Учебный план
материал

Жиздюк Надежда Ивановна

Учебный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_plan_24-25.docx89.33 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Рабочий стол\2024-09-16_002.jpg

Пояснительная записка к учебному плану.

 Учебный план МБДОУ – детского сада «Звёздочка г. Аркадака Саратовской области ( далее МБДОУ) разработан  в соответствии с:

•  Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

•  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования,  утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373.

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2

 •  Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 №  65/23-16 «О гигиенических требованиях  к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах  обучения»

•  Закон Саратовской области № 215 от 28 ноября 2013 «Об образовании в Саратовской области»

 *   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028);

 - ОП ДО МБДОУ – детского сада «Звёздочка» 

В  МБДОУ функционируют:                                                                                                                   •  одна группа для детей раннего возраста от 2 до 3 лет (1 младшая);

•  четыре группы общеразвивающей направленности для детей от  3 до 7 лет (  младшая,  средняя,   старшая,  подготовительная);

  В плане выделены следующие части: инвариантная и вариативная с соблюдением принципов дифференциации и вариативности. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуется через организованную  образовательную деятельность (ООД). Вариативная часть направлена на реализацию регионального компонента, парциальных  программ и дополнительного образования.

Установлено соотношение между инвариантной и вариативной частью:

инвариантная часть – не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. В соответствии с требованиями комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных  Министерством образования и науки Российской Федерации, в инвариантной части плана определено минимальное количество ООД, отведённых на образовательные области, определённые в приказе Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

 Инвариантная часть обеспечивает результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования

Вариативная часть – не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть плана обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно реализовать социальный заказ на общеобразовательные услуги, учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.  Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

В целях полной реализации воспитательно-образовательного процесса включены парциальные программы. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Программа обеспечивает развитие наглядно-образного мышления и воображения.  Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Атмосфера детского сада насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности и проявлению фантазии. Выпускник детского сада способен самостоятельно решать доступные познавательные задачи, осознанно использует разные способы и приемы познания, проявляет интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, имеет опыт  успешной творческой деятельности.

Для реализации образовательных задач воспитателями составлены рабочие программы  по образовательным областям, по воспитательной работе.

Одной из форм обучения являются занятия, на которых широко используются дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.

 Образовательная программа дошкольного образования реализуется в группах, функционирующих в режиме 10,5 часов в день. Образовательная программа дошкольного образования  реализовывается в течение всего времени пребывания воспитанника в детском саду.

 Продолжительность одного образовательного занятия составляет не более:

Требования и показатели организации образовательного процесса

Показатель

Возраст

Норматив

Требования к организации образовательного процесса

Начало занятий не ранее

все возрасты

8.00

Окончание занятий, не позднее

все возрасты

17.00

Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более

от 1,5 до 3 лет

10 минут

от 3 до 4 лет

15 минут

от 4 до 5 лет

20 минут

от 5 до 6 лет

25 минут

от 6 до 7 лет

30 минут

Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более

от 1,5 до 3 лет

20 минут

от 3 до 4 лет

30 минут

от 4 до 5 лет

40 минут

от 5 до 6 лет

50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна

от 6 до 7 лет

90 минут

Продолжительность перерывов между занятиями, не менее

все возрасты

10 минут

Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее

все возрасты

2-х минут

При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования ЭСО.

 Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).

 Образовательная деятельность с детьми проводится воспитателями в групповых комнатах. Музыкальные и физкультурные занятия проводятся  в музыкально -  спортивном зале.
Индивидуальные, групповые занятия с педагогом-психологом проводятся  согласно  графику работы, продолжительность занятий составляет:
- младший дошкольный возраст – 10-15 минут;
- старший дошкольный возраст – 20-25 минут.                                                            Работа в творческих объединениях проводится с учетом индивидуальных особенностей детей, их интересов и потребностей и желания родителей.                                                                                              Учебный год продолжается с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года.    Летне-оздоровительная работа продолжается с 1 июня по 31 августа текущего года.                             
В летний период занятия не проводится. Проводятся  спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные праздники, развлечения, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок.

 Педагог проектирует и организует свою деятельность по четырем блокам:

I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе специально организованных занятий.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» проводятся занятия по направлениям:

«Природа» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»),

«Окружающий мир» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»),

«Математические представлений» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»),

Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) проводятся занятия по направлениям: «Развитие речи», «Подготовка к обучению грамоте», «Ознакомление с художественной литературой ».

Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) проводятся занятия по направлениям: «Музыка», «Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Конструирование».

Для реализации образовательной области «Физическое развитие»  проводятся занятия по физкультуре, по формированию основ здорового образа жизни, физкультурные праздники, досуги, соревнования, активный отдых, в занятия по реализации иных образовательных областей включаются динамические паузы, различные виды гимнастик

II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей вне занятий, в разных формах совместной деятельности педагога и детей. Среди различных форм совместной деятельности взрослых и детей мы используем игру (сюжетную, дидактическую, с правилами), ситуацию (решение ситуативных задач), проектную деятельность, мастерскую, коллекционирование, чтение педагогом и восприятие детьми художественной и познавательной литературы, экспериментирование и исследование, беседы, викторины и конкурсы, наблюдения, экскурсии, работу в книжном уголке.

III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня.

IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе сотрудничества дошкольной организации с семьей.

С тематикой занятий связана специально организованная детская деятельность в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность

(орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое);

экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто);

ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со

сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные

движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая

(отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками);

речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);

изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и

крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые

действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое);

музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения).

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность

(сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная,

дидактическая, подвижная и другое); общение со взрослым (ситуативно-деловое,

внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками

(ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);

познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;

изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). (ФГОС п.2.7)

Эти виды детской деятельности осуществляются как в форме специально организованных занятий – по развитию речи, развитию математических представлений, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, музыке и физкультуре (I блок), – так и в различных формах совместной деятельности педагогов и детей вне занятий: игре (сюжетной, дидактической, с правилами), педагогической ситуации, мастерской, коллекционировании, чтении художественной литературы, экспериментировании и исследовании, наблюдениях, экскурсиях, беседах, викторинах и конкурсах (II блок).

Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через перечень мероприятий, которые должен провести воспитатель по организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, организация всего помещения группы, размещение атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей). Представлены также краткие рекомендации воспитателю по организации детской игры.

Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы (IV блок) осуществляется посредством кратких рекомендаций для родителей, советов по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Рассматривая разные направления организации образовательного процесса, мы реализуем одно из важных положений Стандарта дошкольного образования: «Программа  реализовываеться в течение всего времени пребывания детей в Организации»[1]. Именно учет указанных четырех направлений позволяет осуществлять непрерывный образовательный процесс, охватывая все виды активности ребенка и делая его активным участником образовательного процесса.

Сетка непосредственно образовательной деятельности

Базовая часть (инвариантная) федеральный компонент (обязательная )

Группы общеразвивающей направленности в возрасте

с  2  до3  лет

с  3  до 4

  лет

с  4  до 5  лет

с  5  до 6 лет

с  6  до 7  лет

Вид деятельности

занятия

Количество занятий в неделю/ год

Познавательно - исследовательская деятельность и экспериментирование

Ознакомление с окружающим миром

1/36

1/36

1/36

2/72

2/72

Формирование математических представлений и сенсорное развитие

1/36

1/36

1/36

1/36

2/72

Коммуникативная деятельность

Речевое развитие,  

1/36

1/36

1/36

1/36

1/26

ознакомление с художественной литературой

Ежедневно в режиме дня

1/36

1/36

Подготовка к обучению грамоте

Как часть занятия по речевому развитию

Как часть  занятия по речевому развитию

1/36

1/36

Изобразительная

деятельность

Рисование

1/36

1/36

1/36

1/36

1/36

Лепка

1/36

1/36

1/36

1/36

1/36

Аппликация

0.5/18

0.5/18

0.5/18

0.5/18

Конструирование

1/36

0.5/18

0.5/18

0.5/18

0.5/18

Музыкальная

деятельность

музыка

2/72

2/72

2/72

2/72

2/72

Двигательная

деятельность

Физическая культура

( + на воздухе)

2/72

2/72

2/72

2+1/108

2+1/108

Итого

10

10

10

14

15

Длительность организованной образовательной деятельности (в минутах)

10

15

20

25

30

Вариативная часть     (формируемая ДОУ )

 Познавательно – исследовательская деятельность

Обучение игре в шахматы    

1/36

Региональный компонент.  Реализация  проекта «Родной край глазами детей»

1/32

Работа в творческих мастерских

1/32

1/32

1/32

1/32

Итого

10

11

11

15

17


Сетка совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных практик в режимных моментах

Формы образовательной деятельности в режимных моментах

Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная группа

Общение

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социальноэмоционального опыта

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Беседы и разговоры с детьми по их интересам

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетноролевую игру с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительноконструктивные игры)

ежедневно

ежедневно

3 раза в неделю

3 раза в неделю

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительноконструктивные игры)

2 раза в неделю

3 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Детская студия (театрализованные игры)

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Досуг здоровья и подвижных игр

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Подвижные игры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Познавательная и исследовательская деятельность

Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг («Школа мышления»).

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Наблюдения за природой (на прогулке)

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Патриотическое воспитание

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Формы творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие детей

Музыкально-театральная

гостиная

1 раз в 2 недели

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам)

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Чтение литературных произведений

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Самообслуживание

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

                                 

                                  Модель физического воспитания

Формы

организации

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительн

группа

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов

деятельности детского сада

1.1. Утренняя гимнастика

Ежедневно до 10 минут

Ежедневно до 10 минут

Ежедневно 10 минут

Ежедневно 10 минут

1.2.Физкультминутки

Ежедневно по мере необходимости (до 3 -х минут)

1.3. Игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 6 -10 минут

Ежедневно 10-15 минут

Ежедневно 15-20 минут

Ежедневно 20-30 минут

1.4.Закаливающие

процедуры

Ежедневно после дневного сна

1.5 Дыхательная гимнастика

Ежедневно после дневного сна

1.6. Спортивные

упражнения

1-2 раза в неделю 15-20 минут

1-2 раза в неделю 20-25 минут

1-2 раза в неделю 25-30 минут

1-2 раза в неделю 25-30 минут

2. Физкультурные занятия

2.1.Физкультурные занятия в спортивном зале

3 раза в неделю по 15 минут

3 раза в неделю по 20 минут

2 раза в неделю по 25 минут

2 раза в неделю по 30 минут

2.2.Физкультурные занятия на свежем воздухе

1 раз в неделю 25 минут

1 раз в неделю 30 минут

3.Спортивный досуг

3.1Самостоятельная

двигательная

деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями

ребенка)

3.2 Спортивные праздники

1 раза в год летом

2 раза в год

2 раза в год

3.3 Физкультурные досуги и развлечения

1 раз в квартал

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

3.4 Дни здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

Длительность режимных мероприятий

Показатель

Длительность

Длительность прогулки в день

Обязательная минимальная: 3 часа

Продолжительность дневного сна

Для детей 1–3 лет минимум 3 часа; 4–7 лет – минимум 2,5 часа

Суммарный объем двигательной активности

Не меньше 1 часа в день для всех детей

Длительность утренней зарядки

Не менее 10 минут

Продолжительность занятия и дневной нагрузки

 максимальная дневная нагрузка для детей раннего возраста – 20 минут. Для детей старшей группы – 50 минут или 75 минут при организации одного занятия после дневного сна.                                    

Время окончания занятий

Для дошкольной программы – до 17:00

Время приема пищи

 конкретное время в зависимости от длительности работы групп


[1] Пункт 2.5 ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содежит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на премерную общеобразовательную программу.

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содержит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на примерную общео...

Учебный план на 2013/14 учебный год

Учебный план составлен в соответствии с ФГТ....

Учебный план на 2013-2014 учебный год старшей группы

Учебный планна 2013-2014 учебный годстаршей группы...

Учебный план на 2015-2016 учебный год

В данном материале представлент учебный план на 2015-2016 учебный год, который включает в себя: график учебного процесса на 2015-2016 учебный год, общие положения, распорядок дня на холодный и теплый ...

Пояснительная записка к учебному плану 2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану 2015- 2016 учебный год...