Рабочая программа фольклорного кружка «В гостях у бабушки Маланьи» для детей второй младшей группы (3-4года)
рабочая программа
Рабочая программа кружка направлена на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по приобщение детей истокам национальной культуре посредством фольклора имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_3-4_goda.docx | 68.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонек»
(МБДОУ детский сад «Огонек»)
Принято:
Педагогическим советом
МБДОУ детский сад «Огонек»
Утверждено:заведующий МБДОУ
детский сад «Огонек»
Протокол №1 Е.А. Лукшина
«___» ________ 2021 года
Рабочая программа
фольклорного кружка
«В гостях у бабушки Маланьи»
для детей второй младшей группы (3-4года)
Срок реализации программы: 1 год
(2021 -2022 уч. год)
Составила: воспитатель
Щеглова Н.В.
пгт. Верхнеднепровский
2021 г.
- Целевой раздел.
- . Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка направлена на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по приобщение детей истокам национальной культуре посредством фольклора имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
1.2. Актуальность программы.
Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы двадцатого столетии, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно – нравственного наполнения.
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор. Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народные знания, выражает вкусы склонности интересы народа. Народная культура обладает удивительной способностью побуждать в детях доброе начало. Использование в работе с дошкольниками фольклорных произведений позволяет не только приобщить детей к традициям и обычаям предков, но и создаёт уникальные условия для развития представлений об окружающем мире, понимания закономерностей происходящего, развития речи, способствует появлению у ребёнка уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развивает коммуникативные навыки. Впечатления, полученные в детстве, создают фундамент для развития нравственных чувств и представлений.
Принимая во внимание большое значение фольклора в художественно – эстетическом, познавательном, социально – личностном воспитании ребёнка, мы предположили, что эффективность работы по ознакомлению с фольклором будет, если проводить её в процессе кружковой работы. Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный материал, количество. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка. Проживая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.
Программа кружка имеет следующие разделы:
- Детский музыкальный фольклор.
- Игровой фольклор.
- Знакомство с русской народной сказкой
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнения в том, как постоянно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, от простых произведений детского фольклора к более сложным мелодиям, игровым и песенным припевам; через интонирование сказок с напевами готовим детей к исполнению более сложных произведений. И как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей.
1.3. Цели и задачи программы.
Цель работы кружка: формирование речевых способностей детей 3-4 лет, посредством элементов фольклора.
Образовательные задачи:
- Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, народными праздниками.
- Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
- Учить понимать роль семьи, своё место в семье.
Развивающие задачи:
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
- Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления.
- Развивать связную речь детей, используя малые формы фольклора.
- Развивать коммуникативные качества детей посредством танцев, игр, забав.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать в детях толерантность.
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
- Воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа.
Основные формы работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Структура занятий для детей 3-4 лет:
Вводная часть
- Создание мотивации, (например, если пришел Петрушка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми).
- Создание проблемной ситуации для детей, решение которой, они будут находить в течение всего занятия.
Основная часть
В основной части можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации, чтение знакомых произведений, элементы игр-драматизаций, показ разного вида театра, рассказывание по иллюстрациям хорошо знакомой сказки;
Заключительная часть
Рефлексия - подведение итога всего занятия: дается оценка детской деятельности, используется педагогическая поддержка, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия).
Предварительная работа
чтение, беседа, рассматривание иллюстраций знакомых сказок ;
элементы игры-драматизации;
проблемные ситуации;
использование различных видов театров.
1.4. Принципы осуществляемые в процессе реализации программы.
Принципы организации:
- Принцип-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Принцип-учёт возрастных и психологических особенностей детей;
- Принцип-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Принцип-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, игровая форма подачи материала;
- Принцип- сотрудничество организации с семьей.
1.5. Возрастные особенности развития детей.
Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.
Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.
Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. При подборе фольклорного материала учитываем возрастные особенности детей. В младшем возрасте – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Для решения поставленной цели в младшей группе мы выделили следующие задачи:
1) сформировать представления о себе, как о члене общества;
2) углубить представления детей о составе своей семьи;
3) вызвать в детях проявление эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, а также героев сказок, животных;
4) знакомить детей с окружающим миром через фольклорные формы: потешки, пестушки, сказки, колыбельные.
В младшем возрасте используем следующие приемы:
- пальчиковые игры;
- дыхательную гимнастику;
- пальчиковый театр;
- рассматривание альбомов: «Моя семья», «Какие мы разные»;
- дидактические игры «Подбери картинку», «Найди свой домик», «Расскажи сказку», «Собери картинку» и др.
- хороводные игры: «У тетушки Маланьи», «Козел», «Ходит Ваня», «Пирожок».
- музыкальные игры;
- художественное слово.
Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.
Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уверенностью смотрят в будущее. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, поражающим личность. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Поэтому мы посчитали необходимым донести до знания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
1.6. Планируемые и предполагаемые результаты освоения программы у детей 3-4 лет.
- формирование словаря;
- использование детьми в активной речи малых форм фольклора;
- умение играть в народные подвижные игры
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
-у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные
Предполагаемый результат реализации программы :
- Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы…)
- Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
- Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
- Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха).
- Знать названия инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, трещетка, балалайка) и различать их по звучанию.
- Владеть приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
- Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения, движения в свободной пляске.
1.7. Обоснование выбора содержания программы
Настоящая программа описывает приобщение детей к истокам национальной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по национальной культуре посредством фольклора для ДОУ.
1.8. Формы подведения итогов.
Формы подведения итогов: занятия интегрированного типа, развлечения и календарные праздники, театрализованные представления.
Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, исследования проводимого 2 раза в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
- Диагностическая карта педагога; Приложение№1
- Анкетирование – родителей; Приложение№2
2. Содержательный раздел.
2.1. Тематическое планирование деятельности по программе (3-4 года)
Перспективный план кружковой работы по программе «Веснушки»
Месяц | Тема занятия | Цель занятия | Инструментарий |
Октябрь | «Милости просим!» | Познакомить детей с русской горницей. Вызвать желание приходить в горницу. | Иллюстрации с изображением русской избы, горницы. |
«Русская изба» | Познакомить детей с устройством русской горницы, русской утварью. | Иллюстрации с изображением русской избы, горницы, печи, самовара, стола, посуды, скамейки. | |
«Что летом родиться, зимой пригодится» | Расширять представление детей об огородных работах, урожае. | Иллюстрации с изображением работ на полях, инструменты для снятия урожая. | |
«Сделал дело – гуляй смело» | Расширять представление детей об огородных работах, урожае, средствами пословиц и поговорок. Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим!» | Иллюстрации с изображением работ на полях, инструменты для снятия урожая. Макеты овощей и фруктов. | |
«Что растет на грядке?» | Дать детям знания об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах через загадки и игры «Один - много», «Большой - маленький», пальчиковая игра «Огород». | Макеты овощей и фруктов. Корзинки. | |
Кукольный театр «Репка» | Дать детям знания об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах через загадки и игры «Один - много», «Большой - маленький». Показ кукольного театра «Репка». | Макеты овощей и фруктов. Корзинки. Куклы би-ба-бо к театру «Репка» | |
Диагностика | |||
Фольклорное развлечение «В гости к бабушке Маланье» | Закрепить с детьми полученные ранее знания об огородных работах, урожае. Развивать у детей интерес фольклору. | Макет русской горницы, макеты фруктов и овощей, иллюстрации с изображением работ на полях, инструменты для снятия урожая. Аудиозапись русской народной песни. | |
Ноябрь | «Хлеб всему голова» | Познакомить детей со старинными способами уборки хлеба. Разучивание потешки «Свежий хлеб», заклички «Пшеница, родись!» | Иллюстрации «Сбор урожая» |
«Хлеб всему голова» 2 часть | Познакомить детей со старинными способами уборки хлеба, орудиями уборки. Повторение потешки «Свежий хлеб»,заклички «Пшеница, родись!», пальчиковая игра «Хлебушек» | Иллюстрации с изображением орудий труда (серп, жернова). | |
«Хозяйкины помощники» | Познакомить детей с предметами обихода в русской горнице: коромысло, ведра, стиральная доска. Разучивание потешки «Коромысло» | Иллюстрации предметов обихода | |
«Кто же, кто же нам поможет?» | Закрепить предметами обихода в русской горнице: коромысло, ведра, стиральная доска, потешку «Коромысло». Прослушивание русской народной песни «Пошла Млада за водой» | Иллюстрации предметов обихода, аудиозапись русской народной песни «Пошла Млада за водой» | |
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Познакомить детей с русской печкой, с относящийся к ней утварью: чугунок, ухват, кочерга. Познакомить детей с поговоркой «На печи и зимой лето», объяснить значение поговорки. | Макет русской печи, ухвата, кочерги. | |
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи» | Закрепить с детьми знания о русской печки, об относящейся к ней утвари. Повторить поговорку «На печи и зимой лето». Показ театра на фланелеграфе «Гуси лебеди». | Макет русской печи, ухвата, кочерги. Фланелеграф, театр «Гуси лебеди» | |
«С самоваром чай вкуснее и беседа веселее» | Знакомство детей с самоваром, посудой. Разучивание стихотворение «Самовар». Загадывание загадок про самовар, с опорой на иллюстрации. | Посуда деревянная (роспись хохлома), самовар | |
«Чай пить – приятно жить» | Закрепить знания детей о самоваре. Рассмотреть посуду, как она раскрашена. Познакомить с хохломской росписью. Повторить стихотворение «Самовар». | Посуда деревянная (роспись хохлома), самовар. Иллюстрации «Хохломская роспись» | |
Декабрь | «Сошью Маше сарафан» | Познакомить детей с русской народной одеждой: сарафан, рубаха. | Русские народные костюмы: сарафан, рубаха, кокошник. |
«Родной матушки платок по середочке цветок» | Продолжать знакомить детей с русской народной одеждой: сарафан, рубаха, платок. | Русские народные костюмы: сарафан, рубаха, кокошник, платок. | |
«Русская матрешка» | Познакомить детей с матрешкой, рассмотреть ее «наряд». Разучить стихотворение «Матрешка». | Игрушки матрешки. Презентация «Матрешки» | |
«Красавицы матрешки» | Продолжать знакомить детей с матрешкой, ее особенностями. Повторить стихотворение «Матрешка», загадки про матрешку. Разучить танец матрешек. | Игрушки матрешки. Аудиозапись русской народной песни. | |
«Ходит сон, близок он» | Познакомить детей с колыбельными песнями. Разучить песню «Ай лю-ли» | Аудиозапись колыбельной песни. Иллюстрации «Мама поет колыбельную песню» | |
«Ходит сон, близок он» | Повторить колыбельную песню «Ай лю-ли», учить применять ее в игре «Уложим куклы Машу спать». | Аудиозапись колыбельной песни. Иллюстрации «Мама поет колыбельную песню», кукла, кроватка. | |
«Зима не лето, в шубу одето» | Расширять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок. | Иллюстрации «Зима». | |
«Новый год к весне поворот» | Учить исполнять заклички о зиме, вспомнить русские народные сказки о зиме (Заюшкина избушка). Вспомнить традиции к празднику Новый год. | Иллюстрации «Новый год». Театр на фланелеграфе «Заюшкина избушка». | |
Январь | «Живет в народе песня» | Рассказать детям о видах народной песни (частушки, колыбельные, песенки - заклички), прививать любовь к народной песне. | Аудиозаписи песен: колыбельная, частушка. |
«Песня как соловей» | Повторить с детьми разученные ранее разученные песенки, учить использовать песни в игре. | Аудиозаписи песен: колыбельная, частушка. | |
«Узор хоровода» | Познакомить детей с традицией водить хороводы, учить самостоятельно собираться в круг, учить двигаться в хороводе. | Презентация «Хоровод», русская народная песня. | |
«Узор хоровода» | Продолжать знакомить детей с русскими традициями, традицией водить хоровод, двигаться в хороводе. | Презентация «Хоровод», русская народная песня. | |
«Валенки не подшиты старенькие» | Познакомить детей с русской зимней обувью (валенками), процедурой их изготовления. | Валенки, иллюстрации «Изготовление валенок». | |
«Валенки не подшиты старенькие» | Закрепить знания детей о зимней обуви – валенках. Разучить частушки про валенки. | Валенки. | |
Февраль | «Не лопата не савок, что захватит то в роток» | Познакомить детей с историей создания деревянной ложки, разучить игру на ложках под музыку. | Деревянные ложки, русская народная музыка. |
«Ложки, ложки расписные» | Продолжать знакомить детей с деревянными ложками, учить играть на ложках, правильно держать их. | Деревянные ложки, русская народная музыка | |
«Русские игрушки» | Познакомить детей с дымковской игрушкой, рассказать из чего их делают. | Дымковские игрушки. | |
«Дымковская игрушка» | Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, их росписью. Рассмотреть дымковские узоры. | Дымковские игрушки. | |
«Ой, ты масленица» | Рассказать детям об особенностях праздника Масленица, традиции сжигать чучело. | Иллюстрации «Праздник Масленица» | |
«Ой, ты масленица» | Познакомить детей народными масленичными играми. | Иллюстрации «Праздник Масленица», атрибуты к играм. | |
Праздник с родителями «Масленица» | Вовлечь родителей воспитанников в празднование Масленицы, вызвать положительные эмоции от праздника. | Атрибуты к играм, музыкальное сопровождение. | |
Игра – драматизация «Теремок» | Учить детей брать на себя роль героя сказки, действовать в соответствии с этой ролью, имитируя характер героя. | Макет домика «Теремка», маски героев сказки «Теремок» | |
Март | «Весна, весна приди сюда!» | Познакомить детей с весенними закличками, весенними приметами. | Макеты деревьев, аудиозапись «Голоса птиц» |
«Весна идет, весне дорогу!» | Продолжать знакомить детей с весенними закличками, приметами. Разучить хороводную игру «Дуб, дубок» | Макеты деревьев, аудиозапись «Голоса птиц», атрибуты к игре. | |
Русские народные музыкальные инструменты | Познакомить детей с видами музыкальных инструментов, послушать их звучание. | Музыкальные инструменты: балалайка, свистулька, гармонь. | |
«У меня веселый бубен под него плясать мы будем» | Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, их звучанием, рассмотреть бубен, как он устроен. Разучить игру «Веселый бубен». | Музыкальные инструменты: балалайка, свистулька, гармонь, бубен. | |
Народный шумовой оркестр. | Закрепить знания детей о деревянных ложках, повторить стихотворение про них. Познакомить с шумовыми инструментами: трещотка, маракасы. | Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, маракасы. | |
Народный шумовой оркестр. | Закрепить знания детей о деревянных ложках, повторить стихотворение про них. Познакомить с шумовыми инструментами: трещотка, маракасы. Освоить навыки игры на инструментах. | Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, маракасы. | |
Весенний фольклорный праздник «Весенние посиделки» | Обобщение знаний детей о характерных признаках весны, о весенних народных праздниках, традициях русского народа. | Музыкальные инструменты: балалайка, свистулька, гармонь, ложки, трещотки, маракасы. Русские костюмы, народные песни (аудиозапись) | |
Настольный театр «Маша и медведь» | Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Настольный театр «Маша и медведь» | |
Апрель | Диагностика | ||
«Пасхальные забавы» | Продолжать расширять представление детей о православных праздниках; - знакомить с народными традициями и обычаями праздника «Пасхи»; | Презентация «Светлая пасха» | |
Развлечение с родителями «Светлая пасха» | Формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослыми | Колокольчики, куличи, пасхи, крашеные яйца, пасхальные открытки, икона, горки деревянные, пасхальные плакаты, ложки, треугольники, музыкальные шумовые инструменты, веточки вербы в вазе. | |
«Лейся, песня!» | Прослушивание и разучивание русских народных песен. Разучивание хороводной игры «У окошка дремлет кошка». | Аудиозапись русских народных песен. | |
«Лейся, песня!» | Прослушивание и повтор народных песен. Разучить народную игру «Волшебные сказки» | Аудиозапись русских народных песен. Маски животных. | |
«Не перевелись богатыри русские» | Рассказать детям о войнах-защитниках – богатырях. | Иллюстрации «Русские богатыри» | |
«Не перевелись богатыри русские» | Продолжать знакомить детей с войнами-защитниками – богатырями. Разучивание поговорок о смелости и храбрости. | Иллюстрации «Русские богатыри» | |
Май | «В гости к бабушке Маланье» | Закрепить знания детей о русском быте, русской утвари, предметах обихода. | Иллюстрация русской избы, горницы, печи, самовара, стола, посуды, скамейки. |
«Мы для бабушки испечем оладушки». | Закрепить с детьми ранее разученные пословицы и поговорки о хлебе, учить повторять голоса животных и домашних птиц. | Иллюстрация русской избы, горницы, печи, самовара, стола, посуды, скамеек, игрушки домашних животных. | |
Театрализованная игра «Огород» | Закрепить знания детей об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах через загадки и игры. | Макеты овощей и фруктов, маски растений. | |
Веселый огородник | Упражнять в умении играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник» с заучиванием текста. | Кукла Петрушка, шапочки с изображением овощей | |
Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот» | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. Рассказать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок. | Книга со сказкой «Лиса, Петух и Кот» с иллюстрациями. Игрушки – домик, кот, петух, лиса. | |
Драматизация сказки «Кот, петух и лиса» | Учить детей брать на себя роль героя из сказки, действовать в соответствии с этой ролью, передавать характер героя, его повадки. | Шапочки – маски героев сказки «Кот, петух и лиса». | |
Путешествие в сказку «Репка» | Воспитание любви к русским народным сказкам; создать атмосферу дружелюбия, радости, положительныхэмоций. | Шапочка Репки, Кошки, Мышки, Жучки, фуражка для Деда, платок для Бабушки, кокошник для Внучки, грибы, шишки, 3 ведра, 3 корзинки, | |
Концерт для бабушки Маланьи (итоговое занятие с приглашением родителей) | Повторить ранее разученные пословицы и поговорки, воспитывать любовь к фольклору, создать атмосферу дружелюбия, радости, положительных эмоций. | Макет русской горницы. Оборудование к ней, музыкальные инструменты, разные виды театров. |
2.2. Содержание программы.
Основными требованиями к организации приобщения детей к истокам национальной культуры младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, включение фольклорных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации фольклорной деятельности.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Потешки мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают нам «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы брали куклу Катю на руки и ласковым голосом начинали припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю, бай!
Мы проснулись, потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Во время умывания, причесывания детей знакомили их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний, дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняли значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям предлагаем такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовали фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносили в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесли «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»
Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.
Уже с раннего возраста мы приучали детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорили словами потешки:
«Ай, дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная, позолоченная».
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры мы считаем различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки», «Поиграем с ложкой» дети не только знакомились с народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.
Для решения всех поставленных задач детей нами была подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли наше внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.
Приемы работы:
- игра;
- игра-имитация;
- объяснение;
- показ;
- личный пример;
- беседы;
- обсуждения;
- просмотр видеофильмов;
- разучивание произведений устного народного творчества.
Формы работы:
- индивидуальная,
- групповая.
Методы, используемые для реализации программы:
- чтение сказок;
- проведение диалогов с детьми о прочитанном.
- инсценировка потешек.
- подвижные игры.
3.0. Организационный раздел.
3.1. Кадровое обеспечение программы.
Воспитатель – основной руководитель программы;
руководитель – аккомпаниатор.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы.
- народные игры с пальчиковым, настольным театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках и др.
- реквизит для разыгрывания сценок: национальных игрушек, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: книги, образцы музыкальных произведений, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
- музыкальный центр, ИКТ.
3.3. Методическое обеспечение программы
- . Парциальная программа. Учебно-методическое пособие: О.Л. Князева, М.Д. Махнева.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры: – СПБ.: Детство-Пресс,2021.
- Методический комплект парциальной программы Приобщение детей к истокам русской народной культуры: О.А Ботякова, Детский народный календарь «Солнечный круг» – СПБ.: Детство-Пресс,2021.
- Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы - СПБ.: Детство-Пресс,2020.
- Сценарии музыкальных календарных праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / М.А Давыдова - МОСКВА «ВАКО», 2007 -256с.
- Народные праздники. Рякина И.В., Екатеринбург.- Издательство .Г.И. Возяковой, 2002г. -64 с.
- Забавы для малышей: Театрализованные представления для детей 3-4 лет. Картушина М.Ю., М.: ТЦ Сфера, 2005-192 с.
- И.В. Кравченко И.В., Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. 2011.
- Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников) Мельникова Л.И., Зимина А.Н. – М.: Гном –Пресс, 2000-88с.
- Литературно - художественное издание. Серия «Сказки». Терем-теремок. Русские народные сказки для детей дошкольного возраста. ОАО «Издательство» «Высшая школа». Тверь, 2010.
- А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники игры, развлечения. Михайлова М.А., - Ярославль: академия развития -2001.
- Зимние праздники, игры и забавы ля детей. Петрова В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д.- М.: ТЦ Сфера, 2001 – 128с.
- Играем в кукольный театр: Программа «Театр- творчество – дети» Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских садов. Сорокина Н.Ф., - М.: АРКТИ.2004 – 208с.
Интернет-ресурсы:
- http://mdou44.edu.yar.ru/materiali/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsiya_muzikalnogo_rukovoditelya_i.v.sharipovoy_kolibelnaya_v_zhizni_rebenka.pdf
- http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-aleksevna-polovinkina/rol-folklora-v-vospitani-detei.html
- Сайты: «Дошкольник.ру» – сайт для всей семьи, «ТЕРЕМОК» – сайт для детей, Образовательный сайт «Мир Дошкольников»-все для детей, «Детский портал Солнышко».
3.4. Время и сроки реализации программы.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). Организация работы кружка: программа рассчитана на один год. В год проводится 68 занятий (2 занятия в неделю, во второй половине дня). Продолжительность занятия – 15 мин.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Необходимые условия реализации программы: технические средства, русские народные музыкальные инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
В группе организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, картотеки: потешки, заклички, песенки, стихи, загадки. Создан уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, театр по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Звери в сказках», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет». По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, загадок, небылиц, русских народных песен.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Центр | Содержание | Способы использования |
Центр культурно- фольклорной деятельности. |
| В ходе организованной и самостоятельной деятельности по программе. |
3.6. Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с родителями: родители и педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей, в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях.
План работы с родителями по программе «В гостях у бабушки Маланьи»
Месяц | Тема | Форма проведения |
Октябрь | «Фольклор в жизни ребенка» Оформление родительского уголка «Использование фольклора в семейном воспитании». | Родительское собрание Консультация |
Ноябрь | Анкетирование родителей «Что я знаю о фольклоре» «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». | Анкетирование Консультация |
Декабрь | Привлечение родителей в оформлении уголка родного края в группе (изготовление макетов, альбомов, лэпбуков) «Баю-баюшки-баю» как укладывать детей спать. | Работа в группе Консультация |
Январь | «Фольклор как основа семейных ценностей» «Семейные традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей» | Родительский клуб Консультация |
Февраль | Праздник «Масленица» «Русские народные праздники» | Праздник (совместно с детьми) Консультация |
Март | Участие родителей в подготовке к конкурсу Мини музей «Традиции добра» «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств детей» | Подготовка к конкурсу Консультация |
Апрель | Праздник «Светлая пасха» «Роль сказки в развитии и воспитании детей» | Праздник (совместно с детьми) Консультация |
Май | «Концерт для бабушки Варварушки». «Народные игры с детьми» | Итоговое занятие. Консультация |
3.7. Мониторинг
Для достижения основной цели провидится обследование детей, оно проходит в форме диагностики в октябре и в апреле месяце. Диагностическая работа направлена на выявления знаний, умений, навыков в речевом развитии детей 3-4 лет, посредством элементов фольклора. При проведении диагностики опираемся на методики М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Используем в работе разнообразные формы: элементы драматизации, игры-поручения. Руководствуемся демократическим стилем общения с детьми, даем поручения, совет, используем похвалу, поощрение, так как дети маленькие и им нужна поддержка со стороны педагога.
Цель мониторинга: определить уровень речевого развития детей.
Методика проведения
Для обследования детей используются игровые приемы, дидактические игры и упражнения, иллюстрационный материал (по знакомым детям сказкам), просмотр кукольных театров и беседы по ним, игры с элементами драматизации, игры – превращения, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры для развития моторики рук, упражнения на развитие выразительной мимики.Диагностические обследования проводится в непринуждённой беседе с детьми, в игровой и театральной деятельности, а также в наблюдении за детьми.
Обследование проводится по следующим направлениям:
- Способность различать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
- Умение импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации.
- Понимает содержание произведения.
- Различает главных и второстепенных героев.
- Пересказывает произведение с помощью педагога с опорой на иллюстрации.
- Развитие связной речи.
Уровни развития детей в театральной деятельности:
высокий уровень (3 балла)– творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
средний уровень (2 балла)– эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться втеатрализованную деятельность; ребёнок затрудняется в выполнении заданий; требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
низкий уровень(1 балл)– мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности; не развиты способности в самостоятельной деятельности.
Список используемой литературы
- Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера. С.-Петербург, 2014
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. С –Петербург, 2001
- Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. С.-Петербург, 2008
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М., 2006
- Князева О.Л., Миханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.- Петербург. 1998
- Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5, 1993
- Мельников М.Н. детский фольклор и проблемы народной педагогики. Новосибирск, Просвещение, 1987
- Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. М. Советский композитор, 1988
- Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия. Екатеринбург, отделение пед. Общества, 1994
- Фёдорова Г.П. «Пой, пляши, играй от души».
- Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. М. ТЦ, 2007
Приложение№1
Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей».
1.Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?______________________
2.При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?________________________________________________________
3.Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?_____________________
4.Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете?_____________________________________________________________________
5. Какие, используете с детьми? С какой целью?___________________________________
6.Загадываете ли детям загадки? Как часто?_______________________________________
7.Какие потешки Вы знаете?____________________________________________________
8.Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?____________________________
9.Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение№2
Педагогическая диагностика
Показатели | Оценка Освоил Программу в полном объёме «+» Освоил Программу не в полном объёме «-» |
1.Активно использует вербальные и невербальные средства в общении со взрослыми и сверстниками. |
|
2.Использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. |
|
3.Использует речь для общения со взрослыми и сверстниками |
|
4.Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними. |
|
5.Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. |
|
6.Владеет активной речью, включенной в общение; |
|
7.Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; |
|
8.Ребенок использует в активной речи малые формы фольклора. |
|
9.Умение играть в народные подвижные игры |
|
10.Эмоционально вовлечен, в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; |
|
11.Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых |
|
12.Знает названия окружающих предметов и игрушек; |
|
13.В понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт |
|
14.Знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала |
|
15Импровизирует на основе литературных произведений |
|
16.Проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров |
|
17.С помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок |
|
18.Устанавливает легко осознаваемые причинные связи в сюжете |
|
19Участвует в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей |
|
20.Эмоционально реагирует на поэтические тексты, выразительно их воспроизводит |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник: «В гостях у бабушки Насти» для детей второй младшей группы
Осенний праздник: «В гостях у бабушки Насти» 2 младшая группа 2013 г...
Фольклорное развлечение "В гостях у Бабушки-Забавушки" для детей 1 младшей группы
Дети на "поезде"едут в деревнюк Бабушке.По пути поют осеннюю песню,танцуют с листиками,читают стихи.В деревне играют в хороводную игру,исполняют потешки,изображают движения животных....
Сценарий спектакля «В гостях у Ухти –Тухти» для детей второй младшей группы (по мотивам сказки «Ухти–Тухти» Беатрис Поттер)
сценарий разработан специально для детей второй младшей группы, музыкальные репертуар можно подобрать на ваше усмотрение....
"В гостях у бабушки Алены" (для детей первой младшей группы)
Весеннее развлечение для малышей....
Программа кружка по современным нетрадиционным методам рисования для детей второй младшей группы
Для воспитателей и внеурочной деятельности...
Сценарий развлечения " В гости к бабушке Светлане" для детей 2 младшей группы с ТНР
Музыкальный досуг...
Методическая разработка Сценария осеннего фольклорного праздника «В гости к бабушке Маланье» для детей средней коррекционной группы . Д.с. №5 Калининского района Санкт- Петербурга
Методическая разработка осеннего праздника для детейкоррекционной группы, среднего дошкольного возраста в народном стиле с использованием народной музыки, танцев, оркестра ложкарей и главного ге...