Проект: " Осенний калейдоскоп"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДС КВ «Солнышко» Дятьковского района
Осенний калейдоскоп
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Руководитель проекта: Чалая Наталья Юрьевна
музыкальный руководитель
2019 г.
Актуальность:
Актуальность выбора исследуемой проблемы заключается в том, что в современных условиях музыкально-творческая деятельность является важнейшим компонентом в воспитательном процессе дошкольников.
А вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию музыкально-творческих способностей личности детей, является наиболее значимым.
В этой связи мною была выбрана тема проекта: "Праздник как один из источников развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста".
Тип проекта: краткосрочный, открытый, творческо-исследовательский,
коллективный, практический.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)»
По продолжительности: краткосрочный (15 сентября – 30 октября)
Гипотеза: "Праздник как один из источников развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".
Цель: формирование музыкально-творческих способностей в процессе подготовки к празднику.
Задачи: В соответствии с целью проекта были определены следующие задачи:
- Теоретически изучить методические основы ведущих специалистов в области, изучаемой темы.
- Изучить психологические особенности ребенка в творческом процессе.
- Рассмотреть организацию музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством праздника.
- Проанализировать методику организации и проведения детских праздников.
- Разработать комплекс мер направленных на развитие музыкально-творческих способностей, формирующихся благодаря проведению детских праздников.
- Развитие творческих способностей детей путем систематического внедрения в практику систему творческих заданий и игр.
- Использование поэтапной педагогической технологии для развития творческого потенциала дошкольников при подготовке к празднику.
На основе цели и задач сформулированы объект и предмет проекта.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: детские праздники как средство формирования музыкально-творческих способностей детей.
Реализация ребенком лучшего, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.
Ожидаемые результаты проекта:
-Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности.
-Обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности.
-В пении и движении выражает свои мысли, чувства и желания.
-Развивает общие музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, ладовый слух, музыкальную память.)
-Развивает элементарные навыки и умения во всех доступных детям видах музыкальной деятельности (восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
-Развивает способности к творческому самовыражению в различных видах музыкальной деятельности.
Материально-техническое обеспечение проекта: фортепиано, музыкальный центр, музыкальные инструменты, ноутбук, аудиозаписи (С.С.Прокофьев “Фея Осени” из балета “Золушка”, Чайковский “Осенняя песнь”, А. Вивальди “Осень” из альбома “Времена года”, Г. Свиридов “Дождик”), видеозаписи, проектор, атрибуты для осеннего праздника: осенние листья, осенние веточки, костюмы к танцу «Зонтики», зонтики для танца, маски овощей и фруктов (помидор, арбуз, морковь, капуста, картошка, тыква, лук, груша), музыкальные инструменты (диатонические колокольчики, металлофоны, ложки, ксилофон, маракасы, трещетки), фонограммы песен овощей Ю. Верижникова, муляжи овощей и фруктов для игр.
Перспектива дальнейшего использования проекта:
-Представление проекта в МАДОУ ДС КВ «Солнышко»;
-Публикация материалов проекта на интернет – сайте ДОУ
-Публикация отдельных материалов проекта (конспекты НОД);
Доступность: Система работы по развитию музыкально-творческих способностей ребенка может быть использована в образовательном процессе всех педагогов дошкольного учреждения.
Методы и приемы исследования: слушание музыкальных произведений, беседа, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, наблюдение, изготовление пособий и атрибутов, анализ и обобщение результатов.
Модель реализации проекта:
Итог музыкально-образовательный проекта «Осенний калейдоскоп» - праздник «Осенний КВН»
Ход проектной деятельности:
Данная часть работы посвящена подготовке к праздничному осеннему утреннику «Осенний КВН», который поможет приобщить детей к творческому процессу, разбудит внутренний потенциал, поможет поверить в свои силы. Праздник - это источник детского продуктивного творчества, динамика развития творческого начала в музыкальной, изобразительной и словесной практике.
Чтобы организовать работу, связанную с подготовкой детей к празднику, мы последовательно действовали по единому плану, проходя один за другим все этапы подготовки праздника.
- Работа над сценарием
- Предварительное знакомство детей с праздником
- Репетиции
- Проведение праздника
- Подведение итогов
Перед работой над сценарием, мы провели ряд творческих заданий, способствующих формированию музыкально-творческой деятельности детей.
Основные направления проекта
Этапы и время реализации | Описание | Задачи | Ответственные Место проведения |
1 этап. Подготовительный 15-30 Сентября | работа с методической литературой; - подбор музыкального репертуара; - разработка конспектов НОД; - подбор картин художников об осени | изучение теоретических аспектов проблемы развития музыкально-творческих способностей детей | Музыкальный руководитель Воспитатели группы |
2 этап. Основной Октябрь | #1057;лушание музыкальных произведений об осени “Композиторы и осень” -Тематическая беседа-концерт. П. И.Чайковский «Осенняя песнь»
-А. Вивальди “Осень” (“Времена года”) 2, 3 части. 2. Чтение литературных произведений и стихов об осени. 3. Комплексно-тематическая НОД «Осень» 4. Художники рисуют осень. НОД. Рассматривание картины И. Левитан «Золотая осень» 5. Игра на музыкальных инструментах Свиридов «Дождик» 6. Музыкально –ритмические игры: «Осенний вальс», «Листочки». 7. Групповое пение #1048;ндивидуальное пение. Вокальный кружок «Соловушка». Музыкальная гостиная «Осень – какая она?» #1055;альчиковая гимнастика «Листья осенние тихо кружатся». 9. Выставка детского рисунка на тему: “Краски осени” 10. Оформление информационной папки для родителей. #1050;онсультация для воспитателей «Развитие музыкально-творческих способностей детей в детском саду» | Различать вокальную и инструментальную музыку. Уметь соотнести инструментальное произведение «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (фрагмент) по характеру с одной из знакомых песен об осени. Узнавать песню по мелодии, различать песенные интонации, закреплять понятие жанра. побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности, укрепление у детей интереса и любви к музыке, потребности в музыкальных впечатлениях. Учить детей определять настроение в музыке, смену характера музыки в ее частях. Развивать фантазию, воображение. Прививать любовь к художественной литературе, развивать творческие способности Обобщить представление детей о признаках осени, закреплять знания об изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных произведений, чтении стихов. Развивать фантазию, творческие способности. Формировать умение понимать изобразительный характер музыки. Доставлять радость и удовлетворение от действий под музыку. Учить видеть красоту осеннего пейзажа, выражать свои чувства через продуктивную деятельность Передавать впечатления об осени в рисунке, развивать фантазию, творческие способности, использовать различные средства изобразительности. Учить импровизировать на металлофоне и диатонических колокольчиках музыку дождя, вслушиваясь в мелодию пьесы Г. Свиридова «Дождик» Стимулировать импровизацию танцевальных движений детей, передающих образ осенних листочков в музыкально-ритмических играх. Создавать собственные импровизации Чувствовать характер и настроение песен, эмоционально исполнять их. Инсценировать песни в движении, передавать музыкальный образ, соответствующий персонажу песенки. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии. Передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Создавать собственные танцевальные импровизации. Повысить речевую активность, развивать воображение и память, создать благоприятный эмоциональный фон. Создать условия для творческого самовыражения воспитанников средствами художественного творчества. Выявление талантливых детей. Знакомство родителей с проектом Углубить знания воспитателей по данной теме. | Музыкальный руководитель Музыкальный зал Музыкальный воспитатель Прогулка. Воспитатель Прогулка, занятия. Музыкальный зал Музыкальный руководитель Воспитатель Группа. Воспитатель. Музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель. Музыкальный зал. Музыкальный руководитель Музыкальный зал. Музыкальный зал. Музыкальный руководитель Музыкальный зал. Музыкальный руководитель. Музыкальный зал. Музыкальный руководитель. Воспитатель. Музыкальный зал. Музыкальный руководитель Группа. Воспитатели. Уголок для родителей. |
3 этап. Итоговый. Конец октября. | Проведение праздника «Осенний КВН». | Воспитывать любовь к природе посредством детского утренника. Закреплять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения песен, танцев, стихотворений. Создать радостное настроение у детей от совместного творчества с родителями. Способствовать раскрытию музыкально- творческих способностей детей. | Музыкальный руководитель. Воспитатели группы. |
Музыкальная гостиная
«Осень – какая она?»
Подготовительная работа:
Наблюдения за осенними явлениями в природе. Чтение стихов об осени, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихов, песен и пословиц об осени.
Репродукции картин: И. Остроухов «Золотая осень»; М. Башкирцева «Осень».
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Дети входят в зал под музыку. На ковре разложены листья (по два на каждого ребенка).
Музыкальный руководитель.
Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны будете ее отгадать. Слушайте внимательно.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья,
Она птиц к югу отправляет,
Она же и деревья раздевает,
Ребята, когда это бывает?
Дети. Осенью!
Музыкальный руководитель.
Сегодня наш музыкальный зал превратился в осеннюю поляну. Мы с вами попадем в волшебный мир музыки, красок, стихов. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации скажите, какое время года на них изображено?
Дети рассматривают две иллюстрации с изображением осени.
Дети: Осень!
Музыкальный руководитель:
В каком жанре живописи созданы эти картины? (Пейзаж).
Да, это осенние пейзажи.
А вы знаете пословицы об осени?
Дети:
Осенняя пора – птицы со двора.
Осень – перемен восемь.
Лето со снопами – осень с пирогами.
Осень идет, дождь за собой ведет.
Ноябрь – ворота зимы.
Плачет октябрь холодными слезами.
Музыкальный руководитель:
Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)
Вам нравится осень? Почему? (Очень красиво, листва на деревьях разных цветов, можно гулять по опавшим листьям, которые красиво шуршат, можно собирать осенние букеты и т.д.)
Все осенние дни похожи один на другой? (Они все разные)
Даже в течение одной недели часто меняется погода. Какая погода бывает осенью? (Солнечная, веселая, радостная, также дождливая, унылая, бывает и спокойная)
Поэты, художники, композиторы передают настроение осени в красках, в музыке, в стихах.
Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». Послушайте отрывок, подумайте и скажите какое настроение этого музыкального произведения.
Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди («Времена года»).
Музыкальный руководитель. Какое настроение у этого музыкального произведения?
Дети. Веселое, радостное, светлое, игривое.
Музыкальный руководитель. Да, ребята, пьеса полна света, жизнелюбия. Музыка звучит легко, радостно. Ребята, а можно сказать, что музыка была полетной?
Дети. Да.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, какая картина соответствует настроению этой музыки?
Музыкальный руководитель.
Давайте рассмотрим картину «Золотая осень», которую написал художник Остроухов. Что изображено на картине? (Осенний лес). Какая картина по настроению? (Радостная, светлая, легкая). Какие цвета красок использует художник? (Желтый, зеленый, оранжевый). Это холодные или теплые тона красок? (Теплые). Давайте представим, что мы попали с вами в этот лес. Какое у вас настроение? (Радостное, приподнятое).
Что вам хочется сделать, находясь в этом лесу? (Собрать букет из листьев, пошуршать листьями; стряхнув листья с ветки, оказаться под осенним дождем).
Послушайте стихотворение, которое передаёт настроение этой картины.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
C холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат
Листья ногой загребать!...
(А.Н.Майков.)
Музыкальный руководитель.
Мы с вами прослушали музыкальное произведение. Как называется это произведение? Какой композитор его написал? (Концерт «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди.)
(Портрет А.Вивальди).
Какую осень вы представляете, слушая это произведение? (Яркую, красочную).
Какая музыка по характеру? (Радостная, светлая, приподнятая).
Да, музыка звучит легко, отрывисто. Кажется, что осенние листики легко парят в воздухе. Вы слышите, как нежно звучат скрипки? (Повторное звучание.)
А сейчас представьте, пожалуйста, что вы маленькие птички.
Упражнение на релаксацию всего организма «Птички».
Вы летаете по осеннему лесу и любуетесь его красотой. Вот вы присели на макушку высокой липы и почувствовали дуновение теплого ветерка. С его порывом вы понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья вы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземляйтесь на стульчики, который будут самым уютным гнездышком на лесной полянке.
Музыкальный руководитель:
Мы с вами опять попадем в лес. (Фоном звучит П.Чайковский «Осенняя песня» (Октябрь) из цикла «Времена года»).
Какое сейчас у вас настроение? (Грустное, печальное) Что вам хочется сделать? (Укрыться, надеть перчатки)
Посмотрите на картину художника М.Башкирцевой «Осень». Какая осень изображена на этой картине? (Поздняя) Какие цвета красок использует художник? (Коричневый, черный, серый, темно-зеленый) Это холодные или теплые тона? (Холодные)
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
(А.Н.Майков.)
Музыкальный руководитель:
Когда вы смотрели на картину, звучала музыка. Кто написал это музыкальное произведение и как оно называется? (П.Чайковский «Октябрь»)
Как вы думаете, это произведение передает настроение картины М.Башкирцевой «Осень»? (Да)
Музыка такая же унылая, грустная, печальная.
А кто из вас знает стихотворение, передающее образы этих произведений?
(Дети читают стихи)
Попробуйте в движении, в пластике передать грустное, печальное настроение.
(Дети берут осенние листья и импровизируют под музыку П.И.Чайковского «Октябрь)
Музыкальный руководитель:
А теперь предлагаю вам нарисовать свою картину осени.
(Дети проходят к столам и приступают к рисованию. Звучит музыка. В конце все рассматривают работы.)
Музыкальный руководитель:
Пока подсыхают ваши работы, давайте споем песню об осени.
(Дети исполняют песню «Осень».)
Консультация для воспитателей: «Детское творчество - средство
развития музыкальных способностей детей»
Детское творчество, как уже неоднократно подчеркивалось, имеет место во всех видах музыкальной деятельности. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку.
Для того чтобы в период посещения детского сада у ребенка полноценно развивались его творческие способности, важно обеспечить комфортные условия для его развития.
Такими условиями являются:
- личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых;
- эмоционально положительное отношение между детьми;
- индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, развития творческих способностей;
- добровольное участие всех членов образовательного сообщества (детей, родителей, педагогов).
Кроме этого педагогу нужно уметь:
- не мешать ребенку творить;
- быть рядом с ним в этом процессе;
- принять и понять его позицию;
- довериться ребенку в минуты творческого поиска, т.к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;
- самому быть творцом;
- бережно относиться к результатам детского творчества.
Движущей силой творчества выступают потребности и мотивы; они формируют творческую активность личности. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Праздничные утренники занимают особое место в творческом развитии детей, так как они соединяют в себе средства воздействия на различные виды искусства и художественной деятельности. Праздник – это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.
Праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности. Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка.
На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.
Содержанием праздника являются те знания, умения и навыки, которые дети приобрели в детском саду. Поэтому, чем содержательнее и разностороннее ведется воспитательно-образовательная работа на занятиях и вне их, тем глубже, плодотворнее будет воздействие праздника на чувства и мысли детей.
Творческое развитие детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Говоря о проблеме творческого развития детей, необходимо отметить, что эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей.
Подготовка и проведение детских праздников позволяет нам выделить следующие методические рекомендации:
- Введение специальных занятий, творческих игр, способствуют творческому развитию детей.
- На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи, давать детям задания творческого характера.
- Музыкальные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию, а не сводится только к подготовке выступлений на праздничных утренниках. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:
- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- созданию атмосферы творчества;
- социально - эмоциональному развитию детей.
- В основе каждого праздника, лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка.
- При проведении праздников использовать местные традиции, обычаи, игры, учитывая условия и особенности города.
- Проводить специальные беседы и лекции для родителей, о важности развития творческих способностей детей.
- После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводить беседы с детьми.
- Использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
- В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-творческий проект "Осенний калейдоскоп"
Данный проект направлен на приобретение у детей музыкальных представлений об осени. Оюразосни раскрывается вовсех видах музыкальной деятельности....
ПРОЕКТ "ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП"
ПРОЕКТ...
Музыкально-творческий проект "Осенний калейдоскоп "
Музыкально-творческий проект (подготовительная группа)...
Проект " Осенний калейдоскоп"
Познавательно - исследовательский проект, краткосрочный ( 2 недели), участники: воспитатели, дети и родители подготовительной группы "Тигрята"....
Проект "Осенний калейдоскоп"
Проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с новым временем года-осенью....
Паспорт проекта "Осенний калейдоскоп" в подготовительной группе
Паспорт исследовательско-творческого проекта, охватывающего сезонные осенние изменения в природе, охватывающий детей и родителей подготовительной группы....
Проект "Осенний калейдоскоп"
В образовательном процессе подготовительной к школе группы наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и ...