Отчет по речевому развитию Подготовительная группа «Пчёлки»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Бочкарёва Екатерина Николаевна

Отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Усть – Баргузинский детский сад «Солнышко»


Отчет по речевому развитию

Подготовительная группа «Пчёлки»

Выполнила: воспитатель

Бочкарёва Е.Н.

 2024г.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

 Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитете статусное положение в детском сообществе.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

I. Условия речевого развития. 

Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. Владение педагогом правильной литературной речи. Обеспечивают детям условий для овладение детьми грамматическим строем речи. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. Создание условий для развитие планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрение детского словотворчества.
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.

II. Задачи образовательной области «Речевое развитие» согласно ФОП ДО:

  • владение речью как средством общения и культуры,
  • обогащение активного словаря,
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
  • развитие речевого творчества,
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • В условиях реализации ФОП ДО новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.

   Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.

   Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

   Как известно, умения читать и писать, необходимые и важные для современного человека, поскольку обеспечивают формирование и удовлетворение его культурно-эстетических потребностей, являются ведущими каналами самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности, центральным звеном самостоятельной деятельности.

Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и  монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО)

III. Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

Наглядные -  наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.

Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность.

 Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Мы считаем, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть центр развития речи и обучения грамоте «Страна знаний», в котором имеются все необходимые пособия и материалы для полноценного речевого развития детей.

1. Материал по лексическим темам: иллюстрации, картины.

2. Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте.

3.Пособия для развития мелкой моторики рук. 

4.Картотеки по развитию речи:

5.Мнемотехника:

6. Картинный материал:

7.Консультации для родителей:

В своей работе мы используем такие методы и формы речевого развития, как:

1.Обучение составлению рассказов по картинке

 2.Составление рассказов по серии сюжетных картинок

3.Составление рассказов на основе своего личного опыта 

4.Чтение и рассказывание
3.Пересказ

4.Заучивание наизусть стихов, загадок, чистоговорок, скороговорок, потешек.

5.Беседы

6.Используем мнемотехнику

7. Игры

-Дидактические игры,

 -Пальчиковые игры,

-Подвижные игры,

-Физкультурные минутки,

-Речевые игры,

-Сюжетно-ролевые игры
8. Театрализованную деятельность

-Игры-драматизации

 -Инсценировки
-Хороводные игры
9.Наблюдение в природе, экскурсии

10.В работе используем инновационную деятельность (ИКТ, проектную деятельность)

11. Проводим работу с родителями.

Развитие речи посредствам художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной деятельности мы включаем чтение художественной литературы. (утро и вечер)

Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры

По средствам дидактической игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Развитие речи на прогулке.


Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, учатся анализировать, делать выводы.

Экскурсии.

В подготовительной группе мы проводим экскурсии, что немаловажно в развитии речи дошкольника.

Работа с родителями.

-Организуем тематические родительские собрания.

-Родительский клуб, мастер-классы.

-Проводим анкетирование, беседы, даем рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, даем советы, какие книги следует читать детям данного дошкольного возраста;

-Приглашаем родителей на утренники и развлечения.

- В родительский уголок вывешиваем рекомендации по темам недели,

необходимые консультации по развитию речи детей.

Мы планируем продолжать работу с родителями по развитию речи детей, продолжать пополнять развивающую среду в группе, проводить с участием детей как можно больше театрализованных представлений, различных игр, разучивания скороговорок, потешек, стихов, будем продолжать использовать в работе мнемотехнику, ИКТ, проектную деятельность, потому что, только работая в системе мы сможем добиться успехов в развитие речи детей дошкольного возраста.

 

Форма организации работы по развитию речи с родителями подготовительной группы:

Родительское собрание: «Речевое развитие ребёнка» или «Мы дошколята»

Цель: создать условия для речевого развития дошкольников в семье.

Консультации: «Игры для развития речи детей»; «Учим детей рассказывать»; «Играя, развиваем речь»; «Развитие связной речи»; «Готовим будущего первоклассника»

Цель: формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей.

Родительский клуб: «Весёлая грамматика».

Цель: дать представление родителям об развитии речи ребёнка 6-7 лет, о том какие игры и упражнения можно использовать для развития речи ребёнка и формирования навыков словообразования и словоизменения. Попрактиковать в дидактических играх и составлении рассказов.

Папки передвижки; анкетирование; буклеты.

Цель: привлечь внимание родителей; обращать внимание на речь ребенка.

Форма организации работы по развитию речи с детьми подготовительной группы.

Дидактические игры.

Настольно – печатные игры.

Пальчиковые игры.

Подвижные игры.

Речевые игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Составление описательного рассказа (о друге, о игрушке, о любимом питомце).

Театральная деятельность.

Игры-драматизации.

Инсценировки.
Хороводные игры.

Заучивание стихотворений используя мнемотоблиц.

Чтение художественной литературы. 
Пересказ.

Тематические занятия.

Наблюдения. Экскурсии.

Развлечения.

Составления рассказа по картине.

Открытое занятие: «Путешествие в город красивой речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "Поможем Незнайке" (речевое развитие, подготовительная группа)

Данная технологическая карта для НОД в подготовительной группе детского сада по программе "От рождения до школы"...

Занятие по познавательному и речевому развитию подготовительной группе: «Мой родной поселок Лазаревское»

Занятие по познавательному и речевому  развитию в подготовительной  группе: ...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Проект рабочей программы (образовательные области: "Познание", "Речевое развитие") подготовительная группа

Пояснительная записка.Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующейнаправленности для детей с тяжёлым нарушением речи....