Программа по взаимодействию с семьями воспитанников
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников. Её цель - возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bayts_t.a._programma_po_rabote_s_roditelyami.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Киселевского городского округа
детский сад № 65 комбинированного вида «Родничок»
(детский сад 65)
Рассмотрено на Педагогическом совете Утверждаю ___________
Протокол №___ от ___________ заведующий Е.К. Касаджик
введено в действие
приказ №_____ от _________
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников
сроки реализации программы (с 01.09.16 г. по 31.05.17 г.)
старшей группы № 9
компенсирующей направленности
(для детей с нарушением речи) «Ягодка»
Составитель:
Байц Т.А., воспитатель
I квалификационной категории
Киселевский городской округ
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел
- Пояснительная записка ………………….………………………………….3
- Цели и задачи реализации Программы……………………………….........3
- Содержание направлений работы с семьёй по образовательным
областям ……………………………………………………………………..4
- Содержательный раздел
- Содержание программы………………………………………………...6
- Информационно – просветительский раздел………………………6
- Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи………………………………………………………………….6
- Консультативно-профилактический……………………………….6
- Ожидаемые результаты реализации……………………………………7
- Практический раздел
3.1. Перспективно-тематический план программы…………………………..8
Пояснительная записка
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогический коллектив детского сада должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и воспитания их детей, очень быстро становится актуальной, именно поэтому было решено создать программу, в которой бы учитывалась динамика современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего потенциала у родителей и их детей.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры социально - педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника 5 – 6 лет и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации, которая ведет к продвижению имиджа детского сада
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
Цель - возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
- формировать психолого-педагогические знания родителей;
- приобщать родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказывать помощь семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; изучать и пропагандировать лучший семейный опыт.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей:
- встречи-знакомства,
- посещение семей,
- анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
- дни открытых дверей,
- индивидуальные и групповые консультации,
- родительские собрания,
- оформление информационных стендов,
- организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники,
- создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Образование родителей:
- организация «материнской/отцовской школы»,
- «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы),
- проведение мастер-классов, тренингов,
- создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность:
привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Содержание направлений работы с семьей
по образовательным областям
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
Обратить внимание родителей на развитие коммуникативных способностей ребенка, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Рекомендовать родителям создать в семье доброжелательные взаимоотношения для формирования у ребенка уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Ориентировать родителей в выборе литературы, художественных и мультипликационных фильмов, направленных на нравственное и патриотическое воспитание.
Привлекать внимание родителей к разным формам совместно с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома. Давать детям посильные трудовые поручения. Проводить беседы о профессиях в семье. Поощрять навыки самообслуживания детей.
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице и дома. Проводить беседы, читать литературу, нацеленную на формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Образовательная область "Познавательное развитие"
Информировать родителей о возрастных особенностях познавательных особенностях развития детей.
Привлекать родителей к участию в исследовательской, продуктивной деятельности детей, проводить беседы с детьми, читать им познавательную литературу развивать любознательность.
Ориентировать родителей на совместные информационно-развлекательные прогулки и экскурсии для ознакомления детей с окружающей родной природой и социальным миром.
Образовательная область "Речевое развитие"
Рекомендовать родителям создать в семье благоприятные условия для речевого развития. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Ориентировать родителей в выборе произведений, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на развитие у ребенка диалогической речи: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить рассказывать и пересказывать.
Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие"
Информировать родителей об основных целях и задачах формирования интереса к эстетической стороне окружающего мира.
Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Ориентировать родителей в выборе литературы , нацеленной на формирование у детей элементарных представлений о видах и жанрах искусства ( стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура). )
Рекомендовать родителям посещать с детьми театры, выставки, библиотеки, музеи. Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.
Заниматься совместно с детьми художественным творчеством. Организовывать в детском саду и дома творческие выставки.
Образовательная область "Физическое развитие"
Информировать родителей о возрастных особенностях физического развития детей. Объяснить о необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у детей здорового образа жизни а также представление о необходимых человеку веществах и витаминах.
Привлекать родителей к совместным с детьми спортивным праздникам и развлечениям в детском саду. Личным примером прививать детям любовь спорту.
Содержание программы включает 3 раздела:
I раздел. Информационно-просветительский
Цель: объяснение стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса и реализации основной общеобразовательной программы в условиях детского сада и семьи.
Основными задачами реализации раздела являются: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах совместной деятельности детей и взрослых.
Формы взаимодействия с родителями:
- информационные стенды с фотоматериалами различных планов, раскрывающие содержание основных вопросов в развитии детей;
- родительские собрания, направленные на ознакомление родительской общественности с содержанием образовательных областей программы ДОУ;
- лекции, консультации ориентированные на ознакомление родителей с требованиями ФГОС к качеству воспитания и развития дошкольника;
- опрос с целью определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников и выявления мнения о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, удовлетворенности эффективностью мероприятий.
II раздел. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи.
Данный раздел ориентирован на совместную деятельность детей и родителей в рамках взаимодействия со специалистами детского сада с целью успешного формирования интегративных качеств воспитанников, расширение поля позитивного общения в семье. Для реализации данного раздела выдвигается задача, связанная с привлечением родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе как равно ответственных и равноправных за результат освоения программы детьми.
Инновационные формы взаимодействия с родителями: круглый стол, диспуты, открытые мероприятия образовательной деятельности, тренинги, совместные мероприятия родителей с детьми, способствующие улучшению взаимопонимания в семье.
III раздел. Консультативно-профилактический
Содержание раздела направлено на оказание психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания и развития ребенка, связанных с освоением содержания образовательных областей общеобразовательной программы и организации совместной деятельности родителей и детей в условиях семейного воспитания.
Задача раздела: обеспечение единых подходов к развитию личности ребенка и его всестороннее развитие с учетом индивидуальных особенностей и темпов индивидуального развития в семье и детском саду.
Формы взаимодействия с родителями: групповые консультации, круглый стол, газета для родителей «Успешный дошкольник», листок здоровья «Любимый ребенок», памятки с рекомендациями по созданию условий в домашней среде для успешного личностного развития ребенка, информационные буклеты, тематические встречи специалистов с родителями, семинары-практикумы.
Реализация программы рассчитана на один учебный год, место реализации программы – детский сад (старшая группа «Ягодка»).
Ожидаемые результаты реализации программы:
Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что в свою очередь ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Возможность родителям проявить самостоятельность, формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей.
Укрепление внутрисемейных связей, что тоже является проблемным вопросом в педагогике и психологии.
Возможность наиболее эффективной реализации программы детского сада. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна приятными впечатлениями и доверием к окружению.
Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы и педагогической компетенции в вопросах детско-родительских отношений.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.
Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоения детьми образовательных областей на конец учебного года.
Перспективно-тематический план программы
Раздел | Мероприятия | Цель | Сроки | |
1. Информационно-просветительский | ||||
1. Родительское собрание «Возрастные особенности детей 5– 6 лет»» | Знакомство родителей с задачами воспитания и образования на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста, образовательными стандартами (ФГОСДОО), выбор родительского комитета | сентябрь | ||
2. Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году» | Получение обратной связи об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОО с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни группы и ДОО | сентябрь | ||
3. Родительское собрание «Профилактика антитеррора» «Формирование культурно-гигиенических навыков» | Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому. Формировать у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста; повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей. | декабрь | ||
| Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях | март | ||
5. Итоговое собрание «Мы повзрослели» Мониторинг результатов развития детей | Информировать родителей о успехах детей на конец учебного года, донести что должен знать и уметь выпускник средней группы. | май | ||
2. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи | ||||
1. Фотовыставка «Летние приключения» | Мотивация родителей на творческое моделирование с ребенком | сентябрь | ||
2. Вечер отдыха «Мамочка моя» | Повышение ценностных ориентиров семьи в воспитании уважения и любви ребенка к матери | ноябрь | ||
3. Акция "Наши меньшие друзья" - презентация кормушек для птиц, сделанные родителями и детьми. | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей. | ноябрь | ||
4. Неделя добрых дел | Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц | декабрь | ||
5. Выставка совместного творчества «Мастерская Деда Мороза» | Мотивация родителей на творческое моделирование с ребенком | декабрь | ||
6. Новогодняя сказка | Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия при организации и участия в утреннике с детьми | декабрь | ||
7. День семейных встреч на участке группы «Снежные постройки и игры со снегом» | Развивать желание и интерес к совместному труду и играм со снегом. | январь | ||
8. Спортивное мероприятие «А ну-ка, папы!» | Воспитание личным примером уважительного отношения к защитникам Отечества | февраль | ||
9. Совместная работа Праздничная газета «Наши замечательные папы» | Повышение ценностных ориентиров семьи в воспитании уважения и любви ребенка к папе, защитнику Отечества | февраль | ||
10. Вечер отдыха «8 марта» | Приобщение к участию, способствовать сплочению детей и родителей. | март | ||
11. Проект «Птицы» | Развивать у родителей желание к совместной творческой деятельности. | апрель | ||
3. Консультативно-профилактический | ||||
1. Оформление стенда: Советуют специалисты
2.Папка – передвижка «Осень» | Информирование родителей с основными психологическими новообразованиями у детей на данном этапе развития, рекомендациями специалистов (логопеда, педагога-психолога) Распространение педагогических знаний среди родителей. Познакомить родителей с играми в осенний период, стихами, загадками, пословицами об осени | сентябрь | ||
3. Консультации для родителей "Будим правильно ребенка" 4. Наглядная информация: Безопасность на дороге в осенний период. | Привлечь внимание родителей к проблеме эмоционального настроя ребенка на весь день Привлечь внимание родителей к проблемам безопасности на дорогах. | октябрь | ||
5. Индивидуальные консультации "Ваш ребенок левша" 6. Памятка для родителей "Красивая осанка - здоровый ребенок" | Обогащение педагогических знаний родителей. Информировать родителей о необходимости в формировании правильной осанки у детей. | ноябрь | ||
7. Консультация "Пожарная безопасность в новогодние праздники" 8. Наглядная информация: "Зимняя прогулка с малышом"; оформление папки-передвижки "Зима" 9. Наглядная информация «Антитеррор» | Повышение знаний родителей в вопросах противопожарной безопасности дома. Повышение педагогических знаний родителей. Познакомить родителей с играми в зимний период, со стихами и пословицами. | декабрь | ||
10. Консультация "Профилактика гриппа. Вакцинация-за и против" 11. Беседа "Что такое ЗОЖ" Наглядная информация "Закаливание дома" | Информировать родителей о профилактике и лечение гриппа. Пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания родителей к вопросам оздоровления в домашних условиях. | январь | ||
12. Наглядная информация "Масленница" 13. Беседа "Как воспитывать мальчиков" | Рассказать родителям о традициях народных праздников. Повышение педагогических знаний родителей в гендерном воспитании. | февраль | ||
14. Наглядная информация: памятки для родителей "Воспитываем девочку" 15. Консультация "Театр дома" | Повышение педагогических знаний родителей в гендерном воспитании. Информировать родителей в необходимости приобщать детей у театру, развивать желание участвовать в совместной театральной деятельности. | март | ||
16. Наглядная информация "Внимание - сосульки!" | Привлечь внимание родителей к появлению сосулек на крышах. | апрель | ||
17. Наглядная информация: "Как организовать летний отдых детей", "Опасности летом" 18. Консультация "Детское творчество в летний период" | Нацелить родителей на активный, здоровый, совместный летний отдых. Обогащение педагогических знаний родителей о развитии творческих способностей детей. | май |
Литература
1. Азаров, Ю. П., Педагогика любви и свободы /Ю.П. Азаров - М.: Топикал, 1994. - 608с.
2.Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. №4 - с 33-38
3. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Сфера, 2005.-240с.
4.Давыдова, О.И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер - М.: Творческий Центр, 2005 г. - 144с
5. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка - Пресс, 2001. - 224с
6.Закон РФ «Об образовании». - http://www.consultant.ru/popular/edu.
7. Зверева, О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
8. Зверева О. Л., Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128с.
9. Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина - М.: Сфера, 2007 - 112 с.
10. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2./ Т.П. Колодяжная - М.: УЦ Перспектива, 2008. - 184 с.
11. Метенова, Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа / Н.М. Метенова - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.
12. Рубченко, А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А.К. Рубченко - //Вопросы психологии. - 2005. - №4.-с.98-114.
13.Свирская Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников группы 4-5 лет.
Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников воспитателя старшей группы
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объед...
Инновационная образовательная программа по взаимодействию с семьями воспитанников "Мы вместе"
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усил...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...