Консультация для педагогов «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»
материал (младшая группа)
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому воспитаннику основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто усвоенные правила и знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_detskih_proizvedeniy_v_usvoenii_doshkolnikami_pravil_bezopasnosti.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Часцовская средняя общеобразовательная школа - дошкольное отделение детский сад № 66
Консультация для педагогов
«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»
Выполнила:
Воспитатель младшей группы
Первой квалификационной категории
Клочко Елена Юрьевна
п. Гарь-Покровское, 2025 г.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому воспитаннику основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто усвоенные правила и знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в социуме, в природе. Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Необходимость её использования в воспитании дошкольников обоснована многими исследователями: К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.Т. Белинским, М.М Алексеевой, В.И Яшиной и др.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми. Так, например, широко применяются словесные приемы: чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, чтение и заучивание наизусть стихотворения, выразительное чтение художественной литературы, беседа по прочитанному произведению. Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Именно детская литература питает ум, воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения через книгу: как разрешить конфликты, как стать другом, как избежать опасности в той или иной ситуации.
Наглядные приемы подразумевают под собой показ иллюстративного материала. Иллюстрации в книге занимают равноправное место с текстом, в связи с этим ее использование в качестве наглядного пособия, прежде всего, следует обратить внимание на наличие красочных картинок, потому что ребенок не может читать самостоятельно.
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать, к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы, рекомендуемые программой.
Методика работы с каждым художественным произведением предполагает: 1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).
2. Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать.
3. Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержании беседы вопросы лучше выстраивать следующим образом: что произошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?
4. В свободной деятельности закрепление знаний детей о безопасном поведении на улице, например:
- сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения;
-режиссерские игры;
- демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр).
- инсценировка детьми произведений или отдельных эпизодов.
Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы дети сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта.
Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств.
В программе представлены произведения, работа с которыми поможет ребенку закрепить знания о том, как важно слушать взрослых и помнить правила поведения: М.Зощенко «Показательный ребенок»; Н.Сладков «Неслух»; Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги); Б.Житков «Белый домик»; Р.Киплинг «Слоненок»; А.Ремизов «Гуси-лебеди»; А.Усачев «Про умную собачку Соню» (главы).
Для закрепления правил поведения при пожаре для детей дошкольного возраста можно предложить следующие произведения: «Путаница» К.Чуковского; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» (отрывки) С.Маршака; «Пожарные собаки» Л.Толстого.
При формировании правил безопасного поведения детей на улице будет полезным чтение стихотворения: С.Михалкова «Дядя Степа», В.Берестова «Курица с цыплятами», Д.Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р.Сефа.
Но особое место среди них занимает сказка. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с нами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила.
Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, мы научим ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. Иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной. В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Возьмем любую сказку - и мы найдем в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности.
Пословицы, поговорки очень точно передают опыт поколений:
«Искру туши до пожара, беду отводи до удара»,
«Береженого Бог бережет»,
«Берегись бед, пока их нет»,
«Предупрежден значит убережен»,
«Водой пожар тушат, а умом – предотвратят,
«В руках спичка была, да изба сплыла»
Для лучшего запоминания телефона пожарной службы выучите с ребенком следующее стихотворение:
«Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром, «01» звони скорей.
Набирай умело – чтоб не все сгорело».
Произведений для ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице и в природе в основной образовательной программе практически нет. Поэтому для этих тем следует брать дополнительную литературу.
«Нельзя совать пальцы в розетку! Нельзя высовываться в открытое окно!» Можно тысячи раз говорить одно и то же, а можно один раз прочитать книгу, обсудить вместе с детьми множество различных ситуаций, связанных с опасностью для жизни. Вместе с героями любимых произведений ребёнок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае.
Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»
Консультация для воспитателей....
Консультации для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»
Консультация для воспитателей: "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"...
Консультация для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»
У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелет...
Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.
Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.Подробный разбор о обучении сказками правил поведения....
Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности.
Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы....
Консультация для воспитателей « Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подгото...
Круглый стол «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»
Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности.Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самы...