Формирование представлений о своеобразии и многообразии растительного и животного мира Коми края
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Рогова Ольга Михайловна

Расширять представления  детей о природе родного края, его разнообразии и особенностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

ОД «Формирование представлений о своеобразии и многообразии растительного и животного мира Коми края»

Рогова О.М

2023

Цель:  Расширять представления  детей о природе родного края, его разнообразии и особенностях.

Задачи:

Образовательная:

-Продолжать формировать представление о своеобразии и многообразии растительного и животного мира Коми края;

-Закрепить знания  детей о природе родного края, его разнообразии и особенностях приспособления объектов живой природы к суровым условиям севера.

Закрепить знание цифр, порядковый счёт, знание геометрических фигур, умение классифицировать, обобщать, работать по схеме.

- формирование грамматического строя речи, активизация и обогащение словаря;

- совершенствование  связной речи,  упражнение в построении предложений, правильное использование грамматических форм,

-Совершенствование  диалогической речи: активно участвовать в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы;

Развивающие: 

-  развивать познавательные процессы- память, внимание, речь, восприятие,  познавательную активность, интерес к эксперементированию,  любознательность к новым объектам.

-  развитие познавательного, доброжелательного и ответственного отношения к природе,  желание оказывать помощь природным объектам.

-Развитие двигательной активности.

             Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру поведения, полученных элементарных знаний и навыков грамотного поведения на природе, умение аккуратно  выполнять задания, договариваться.

Словарная работа:

Активизация: республика коми

Обогащение: полярная сова, вечная мерзлота

Предварительная работа:

Оборудование: ИКТ, 8 ведёрок с водой, масло, ватные палочки, полоски картона, салфетки,  картинки ягод лесных и тундры 10 шт.,  5 конвертов с животными, фартуки, клеенка, саргян – трещетка,

Форма проведения:  квест - игра.

Ход

Вводная

СЛАЙД 1олень

 - Видза оланныд, дона челядь! - Здравствуйте, дорогие ребята!

- Как вы думаете, почему я с вами поздоровалась на Коми языке?

- Правильно ребята, ведь мы с вами живём в республике Коми.

- А в каком городе мы с вами живем?

- А что находится вокруг нашего города? Тундра

- СЛАЙД 2-тундра какая она, а что можем там увидеть?

СЛАЙД 3 северное сияние - А в небе в ясную и холодную погоду загораются яркие огни, как называется это явление?

- СЛАЙД 4 Тундра наша красива, белоснежная зимой, а летом она расцветает всеми красками радуги.

- О нашей тундре написано много красивых стихотворений, прочитать вам одно из них Максима Селевёрстова?

А на Севере, друзья, Где тайга кончается,
Есть полярные края – Тундрой называются.

Мох и ягель – там и тут, Мошки да комарики…
А деревья в ней растут – Маленькие-маленькие.

Скачут зайцы через них – Зайцы здоровенные,
В небесах горят огни Необыкновенные.

Там мышата, не дрожа, Храбро и уверенно,
Собирают урожай Спелых ягод северных.

Ведь не станут их ловить Хищники бедовые,
Из боязни подавить Деревца плодовые.

Если будешь там гулять, Ты уж, по возможности,
Постарайся проявлять – Побольше осторожности.

- Замечательные слова о нашей природе!

Включается видео. 1 РАЗ НАЖАТЬ – СЛАЙД ПОТОМ ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК

СЛАЙД 5 Баба Ёма «Ха-ха-ха. Что узнали меня? Да, это я злая сказочная Баба Ема. Я заколдовала всю тундру, теперь все деревья травы, цветы, засохнут и цвести не будут. Все звери, птицы впадут в спячку и вы их не увидите. (Пауза)

- Это допустить нельзя!

Баба Ёма «Испугались? Так и быть расскажу, как вы сможете расколдовать и спасти тундру. Для этого надо вспомнить все, что вы знаете о природе тундры,  посетить две станции и выполнить задания. Если правильно выполните, получите конверты. В конце пути откроете, и вернёте растения и животных в тундру. Узнаете, что может произойти если не беречь природу.  Получите карту маршрута вашего пути.

 СЛАЙД 6 ОЛЕНЬ -   Ребята, что же нам делать? (отправиться в тундру.. спасти, расколдовать растения и  животных)

- отправимся  в тундру? А на чём лучше передвигаться по тундре? (машина не проедет и испортит мох, и он восстановится через 100 лет, …Если скажут –ОЛЕНЬ- то спросить почему так считают?)

 (- В тундре есть самое надежное средство передвижение, как вы думаете какое оно?

- Ребята, а кто управляет оленями? (Оленеводы)

- Точно! Это мужественные и сильные люди, живут в таких суровых  условиях.. И мы как  смелые оленеводы тоже отправимся в тундру!

- Посмотрите, какой маршрут нам подготовила Баба Ёма.

- Какая первая станция? (Цветы, грибы, куст – растительная – мир растений)

- (Как вы догадались? Что изображено, как можно назвать одним словом?)

- Отправляемся в путь, приглашаю за мной по узкой дорожке пройти на станцию «МИР растений» включить звук

(Музыка+картинка) дети идут по канату.

 СЛАЙД 6Станция «Мир растений»

Основная

- Давайте посмотрим, где же нам Баба Ема оставила задания, какое первое? (Почему так решили?)

1 Задание (на столе стоят карточки с заданием)

-Задание Бабы Ёмы: «Знаете ли вы какие растения растут в тундре? Назовите их!»

СЛАЙД 8- Ромашка, 9 Иван-чай, 10купальница, 11пушица, 12мох - ягель полярная ива, 13 карликовая береза)

- Молодцы, а как вы думаете, почему растения в тундре такие низкие? (ответы)

СЛАЙД 14  (корневой системы)

Обратите внимание – это дерево которое растёт в лесах, а рядом деревья- кустарники, которые растут в тундре…(что общее – ветки, листья.(- какие вы видите различия- ствол, корни!)

- Лето очень короткое, дни часто холодные, растения низкие растут у земли где теплее, В тундры очень тонкий слои почвы,  и под ней находится  вечная мерзлота, корни не могут глубоко  расти, поэтому они стелятся у   поверхности земли и сил растениям хватаем вырасти не высокими.

СЛАЙД 15 нажать 1 и второй раз  ОН ОСТАЁТСЯ НА ягоды (Слайд конверт с одним элементом  квадрат)

Мы выполнили задание правильно и у нас есть первый ориентир.

2 Задание

- Посмотри, где же второе задание? (карточки ягод перевернуты + 2 корзины)

2 задание Бабы Ёмы: «Какие ягоды  вы знаете? Посмотрите на них и догадайтесь, что надо сделать, чтоб выполнить задание!(дети переворачивают, говорят о ягодах)

(Что изображено на карточках? При ответах детей спросить, где растет)

- Как вы думаете, что мы должны с ними сделать у нас ягоды и две корзины?

(Поделить, как по какому признаку?)

- Я с вами соглашусь. В эту корзину кладем ягоды тундры, а в эту корзину ягоды, которые растут в лесу.

- Интересно правильно ли выполнили задания

СЛАЙД 15 нажать третий  раз  (Слайд конверт с двумя элементами квадрат, круг) Здорово ребята, вы справились на отлично с этим заданием.

3 Задание

- Какое следующие задание? (дети дают карточку )

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.

-Что это? Как догадались?(у гриба одна ножка, ….у дорожки….)

- 3 задание Бабы Ёмы « Ребята.В этом задании, вам нужно назвать грибы и определить какие грибы съедобные, а какие ядовитые - не съедобные».

- Готовы?

СЛАЙД 16 На экране появляется гриб)

- Как называется? Он съедобный? Нажать ещё раз и появится смайлик

СЛАЙДы от  17 подберёзовик 18 бледная поганка,  19сыроежка 20 мухомор, Остаётся с гр смайликом

(если он съедобный появляется веселый смайлик, если несъедобный грустный)

(подосиновик, подберезовик, бледная поганка, сыроежка, мухомор).

- Сложное задание, но вы справились,… правильно ответили!

- Я рада, что вы знаете, что гриб мухомор очень опасен для людей.

- Как вы думаете, мухомор кто- нибудь   все-таки может сесть или нет?

(Если скажут что едят – кто ест, почему?)

(Если нет: я тоже так думала. А я когда читала, книгу энциклопедию о грибах-  узнала. что для человека гриб мухомор очень опасный, а животным этот ядовитый гриб приносит пользу- это для них лекарство. Если животные  (олень, медведь, белка, или мышка) заболеет они съедают кусочек мухомора и потом выздоравливают.

 - Узнаем, справились ли мы с заданием.

СЛАЙД 21  нажать 1 и второй раз  (Слайд конверт с тремя элементами квадрат, круг, треугольник)

- Поздравляю мы, верно, выполнили задания и может найти конверт с таким шифром, который на экране. (Нашли конверт)сравнили фигуры и берут  с собой

СЛАЙД 22 олени

- Посмотрим на карту,  Как вы думаете, называется  следующая станция?

Как вы догадались?

- А чтобы до нее нам добраться надо перепрыгивать через высокие кочки.

 Включить музыку (Картинка+музыка) Дети перепрыгивают змейкой через канат.

СЛАЙД 23  Станция «Мир Животных»- Где же находится здесь задние? (Карточка 4)

- Ребята, а каких животных тундры  вы знаете?

- Вы меня удивили, оказывается, вы много знаете  животных  и думаю легко справитесь с заданием.

- Нам с вами нужно угадать, какое животное прячется под этим смайликом.

СЛАЙД 24-29 Интерактивная игра.29 медвёдь- остаётся на опыте

- Я была уверенна, что вы легко справитесь с заданием.

- А вы знаете, что медведи прекрасные пловцы, белые медведи зимой ныряют, плавают, ловят рыбу. Как вы думаете, почему  медведь  не  покрывается  льдом,  ведь  

он  вылезает  из  воды   на такой сильный мороз?

(Ответы детей)

- Мне стало очень интересно, и задав вопрос в интернете - узнала. Оказывается, медведь кушает много жирной пищи, поэтому у него вырабатывается специальная жирная смазка под шерстью и смазывает её.

- Как вы думаете, что происходит с водой, почему шерсть остается сухой после воды?

 (Ответы детей)

- Ребята, если смазать предмет жирной смазкой или маслом, то он в воде не промокнет, вода будет стекать.  

- Вы бы хотели проверить? Тогда когда мы с вами вернемся в группу, то обязательно проверим так ли это.

- Для начала давайте наденем фартуки, и повторим правила поведения при проведении опытов.(работать аккуратно, чтобы не разлить жидкость и не сломать приборы, не шуметь, не мешать друг другу, можно помогать, не брать в рот предметы и жидкости, убрать за собой рабочее место)

- Ребята, посмотрите, что перед вами стоит?

(емкость с водой, баночки с маслом, ватные палочки, полоса картона, салфетка). (КАРТОЧКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА)

- Посмотрите на карту схему, что сначала мы должны сделать?

- Сначала нам нужно обмакнуть палочку в масло, слегка  растереть  масло по ладони или по картонной полосе, затем   опустим в воду , понаблюзаем и узнаем  правильно мы с вами

-  Ребята,  что  вы  заметили? (рука стала мокрая, а там где намазали маслом вода стекает капельками)

Вода  не  покрывает  всю  руку,  она  собралась    капельками.  И  если   руку  встряхнуть,  эти капли  с  руки  слетят. Давайте попробуем встряхнуть.  На руке  воды  не  будет,  и значит,  в  мороз  нечему  будет  превращаться  в лед.  

- Вот и у медведя вода скатывается также с его шерсти.

- Подтвердилось наше предположение? Что мы хотели проверить? Предмет, смазанный маслом в воде не промокает, вода с него будет стекать.

-  Какая мудрая природа, помогает животным не замерзнуть.

 - Мы узнали всех животных, посмотрим какой конверт  мы должны найти.

СЛАЙД 30 (Слайд конверт прямоугольник, овал) принесли, сравнили

СЛАЙД 31 ОЛЕНЬ -  Вы (или – мы, если много подсказывала) постарались, правильно выполнили все задания. И можем вернуть расколдованные растения и животных в   тундры. (Где  нам будет  удобно? - Подходят к столам, высыпают из конвертов картинки на стол)

- Посмотрите, как вы думаете, что это.

(Это страницы книги…) Как вы думаете, где обложка?

«Книга природы тундры» - расселите наших обитателей тундры на страницах. (дети клеют)

-Посмотрите, а на этой странице обитатели уже есть, вы знаете как они называются? (что то назовут, что то нет)

- Эти животные очень редко встречаются, они могут исчезнуть если их не оберегать и поэтому люди создали красную книгу, Красный цвет- цвет опасности,  чтобы все знали что их надо оберегать и им требуется особое внимание .Это.., это.. ,  - В КОНЦЕ- а это прекрасные цветы- купальница с очень нежным ароматом. Как вы думаете, как мы с вами можем их оберегать, чтоб цветы не изчезни с лица земли? (не рвать, не топтать, оставить, чтоб все ходили или любовались)

- А какие ещё правила поведения в природе надо всем соблюдать, чтоб сохранить природу? (дети перечисляют….)

- И в нашей книге тоже такая страница есть, чтоб все могли познакомиться с ними..

- Мы вернули наших животных и растения в природу тундры,  сейчас мы вместе скрепим страницы,…  вот так перевяжу их ленточкой.. И эту книгу вы сможете рассматривать с друзьями в группе.

  - Посмотрим, какая интересная и особенная природа в нашей тундре? Хотите? Предлагаю построить  кинозал! (дети берут стулья,  усаживаются… воспитатель СИДИТ рядом- чуть с боку)

СЛАЙД 32 Видео экскурсия «Природная зона тундры»

СЛАЙД 33 тундра  Какая интересная особенная природа в тундре.  

А как бы вы сказали какая она?  (красивая, разноцветная, особенная. Холодная…)Если молчат – А можно сказать- Красивая, разноцветная ? почему? – летом разные цвета, зимой северное сияние. Холодняя?... Особенная – из-за вечной мерзлоты очень низкие растения, они не могут вырасти высокими.

Заключительная

Вот  и  закончилось наше путешествие по тундре,

Для чего мы отправились в тундру - Получилось ли у нас сделать  то,  что хотели? (ответы детей хотели расколдовать природу… вернуть животных и растения… если молчат- Для чего мы пошли в путешествие, кого мы хотели вернуть… в природу тундры?)

Как мы это сделали?

- Я горжусь вами, вы выполнили правильно все задания !

Какое у вас настроение в конце его? Почему?или

Что вам было интересно?

 Что сложно?

А что  то узнали новое? А кому бы вы хотели бы рассказать о том , что вы делали, что узнали?

 Вы меня удивили, так много знаете о нашей северной природе, а собранная вами книга поможет  вам рассказать о природе тундры всем кому вы захотите. До свидания ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...

Опыт работы "Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром Тульского края"

Данная технология предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.Ознакомление детей дошкольного возраста с природой Тульского края осуществляет...

ООД Богатство растительного и животного мира Р Коми занесенное в Красную Книгу.

1.      ООД  включает знакомство и усвоение детьми знаний о растительном и животном мире Р. Коми, находящихся на территории Национального парка «Югыд Ва». Детям предлаг...

Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром родного края.

Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным   миром родного края.В настоящее время специалистами разработаны различные формы работы по экологическому воспитанию дошко...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Многообразие животного мира Краснодарского края»

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Многообразие животного мира Краснодарского края»...