Кейс семинар
методическая разработка
«Применение кейс- технологии в образовательном процессе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_tehnologiya.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение кейс- технологии в образовательном процессе».
- Здравствуйте уважаемые коллеги! Надеюсь, что наша встреча не пройдет бесследно и будет для вас полезной.
1. Обозначение проблемы: «Девочка Катя принесла в группу целлофановый пакет. Она пошла к воспитателю и спросила:
- Ольга Петровна, а в какие игры мы можем поиграть с пакетом?»
2. Мозговой штурм (для решения поставленных вопросов)
- Какие дальнейшие действия воспитателя?
- Предложите свой вариант игры с пакетом?
- Обыгрывание ситуации
5. Решение проблемы:
ï Игровое упражнение «Цветовая ассоциация». Предлагается подобрать синонимы к выражению «красный пакет», назвать ассоциации к слову «голубой», что можно увидеть сквозь прозрачный зеленый цвет пакета…
ï Упражнение «На что похожа эта форма». Предлагается выполнить ряд действий: как из квадратного пакета сделать круглый и треугольный без ножниц и наоборот как из круга смастерить квадрат, при этом отметить, на что похожа получившаяся фигура, почему не все предметы похожи на квадрат…
Вот видите: проблема одна и столько решений. И все они правильные, все имеют право на жизнь.
Сегодня я хочу познакомить вас с опытом использования кейс-технологии в дошкольном образовании, пример которой мы сейчас и увидели.
В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с ним.
Жизнь ребенка в детском саду нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Именно она создает здоровый душевный настрой. В течение дня мы используем разные способы, чтобы порадовать своих воспитанников — это различные развлечения, сюрпризы, игры-соревнования, игры-драматизации, конкурсы, концерты и другие досуги.
Совместная деятельность должна быть не только интересна малышам, доставлять им эмоциональное удовольствие, но и быть направлена на всесторонне развитие ребёнка. Вот именно поэтому, мы с детьми используем методику Кейс-технология.
Кейс, как педагогическая технология универсален, а самое главное не привязан ко времени. Его можно интегрировать с разной деятельностью.
- Любой кейс мы можем использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности: могу сделать его частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности, по возрастам
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Этапы работы с кейсом разных видов следующие:
- Первый этап: подготовительный.
- Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
- На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей.
- Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процессе составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
- На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Нужно отметить, что в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат альтернативным вариантом решения проблемы.
В дошкольном образовании используют следующие виды кейс-технологии:
- кейс-стади (ситуации);
- кейс-иллюстрации;
- фото-кейс;
- проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному. Моя задача – определить возможности и интересы детей и организовать общение с детьми так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. В результате введения этой работы, у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у них расширяется кругозор, появляется стремление к новизне.
В нашей работе мы используем больше такие методы как:
Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная простая форма, представляющая собой картинку или фото (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
1.Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.
2.Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит:
- Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
- Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Нам нужно 6 человек для выполнения поставленной задачи, т.е использовать методику кейс-иллюстрации для решения существующей проблемы. Ни для кого не секрет, что сейчас мы приближаемся к экологической и техногенной катастрофе, загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, засуха и.т.д. Хочу показать вам иллюстрацию, которую мы сегодня обсудим, а самое главное, попытаемся разобрать проблему, почему же это происходит. А затем, самое интересное, что с помощью техники ниткография, мы постараемся решить проблему.
На первом этапе знакомимся с фотографией «Ребенок переходит дорогу» (см. полную версию статьи в приложении).
Предлагаю сформулировать проблему исходя из данной фотографии: (желающий участник мастер – класса формулирует проблему)
- Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?
На втором этапе демонстрирую фото 2. «Ребенок переходит дорогу» (см. полную версию статьи в приложении).
Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Участники проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.
На третьем этапе участники примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.
На четвертом этапе участники делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре».
Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.
Предлагаю вашему вниманию кейс – иллюстрации
Внимание на экран!
Игра 1 «Что сначала, что потом» (Сказка «Заюшкина избушка»)
Цель: расположение картинок в порядке развития сюжета; формирование и развитие связной речи. Вопросы и задания детям: - Распределите картинки в порядке развития сюжета в сказке; - Что было сначала до этой картинки? - Что было потом?
Игра 2 «Царевна-Лебедь. Какая она?»
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
Ход игры: В эту игру интереснее играть всей группой, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем детям слово «Царевна-Лебедь». Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какая она?».
Например: спокойная, волшебная, ласковая, легкая, светлая, нежная, красивая, грациозная, сказочная, таинственная, гордая, нетороплива. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
Вашему вниманию предлагаю Кейс – стади.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. .... (Преимущества интерактивной доски)
Внимание на экран!
Ситуация для педагогов:
За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама- Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима-Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама-Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
Дима-Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама-Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик-замолчал и стал нехотя одеваться.
- В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Решение: гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных.
Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако, эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения воспитателя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.
Я благодарю за внимание и надеюсь на то, что представленные методы Кейс технологии будут успешно вами внедрены в воспитательно – образовательном процессе для развития речи монологической дошкольников.
А теперь подошла пора прощаться…
Рефлексивное упражнение «Смайлики»
Цель: рефлексия
Заключение…
Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. Спасибо за внимание.
Если содержание мастер-класса было для вас полезным,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Что такое кейс-технологии в ДОУ"
Материалы семинара знакомят педагогов с кейс-технологиями и возможностью применения данных технологий в учебно-воспитательном процессе. практическая часть семинара позволит сформировать у участников п...
Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...
Семинар для воспитателей: Что такое Кейс – технологии в ДОУ.
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессеЗадачи: 1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном проце...
Семинар с педагогами «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»
В этой консультации вы ознакомитесь как с помощью кейсов смоделировать образовательную деятельность и найти проблемные зоны. Как составлять педагогические кейсы и использовать их...
Семинар для воспитателей " Метод кейс-технологии в ДОУ"
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...
Семинар «Кейс-технологии как инновационный метод образовательной деятельности со старшими дошкольниками в ДОО»
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Денежные кейсы»
Семинар-практикум для педагогов «Денежные кейсы» был разработан с целью закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе организации семин...