Программа по взаимодействию с семьями воспитанников
рабочая программа (старшая группа)
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников.
Разработала воспитатель
старшей группы
МБДОУ Вахтанский детский
сад «Одуванчик» Коржавина
Людмила Михайловна
Р.п. Вахтан
2022 год.
Целевой раздел
Пояснительная записка
На современном этапе взаимодействие образовательного учреждения с семьей приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания, является основой в формировании личности ребёнка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива должны быть направлены на улучшение семейного микроклимата, формирование положительных взаимоотношений в семье, повышение педагогической культуры родителей путём их активного просвещения, формирование совместными усилиями полноценной личности ребёнка.
Дошкольное обучение обусловлено личностно – ориентированным подходом, как новая парадигма образования, когда ребенок признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие рассматривается в качестве приоритетной задачи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 года в требованиях к структуре образовательной программы направлен на обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогический коллектив детского сада должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и воспитания их детей, очень быстро становится актуальной, именно поэтому было решено создать программу, в которой бы учитывалась динамика современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего потенциала у родителей и их детей.
Цель программы: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско – родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
• Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
• Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
• Формировать позитивные формы общения
• Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
• Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
• Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
• Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
• Доступности- учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
• Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Содержательный раздел
Формы и методы взаимодействия с родителями и детьми:
- Анкетирование родителей для сбора социологических данных;
- Индивидуальные беседы, консультации, стенды, буклеты;
- Опрос родителей для получения их представлений или ожиданий, планов относительно сотрудничества со специалистами детского сада, для определения тематики мероприятий;
- Родительское собрание
- Родительский лекторий для повышения педагогической культуры родителей, их психолого – педагогической компетентности в семейном воспитании; родительский клуб «Вконтакте».
- Тематические конференции по обмену опытом воспитания, дискуссии
- Дни открытых занятий, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, выпуск газет
- Акции - создание групповой библиотеки, по ПДД- «Автокресло- детям!», выставки «Наши увлечения» и др;
- Досуг – совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы;
- Семейные праздники – День матери, День отца и др.
- Реклама услуг детского сада (на сайте дет.сада «Одуванчик» и персональных страничках педагогов).
Методические рекомендации:
Специфика работы по данной программе заключается в том, что кроме теоретических занятий в программе используется проведение игр, диагностических методик, изучающих личностные характеристики детей и их родителей, также применяется ведение бесед с использованием индивидуального подхода при обсуждении результатов диагностирования и дальнейших планов. Реализация данной программы предполагает участие специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателей. Наличие педагогов – специалистов создает атмосферу надежности, комфортности, защищенности. А дети и родители получат массу положительных эмоций от совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
- Неформальные отношения с семьями воспитанников.
- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм.
- Обучение коммуникативным навыкам.
- Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
- Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- Подготовка их ребенка к социальным отношениям.
Направления работы с семьей:
- Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
- Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
- Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем и их решение.
Организационный раздел:
Программа реализуется на базе МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик».
Для реализации программы используется материально- техническая база учреждения.
Приложение:
Взаимодействие с родителями. План работы:
№ | Название мероприятия | Цель | Сроки |
1 | Оформление родительского уголка на осеннюю тему. Консультация: тема «Детская инициатива как двигатель познавательного развития». Акция «Автокресло - детям!» | Подготовить родительский уголок к осеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации. Обратить внимание родителей на безопасную перевозку детей в автомобиле. | сентябрь |
2 | Совместная деятельность – съёмки мини фильма «Родной Вахтан» | Углубить знания о современном посёлке. | сентябрь |
3 | Выставка рисунков и поделок «Красота спасёт мир». | Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой. | октябрь |
4 | Родительское собрание: тема «Трудовое воспитание—нужно ли оно? Психологическая готовность детей к школе». Анкетирование на тему «Особенности проявления инициативы у вашего ребёнка». Участие родителей в обогащении в группе развивающей среды. | Выявить отношение родителей к трудовому воспитанию детей. Познакомить с основами психологической готовности детей к школе. Привлечь и заинтересовать родителей в создании безопасной и познавательной среды. | октябрь |
5 | Осенний праздник для детей «Волшебное лукошко» | Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций. | октябрь |
6 | Целевая прогулка «Поход в осенний парк». Выставка детских рисунков «Портрет мамы». Экскурсия в историко-природоведческий музей п. Вахтан. | Познакомить взрослых и детей с правилами поведения в лесу, привлечь родителей к участию в целевой прогулке. Воспитывать любовь,уважение к матери, и бережное отношение к своей семье. Привлечь родителей к организации экскурсии.
| ноябрь |
7
| Музыкальное развлечение «Мамочка любимая моя», посвящённое Дню матери.(Нашим дорогим мамам посвящается!) Советы родителям «Человек хозяин своих чувств». | Вовлечь родителей и детей к участию в мероприятии, способствовать созданию положительных эмоций. Дать родителям представление ,что такое чувства, проанализировать, понять их сущность. | ноябрь
|
8 | Индивидуальные беседы с родителями | Выявить, принципы общения с детьми в домашней обстановке. | ноябрь |
9 | Консультация: «Игротека в кругу семьи». | Пополнить знания детей об развивающих играх, которые можно проводить дома без специальной подготовки. | ноябрь |
10 | Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!» Конкурс изготовления ёлочных игрушек «Новогодняя мелодия». | Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода. Привлечь и заинтересовать родителей в изготовлении оригинальных ёлочных игрушек для украшения ёлки на участке д/сада. | декабрь |
11 | Подготовка к Новогоднему празднику. Конкурс на лучший маскарадный костюм. | Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику. | декабрь |
12 | Экскурсия в библиотеку | Привлечь родителей к организации и проведению экскурсии. | декабрь |
13 | Беседа «Основы безопасности в праздники» | Призвать родителей к бдительности во время новогодних праздников. | декабрь |
14 | Акция «Помоги птицам»!
| Привлечь родителей к изготовлению кормушек, побуждать к бережному и заботливому отношению к птицам. | январь |
15 | Инструктаж по технике безопасности «Крещенские морозы». | Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни. | январь |
16 | Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Агрессивный ребенок (причины и симптомы агрессивного поведения)». | Попытаться вместе с родителями выявить причины агрессивного поведения у детей, дать совет | январь |
17 | Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ».
| Напомнить традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРВИ и ОРЗ. | февраль |
18 | Праздник «Сильные, ловкие, умелые!»(для пап)
Консультация «Ошибки, которые совершать нельзя». | Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии. Дать родителям представление об особенностях психологии ребёнка, об умении контролировать себя в сложных ситуациях | Февраль Февраль |
19 | Информация: «Причины и преодоление детской тревожности». | Познакомить родителей с причинами возникновения тревожности, пути их решения. | февраль |
20 | Инструктаж по технике безопасности « Чем опасна оттепель на улице». | Ознакомить родителей с правилами поведения на улице во время гололедицы. | март |
21 | Концерт ко дню «8 марта». | Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. | март |
22 | Конкурс рисунков «Цветы для бабушки». | Воспитывать уважение и чувство благодарности к своим бабушкам, побуждать детей доставлять им радость. | март |
23 | Оформление родительского уголка на весеннюю тему. Консультация «Поговорим о витаминах». | Подготовить родительский уголок к весеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации. | март |
24 | День открытых дверей | Содействовать ознакомлению родителей с игровой и обучающей деятельностью детей во время пребывания в д/саду. | апрель |
25 | Консультация для родителей: «Права детей» Фотовыставка: «Я имею право быть счастливым!» | Проконсультировать родителей о правах детей | апрель |
26 | Музыкальное развлечение «К нам пришла Весна - красна». | Заинтересовать родителей и детей в проведении данного мероприятия, доставить всем участникам радость, позитивное настроение. | апрель |
27 | Выращивание рассады для детсадовского огорода. Консультация «Что делать, если ребёнка не привлекает чтение книг». «Мы дети планеты Земля». (конкурс стихов о родной природе). | Привлечь родителей к совместному выращиванию рассады. Вовлечь родителей в поиск и подготовку к конкурсу интересных произведений, помочь осознать важность ознакомления детей с художественной литературой. | апрель |
28 | Консультация: «Если ребёнок через чур инициативен…». Утренник «Никто не забыт, ничто не забыто». Родительское собрание: «До свиданья, детский сад»». | Помочь родителям осознать необходимость поддержки детской инициативы и привлечение детей к совместной деятельности. Воспитывать уважение к погибшим в В.О.В. Предоставить родителям информацию об итогах прошедшего года . Встреча с учителем будущих первоклассников | май |
29 | Подготовка и проведение выпускного вечера. | Заинтересовать родителей и детей в проведении данного мероприятия, доставить всем участникам радость, позитивное настроение. | 31мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников группы 4-5 лет.
Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников. Её цель - возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс....
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников воспитателя старшей группы
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объед...
Инновационная образовательная программа по взаимодействию с семьями воспитанников "Мы вместе"
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усил...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...