Формирование представлений о своеобразии и многообразии растительного и животного мира Коми края
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Расширять представления детей о природе родного края, его разнообразии и особенностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ОД «Формирование представлений о своеобразии и многообразии растительного и животного мира Коми края»
Рогова О.М
2023
Цель: Расширять представления детей о природе родного края, его разнообразии и особенностях.
Задачи:
Образовательная:
-Продолжать формировать представление о своеобразии и многообразии растительного и животного мира Коми края;
-Закрепить знания детей о природе родного края, его разнообразии и особенностях приспособления объектов живой природы к суровым условиям севера.
Закрепить знание цифр, порядковый счёт, знание геометрических фигур, умение классифицировать, обобщать, работать по схеме.
- формирование грамматического строя речи, активизация и обогащение словаря;
- совершенствование связной речи, упражнение в построении предложений, правильное использование грамматических форм,
-Совершенствование диалогической речи: активно участвовать в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы;
Развивающие:
- развивать познавательные процессы- память, внимание, речь, восприятие, познавательную активность, интерес к эксперементированию, любознательность к новым объектам.
- развитие познавательного, доброжелательного и ответственного отношения к природе, желание оказывать помощь природным объектам.
-Развитие двигательной активности.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру поведения, полученных элементарных знаний и навыков грамотного поведения на природе, умение аккуратно выполнять задания, договариваться.
Словарная работа:
Активизация: республика коми
Обогащение: полярная сова, вечная мерзлота
Предварительная работа:
Оборудование: ИКТ, 8 ведёрок с водой, масло, ватные палочки, полоски картона, салфетки, картинки ягод лесных и тундры 10 шт., 5 конвертов с животными, фартуки, клеенка, саргян – трещетка,
Форма проведения: квест - игра.
Ход
Вводная | СЛАЙД 1олень - Видза оланныд, дона челядь! - Здравствуйте, дорогие ребята! - Как вы думаете, почему я с вами поздоровалась на Коми языке? - Правильно ребята, ведь мы с вами живём в республике Коми. - А в каком городе мы с вами живем? - А что находится вокруг нашего города? Тундра - СЛАЙД 2-тундра какая она, а что можем там увидеть? СЛАЙД 3 северное сияние - А в небе в ясную и холодную погоду загораются яркие огни, как называется это явление? - СЛАЙД 4 Тундра наша красива, белоснежная зимой, а летом она расцветает всеми красками радуги. - О нашей тундре написано много красивых стихотворений, прочитать вам одно из них Максима Селевёрстова? А на Севере, друзья, Где тайга кончается, Мох и ягель – там и тут, Мошки да комарики… Скачут зайцы через них – Зайцы здоровенные, Там мышата, не дрожа, Храбро и уверенно, Ведь не станут их ловить Хищники бедовые, Если будешь там гулять, Ты уж, по возможности, - Замечательные слова о нашей природе! Включается видео. 1 РАЗ НАЖАТЬ – СЛАЙД ПОТОМ ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК СЛАЙД 5 Баба Ёма «Ха-ха-ха. Что узнали меня? Да, это я злая сказочная Баба Ема. Я заколдовала всю тундру, теперь все деревья травы, цветы, засохнут и цвести не будут. Все звери, птицы впадут в спячку и вы их не увидите. (Пауза) - Это допустить нельзя! Баба Ёма «Испугались? Так и быть расскажу, как вы сможете расколдовать и спасти тундру. Для этого надо вспомнить все, что вы знаете о природе тундры, посетить две станции и выполнить задания. Если правильно выполните, получите конверты. В конце пути откроете, и вернёте растения и животных в тундру. Узнаете, что может произойти если не беречь природу. Получите карту маршрута вашего пути. СЛАЙД 6 ОЛЕНЬ - Ребята, что же нам делать? (отправиться в тундру.. спасти, расколдовать растения и животных) - отправимся в тундру? А на чём лучше передвигаться по тундре? (машина не проедет и испортит мох, и он восстановится через 100 лет, …Если скажут –ОЛЕНЬ- то спросить почему так считают?) (- В тундре есть самое надежное средство передвижение, как вы думаете какое оно? - Ребята, а кто управляет оленями? (Оленеводы) - Точно! Это мужественные и сильные люди, живут в таких суровых условиях.. И мы как смелые оленеводы тоже отправимся в тундру! - Посмотрите, какой маршрут нам подготовила Баба Ёма. - Какая первая станция? (Цветы, грибы, куст – растительная – мир растений) - (Как вы догадались? Что изображено, как можно назвать одним словом?) - Отправляемся в путь, приглашаю за мной по узкой дорожке пройти на станцию «МИР растений» включить звук (Музыка+картинка) дети идут по канату. СЛАЙД 6Станция «Мир растений» |
Основная | - Давайте посмотрим, где же нам Баба Ема оставила задания, какое первое? (Почему так решили?) 1 Задание (на столе стоят карточки с заданием) -Задание Бабы Ёмы: «Знаете ли вы какие растения растут в тундре? Назовите их!» СЛАЙД 8- Ромашка, 9 Иван-чай, 10купальница, 11пушица, 12мох - ягель полярная ива, 13 карликовая береза) - Молодцы, а как вы думаете, почему растения в тундре такие низкие? (ответы) СЛАЙД 14 (корневой системы) Обратите внимание – это дерево которое растёт в лесах, а рядом деревья- кустарники, которые растут в тундре…(что общее – ветки, листья.(- какие вы видите различия- ствол, корни!) - Лето очень короткое, дни часто холодные, растения низкие растут у земли где теплее, В тундры очень тонкий слои почвы, и под ней находится вечная мерзлота, корни не могут глубоко расти, поэтому они стелятся у поверхности земли и сил растениям хватаем вырасти не высокими. СЛАЙД 15 нажать 1 и второй раз ОН ОСТАЁТСЯ НА ягоды (Слайд конверт с одним элементом квадрат) Мы выполнили задание правильно и у нас есть первый ориентир. 2 Задание - Посмотри, где же второе задание? (карточки ягод перевернуты + 2 корзины) 2 задание Бабы Ёмы: «Какие ягоды вы знаете? Посмотрите на них и догадайтесь, что надо сделать, чтоб выполнить задание!(дети переворачивают, говорят о ягодах) (Что изображено на карточках? При ответах детей спросить, где растет) - Как вы думаете, что мы должны с ними сделать у нас ягоды и две корзины? (Поделить, как по какому признаку?) - Я с вами соглашусь. В эту корзину кладем ягоды тундры, а в эту корзину ягоды, которые растут в лесу. - Интересно правильно ли выполнили задания СЛАЙД 15 нажать третий раз (Слайд конверт с двумя элементами квадрат, круг) Здорово ребята, вы справились на отлично с этим заданием. 3 Задание - Какое следующие задание? (дети дают карточку ) Кто стоит на крепкой ножке -Что это? Как догадались?(у гриба одна ножка, ….у дорожки….) - 3 задание Бабы Ёмы « Ребята.В этом задании, вам нужно назвать грибы и определить какие грибы съедобные, а какие ядовитые - не съедобные». - Готовы? СЛАЙД 16 На экране появляется гриб) - Как называется? Он съедобный? Нажать ещё раз и появится смайлик СЛАЙДы от 17 подберёзовик 18 бледная поганка, 19сыроежка 20 мухомор, Остаётся с гр смайликом (если он съедобный появляется веселый смайлик, если несъедобный грустный) (подосиновик, подберезовик, бледная поганка, сыроежка, мухомор). - Сложное задание, но вы справились,… правильно ответили! - Я рада, что вы знаете, что гриб мухомор очень опасен для людей. - Как вы думаете, мухомор кто- нибудь все-таки может сесть или нет? (Если скажут что едят – кто ест, почему?) (Если нет: я тоже так думала. А я когда читала, книгу энциклопедию о грибах- узнала. что для человека гриб мухомор очень опасный, а животным этот ядовитый гриб приносит пользу- это для них лекарство. Если животные (олень, медведь, белка, или мышка) заболеет они съедают кусочек мухомора и потом выздоравливают. - Узнаем, справились ли мы с заданием. СЛАЙД 21 нажать 1 и второй раз (Слайд конверт с тремя элементами квадрат, круг, треугольник) - Поздравляю мы, верно, выполнили задания и может найти конверт с таким шифром, который на экране. (Нашли конверт)сравнили фигуры и берут с собой СЛАЙД 22 олени - Посмотрим на карту, Как вы думаете, называется следующая станция? Как вы догадались? - А чтобы до нее нам добраться надо перепрыгивать через высокие кочки. Включить музыку (Картинка+музыка) Дети перепрыгивают змейкой через канат. СЛАЙД 23 Станция «Мир Животных»- Где же находится здесь задние? (Карточка 4) - Ребята, а каких животных тундры вы знаете? - Вы меня удивили, оказывается, вы много знаете животных и думаю легко справитесь с заданием. - Нам с вами нужно угадать, какое животное прячется под этим смайликом. СЛАЙД 24-29 Интерактивная игра.29 медвёдь- остаётся на опыте - Я была уверенна, что вы легко справитесь с заданием. - А вы знаете, что медведи прекрасные пловцы, белые медведи зимой ныряют, плавают, ловят рыбу. Как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? (Ответы детей) - Мне стало очень интересно, и задав вопрос в интернете - узнала. Оказывается, медведь кушает много жирной пищи, поэтому у него вырабатывается специальная жирная смазка под шерстью и смазывает её. - Как вы думаете, что происходит с водой, почему шерсть остается сухой после воды? (Ответы детей) - Ребята, если смазать предмет жирной смазкой или маслом, то он в воде не промокнет, вода будет стекать. - Вы бы хотели проверить? Тогда когда мы с вами вернемся в группу, то обязательно проверим так ли это. - Для начала давайте наденем фартуки, и повторим правила поведения при проведении опытов.(работать аккуратно, чтобы не разлить жидкость и не сломать приборы, не шуметь, не мешать друг другу, можно помогать, не брать в рот предметы и жидкости, убрать за собой рабочее место) - Ребята, посмотрите, что перед вами стоит? (емкость с водой, баночки с маслом, ватные палочки, полоса картона, салфетка). (КАРТОЧКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА) - Посмотрите на карту схему, что сначала мы должны сделать? - Сначала нам нужно обмакнуть палочку в масло, слегка растереть масло по ладони или по картонной полосе, затем опустим в воду , понаблюзаем и узнаем правильно мы с вами - Ребята, что вы заметили? (рука стала мокрая, а там где намазали маслом вода стекает капельками) Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. Давайте попробуем встряхнуть. На руке воды не будет, и значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. - Вот и у медведя вода скатывается также с его шерсти. - Подтвердилось наше предположение? Что мы хотели проверить? Предмет, смазанный маслом в воде не промокает, вода с него будет стекать. - Какая мудрая природа, помогает животным не замерзнуть. - Мы узнали всех животных, посмотрим какой конверт мы должны найти. СЛАЙД 30 (Слайд конверт прямоугольник, овал) принесли, сравнили СЛАЙД 31 ОЛЕНЬ - Вы (или – мы, если много подсказывала) постарались, правильно выполнили все задания. И можем вернуть расколдованные растения и животных в тундры. (Где нам будет удобно? - Подходят к столам, высыпают из конвертов картинки на стол) - Посмотрите, как вы думаете, что это. (Это страницы книги…) Как вы думаете, где обложка? «Книга природы тундры» - расселите наших обитателей тундры на страницах. (дети клеют) -Посмотрите, а на этой странице обитатели уже есть, вы знаете как они называются? (что то назовут, что то нет) - Эти животные очень редко встречаются, они могут исчезнуть если их не оберегать и поэтому люди создали красную книгу, Красный цвет- цвет опасности, чтобы все знали что их надо оберегать и им требуется особое внимание .Это.., это.. , - В КОНЦЕ- а это прекрасные цветы- купальница с очень нежным ароматом. Как вы думаете, как мы с вами можем их оберегать, чтоб цветы не изчезни с лица земли? (не рвать, не топтать, оставить, чтоб все ходили или любовались) - А какие ещё правила поведения в природе надо всем соблюдать, чтоб сохранить природу? (дети перечисляют….) - И в нашей книге тоже такая страница есть, чтоб все могли познакомиться с ними.. - Мы вернули наших животных и растения в природу тундры, сейчас мы вместе скрепим страницы,… вот так перевяжу их ленточкой.. И эту книгу вы сможете рассматривать с друзьями в группе. - Посмотрим, какая интересная и особенная природа в нашей тундре? Хотите? Предлагаю построить кинозал! (дети берут стулья, усаживаются… воспитатель СИДИТ рядом- чуть с боку) СЛАЙД 32 Видео экскурсия «Природная зона тундры» СЛАЙД 33 тундра Какая интересная особенная природа в тундре. А как бы вы сказали какая она? (красивая, разноцветная, особенная. Холодная…)Если молчат – А можно сказать- Красивая, разноцветная ? почему? – летом разные цвета, зимой северное сияние. Холодняя?... Особенная – из-за вечной мерзлоты очень низкие растения, они не могут вырасти высокими. |
Заключительная | Вот и закончилось наше путешествие по тундре, Для чего мы отправились в тундру - Получилось ли у нас сделать то, что хотели? (ответы детей хотели расколдовать природу… вернуть животных и растения… если молчат- Для чего мы пошли в путешествие, кого мы хотели вернуть… в природу тундры?) Как мы это сделали? - Я горжусь вами, вы выполнили правильно все задания ! Какое у вас настроение в конце его? Почему?или Что вам было интересно? Что сложно? А что то узнали новое? А кому бы вы хотели бы рассказать о том , что вы делали, что узнали? Вы меня удивили, так много знаете о нашей северной природе, а собранная вами книга поможет вам рассказать о природе тундры всем кому вы захотите. До свидания ребята. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»
Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...
Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...
Опыт работы "Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром Тульского края"
Данная технология предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.Ознакомление детей дошкольного возраста с природой Тульского края осуществляет...
Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром Алтайского края"
Консультация для воспитателей....
ООД Богатство растительного и животного мира Р Коми занесенное в Красную Книгу.
1. ООД включает знакомство и усвоение детьми знаний о растительном и животном мире Р. Коми, находящихся на территории Национального парка «Югыд Ва». Детям предлаг...
Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром родного края.
Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром родного края.В настоящее время специалистами разработаны различные формы работы по экологическому воспитанию дошко...
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Многообразие животного мира Краснодарского края»
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Многообразие животного мира Краснодарского края»...