Семинар для воспитателей " Метод кейс-технологии в ДОУ"
презентация
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метод кейс-технологии в ДОУ | 49 КБ |
презентация метод кейс-технологии в ДОУ | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56 «РОМАШКА»
СЕМИНАР
для воспитателей
тема: «метод кейс-технологии в ДОУ»
Выполнила воспитатель:
Мустафина Мария Михайловна
г. Химки
2019
Семинар для воспитателей
«Метод кейс-технологии в ДОУ».
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности;
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения.
К кейс-технологиям относятся:
• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
Например:
Ситуационно-ролевая игра.
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Игровое проектирование:
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
В процессе освоения кейс-технологий дети:
• учатся получать необходимую информацию в общении;
• умение соотносить свои устремления с интересами других;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся отстаивать свою точку зрения;
• умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• происходит формирование у детей навыков работы в команде;
• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
В практике дошкольного образования можно широко использовать
Кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Вывод:
Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Литература:
1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
3. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
casus (лат.)– запутанный, необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.
Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике , встать на позицию человека, реально принимающего решения , учиться на ошибках других.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Виды кейс – технологии в работе с дошкольниками: - анализ конкретных ситуаций; - кейс – иллюстрации; - фото – кейс; - проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Структура КЕЙСа и механизм реализации метода: КЕЙС ЧТО ПОЛОЖИМ В КЕЙС? фото / иллюстрацию / картинку / видео / медиа, сюжет которого отражает какую-либо проблему или ситуацию, случай, историю и т. д.; текст-комментарий, который описывает совокупность событий в основе проблемы или ситуации, случая, истории (доступен детскому восприятию, чёткое конкретное описание); задание – правильно поставленный вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы или на способ выхода из представленной ситуации; приложения (например, музыкальное сопровождение).
- соответствовать четко поставленной цели; - иметь соответствующий уровень трудности; - иллюстрировать типичные ситуации; - развивать аналитическое мышление; - провоцировать дискуссию; - иметь несколько решений. Требования:
Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади. Название этапа Деятельность взрослого Деятельность детей 1.Постановка проблемы Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. Ребёнок о сознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации. 2. Мозговой штурм Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации. Помогает проанализировать принятое решение. Дети о бъединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы. 3. Презентация Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения. Дети у частвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами. 4. Рефлексия Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. Дети п рименяют знания в различных ситуациях.
Методы кейс – технологии: - метод инцидентов; - игровое проектирование; - метод разбора деловой корреспонденции; - ситуационно-ролевая игра; - кейс - стади; - метод дискуссии.
ЭТАПЫ МЕТОДА : 1. Этап предъявления материала – содержимое кейса (иллюстрация, текст-комментарий в целях погружения детей в проблемное поле) 2. Этап анализа, выявления причинно-следственных связей, условий, влияний и т. д., формулирование высказываний, обмен мнениями 3. Этап поиска верных решений проблемы, способов выхода из ситуации, а также вариантов предупреждения возникновения проблемных ситуаций 4. Этап вербализации или «папируса» (коллективное творческое решение, формулирование правила на основе пережитого обсуждения, опыта, фиксирование правила в виде символа)
Технология кейс – стади (ситуация) - это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Кейс - стади «Разговор по телефону»
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?».
В «фото – кейс» входит: - фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему; - текст к кейсу, который описывает совокупность событий; - задание – правильно поставленный вопрос ( в нем должна быть мотивация на решение проблемы).
Фото - кейс «Мальчик не ест суп».
Игровое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Цель : на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. Важной особенностью данной технологии является: - умение дошкольников принять на себя роль; - умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками; - ролевое взаимодействие.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Игровой проект "Кока-кола: все за и против".
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
В процессе освоения кейс-технологий дети: - учатся получать необходимую информацию в общении; - развивают умение соотносить свои устремления с интересами других; - учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос; -учатся участвовать в дискуссии; - развивают умение принимать помощь.
Кейсы – инциденты (свершившееся или готовящееся произойти событие) Кейсы – вариации или догадки Фото-кейсы (вариант: медиа-, видео-кейсы) Кейсы-иллюстрации Кейсы-драматизации Кейсы-мультфильмы Кейсы- литературные произведения Кейсы-опорные картинки в серии Кейсы-предметные картинки-демонстраторы Кейсы-наоборот Кейсы-варианты развития событий МЕТОДЫ: метод игрового проектирования, создания или совершенствования объектов; метод проигрывания ролей; групповая / подгрупповая дискуссия; метод информационного лабиринта; метод ситуативного анализа и др. КЛАССИФИАЦИЯ КЕЙСОВ (дошкольное образование) :
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...
Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....
«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способа...
Метод кейс - технология в ДОУ
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на п...
Инновационные технологии в дошкольном образовании. Метод кейс – технологий.
Использование кейс - технолдогий в дошкольном образовании....
Семинар для воспитателей «Метод кейс-технологии в ДОУ».
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...