Образовательный проект «Мы любим сказки»
проект (старшая группа)

Тесленко Татьяна Александровна

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Мы считаем это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос родителей и детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_my_lyubim_skazki.docx726.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад 171»

Образовательный проект

«Мы любим сказки»

Подготовила воспитатель

МДОАУ «Детский сад 171»

Тесленко Татьяна Александровна,

г. Оренбург 2022 г

Содержание

Паспорт проекта …………………………………………………………………………………………………….  

Введение …………………………………………………………………………………………………...…………

Механизм преобразования образовательного процесса …………………………………………………………

План реализации проекта……………………………………………………………………………………………

Фотоотчет ………………………………  …………………………………………………………………………

Паспорт проекта

Автор проекта: Тесленко Татьяна Александровна; воспитатели МДОАУ №171.

Тема проекта: «Мы любим сказки»

Сроки реализации

краткосрочный с 28.03.22 г. – 08.04.22 г.

Тип проекта

информационно-творческий.

Участники проекта

дети, воспитатели, родители.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Мы считаем это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос родителей и детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Актуальность

Проводя беседы с детьми и родителями нашей группы, выяснилось, что не только дети, но даже некоторые родители не понимают смысла и воспитательной ценности сказок.

Цель проекта

Развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства.

Задачи проекта

Дети:

Воспитательные:

- поощрять стремление ребёнка совершать добрые поступки;

- воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам;

Развивающие:

- развивать уверенность в себе;

- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать коммуникативные навыки и умение общаться со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

- развивать устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства;

Образовательные:

-  познакомить детей с жанровыми особенностями сказок;

-  формировать умение и желание сочинять сказки;

- формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Родители:

  • создание в семье благоприятных условий для развития ребенка;
  • развитие совместного творчества родителей и детей;
  • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • способствовать обогащению знаний у родителей о пользе чтения книг для развития познавательных и творческих способностей детей;
  • привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами и участию в воспитательном процессе;
  • сблизить детей и родителей;

Педагоги:

- развитие творческого потенциала ребенка; показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Формы и методы реализации

  • С детьми:
  • словесные - чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок, стихотворений, рассказов, загадок; рассматривание иллюстраций к сказкам и составление рассказа по картинкам;
  • творческие - создание иллюстрации к сказке; театральная деятельность;
  • наглядные - показ презентаций, мультфильмов, картин, иллюстраций, рассматривание репродукций картин, выставок;
  • игровые - настольные игры, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации;
  • практические - совместные действия воспитателя и детей - изготовление закладок для книг, "лечение" книг; изобразительная деятельность; лепка сказочных персонажей; конструирование сказочных замков.

  • С родителями:
  • Индивидуальные беседы, консультации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий,         изготовление «Книжки-малышки своими руками», выставка рисунков.

Ресурсы проекта

Средства ИКТ; иллюстрации по данной теме; необходимый инвентарь для реализации проекта.

Предполагаемые результаты

для детей:

  1. Развитие умения понимать смысл сказки, чему она учит;
  2. Приобщение к общепринятым в обществе нормам поведения, создание модели поведения.
  3. Умение передавать эмоциональное состояние героя сказки
  4. Умение использовать различные средства выразительности
  5. Сплочение детского коллектива

для педагога:

1.Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности;

2.Создание и систематизация методических и дидактических материалов по знакомству детей со сказками;

3.Самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

1.Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе влияния сказок на воспитание и развитие детей;

2.Развитие совместного творчества родителей и детей;

3.Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Продукты проекта

Продукты деятельности педагога: конспекты ОД; картотека дидактических игр, картотека артикуляционных сказок, картотека театрализованных игр в старшей группе (по сказкам), картотека словесных игр по сказкам, картотека дидактических игр по развитию связной речи использованием русских народных сказок у дошкольников. компьютерная презентация проекта, консультации для родителей, настольные игры.

Продукты деятельности детей: рисунки, поделки.

Продукты деятельности родителей: рисунки и поделки, атрибуты для игр, букроссинг.

Введение

        Детство — это уникальный период в жизни каждого из нас, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный опыт, полноценное коммуникативное развитие дошкольнику необходимы прежде всего для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.

        Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.

        Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, обладать определенными коммуникативными навыками, компетентностями.

        Актуальность проекта

Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками старшей группы не случайно. Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. За фантастикой и вымыслом в сказке, скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети верят в сказку, а значит через неё легче обучать и воспитывать.

   В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества теряется воспитательная ценность сказки.

Проводя беседы с детьми и родителями нашей группы, выяснилось, что не только дети, но даже некоторые родители не понимают смысла и воспитательной ценности сказок.

   Таким образом, одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития коммуникативных компетенций, формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика по мотивам сказок: «Любимые сказки», «Репка», «Теремок», «Рукавичка».

Подвижные игры: «Волк и козлята», «Красная шапочка», «Муха - Цокотуха», эстафета «Незнайка на воздушном шаре», игра – соревнование «Репка».                    

Игровая

  • Настольная игра «Собери сказку»
  • Настольная игра «Кто из героев доберется до цели первым?»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин»
  • Дидактическая игра «Составь сказку по картинкам»
  • Игра «Лишнее слово»
  • Лото «Любимые сказочные герои».
  • Дидактическая игра «Узнай по иллюстрации»
  • Д/и «Угадай сказку»
  • Развивающая игра «Ассоциации. Угадай сказку»  
  • Д/и «Назови сказку по предмету»
  • Д/и «Какие сказки перепутались?»

        

        Продуктивная

-рисование «Герои сказки колобок», «Моя любимая сказка»

-аппликация «Закладка для книг»

- раскраски на тему «Сказки»

-лепка «Сказочные животные»

Познавательно – исследовательская

Разыгрывание игровых ситуаций:

 Предложить обыграть в форме этюдов следующие ситуации: «Пирамида добра» (Дети встают в круг. «Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает - выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание»); «Придумай сказке другой конец», «Кто в доме главный?», «Как можно узнать настроение человека?», «Как можно назвать человека по имени?» и другие.

Коммуникативная

Беседа с детьми: «Создание книг», «Мир сказок», «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается», «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая», «Книжная иллюстрация», «Герои сказок – какие они?»

Музыкально-художественная

Разучивание песен из сказок, слушание аудиосказок, прослушивание «Песенки Козы» из м/ф «Волк и козлята», прослушивание и разучивание «Песенки Колобка», прослушивание и разучивание потешки «Курочка-рябушка», слушание аудиозаписи р.н.с. «Заюшкина избушка», слушание аудиозаписи р.н.с. «Кот, петух и лиса».

Просмотр презентаций: «Какие бывают сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк!», «Книги-лучшие друзья», «Создание книги»

Чтение

Чтение русских народных и авторских сказок «Теремок», «Маша и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Заучивание народных стихотворений «Три горошинки», «Не сажайте горох возле дорог!», «Незванная гостья». Чтение Т. А. Шорыгина «Как Ваня полюбил читать», М. Гаршин «Филин и скворец»

Литературные потешки, загадки, считалки.

        

        Трудовая

Сбор картинок для раздаточного материала

Индивидуальные поручения

Сюжетно -ролевые игры

Разработка картотеки театрализованных игр по речевому развитию детей старшего возраста.

Ожидаемые результаты: 

для детей:

  1. Развитие умения понимать смысл сказки, чему она учит;
  2. Приобщение к общепринятым в обществе нормам поведения, создание модели поведения.
  3. Умение передавать эмоциональное состояние героя сказки
  4. Умение использовать различные средства выразительности
  5. Сплочение детского коллектива

для педагога:

1.Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности;

2.Создание и систематизация методических и дидактических материалов по знакомству детей со сказками;

3.Самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

1.Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе влияния сказок на воспитание и развитие детей;

2.Развитие совместного творчества родителей и детей;

3.Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом.

        Полученные результаты по проекту:

для детей:

1. расширение знаний детей о сказке - как жанре устного народного творчества;

2.формирование умения детей сочинять сказку с опорой на наглядные материалы или по схеме;

3.развитие у детей интереса к художественному творчеству;

4. получение эмоционального отклика от своей работы;

для педагога:

  1. Оформление проекта
  2. Презентация проекта

для родителей:

1.Рост уровня информационности родителей о деятельности МДОАУ

2.Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.


Гипотеза проекта подтвердилась:

В ходе проекта было доказано, что предназначение сказки: не только развлекать, но и учить. В сказках читатели получают урок доброты и мудрости. Наши предки вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего можно вразумить и воспитать. Систематическое использование сказок в работе с детьми может стать важнейшим источником формирования нравственных и патриотических ценностей.

Методические продукты

-       Создан проект «Мы любим сказки», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;

-       Оформлены методические рекомендации: «Как приобщить ребёнка к чтению», «Как организовать домашнее чтение», «Роль книги в жизни дошкольника. Ребёнок-дошкольник - слушатель или читатель», «Литературное воспитание ребенка в семье»;

- Оформление выставки детских рисунков «Мои любимые сказки»;

- Итоговое мероприятие: открытое занятие «В гости к Золушке»

-  Презентация образовательного проекта «Мы любим сказки» 

Этапы реализации проекта:

I этап Организационный
- Обсуждение общих вопросов рабочей группы.
- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
- Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Составить конспекты образовательной деятельности
- Обновить развивающую среду.

II этап

План реализации проекта

Образовательные области

Виды деятельности

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Физическое развитие

Игра – соревнование «Репка»; эстафета «Доктор Айболит»

-

Познавательное развитие

Дидактические игры:

Дидактическая игра «Составь сказку по картинкам»

Игра «Лишнее слово»

Лото «Любимые сказочные герои».

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Д/и «Угадай сказку»

Д/и «Что сначала, что потом»  

Д/и «Назови сказку по предмету»

Д/и «Какие сказки перепутались?

Разыгрывание игровых ситуаций:

 «Придумай сказке другой конец», «Кто в доме главный?», «Как можно узнать настроение человека?», «Как можно назвать человека по имени?» и другие.

Артикуляционная гимнастика сказок:

Веселая артикуляционная гимнастика

(Н.В. Нищева);

Сказка о Веселом Язычке;

«Язычок собирает грибы»;

Как Язычок пил чай с друзьями (Н.В. Рыжова);

Волк и три поросенка;

Артикуляционные сказки (Т.В. Мецлер) и др

Картотека дидактических игр

по развитию связной речи использованием русских народных сказок у дошкольников.

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка», «Как научить ребёнка любить книги», «Роль книги в развитии ребёнка».

Методические рекомендации: «Как приобщить ребёнка к чтению», «Как организовать домашнее чтение», «Роль книги в жизни дошкольника. Ребёнок-дошкольник - слушатель или читатель», «Литературное воспитание ребенка в семье»

Речевое развитие

Чтение русских народных и авторских сказок «Теремок», «Маша и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Заучивание народных стихотворений «Три горошинки», «Не сажайте горох возле дорог!», «Незванная гостья». Чтение Т. А. Шорыгина «Как Ваня полюбил читать», М. Гаршин «Филин и скворец»

Литературные потешки, загадки, считалки.

Беседа с детьми: «Создание книг», «Поэтическая радуга». «Волшебная сила стихов», «Книжный мир», по содержанию художественной литературы.

Составление рассказов «Правила обращения с книгами»

 Дидактические игры:

 «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Спиной друг к другу», «Мы разные», «Узнай друзей по голосу».

Литературная викторина: «Кто с кем дружит?»

1.Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2.Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3.Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные бурундучки Чип и …   (Дейл)

6. Белоснежка и … (7 гномов).

Информатизация родителей по теме данной проектной деятельности;

Художественно-эстетическое развитие

рисование «Герои сказки колобок», «Моя любимая сказка»

-аппликация «Закладка для книг»

- раскраски на тему «Сказки»

- рисование иллюстраций к сказкам

-сделать героев сказки из бумаги (оригами)

-лепка «Сказочные животные»

Памятка для родителей

«Читаем сказки детям»; «Как правильно читать ребенку книги»; «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?»

III (заключительный) этап

- Обработать результаты реализации проекта.

- Оформить методические рекомендации «Как приобщить ребёнка к чтению» и другие.

- Сплочение семьи через чтение художественных произведений.

- Повысить интерес детей к чтению художественной литературы;

- Повысить уровень развития речи детей;

-  Повысить активность родителей в сотрудничестве с ДОУ.

План мероприятий

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА: «Мы любим сказки»

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

родителей

Подготовительный

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Заинтересовать детей. Актуализация темы для родителей. Создание проблемной ситуации.

Разработка содержания образовательно–воспитательного процесса по направлениям.

Привлечение к сотрудничеству членов семьи.

Активное слушание литературных произведений по теме проекта.

Чтение сказок.

Обсуждение возможных решений ситуации, выбор приоритетных решений.

Вхождение родителей в тему проекта.

Ознакомление родителей с содержанием проекта.

Внесение родителями предложений по реализации проекта.

Основной этап

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Оформление выставки детских работ.

Разработка картотеки подвижных игр по сказкам.

Оформление информационных уголков для родителей, консультации и методические рекомендации для родителей по теме проекта.

Подбор, разработка и проведение коммуникативных игр, дидактических игр, речевых игр.

Художественно-продуктивная деятельность: рисунки, поделки.

Участие в коммуникативных играх, дидактических и речевых играх.

Прослушивание художественной литературы по теме проекта.

Участие в беседах по теме проекта.

Разработка памятки для родителей по теме проекта.

Участие в подвижных играх на свежем воздухе.

Заключительный этап

(презентация продуктов проекта)

Проведение итогового мероприятия: выставка детских рисунков «Мои любимые сказки»

Подведение итогов работы над проектом.

Оформление презентации и выставки работ.

Активное участие в играх.

Вернисаж детских рисунков, поделок.

Организация вернисажа детских рисунков и выставки работ.

Список литературы:

1.        Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003.

2.        Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

3.        Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.:УЦ «Перспектива», 2010.

4.        Антипина Е.А. «Театрализованные представления в детском саду» «Сфера», Москва, 2010

5.        Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.

6.        Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.

7.        Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Мы любим сказки!"

Анализируя свободную деятельность детей за прошедшие годы, мы пришли к выводу, что дети очень любят участвовать в музыкально- театрализованной деятельности.Так как наш детский сад большое значение отд...

Презентация проекта "Мы любим сказки"

Данный проект предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект итогового занятия в рамках краткосрочного творческого проекта "Мы любим сказки" (подготовительная группа)

Занятие проводит логопед со всей группой детей. Используется, как открытое занятие для родителей....

ПРОЕКТ «Мы любим сказки.»

ПРОЕКТ «Мы любим сказки.»...

Проект "Мы любим сказки"

паспорт проекта с детьми в средней группе...

Проект "Мы любим сказки"

Краткосрочный проект для средней группы, целью которого является создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы....