».
Ролевые игры. В ролевых играх дети могут разыгрывать разные ситуации, которые помогают развивать эмпатию. Например, игра во «врача и пациент», где ребенок должен заботиться о «больном», помогает ему понять чувства и переживания другого человека.
Эмоциональный детектив. Читайте вместе книги или смотрите мультфильмы, а затем обсуждайте чувства персонажей. Спросите ребенка, почему герой чувствует себя так, как он себя чувствует, и как бы ребенок поступил в такой ситуации.
Понимание психологии ребенка: ключ к успешному воспитанию
Безусловно, разобраться самостоятельно во всех нюансах развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста очень непросто. Идеальный вариант — это пройти обучение, на котором сможете задать все важные вопросы и отработать навыки в группах и индивидуально. Когда родители понимают психологические особенности своих детей, они могут:
Эффективно поддерживать эмоциональное развитие
Зная, какие эмоции типичны для разных возрастных этапов, родители могут лучше поддерживать своих детей в их эмоциональном росте.
Распознавать и реагировать на проблемы
Понимание психологии помогает родителям быстро распознавать признаки стресса, тревожности или других проблем и реагировать на них до того, как они станут серьезными.
Создавать благоприятную среду
Родители могут создавать такие условия, в которых их дети будут чувствовать себя в безопасности и получать необходимую поддержку для развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...
Познавательно-творческий проект «По следам сказочных героев» (использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста)
проект педагога-психолога в ДОУ...
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...
Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Воспитатель: здравствуйте, уважаемые родители. Стремясь развить интеллект ребенк...
Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»
консультация-практикум для родителей "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольноговозраста в семье"...