Доклад Внедрение новых технологий по развитию речи
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
МАДОУ Хоринский детский сад «Золотой ключик»
Доклад на педагогический совет на тему:
«Внедрение современных технологий и методов развития речи дошкольников в образовательный процесс группы дошкольного возраста 3-4 года»
Подготовила: Ахметзянова Л.Х
2023г
«Внедрение современных технологий и методов развития речи дошкольников в образовательный процесс группы дошкольного возраста 3-4 года»
Четвертый год жизни является важнейшим периодом в развитии речи детей. Задачи разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, показ картинки, игрушки, движения или действия {в игре-драматизации, в чтении стихотворения) и др.
Широко применяем словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос и др.
Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. Из практических методов чаще всего используем игровые приемы.
Все методы и приемы используются в комплексе и во взаимодействии друг с другом.
В нашей группе мы широко применяем много наглядности, эмоциональных приемов, в основном игровых, сюрпризных моментов.
Для развития речевой активности у детей широко используем картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за нами, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. При прочтении несколько раз одного и того же произведения побуждаем детей не только рассматривать картинки, но и рассказывать о том, что написано в книге. Это развивает память, заставляет ребёнка размышлять.
При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т.д., показываем детям много различных предметов, материалов. В результате накапливается словарь: существительных, прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный.
В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство и различия.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия.
Развитие речи происходит на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду. Это и совместная деятельность воспитателя с детьми, и самостоятельная деятельность. Мы определяем содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Стараемся активизировать речь детей, задаём вопросы, дети отвечают, если ответы не являются полными, мы всё время дополняем ответы детей, а в случаи затруднения сами ведём рассказ, призывая детей повторят за ним.
Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему – либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности. Мы внимательно следим за речью детей: слушаем, как говорит ребёнок, и повторять за ним все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм, важными являются приёмы договаривания (потешка , стихотворение) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-нибудь слова, воспитатель во время помогает ему).
Метод сравнения: В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
Например: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».
Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
Широко используем пальчиковую гимнастику, она способствует развитию мелкой моторики, помогает развивать речь ребенка; пальчиковая гимнастика помогает не просто на развитие речи, но и на ее выразительность.
В этом году стали использовать артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Используем Игры-драматизации они оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.
Для развития речи в нашей группе сделаны дидактические игры, лэпбуки, есть множество книг, листая которые многие дети по картинкам могут сказать какая это сказка и в кратце ее рассказать.
Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников
Работая с детьми дошкольного возраста с ОНР, я искала такие методы и приемы работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников с нарушением речи. Мышление, как и другие качества...
СТАТЬЯ "Синквейн-новая технология в развитии речи дошкольников"
Описание новой технологии в развитии речи дошкольников-синквейн....
Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Инновационность метода Сиквейна – создание условий для развития личности, способной критичес...
«Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников»
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне...
«Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников»
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников
Синквейн –новая технология в развитии речи дошкольниковК одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн...
Презентация на тему: "Синквейн - как новая технология в развитии речи детей дошкольного возраста"
Актуальность данного метода«СИНКВЕЙН» заключается в том, что на сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста , чт...