Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
консультация
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_proektnaya_deyatelnost.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в ДОУ
Одна из главных задач педагогического процесса в детском саду – воспитание активной и инициативной личности. Дети дошкольного возраста должны хотеть и уметь самостоятельно получать знания.
Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС направлена на развитие рефлексивных и исследовательских навыков.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, в социуме микрорайона и т.д.); может быть различным по продолжительности.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
- Подготовительный.
Включает два вида деятельности — информационную и социальную. На информационном этапе педагог выполняет такие задачи:
- Выбирает тему и проблему исследования.
- Собирает и анализирует информацию о потребностях и возможностях дошкольников.
- Выбирает методы, с помощью которых будет исследовать личностные изменения воспитанников в ходе исследовательской деятельности.
- Сообщает родителям о задании. Объясняет, какую помощь они могут оказать детям.
- Подбирает литературу — справочники, детские энциклопедии, художественные произведения.
- Оформляет в группе информационный стенд, где представлены сведения о задании.
Социальная деятельность педагога предполагает составление планирования. Воспитатель задействует группу. Принимается совместное решение с чего начать исследование.
- Практический.
Этот этап включает три направления деятельности — познавательно-исследовательскую, экспериментально-поисковую и творческую.
В рамках познавательно-исследовательской работы воспитатель решает такие задачи:
- Организует поисковую деятельность.
- Проводит обучающее мероприятие по теме.
- Оказывает практическую помощь воспитанникам.
- Создает условия для мотивации к поисковой работе.
- Готовит материал, который понадобится для практического эксперимента.
- Направляет и контролирует детей в процессе проектной работы.
Цель экспериментально-поискового этапа – подготовка материала, который необходим для продуктивной работы. Педагог наблюдает, как дошкольники выполняют задание. Перед началом работы проводит инструктаж по технике безопасности.
На этом этапе воспитатель разрабатывает мероприятие для родителей, на котором дети представят готовые продукты.
На творческом этапе педагог готовит материалы, которые помогут воспитанникам раскрыть таланты. Можно организовать практический семинар по теме проекта для коллег. Также воспитатель организует выставку творческих продуктов дошкольников.
- Завершающий.
Этот этап включает контрольно-оценочную деятельность. Педагог выполняет такие задачи:
- Проверяет и анализирует уровень знаний детей, которые они получили в работе над проектом.
- Проводит анкетирование среди родителей, чтобы выяснить их мнение о пользе исследования.
- Анализирует результативность проектной технологии.
- Готовит выступление на педагогический совет.
Например, возникла тема о космосе, что делать с этим дальше? Дальше составляется модель трех вопросов.
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Что надо сделать, чтобы узнать?
Что мы знаем о космосе? Информация иссякает, переходим ко второму пункту. Что мы хотим узнать? Опять дети делятся своим мнение. А что делает воспитатель, помимо фиксации? Если у него возникает своя идея, что он хочет узнать, он точно также вносит эту идею, наравне со всеми остальными и фиксирует её. И вот третий пункт - что нужно сделать, чтобы узнать? Опять мнения детей. Воспитатель не говорит ребенку, например: «Даша, если ты хочешь узнать, сколько всего звезд, ты должна...». Нет. Даша сама будет говорить. Воспитатель со своей стороны, на своем примере, может внести от себя какие-то комментарии, за детьми остается полное право инициативы.
Ответы детей фиксируются на листе бумаги, под каждым записывается имя ребенка.
Дальше дети решают, с чего они начнут. Кто в каком центре будет действовать? Мы продолжаем тему космоса.
Оля хочет рисовать планеты, воспитатель фиксирует это на отдельный листок. Марина хочет строить ракету, записываем в центр строительства. Лиля будет пересчитывать звезды. Записываем в центр математики.
Рождается план работы. Сами дети выбирают, что они будут делать. Воспитатель точно также озвучивает, чтобы он хотел делать. Это все будет обсуждаться, все имеет возможность корректироваться каждый день. Это не значит, что дети как начали работать в этом центре, так они и будут две недели.
Модель трех вопросов может вывешиваться в родительский уголок, для того чтобы родители узнали о том, какая тема заинтересовала их детей, какой объем знаний у детей по теме, определили для себя перспективу работы над проектом.
Вечером на стенде для родителей может появиться информационный лист следующего содержания:
«Дорогие мамы и папы!
Пока мы ещё маленькие, но когда вырастем большими, обязательно станем космонавтами или космическими туристами.
В космос без специальной подготовки, конечно, не полетишь. Мы хотим много узнать о космосе вместе с вами и воспитателями, а для этого нам понадобится ваша помощь. Мы будем вам благодарны, если вы принесете для нас бумагу, старые журналы, картинки, книги о космосе, настольные игры, раскраски по теме.
Ваши будущие космонавты».
Таким образом родители будут проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объем у них имеется. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем, во время индивидуальных бесед выслушиваются предложения родителей по реализации проекта.
Очень важно - отслеживание ежедневных результатов работы. Для того чтобы использовать результаты и делать активными действия следующего дня. Например, если у нас получилось, что нарисовала Оля планеты. Как можно задействовать это на следующий день, куда это можно включить, в какой центр? Можно у Олечки спросить, можно предложить самим, можно в центр математики для пересчитывания, можно в центр науки, чтобы сопоставить со справочниками, книгами, так ли это на самом деле.
И подведение итогов. Оно есть как ежедневное обязательное, так и одно большое по окончанию проекта. Необходимо озвучить всех, кто вносил предложения, кто что делал. За время подготовки проекта всегда накапливается много интересных историй, фотографий, это все надо ещё раз вместе с детьми вспомнить и обсудить.
В этом методе есть целый ряд очень важных деталей:
- Ежедневная презентация взрослыми ресурсов. Чтобы сохранить интерес детей каждый раз на утреннем сборе детям ещё раз объявляется, в каких центрах какие материалы доступны для работы, чтобы они принимали осознанное решение о своей деятельности.
- Размещение в свободном доступе множества самых разнообразных материалов. Нитки, ткани, картон, бумаги, коробки, то есть все, что трансформируется.
- Наличие подсказок. Дети работают в разном темпе, кто-то только что пришел и так далее. То есть если ведется в центре какая-то работа, то можно готовить каждый день схему, карту.
- Внимательное отношение к детям, которые включились в проект позже других, На утреннем сборе всегда объявляется, кто пришел, его вводят в курс дела, это позволяет новенькому участнику войти, а уже опытным проектировщикам почувствовать себя наставниками. И это подчеркивает важность каждого участника проекта.
- Доверие к действиям детей. Взрослый вмешивается только чтобы предотвратить угрозу здоровью, порчу имущества, решение конфликтов. В остальном дети самоорганизуются.
Таким образом, дневной цикл в этом проекте можно разложить на три пункта. План, дело, анализ. План — это утренний групповой сбор, дело — это работа в центрах активности, а анализ — это ежедневный небольшой итоговой сбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников через познавательно-речевую деятельностьв ДОУ
Именно в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка с...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"
непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"
непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...