Круглый стол «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»
методическая разработка по обж
Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности.
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_bezopasnosti_detey.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Умка»
Круглый стол
«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»
Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности.
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети.
«Сказка ложь, да в ней намек»: ответить быстро на вопросы
-Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? - (Открыла дверь незнакомцу).
-Какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать в дом незнакомых? («Волк и семеро козлят»)
-Какое правило нарушил Кай из сказки “Снежная королева”? (Не цепляться за транспорт).
-Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне”? (Не брать угощение у незнакомых людей).
-Какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома? («Гуси – лебеди»)
«Колобок»
Цель: научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого; дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; воспитывать чувство ответственности, умение правильно вести себя в трудной ситуации.
Ход упражнения:
Ведущий предлагает рассказать сказку про Колобка. Предупреждает, что сказка будет немного другая. Начинает рассказывать русскую народную сказку «Колобок» до того момента, когда Колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке в лес.
Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберётся.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Ведущий: катится-катится Колобок, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Колобок, Колобок, я тебе дам конфетку. Хочешь? Пойдем со мной. Она лежит вон под тем кустом. Такая вкусненькая, сладенькая.
Ведущий: Скажите, а разве Колобок знаком с Зайцем? Колобок один в лесу или с ним есть взрослый кто-то рядом? Давайте дальше послушаем сказку, как же Колобок поступил.
Заяц: Ну что, Колобок, пойдешь со мной?
Колобок: Нет, Заяц, мне бабушка не разрешает останавливаться с незнакомыми и разговаривать с ними, а тем более брать у них что-то.
Заяц: Вот какой ты упрямый, не хочешь конфету, возьми тогда шоколадку. На, откуси!
Колобок: Нет, спасибо, не хочу. Я же тебе сказал, Заяц, у незнакомых брать ничего нельзя. Я ведь тебя совсем не знаю.
Ведущий: И покатился себе дальше.
Дайте оценку поступку Колобка (вопрос для педагогов)
Катится, катится Колобок, а навстречу ему Волк.
Волк: Колобок, Колобок, ты куда катишься? Устал, наверно, давай я тебя
подвезу. Смотри, какая у меня машина. Блестит вся, а скорость какая! Вмиг
довезу.
Ведущий: что надо сделать Колобку? Сесть в машину, поверить Волку?
Вы помните по сказке, что на самом деле хотел сделать Волк?
Правильно, съесть Колобка, такого румяного, такого аппетитного! Давайте послушаем сказку дальше.
Колобок: Нет, Волк, садится в машину с незнакомыми мне не разрешают бабушка и дедушка.
Ведущий: правильно ли сделал Колобок?
Никогда не соглашайтесь садиться в машину к незнакомым людям, даже если водитель говорит, что хочет отвезти тебя к родителям. Не верь ни в коем случае! Мама и папа за тобой не пошлют незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.
Итак, продолжим сказку.
И покатился себе дальше Колобок.
Катится он, катится, вдруг видит под елочкой коробка лежит, красивая такая, яркая, бант на ней большой.
Как вы думаете, что сделал наш Колобок?
Катится он, катится, а навстречу ему
Медведь из-за кустов, схватил нашего Колобка и бросился с ним в лес бежать.
– Что теперь делать нашему Колобку? Как поступить?
Правильно, стал наш Колобок очень громко кричать и звать на помощь.
Колобок: Помогите мне. Меня уносит Медведь. Я не знаю его!
Ведущий: попробуйте и вы позвать себе на помощь (имитирует хватку медведя-игрушки за рубашку или платье детей, отбегает в сторону). Совершенно верно когда вас пытается схватить или увести кто-то чужой, незнакомый, нужно вырваться и попытаться убежать или броситься к кому-нибудь прохожему за помощью.
И кричите очень громко: «Помогите мне. Это не мой папа. Я его не знаю».
Давайте слушать дальше сказку про Колобка. Что же с ним произошло? А вот что: медведь испугался шума, бросил Колобка и убежал в лес. А Колобок
покатился себе дальше в лес. Катится-катится, а навстречу ему … кто бы вы думали? Конечно, Лиса!
Лиса: (запела песенку). Какой ты румяный, какой ты красивый, а умный какой. Спой мне песенку.
Ведущий: Колобок обрадовался, что он такой хороший, и умный, и красивый, и запел ей песенку.
Колобок:
Я Колобок – Румяный Бок,
По амбарам метен,
По сусекам скребен.
Лиса: Колобок я хотела бы, чтоб ты со мной пошел.
Колобок: Нет, Лиса, не пойду с тобой, я тебя не знаю.
Лиса: Нет, Колобок, я тебя не зову, если ты не хочешь. Только я, знаешь, куда иду? В кино сниматься! Роль для тебя есть.
Воспитатель: Как поступит Колобок? (Ответы)
Нет, вы ошиблись, все забыл Колобок, обрадовался и побежал с Лисой.
А Лиса его… ам – и съела.
Да, вот так грустно кончилась сказка про Колобка.
Хотя большинство людей нам не желают ничего плохого, на первый взгляд трудно определить, что на уме у чужого человека.
Какие принципы безопасности нарушили герои сказки?
- Слезы, Петух, коса. (Заюшкина избушка)
- Горох, лес, гусли. (Кот, петух и лиса)
- Брат, лужа, ножи булатные (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- Мать- одиночка, овраг, волк. (Волк и 7 козлят)
- Масло, кузнец, зерно. (Петушок и бобовое зернышко)
- Дорога, угощение, больная родственница (Красная шапочка)
- Бедные родственники, коза, герань. (Кошкин дом)
- Поле, полено, долгожительница. (Буратино)
- Лес, медведь, тяжелая ноша. (Маша и медведь)
- Семья животных, поломанная мебель, девочка. (Три медведя)
- Сильные птицы, яблоки, кисель. (Гуси – лебеди)
Укатился гулять без разрешения, разговаривал с незнакомыми людьми
Брал чужое угощенье, не слушал умного кота, открывал и выглядывал в окно.
Не слушал сестру, пил грязную воду
Открыли дверь незнакомцу с ласковым голосом.
Нельзя спешить и разговаривать во время приема пищи.
Пошла одна в лес, разговаривала с незнакомцами, назвала адрес бабушки.
Оставили камин без присмотра.
Совал нос, куда не следует, разговаривал с чужими людьми, не пошёл в школу, не мог различить добро и зло, был очень доверчив.
В лесу нельзя уходить от взрослых, нельзя оставаться у чужих людей.
Нельзя заходить в чужие дома, есть незнакомую пищу.
Оставила братца без присмотра, ушла в лес одна.
Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир.
Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»
Консультация для воспитателей....
Консультации для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»
Консультация для воспитателей: "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"...
Консультация для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»
У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелет...
Доклад "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"
quot; Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"...
Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.
Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.Подробный разбор о обучении сказками правил поведения....
Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности.
Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы....
Консультация для воспитателей « Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подгото...