Консультация для педагогов «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»
материал (младшая группа)

Клочко Елена Юрьевна

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому воспитаннику основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто усвоенные правила и знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Часцовская средняя общеобразовательная школа - дошкольное отделение детский сад № 66

Консультация для педагогов

«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»

Выполнила:

 Воспитатель младшей группы

Первой квалификационной категории

Клочко Елена Юрьевна

п. Гарь-Покровское, 2025 г.

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому воспитаннику основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто усвоенные правила и знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в социуме, в природе. Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Необходимость её использования в воспитании дошкольников обоснована многими исследователями: К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.Т. Белинским, М.М Алексеевой, В.И Яшиной и др.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми. Так, например, широко применяются словесные приемы: чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, чтение и заучивание наизусть стихотворения, выразительное чтение художественной литературы, беседа по прочитанному произведению. Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Именно детская литература питает ум, воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения через книгу: как разрешить конфликты, как стать другом, как избежать опасности в той или иной ситуации.

Наглядные приемы подразумевают под собой показ иллюстративного материала. Иллюстрации в книге занимают равноправное место с текстом, в связи с этим ее использование в качестве наглядного пособия, прежде всего, следует обратить внимание на наличие красочных картинок, потому что ребенок не может читать самостоятельно.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать, к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы, рекомендуемые программой.

Методика работы с каждым художественным произведением предполагает: 1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).

 2. Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать.

 3. Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержании беседы вопросы лучше выстраивать следующим образом: что произошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?

 4. В свободной деятельности закрепление знаний детей о безопасном поведении на улице, например:

  - сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения;  

 -режиссерские игры;

 - демонстрация содержания произведения с использованием наглядного     материала (настольный, кукольный театр).

 - инсценировка детьми произведений или отдельных эпизодов.

 Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы дети сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта.

 Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств.

В программе представлены произведения, работа с которыми поможет ребенку закрепить знания о том, как важно слушать взрослых и помнить правила поведения: М.Зощенко «Показательный ребенок»; Н.Сладков «Неслух»; Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги); Б.Житков «Белый домик»; Р.Киплинг «Слоненок»; А.Ремизов «Гуси-лебеди»; А.Усачев «Про умную собачку Соню» (главы).

Для закрепления правил поведения при пожаре для детей дошкольного возраста можно предложить следующие произведения: «Путаница» К.Чуковского; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» (отрывки) С.Маршака; «Пожарные собаки» Л.Толстого.

При формировании правил безопасного поведения детей на улице будет полезным чтение стихотворения: С.Михалкова «Дядя Степа», В.Берестова «Курица с цыплятами», Д.Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р.Сефа.

Но особое место среди них занимает сказка. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с нами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила.

 Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, мы научим ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. Иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

 Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной. В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Возьмем любую сказку - и мы найдем в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности.

 Пословицы, поговорки очень точно передают опыт поколений:

  «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»,

  «Береженого Бог бережет»,

 «Берегись бед, пока их нет»,

 «Предупрежден значит убережен»,

 «Водой пожар тушат, а умом – предотвратят,

  «В руках спичка была, да изба сплыла»

 Для лучшего запоминания телефона пожарной службы выучите с ребенком следующее стихотворение:

 «Сам не справишься с пожаром,

 Этот труд не для детей.

 Не теряя время даром, «01» звони скорей.

 Набирай умело – чтоб не все сгорело».

Произведений для ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице и в природе в основной образовательной программе практически нет. Поэтому для этих тем следует брать дополнительную литературу.

 «Нельзя совать пальцы в розетку! Нельзя высовываться в открытое окно!» Можно тысячи раз говорить одно и то же, а можно один раз прочитать книгу, обсудить вместе с детьми множество различных ситуаций, связанных с опасностью для жизни. Вместе с героями любимых произведений ребёнок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае.

 Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Консультация для воспитателей: "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"...

Консультация для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелет...

Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.

Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.Подробный разбор о обучении сказками правил поведения....

Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности.

Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы....

Консультация для воспитателей « Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подгото...

Круглый стол «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»

Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности.Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самы...