Программа по взаимодействию с семьями воспитанников
рабочая программа (старшая группа)

Коржавина Людмила Михайловна

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников.

                                                                Разработала воспитатель

                                                                                                старшей группы

                                                                                               МБДОУ Вахтанский детский

                                                                                               сад «Одуванчик» Коржавина

                                                                                               Людмила Михайловна

                                                                                   

                                     

                                     Р.п. Вахтан

                                                         2022 год.

Целевой раздел

Пояснительная записка

На современном этапе взаимодействие образовательного учреждения с семьей  приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у  истоков воспитания, является основой в формировании личности ребёнка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива должны быть направлены на улучшение семейного микроклимата, формирование положительных взаимоотношений в семье, повышение педагогической культуры родителей путём их активного просвещения, формирование совместными усилиями полноценной личности ребёнка.

Дошкольное обучение обусловлено личностно – ориентированным подходом, как новая парадигма образования, когда ребенок признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие рассматривается в качестве приоритетной задачи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 года в требованиях к структуре образовательной программы направлен на обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.                                                                                          

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогический коллектив детского сада должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и воспитания их детей, очень быстро становится актуальной, именно поэтому было решено создать программу, в которой бы учитывалась динамика современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего потенциала у родителей и их детей.

Цель программы:  Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

• Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско – родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

• Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

• Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

• Формировать позитивные формы общения

• Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

• Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.

В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

• Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

• Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

• Доступности- учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

• Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;

Содержательный раздел

Формы и методы взаимодействия с родителями и детьми:

  • Анкетирование родителей для сбора социологических данных;
  • Индивидуальные беседы, консультации, стенды, буклеты;
  • Опрос родителей для получения их представлений или ожиданий, планов относительно сотрудничества со специалистами детского сада, для определения тематики мероприятий;
  • Родительское собрание
  • Родительский лекторий для повышения педагогической культуры родителей, их психолого – педагогической компетентности в семейном воспитании; родительский клуб «Вконтакте».
  • Тематические конференции по обмену опытом воспитания, дискуссии
  • Дни открытых занятий, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, выпуск газет
  • Акции -  создание групповой библиотеки, по ПДД- «Автокресло- детям!», выставки «Наши увлечения» и др;
  • Досуг – совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы;
  • Семейные праздники – День матери, День отца и др.
  • Реклама услуг детского сада (на сайте дет.сада «Одуванчик» и персональных страничках педагогов).

Методические рекомендации:

Специфика работы по данной программе заключается в том, что кроме теоретических занятий в программе используется проведение игр, диагностических методик, изучающих личностные характеристики детей и их родителей, также применяется ведение бесед с использованием индивидуального подхода при обсуждении результатов диагностирования и дальнейших планов. Реализация данной программы предполагает участие специалистов ДОУ:   музыкального руководителя, воспитателей. Наличие педагогов – специалистов создает атмосферу надежности, комфортности, защищенности. А дети и родители получат массу положительных эмоций от совместной деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Неформальные отношения с семьями воспитанников.
  • Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм.
  • Обучение коммуникативным навыкам.
  • Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
  • Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
  • Подготовка их ребенка к социальным отношениям.

Направления работы с семьей:

  • Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
  • Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
  • Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем и их решение.

Организационный раздел:

Программа реализуется на базе МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик».

Для реализации программы используется материально- техническая база учреждения.

Приложение:

Взаимодействие с родителями. План работы:

Название мероприятия

Цель

Сроки

1

Оформление родительского уголка на осеннюю тему.

Консультация: тема «Детская инициатива как двигатель познавательного развития».

Акция «Автокресло - детям!»

Подготовить родительский уголок к осеннему сезону  с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации.

Обратить внимание родителей на безопасную перевозку детей в автомобиле.

сентябрь

2

Совместная деятельность – съёмки мини фильма «Родной Вахтан»

Углубить знания о современном посёлке.

сентябрь

3

Выставка рисунков и поделок «Красота спасёт мир».

Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой.

октябрь

4

Родительское собрание: тема «Трудовое воспитание—нужно ли оно? Психологическая готовность детей к школе».

Анкетирование на тему «Особенности проявления инициативы у  вашего ребёнка».

Участие родителей в  обогащении в группе развивающей среды.

Выявить отношение родителей к трудовому воспитанию детей. Познакомить с основами психологической готовности детей к школе.

Привлечь и заинтересовать родителей в создании безопасной и познавательной среды.

октябрь

5

Осенний праздник для детей

«Волшебное лукошко»

Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций.

октябрь

6

Целевая прогулка

«Поход в осенний парк».

Выставка детских рисунков «Портрет мамы».

Экскурсия в историко-природоведческий музей п. Вахтан.

Познакомить взрослых и детей с правилами поведения в лесу, привлечь родителей к участию в целевой прогулке.

Воспитывать любовь,уважение к матери, и бережное отношение к своей семье.

Привлечь родителей к организации экскурсии.

 

ноябрь

7

 

Музыкальное развлечение «Мамочка любимая моя», посвящённое Дню матери.(Нашим дорогим мамам посвящается!)

Советы родителям «Человек хозяин своих чувств».

Вовлечь родителей и детей к участию в мероприятии, способствовать созданию положительных эмоций.

Дать родителям представление ,что такое чувства, проанализировать, понять их сущность.

ноябрь

 

8

Индивидуальные беседы с родителями

Выявить, принципы общения с детьми в домашней обстановке.

ноябрь

9

Консультация: «Игротека в кругу семьи».

Пополнить знания детей об развивающих играх, которые можно проводить дома без специальной подготовки.

ноябрь

10

Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!»

Конкурс изготовления ёлочных игрушек  «Новогодняя мелодия».

Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода.

Привлечь и заинтересовать родителей в изготовлении оригинальных  ёлочных игрушек для украшения ёлки на участке д/сада.

декабрь

11

Подготовка к Новогоднему празднику. Конкурс на лучший маскарадный костюм.

Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику.

декабрь

12

Экскурсия в библиотеку

Привлечь родителей к организации и проведению экскурсии.

декабрь

13

Беседа «Основы безопасности в праздники»

Призвать родителей к бдительности во время новогодних праздников.

декабрь

14

Акция «Помоги птицам»!

 

Привлечь родителей к изготовлению кормушек, побуждать к бережному и заботливому отношению к птицам.

январь

15

Инструктаж по технике безопасности «Крещенские морозы».

Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни.

январь

16

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Агрессивный ребенок (причины и симптомы агрессивного поведения)».

Попытаться вместе с родителями выявить причины агрессивного поведения у детей, дать совет

январь

17

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ».

 

Напомнить традиционные и народные методы  профилактики и лечения ОРВИ и ОРЗ.

февраль

18

Праздник «Сильные, ловкие, умелые!»(для пап)

 

Консультация «Ошибки, которые совершать нельзя».

Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии.

   Дать родителям представление об особенностях психологии ребёнка, об умении контролировать себя в  сложных ситуациях

Февраль

Февраль

19

Информация: «Причины и преодоление детской тревожности».

Познакомить родителей с причинами возникновения тревожности, пути их решения.

февраль

20

Инструктаж по технике безопасности « Чем опасна оттепель на улице».

Ознакомить родителей с правилами поведения   на улице во время гололедицы.

март

21

Концерт ко дню «8 марта».

Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике.

март

22

Конкурс рисунков

«Цветы для  бабушки».

Воспитывать уважение и чувство благодарности  к своим бабушкам, побуждать детей доставлять им радость.

март

23

Оформление родительского уголка на весеннюю тему.

Консультация «Поговорим о витаминах».

Подготовить родительский уголок к весеннему сезону  с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации.

март

24

День открытых дверей

Содействовать ознакомлению родителей с игровой и обучающей деятельностью детей во время пребывания в д/саду.

апрель

25

Консультация для родителей: «Права детей»

Фотовыставка:  «Я имею право быть счастливым!»

Проконсультировать родителей  о правах детей

апрель

26

Музыкальное развлечение «К нам пришла Весна - красна».

Заинтересовать родителей и детей в  проведении данного мероприятия,  доставить всем участникам радость, позитивное настроение.

апрель

27

Выращивание рассады для детсадовского огорода.

Консультация «Что делать, если ребёнка не привлекает чтение книг».

«Мы дети планеты Земля». (конкурс стихов о родной природе).

Привлечь родителей к совместному выращиванию рассады.

Вовлечь родителей в поиск и подготовку к конкурсу интересных произведений, помочь  осознать важность ознакомления детей с художественной литературой.

апрель

28

Консультация: «Если ребёнок через чур инициативен…».

Утренник «Никто не забыт, ничто не забыто».

Родительское собрание: «До свиданья, детский сад»».

 Помочь родителям осознать необходимость поддержки детской инициативы и привлечение детей к совместной деятельности.

Воспитывать уважение к погибшим в В.О.В.

Предоставить родителям информацию об итогах прошедшего года . Встреча с учителем будущих первоклассников

май

29

Подготовка и проведение выпускного вечера.

Заинтересовать родителей и детей в  проведении данного мероприятия,  доставить всем участникам радость, позитивное настроение.

31мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников группы 4-5 лет.

Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников. Её цель - возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс....

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»

Программа по взаимодействию  с семьями воспитанников  «Воспитываем вместе»...

Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников воспитателя старшей группы

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объед...

Инновационная образовательная программа по взаимодействию с семьями воспитанников "Мы вместе"

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усил...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...