Рабочая программа фольклорного кружка «В гостях у бабушки Маланьи» для детей второй младшей группы (3-4года)
рабочая программа

Щеглова Надежда Викторовна

Рабочая программа кружка направлена на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по приобщение детей истокам национальной культуре посредством фольклора имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_3-4_goda.docx68.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонек»

(МБДОУ детский сад «Огонек»)

Принято:

Педагогическим советом

МБДОУ детский сад «Огонек»


                                       Утверждено:

заведующий МБДОУ

детский сад «Огонек»

Протокол №1                                                                                                                 Е.А. Лукшина

«___» ________ 2021 года

Рабочая программа

 фольклорного кружка

«В гостях у бабушки Маланьи»

для детей второй младшей группы (3-4года)

 

Срок реализации программы: 1 год

(2021 -2022 уч. год)

        

                                                                                              Составила: воспитатель

                                                                                                                                 Щеглова Н.В.      

 

пгт. Верхнеднепровский

2021 г.

  1. Целевой раздел.

  1. . Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка направлена на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по приобщение детей истокам национальной культуре посредством фольклора имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

1.2. Актуальность программы.

 Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы двадцатого столетии, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно – нравственного наполнения.

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор. Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народные знания, выражает вкусы склонности интересы народа.     Народная культура обладает удивительной способностью побуждать в детях доброе начало. Использование в работе с дошкольниками фольклорных произведений позволяет не только приобщить детей к традициям и обычаям предков, но и создаёт уникальные условия для развития представлений об окружающем мире, понимания закономерностей происходящего, развития речи, способствует появлению у ребёнка уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развивает коммуникативные навыки. Впечатления, полученные в детстве, создают фундамент для развития нравственных чувств и представлений.

Принимая во внимание большое значение фольклора в художественно – эстетическом, познавательном, социально – личностном воспитании ребёнка, мы предположили, что эффективность работы по ознакомлению с фольклором будет, если проводить её в процессе кружковой работы. Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный материал, количество. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.  Проживая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.

Программа кружка имеет следующие разделы:

  • Детский музыкальный фольклор.
  • Игровой фольклор.
  • Знакомство с русской народной сказкой

В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнения в том, как постоянно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал.

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, от простых произведений детского фольклора к более сложным мелодиям, игровым и песенным припевам; через интонирование сказок с напевами готовим детей к исполнению более сложных произведений. И как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей.

1.3. Цели и задачи программы.

Цель работы кружка: формирование речевых способностей  детей 3-4 лет, посредством элементов фольклора.

Образовательные задачи:

  • Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, народными праздниками.
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье.

Развивающие задачи:

  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
  • Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления.
  • Развивать связную речь  детей, используя малые формы фольклора.
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством танцев, игр, забав.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях толерантность.
  • Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
  • Воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа.

Основные формы работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Структура занятий для детей 3-4 лет:

Вводная часть

- Создание мотивации, (например, если пришел Петрушка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми).

-  Создание проблемной ситуации для детей, решение которой, они будут находить в течение всего занятия.  

Основная часть

В основной части можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации, чтение знакомых произведений, элементы игр-драматизаций, показ разного вида театра, рассказывание по иллюстрациям хорошо знакомой сказки;

Заключительная часть

Рефлексия - подведение итога всего занятия: дается оценка детской деятельности, используется  педагогическая поддержка, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное -  это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия).

Предварительная работа

чтение,  беседа, рассматривание иллюстраций знакомых сказок ;

элементы игры-драматизации;

проблемные ситуации;

использование различных видов театров.

1.4. Принципы осуществляемые в процессе реализации программы.

Принципы организации:

  • Принцип-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Принцип-учёт возрастных и психологических особенностей детей;
  • Принцип-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Принцип-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, игровая форма подачи материала;
  • Принцип- сотрудничество организации с семьей.

1.5. Возрастные особенности развития детей.

Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.

Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. При подборе фольклорного материала учитываем возрастные особенности детей. В младшем возрасте – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Для решения поставленной цели в младшей группе мы выделили следующие задачи:

1) сформировать представления о себе, как о члене общества;

2) углубить представления детей о составе своей семьи;

3) вызвать в детях проявление эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, а также героев сказок, животных;

4) знакомить детей с окружающим миром через фольклорные формы: потешки, пестушки, сказки, колыбельные.

В младшем возрасте используем следующие приемы:

  • пальчиковые игры;
  • дыхательную гимнастику;
  • пальчиковый театр;
  • рассматривание альбомов: «Моя семья», «Какие мы разные»;
  • дидактические игры «Подбери картинку», «Найди свой домик», «Расскажи сказку», «Собери картинку» и др.
  • хороводные игры: «У тетушки Маланьи», «Козел», «Ходит Ваня», «Пирожок».
  • музыкальные игры;
  • художественное слово.

Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.

Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уверенностью смотрят в будущее. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, поражающим личность. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Поэтому мы посчитали необходимым донести до знания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

1.6. Планируемые и предполагаемые  результаты освоения программы у детей 3-4 лет.

  • формирование словаря;
  • использование детьми в активной речи малых форм фольклора;
  • умение играть в народные подвижные игры

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

-у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные

Предполагаемый результат реализации программы :

  • Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы…)
  • Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
  • Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
  • Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины,  Святки, Масленица, Пасха).
  • Знать названия инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, трещетка, балалайка) и различать их по звучанию.
  • Владеть приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
  • Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения, движения в свободной пляске.

1.7. Обоснование выбора содержания программы

Настоящая программа описывает приобщение детей к истокам национальной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора.

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по национальной культуре посредством фольклора для ДОУ.

1.8. Формы подведения итогов.

Формы подведения итогов: занятия интегрированного типа, развлечения и календарные праздники, театрализованные представления.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, исследования проводимого 2 раза в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

  • Диагностическая карта педагога; Приложение№1
  • Анкетирование – родителей; Приложение№2

2. Содержательный раздел.

2.1. Тематическое планирование деятельности по программе (3-4 года)

Перспективный план кружковой работы по программе «Веснушки»

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Инструментарий

Октябрь

«Милости просим!»

Познакомить детей с русской горницей. Вызвать желание приходить в горницу.

Иллюстрации с изображением русской избы, горницы.

«Русская изба»

Познакомить детей  с устройством русской горницы, русской утварью.

Иллюстрации с изображением русской избы, горницы, печи, самовара, стола, посуды, скамейки.

«Что летом родиться, зимой пригодится»

Расширять представление детей об огородных работах, урожае.

Иллюстрации с изображением работ на полях, инструменты для снятия урожая.

«Сделал дело – гуляй смело»

Расширять представление детей об огородных работах, урожае, средствами пословиц и поговорок. Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим!»

Иллюстрации с изображением работ на полях, инструменты для снятия урожая. Макеты овощей и фруктов.

«Что растет на грядке?»

Дать детям знания об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах через загадки и игры «Один - много», «Большой - маленький», пальчиковая игра «Огород».

Макеты овощей и фруктов. Корзинки.

Кукольный театр «Репка»

Дать детям знания об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах через загадки и игры «Один - много», «Большой - маленький». Показ кукольного театра «Репка».

Макеты овощей и фруктов. Корзинки. Куклы би-ба-бо к театру «Репка»

Диагностика

Фольклорное развлечение «В гости к бабушке Маланье»

Закрепить с детьми полученные ранее знания об огородных работах, урожае. Развивать у детей интерес фольклору.

Макет русской горницы, макеты фруктов и овощей, иллюстрации с изображением работ на полях, инструменты для снятия урожая. Аудиозапись русской народной песни.

Ноябрь

«Хлеб всему голова»

Познакомить детей со старинными способами уборки хлеба. Разучивание потешки «Свежий хлеб», заклички «Пшеница, родись!»

Иллюстрации «Сбор урожая»

«Хлеб всему голова»

2 часть

Познакомить детей со старинными способами уборки хлеба, орудиями уборки.  Повторение потешки «Свежий хлеб»,заклички «Пшеница, родись!», пальчиковая игра «Хлебушек»

Иллюстрации с изображением орудий труда (серп, жернова).

«Хозяйкины помощники»

Познакомить детей с предметами обихода в русской горнице: коромысло, ведра, стиральная доска. Разучивание потешки «Коромысло»

Иллюстрации предметов обихода

«Кто же, кто же нам поможет?»

Закрепить предметами обихода в русской горнице: коромысло, ведра, стиральная доска, потешку «Коромысло». Прослушивание русской народной песни «Пошла Млада за водой»

Иллюстрации предметов обихода, аудиозапись русской народной песни «Пошла Млада за водой»

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Познакомить детей с русской печкой, с относящийся к ней утварью: чугунок, ухват, кочерга. Познакомить детей с поговоркой «На печи и зимой лето», объяснить значение поговорки.

Макет русской печи, ухвата, кочерги.

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Закрепить с детьми знания о русской печки, об относящейся к ней утвари. Повторить поговорку «На печи и зимой лето». Показ театра на фланелеграфе «Гуси лебеди».

Макет русской печи, ухвата, кочерги.

Фланелеграф, театр «Гуси лебеди»

«С самоваром чай вкуснее и беседа веселее»

Знакомство детей с самоваром, посудой. Разучивание стихотворение «Самовар». Загадывание загадок про самовар, с опорой на иллюстрации.

Посуда деревянная (роспись хохлома), самовар

«Чай пить – приятно жить»

Закрепить знания детей о самоваре. Рассмотреть посуду, как она раскрашена. Познакомить с хохломской росписью. Повторить стихотворение «Самовар».

Посуда деревянная (роспись хохлома), самовар. Иллюстрации «Хохломская роспись»

Декабрь

«Сошью Маше сарафан»

Познакомить детей с русской народной одеждой: сарафан, рубаха.

Русские народные костюмы: сарафан, рубаха, кокошник.

«Родной матушки платок по середочке цветок»

Продолжать знакомить детей с русской народной одеждой: сарафан, рубаха, платок.

Русские народные костюмы: сарафан, рубаха, кокошник, платок.

«Русская матрешка»

Познакомить детей с матрешкой, рассмотреть ее «наряд». Разучить стихотворение «Матрешка».

Игрушки матрешки. Презентация «Матрешки»

«Красавицы матрешки»

Продолжать знакомить детей с матрешкой, ее особенностями. Повторить стихотворение «Матрешка», загадки про матрешку. Разучить танец матрешек.

Игрушки матрешки. Аудиозапись русской народной песни.

«Ходит сон, близок он»

Познакомить детей с колыбельными песнями. Разучить песню «Ай лю-ли»

Аудиозапись колыбельной песни. Иллюстрации «Мама поет колыбельную песню»

«Ходит сон, близок он»

Повторить колыбельную песню «Ай лю-ли», учить применять ее в игре «Уложим куклы Машу спать».

Аудиозапись колыбельной песни. Иллюстрации «Мама поет колыбельную песню», кукла, кроватка.

«Зима не лето, в шубу одето»

Расширять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок.

Иллюстрации «Зима».

«Новый год к весне поворот»

Учить исполнять заклички о зиме, вспомнить русские народные сказки о зиме (Заюшкина избушка). Вспомнить традиции к празднику Новый год.

Иллюстрации «Новый год». Театр на фланелеграфе «Заюшкина избушка».

Январь

«Живет в народе песня»

Рассказать детям о видах народной песни (частушки, колыбельные, песенки - заклички), прививать любовь к народной песне.

Аудиозаписи  песен: колыбельная, частушка.

«Песня как соловей»

Повторить с детьми разученные ранее разученные песенки, учить использовать песни в игре.  

Аудиозаписи  песен: колыбельная, частушка.

«Узор хоровода»

Познакомить детей с традицией водить хороводы, учить самостоятельно собираться в круг, учить двигаться в хороводе.

Презентация «Хоровод», русская народная песня.

«Узор хоровода»

Продолжать знакомить детей с русскими традициями, традицией водить хоровод, двигаться в хороводе.  

Презентация «Хоровод», русская народная песня.

«Валенки не подшиты старенькие»

Познакомить детей с русской зимней обувью (валенками), процедурой их изготовления.

Валенки, иллюстрации «Изготовление валенок».

«Валенки не подшиты старенькие»

Закрепить знания детей о зимней обуви – валенках. Разучить частушки про валенки.

Валенки.  

Февраль

«Не лопата не савок, что захватит то в роток»

Познакомить детей с историей создания деревянной ложки, разучить игру на ложках под музыку.

Деревянные ложки, русская народная музыка.

«Ложки, ложки расписные»

Продолжать знакомить детей с деревянными ложками, учить играть на ложках, правильно держать их.

Деревянные ложки, русская народная музыка

«Русские игрушки»

Познакомить детей с дымковской игрушкой, рассказать из чего их делают.

Дымковские игрушки.

«Дымковская игрушка»

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, их росписью. Рассмотреть дымковские узоры.

Дымковские игрушки.

«Ой, ты масленица»

Рассказать детям об особенностях праздника Масленица, традиции сжигать чучело.

Иллюстрации «Праздник Масленица»

«Ой, ты масленица»

Познакомить детей народными масленичными играми.

Иллюстрации «Праздник Масленица», атрибуты к играм.

Праздник с родителями «Масленица»

Вовлечь родителей воспитанников в празднование Масленицы, вызвать положительные эмоции от праздника.

Атрибуты к играм, музыкальное сопровождение.

Игра – драматизация «Теремок»

Учить детей брать на себя роль героя сказки, действовать в соответствии с этой ролью, имитируя характер героя.

Макет домика «Теремка», маски героев сказки «Теремок»

Март

«Весна, весна приди сюда!»

Познакомить детей с весенними закличками, весенними приметами.

Макеты деревьев, аудиозапись «Голоса птиц»

«Весна идет, весне дорогу!»

Продолжать знакомить детей с весенними закличками, приметами. Разучить хороводную игру «Дуб, дубок»

Макеты деревьев, аудиозапись «Голоса птиц», атрибуты к игре.

Русские народные музыкальные инструменты

Познакомить детей с видами музыкальных инструментов, послушать их звучание.

Музыкальные инструменты: балалайка, свистулька, гармонь.

«У меня веселый бубен под него плясать мы будем»

Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, их звучанием, рассмотреть бубен, как он устроен. Разучить игру «Веселый бубен».

Музыкальные инструменты: балалайка, свистулька, гармонь, бубен.

Народный шумовой оркестр.

Закрепить знания детей о деревянных ложках, повторить стихотворение про них. Познакомить с шумовыми инструментами: трещотка, маракасы.

Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, маракасы.

Народный шумовой оркестр.

Закрепить знания детей о деревянных ложках, повторить стихотворение про них. Познакомить с шумовыми инструментами: трещотка, маракасы. Освоить навыки игры на инструментах.

Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, маракасы.

Весенний фольклорный праздник «Весенние посиделки»

Обобщение знаний детей о характерных признаках весны, о весенних народных праздниках, традициях русского народа.

Музыкальные инструменты: балалайка, свистулька, гармонь, ложки, трещотки, маракасы. Русские костюмы, народные песни (аудиозапись)

Настольный театр «Маша и медведь»

Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Настольный театр «Маша и медведь»

Апрель

Диагностика

«Пасхальные забавы»

Продолжать расширять представление детей о православных праздниках; - знакомить с народными традициями и обычаями праздника «Пасхи»;

Презентация «Светлая пасха»

Развлечение с родителями «Светлая пасха»

Формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослыми

Колокольчики, куличи, пасхи, крашеные яйца, пасхальные открытки, икона, горки деревянные, пасхальные плакаты, ложки, треугольники, музыкальные шумовые инструменты, веточки вербы в вазе.

«Лейся, песня!»

Прослушивание и разучивание  русских народных песен. Разучивание хороводной игры «У окошка дремлет кошка».

Аудиозапись русских народных песен.

«Лейся, песня!»

Прослушивание и повтор народных песен. Разучить народную игру «Волшебные сказки»

Аудиозапись русских народных песен. Маски животных.

«Не перевелись богатыри русские»

Рассказать детям о войнах-защитниках – богатырях.

Иллюстрации «Русские богатыри»

«Не перевелись богатыри русские»

Продолжать знакомить детей с войнами-защитниками – богатырями. Разучивание поговорок о смелости и храбрости.

Иллюстрации «Русские богатыри»

Май

«В гости к бабушке Маланье»

Закрепить знания детей о русском быте, русской утвари, предметах обихода.

Иллюстрация русской избы, горницы, печи, самовара, стола, посуды, скамейки.

«Мы для бабушки испечем оладушки».

Закрепить с детьми ранее разученные пословицы и поговорки о хлебе, учить повторять голоса животных и домашних птиц.

Иллюстрация русской избы, горницы, печи, самовара, стола, посуды, скамеек, игрушки домашних животных.

Театрализованная игра «Огород»

Закрепить знания детей об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах через загадки и игры.

Макеты овощей и фруктов, маски растений.

Веселый огородник

Упражнять в умении играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник» с заучиванием текста.

Кукла Петрушка, шапочки с изображением овощей

Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот»

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. Рассказать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок.

Книга со сказкой «Лиса, Петух и Кот» с иллюстрациями. Игрушки – домик, кот, петух, лиса.

Драматизация сказки «Кот, петух и лиса»

Учить детей брать на себя роль героя из сказки, действовать в соответствии с этой ролью, передавать характер героя, его повадки.

Шапочки – маски героев сказки «Кот, петух и лиса».

Путешествие в сказку «Репка»

Воспитание любви к русским народным сказкам;

создать атмосферу дружелюбия, радости, положительныхэмоций.

Шапочка Репки, Кошки, Мышки, Жучки, фуражка для Деда, платок для Бабушки, кокошник для Внучки, грибы, шишки, 3 ведра, 3 корзинки,

Концерт для бабушки Маланьи (итоговое занятие с приглашением родителей)

Повторить ранее разученные пословицы и поговорки, воспитывать любовь к фольклору, создать атмосферу дружелюбия, радости, положительных эмоций.

Макет русской горницы. Оборудование к ней, музыкальные инструменты, разные виды театров.

2.2. Содержание программы.

Основными требованиями к организации приобщения детей к истокам национальной культуры младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, включение фольклорных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации фольклорной деятельности.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Потешки мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают нам «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы брали куклу Катю на руки и ласковым голосом начинали припевать, покачивая ее:

Баю, баю, баю, бай!

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

Во время умывания, причесывания детей знакомили их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний, дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняли значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.

Загадки – форма словесного народного творчества. Детям предлагаем такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовали фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносили в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесли «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.

Уже с раннего возраста мы приучали детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорили словами потешки:

«Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная».

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры мы считаем различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки», «Поиграем с ложкой» дети не только знакомились с народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.

Для решения всех поставленных задач детей нами была подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли наше внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Приемы работы:

- игра;

- игра-имитация;

- объяснение;

- показ;

- личный пример;

- беседы;

- обсуждения;

- просмотр видеофильмов;

- разучивание произведений устного народного творчества.

Формы работы:

- индивидуальная,

- групповая.

Методы, используемые для реализации программы:

- чтение сказок;

- проведение диалогов с детьми о прочитанном.

- инсценировка потешек.

- подвижные игры.

3.0. Организационный раздел

3.1. Кадровое обеспечение программы.

Воспитатель – основной руководитель программы;

руководитель – аккомпаниатор.

3.2.  Материально-техническое обеспечение программы.

  • народные игры с пальчиковым, настольным театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках и др.
  • реквизит для разыгрывания сценок: национальных игрушек, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: книги, образцы музыкальных произведений, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
  • музыкальный центр, ИКТ.

3.3. Методическое обеспечение программы

  • . Парциальная программа. Учебно-методическое пособие: О.Л. Князева, М.Д. Махнева.
  •  Приобщение детей к истокам русской народной культуры: – СПБ.: Детство-Пресс,2021.
  •  Методический комплект парциальной программы Приобщение детей к истокам русской народной культуры: О.А Ботякова, Детский народный календарь «Солнечный круг» – СПБ.: Детство-Пресс,2021.
  •  Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы - СПБ.: Детство-Пресс,2020.
  • Сценарии музыкальных календарных праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / М.А Давыдова - МОСКВА «ВАКО», 2007 -256с.
  • Народные праздники. Рякина И.В., Екатеринбург.- Издательство .Г.И. Возяковой, 2002г. -64 с.
  •  Забавы для малышей: Театрализованные представления для детей 3-4 лет. Картушина М.Ю., М.: ТЦ Сфера, 2005-192 с.
  •  И.В. Кравченко И.В., Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. 2011.
  •  Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников) Мельникова Л.И., Зимина А.Н. – М.: Гном –Пресс, 2000-88с.
  •  Литературно - художественное издание. Серия «Сказки». Терем-теремок. Русские народные сказки для детей дошкольного возраста. ОАО «Издательство» «Высшая школа». Тверь, 2010.
  •  А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники игры, развлечения. Михайлова М.А., - Ярославль: академия развития -2001.
  •  Зимние праздники, игры и забавы ля детей. Петрова В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д.- М.: ТЦ Сфера, 2001 – 128с.
  •  Играем в кукольный театр: Программа «Театр- творчество – дети» Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских садов. Сорокина Н.Ф., - М.: АРКТИ.2004 – 208с.

Интернет-ресурсы:

3.4. Время и сроки реализации программы.

Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). Организация работы кружка: программа рассчитана на один год. В год проводится 68 занятий (2 занятия в неделю, во второй половине дня). Продолжительность занятия – 15 мин.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Необходимые условия реализации программы: технические средства, русские народные музыкальные инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

В группе организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, картотеки: потешки, заклички, песенки, стихи, загадки. Создан уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, театр по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Звери в сказках», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет». По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, загадок, небылиц, русских народных песен.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Центр

Содержание

Способы использования

Центр культурно- фольклорной

деятельности.

  • Выставка декоративно – прикладного искусства.
  • Настольный театр бибабо, «живая рука», пальчиковый, перчаточный.
  • Атрибутика: маски, шапочки; ширма; герои сказок.
  • Дидактические игры.
  • Пальчиковый театр по сказкам «Колобок», «Репка».
  • Картотеки: пестушки, потешки, песенки, загадки, заклички и тд.

В ходе организованной и самостоятельной деятельности по программе.

3.6. Взаимодействие с родителями.

 Взаимодействие с родителями: родители и педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей, в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях.

План работы с родителями по программе «В гостях у бабушки Маланьи»

Месяц

Тема

Форма проведения

Октябрь

«Фольклор в жизни ребенка»

Оформление родительского уголка «Использование фольклора в семейном воспитании».

Родительское собрание

Консультация

Ноябрь

Анкетирование родителей «Что я знаю о фольклоре»

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Анкетирование

Консультация

Декабрь

Привлечение родителей в оформлении уголка родного края в группе (изготовление макетов, альбомов, лэпбуков)

«Баю-баюшки-баю» как укладывать детей спать.

Работа в группе

Консультация

Январь

«Фольклор как основа семейных ценностей»

«Семейные традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей»

Родительский клуб

Консультация

Февраль

Праздник «Масленица»

«Русские народные праздники»

Праздник (совместно с детьми)

Консультация

Март

Участие родителей в подготовке к конкурсу Мини музей «Традиции добра»

«Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств детей»

Подготовка к конкурсу

Консультация

Апрель

Праздник «Светлая пасха»

«Роль сказки в развитии и воспитании детей»

Праздник (совместно с детьми)

Консультация

Май

 «Концерт для бабушки Варварушки».

«Народные игры с детьми»

Итоговое занятие.

Консультация

3.7. Мониторинг

Для достижения основной цели провидится обследование детей, оно проходит в форме диагностики в октябре и в апреле месяце. Диагностическая работа направлена на выявления знаний, умений, навыков в речевом развитии детей 3-4 лет, посредством элементов фольклора. При проведении диагностики опираемся на методики  М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Используем в работе разнообразные формы: элементы драматизации, игры-поручения. Руководствуемся демократическим стилем общения с детьми, даем поручения, совет, используем похвалу, поощрение, так как дети маленькие и им нужна поддержка со стороны педагога.  

Цель мониторинга: определить уровень речевого развития детей.

Методика проведения

Для обследования детей используются игровые приемы, дидактические игры и упражнения, иллюстрационный материал (по знакомым детям сказкам), просмотр кукольных театров и беседы по ним, игры с элементами драматизации, игры – превращения, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры для развития моторики рук, упражнения на развитие выразительной мимики.Диагностические обследования проводится в непринуждённой беседе с детьми, в игровой и театральной деятельности, а также в  наблюдении за детьми.

Обследование проводится по следующим направлениям:

  • Способность различать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
  • Умение импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации.
  • Понимает содержание произведения.
  • Различает главных и второстепенных героев.
  • Пересказывает произведение с помощью педагога с опорой на иллюстрации.
  • Развитие связной речи.

Уровни развития детей в театральной деятельности:

высокий уровень  (3 балла)– творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

средний уровень (2 балла)– эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться втеатрализованную деятельность; ребёнок затрудняется в выполнении заданий; требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

низкий уровень(1 балл)– мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности; не  развиты способности в самостоятельной деятельности.

Список используемой литературы

  • Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера. С.-Петербург, 2014
  • Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. С –Петербург, 2001
  • Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. С.-Петербург, 2008
  • Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М., 2006
  • Князева О.Л., Миханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.- Петербург. 1998
  • Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5, 1993
  • Мельников М.Н. детский фольклор и проблемы народной педагогики. Новосибирск, Просвещение, 1987
  • Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. М. Советский композитор, 1988
  • Старикова К.Л.  Народные обряды и обрядовая поэзия. Екатеринбург, отделение пед. Общества, 1994
  • Фёдорова Г.П. «Пой, пляши, играй от души».
  • Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. М. ТЦ, 2007

Приложение№1

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей».

1.Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?______________________

2.При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?________________________________________________________

3.Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?_____________________

4.Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете?_____________________________________________________________________

5. Какие, используете с детьми? С какой целью?___________________________________

6.Загадываете ли детям загадки? Как часто?_______________________________________

7.Какие потешки Вы знаете?____________________________________________________

8.Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?____________________________

9.Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?___________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение№2

Педагогическая диагностика

 

 

 

Показатели

Оценка

Освоил Программу в полном объёме «+»

Освоил Программу

не в полном объёме «-»

1.Активно использует вербальные и невербальные средства в общении со взрослыми и сверстниками.

 

2.Использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

 

3.Использует речь для общения со взрослыми и сверстниками

 

4.Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними.

 

5.Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.

 

6.Владеет активной речью, включенной в общение;

 

7.Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

 

8.Ребенок использует в активной речи малые формы фольклора.

 

9.Умение играть в народные подвижные игры

 

10.Эмоционально вовлечен, в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

 

11.Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых

 

12.Знает названия окружающих предметов и игрушек;

 

13.В понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт

 

14.Знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала

 

15Импровизирует на основе литературных произведений

 

16.Проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров

 

17.С помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок

 

18.Устанавливает легко осознаваемые причинные связи в сюжете

 

19Участвует в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей

 

20.Эмоционально реагирует на поэтические тексты, выразительно их воспроизводит

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник: «В гостях у бабушки Насти» для детей второй младшей группы

Осенний праздник: «В гостях у бабушки Насти»                      2 младшая группа 2013 г...

Фольклорное развлечение "В гостях у Бабушки-Забавушки" для детей 1 младшей группы

Дети на "поезде"едут в деревнюк Бабушке.По пути поют осеннюю песню,танцуют с листиками,читают стихи.В деревне играют в хороводную игру,исполняют потешки,изображают движения животных....

Сценарий спектакля «В гостях у Ухти –Тухти» для детей второй младшей группы (по мотивам сказки «Ухти–Тухти» Беатрис Поттер)

сценарий разработан специально для детей второй младшей группы, музыкальные репертуар можно подобрать на ваше усмотрение....

Методическая разработка Сценария осеннего фольклорного праздника «В гости к бабушке Маланье» для детей средней коррекционной группы . Д.с. №5 Калининского района Санкт- Петербурга

Методическая разработка осеннего праздника для детейкоррекционной группы,  среднего дошкольного возраста в народном стиле с использованием народной музыки, танцев, оркестра ложкарей и главного ге...