Проект "Путешествие в сказку (русские народные сказки)". Средняя группа
проект (средняя группа)

Волкова Мария Леонидовна

Проект "Путешествие в сказку (русские народные сказки)". Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki_srednyaya_gruppa.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №2 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО района»

Проект "Путешествие в сказку

(русские народные сказки).

Средняя группа

                                     Составила:

Воспитатель Волкова М.Л.

                                                                                               

                                                     

пгт. Пограничный, 2016 – 2017 уч. г.

Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.

- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности.

- Формировать умение пересказывать сказки.

- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

- Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.

Участники проекта: воспитатель Волкова М.Л., дети среднего дошкольного возраста, родители. Проект долгосрочный 1.11.16 - 31. 05.17

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- Получение знаний о русских народных сказках.

- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

- Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.

- Организация выставки рисунков «Герои в русских народных сказах» с привлечением родителей.

- Драматизации РНС.

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплины. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

При работе с детьми выяснилось, что у них не достаточно хорошо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не всегда могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Для решения данной проблемы была выбрана работа по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.

С целью актуализации знаний дошкольников был создан проект "Путешествие в сказку", где рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка».

Проектный метод, используемый в работе с детьми среднего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.

Основное направление развития: Познавательно-речевое развитие.

Этапы реализации проекта:

I этап: Диагностический

1. Изучение научно-методической литературы по теме проекта.

2. Проведение диагностики

3. Анкетирование родителей: «Может ли Ваш ребенок слушать сказки»

II этап – Практический:

1. Разработка конспектов и их проведение.

2. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).

Ожидаемые результаты:

1. К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.

План работы с детьми и родителями на 2016-2017 учебный год.

Ноябрь

С детьми:

Проведение диагностики.

Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи» (отгадывание загадок о диких животных).

Чтение р. н. с. «Маша и медведь»

Обыгрывание эпизодов сказки «Маша и медведь»

С родителями:

Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

Создание материальной базы

Настольный театр " Маша и медведь".

Иллюстрации к сказке «Маша и медведь»,

Картотека загадок, пословиц, поговорок о диких животных.

Картотека дидактические игры по сказкам.

Изготовление атрибутов для обыгрывание сказки (маски героев).

Декабрь

С детьми:

Чтение р. н. с. «Кот, петух и лиса».

«Избушка в лесу» рисование карандашами.

Отгадывание загадок о домашних животных

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?», «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

Обыгрывание эпизодов сказки «Кот, петух и лиса»

С родителями:

Памятка для родителей «Сказка это важно!»

Анкетирование родителей: «Сказка в жизни вашего ребенка»

Создание материальной базы

Пальчиковый театр  "Кот, петух и лиса"

Настольно-печатная игра «Расскажи сказку по картинкам (Кот, петух и лиса; теремок; колобок)»

Картотека загадок, пословиц, поговорок о домашних животных.

Картотека пословиц, поговорок, прибауток, потешек о русском народном быте и гостеприимстве.

Изготовление атрибутов для обыгрывания сказки (маски героев)

Январь

С детьми:

Чтение р. н. с. «Заюшкина избушка»

«Петя-петушок, золотой гребешок» - рисование в нетрадиционной технике.

Дидактическая игра «Из какой мы сказки?», «Подбери иллюстрацию к сказке»

Обыгрывание эпизодов сказки «Заюшкина избушка»

С родителями:

 Изготовление памятки: «Читайте детям сказки»

Создание материальной базы

Изготовление пальчикового театра «Заюшкина избушка»

Картотека загадок о сказках.

Картотека пальчиковых игр по мотивам народных сказок.

Изготовление атрибутов для обыгрывания сказки (маски героев).

Февраль

С детьми:

Чтение р. н. с. «Лисичка сестричка и серый волк».

«Зимние шапки для зверят» аппликация

Упражнения на имитацию движений: «Лисичка умывается», «Волк рассердился».

Рассказывание р. н. с. «Теремок».

«Кто-кто в теремочке живёт» рисование цветными карандашами (по замыслу).

Дид. игра «Угадай по описанию».

Игра драматизация сказки «Теремок».

С родителями:

Выставка детских работ.

Консультация в уголке «Сказки для пятилеток»

Март

С детьми:

Обыгрывание эпизодов сказки «Петушок и бобовое зернышко» «Петушок и Курочка» лепка.

Подвижные игры с масками птиц «Птички в гнёздышках».

Игра «Кто как кричит?»

Игра на воображение «Узнай из какой сказки».

С родителями:

Консультация «Развиваем монологическую речь дошкольника»

Апрель

С детьми:

Драматизация сказки «Репка»

«Репка» - аппликация

Обыгрывание эпизодов сказки «Репка».

С родителями:

Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»

Май

С детьми:

Чтение сказки «Козлятки и волк»

Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку»

«Любимая сказка» рисование по мотивам знакомых сказок.

Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».

Подвижная игра: «Козлятки и волк».

С родителями:

Выставка детского художественного творчества.

Выставка русских народных сказок с иллюстрациями разных художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Конспект занятия по математике По мотивам русской народной сказки «Три медведя» в средней группе.

Задачи:Узнавать и называть геометрические фигуры – круг, прямоугольник. Сравнивать геометрические фигуры по величине, понимать соотношение между ними.Считать в пределах «5».Развивать связную реч...

"Чудо - теремок" Театрально-игровое действие по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей средней группы

"Чудо - теремок"Театрально-игровое   действие по мотивам  русской  народной  сказки «Теремок»для  детей  средней  группыПрограммное  содержание:·...

Конспект интегрированного занятия «В гости к сказке» по мотивам русской народной сказки"Репка", для детей средней группы.

Конспект интегрированного занятия "В гости к сказке" по мотивам русской народной сказки "Репка", для детей средней группы. Цель занятия приобщение детей к физической культуре через различные виды деят...

Сценарий русской народной сказки "Заюшкина избушка" в средней группе

Сценарий русской народной сказки "Заюшкина избушка" в средней группе...