Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральная студия «Дебют»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Черкасова Ольга Ивановна

Программа включает в себя основы знаний в области театра, актерского мастерства и пластики.

Программа приобщает  детей к театральной культуре, создает условия для развития творческой                                    активности,  артистических способностей в театрализованной деятельности.

Занятия по программе «Театральная студия «Дебют» развивают фантазию и воображение у обучающихся, способствуют отработке речевых навыков, развивает диалогическую и монологическую формы речи, дикцию, расширяет кругозор детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_teatralnaya_studiya._debyut_.docx139.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная общеразвивающая

программа

художественной направленности

«Театральная студия «Дебют»

     Автор-составитель

Черкасова О.И.,

Методист

 МБУ ДО «ЦВР «Истоки»

Челябинск

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Название программы

Театральная студия «Дебют»

Авторы-составители программы

Методист МБУ ДО «ЦВР «Истоки»

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Направленность программы

Художественная

Вид деятельности /Направление

Театральная

Образовательная область

Профильная (театр)

Способ освоения содержания образования

Репродуктивный, алгоритмический, творческий

Уровень освоения содержания образования

Стартовый (ознакомительный)

Возрастной уровень реализации программы

4 -7 лет

Форма реализации программы

Групповая с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Продолжительность реализации программы

одногодичная

Форма обучения

Очная

Аккредитация

Не требуется

Язык, на котором осуществляется обучение

Русский

Аннотация

(краткое описание программы)

Программа включает в себя основы знаний в области театра, актерского мастерства и пластики.

Программа приобщает  детей к театральной культуре, создает условия для развития творческой                                        активности,  артистических способностей в театрализованной деятельности.

Занятия по программе «Театральная студия «Дебют» развивают фантазию и воображение у обучающихся, способствуют отработке речевых навыков, развивает диалогическую и монологическую формы речи, дикцию, расширяет кругозор детей.

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н).

Программу реализует:

                               

Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год

Составлен в соответствии с Календарным учебным графиком учреждения

на 2024-2025 учебный год.

Наименование Программы,

Срок реализации.  Возраст учащихся

Театральная студия «Дебют» 4 -7 лет

Дата начала реализации в учебном году

01.09.2024

Дата окончания реализации в учебном году

31.05.2025

Праздничные выходные дни

4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1мая, 9 мая

Продолжительность реализации Программы в учебном году

36 недели

 … группы ……….- 1 год обучения

Нагрузка 1 раз в неделю по 1 часу - 36 часа

Контроль, аттестация:

  • 0 срез оценивания (входной контроль)

сентябрь

  • Промежуточное оценивание (текущий контроль)

январь

  • Итоговое оценивание промежуточная аттестация

май

- Аттестация по окончании обучения по Программе

май

Летние каникулы

01.06.2024– 31.08.2025

ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание

Стр.

1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Цель и задачи программы

5

1.3.

Планируемые результаты обучения

6

1.4.

Организация образовательного процесса

6

1.5.

Содержание программы

8

2.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

11

2.1.

Формы контроля/аттестации и оценочные материалы

11

2.2.

Методические материалы

11

2.3.

Условия реализации программы

11

 Материально-техническое обеспечение программы

 Методическое обеспечение

 Литература

14

3.

Приложения к программе:

16

  1. Оценочные материалы

16

  1. Словарь театральных терминов

20

3. Картотека театрализованных речевых игр

21

 Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Театральная студия «Дебют» для детей 4 -7 лет  является программой художественной направленности и  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года ФЗ-237 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 № 124-ФЗ);
  • Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31.03.2022 № 678-р);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); 
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013г.); - Комментариями Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 года № 08-249
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (от 18.11.2015 № 09-3242).

Актуальность программы

Программа «Театральная студия «Дебют» разработана в соответствии с социальным заказом.

Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом. Он помогает  сформировать коммуникативное поведение, помочь выработать эмоционально-волевые качества. И, как раз, театрализованная деятельность помогает развивать личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, чтению, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, т.е. решаются все задачи для достижения поставленных целей.

Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия. У ребенка развивается умение комбинировать образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, память, воображение, способность к импровизации, самостоятельность в принятии решений. Еще раз подчеркну: занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.

Отличительные особенности программы заключаются в широкой интеграции театрализованной деятельности с речевым развитием детей. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их индивидуальные способности, физические и нравственные качества, развить речь, а также повысить уровня общей культуры и эрудиции (развить память, мышление, музыкально-эстетическое воспитание, пластику движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе.

Новизна программы «Театральная студия «Дебют» заключается в том, что:

в Программу включены здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, сказкотерапия);

  • Данная программа предполагает тесное взаимодействие с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей,.
  • Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста от 4 -7 лет
  • Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Настоящая Рабочая программа «Театральная студия «Дебют» разработана на основе программ: «Театр – Творчество – Дети» Н.Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович, а также и методического пособия  М. Маханевой. «Занятия по театрализованной деятельности» Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с,

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности 

Задачи программы:

 Предметные (обучающие) задачи: 

  • приобщить обучающихся к театральной культуре, обогатить их знания о театре, его истории, видами театров, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • научить дошкольников разыгрыванию несложных постановок по знакомым литературным произведениям с использованием художественно-образных выразительных средств;
  • формировать у детей артистические образно-выразительные умения  и навыки переживания и воплощения образа, а также исполнительские (актёрские) умения;
  • формировать у обучающихся речевой слух, навыков  правильного произношения звуков и слов, использование  интонации,  а также навыков связной монологической речи, словарь дошкольников.

.Личностные (воспитательные) задачи: 

  • расширять кругозор детей через театральную культуру и знакомство с литературными и театральными  произведениями;
  • развивать внимание и память, творческое воображение, эмоциональную и творческую отзывчивость обучающихся;
  • развивать коммуникативные навыки взаимодействия,  со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные (развивающие) задачи:

  • формировать элементарную сценическую  и исполнительскую культуру,  интерес к театру и театральной деятельности;
  • способствовать воспитанию у обучающихся умения работать в  коллективе;
  • воспитывать самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться.

1.3. Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты освоения программ по окончании обучения:

Предметные (обучающие) результаты:

  • будут  приобщены к театральной культуре, получат знания о театре, его истории, видах театров, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • будут уметь  разыгрывать несложные постановки с использованием художественно-образных выразительных средств;
  •  будут сформированы простые  артистические образно-выразительные умения  и навыки переживания и воплощения образа, а также начальные исполнительские (актёрские) умения (уметь имитировать характерные движения  и мимику сказочных животных и персонажей;
  • будут сформированы речевой слух, навыки  правильного произношения звуков и слов, использования  интонации,  а также навыки связной монологической речи, расширен словарь детей: использование разных частей речи, правильная артикуляция произношения звуков, слов. интонационная выразительность речи, отработка дикции, речевого дыхания.

Метапредметные (развивающие) результаты:

  • будет расширен кругозор через  знакомство с новыми  литературными и театральными  произведениями;
  • будут развиты внимание, память, творческое мышление, наблюдательность, творческое воображение
  • будет развиты коммуникативные качества: уважительное отношение к участникам коллектива, отзывчивость, навыки взаимодействия в коллективе со сверстниками и взрослыми.

Личностные (воспитательные) результаты:

  • будут  сформированы элементарная сценическая  и исполнительская  культура,   воспитан интерес к театру и театральной деятельности;
  • будут воспитаны умения работать в  коллективе: ставить цель, планировать деятельность, сообща добиваться результата
  • будут воспитаны самостоятельность, творческая активность, артистичность, 

1.4. Организация образовательного процесса

Адресат программы

Программа «Театральная студия «Дебют» предназначена для детей от 4 до 7 лет.

Программа особенно будет интересна и полезна тем, кто любит выступать на сцене, разыгрывать сцены,  хочет правильно и красиво говорить.

Набор учащихся производится по желанию родителей и детей.

Возрастные особенности  детей от 4 до 5 лет

Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами так не поступают, так нельзя и т. п.

В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм.

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Они откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5—6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Несмотря на то что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки хороший-плохой, добрый - злой, они значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем. Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов). Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В целом ребёнок 6 -7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям (добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых) и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова экономный и отрицательную слова жадный. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Художественно- эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально- художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

Срок реализации программы: 1 год.

Формы образовательной деятельности: групповая по 10-15 человек, подгрупповая, индивидуальная.

Образовательная деятельность проводится во вторую половину дня. В соответствии с требованиями СанПиН (а):

Объём программы и режим работы Программа предназначена для работы с учащимися 4 -7 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 0,5 часа, что составляет 32 часа в год.

Информацию по распределению учебного времени по годам обучения представлена в форме таблицы (см. Таблица 1).

Таблица 1

Объем программы и режим работы

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год (34 недели)

1 год обучения

0,5 часа

2 раза

1 час

32 часа

ИТОГО (объем программы):

32 часа

Уровень программы – стартовый (общекультурный)

1.5. Содержание программы

Учебный план программы «Театральная студия»

         

№ п\п

Название раздела, темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы

Контроля

/аттестации

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в зале. Знакомство с программой. Беседа о профессии актер.

0,5

0.25

0.25

Педагогическое наблюдение

Раздел № 1 «Мир театра. Театральный этикет»

3,5

1,5

2

Опрос,

 творческие задания: педагогическое наблюдение разыгрывание сказок

1.1

«Приглашаю в мир театра».

0,5

0.25

0.25

1.2

Театральный этикет

1

0,5

0,5

1.3

Все о театре

1,5

0,5

1

1.4

Итоговое занятие по разделу

0,5

0.25

0.25

Раздел № 2 Культура и техника речи

8,5

2

6,5

Творческие задания: выразительное исполнение диалогического текста, скороговорок

2.1

«Я умею говорить»

4

1

3

2.2

Работа над литературно-художественным произведением

4

1

3

2.3

Итоговое занятие по разделу

0,5

-

0,5

Раздел 3. Ритмопластика и основы актерской грамотности

9

2

7

Творческие задания: пластические импровизации

3.1

«Мы – актёры».

4,5

1

3,5

3.2

Пластический образ персонажа

4

1

3

3.3

Итоговое занятие по разделу

0,5

-

0,5

Раздел № 4 Раздел 4 «Идет спектакль»

10

2

8

4.1

Выбор произведения

6

1

5

4.2

Работа над эпизодами, сценами

1,5

0,5

1

4.3

Объединение сцен и эпизодов. Спектакль.

2

0,5

1,5

4.4

Итоговое занятие по разделу

0,5

-

0.5

Показ

Итоговое занятие

0,5

0.25

0.25

Показ спектакля, Викторина

Итого:

32

13

55

Содержание учебно-тематического плана

Вводное занятие

Теория. Особенности занятий в театральной студии. Театр - коллективное творчество. Правила театрального этикета. Обсуждение плана работы на год.  Закрепление знаний о нормах поведения и техники безопасности на занятии.

Практика. Игра «Играем вместе». Игры на сплочение коллектива

Формы контроля: Педагогическое наблюдение. Опрос.

Раздел № 1 «Мир театра. Театральный этикет».

Тема 1.2 «Приглашаю в мир театра».

Теория. Беседа «Все о театре». История театра. Устройство театра, жители театра (профессии в театре). Особенности театрального искусства, коллектив и творчество. Понятия: сцена, роль, спектакль, антракт, этюд, кулисы, занавес и др.

Практика. Игра на развитие актерской смелости «Крокодильчик» . Творческие задания: инсценировка сказки «Теремок» , проигрывание  ее вариаций.

Форма контроля – педагогическое наблюдение.

Тема № 1.2  Театральный этикет

Теория: Понятие «Театральный этикет». Правила поведения в театре. Правила для актера и  зрителя.

Практика.  Творческие задания: Слушание,  заучивание и инсценировка произведения Маршака С.Я. «В театре». Упражнения: «Мы пришли в театр», Рефлексия.

Формы контроля: Творческие задания: упражнения, этюды, разыгрывание сказок, вариации на сказки.

Тема № 1. 3 . Все о театре.

Теория: Рождение театра. История театра в России. Скоморохи. Виды театров. Кукольный театр БИ-БА-БО, пальчиковый театр, настольный театр, театр теней, театр масок, марионеточный театр.  Просмотр презентации «Какие бывают театры» Театральные атрибуты.

Практика: Упражнения: «Ярмарка», «Скоморохи». пантомима, куклы в театре. Творческие задания: изготовление афиши.

Формы контроля: Творческие задания. Педагогическое наблюдение.

Тема № 1.4  Итоговое занятие

Теория. Повторение знаний о видах и истории театра. 

Практика: Упражнения «Зритель и актер театра». «Идет спектакль».

Формы контроля: Творческие задания: любимый вид театра – покажи. Опрос.

Раздел 2 «Культура и техника речи»

Тема № 2.1 «Я умею говорить»

Теория. Звук,  слово. Речь. Речевая техника. Дикция, дыхание, голос. Орфоэпия, звуковая сила голоса.  Постановка дыхания. Артикуляция и дикция.

Практика. Упражнения на дикцию. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи.

  1. Дыхательные и артикуляционные упражнения: «мыльные пузыри»,  «шарики», «насос», «мотоцикл»,  «звонок», «одуванчик», «торт», «пила», «кошка сердится» и др.
  2. Дикционные и интонационные упражнения:  «дрессированные собачки», «птичий двор», «эхо», «чудо-лесенка»,  «самолёт», «летний день»,  «в лесу», «в зоопарке»;
  3. Творческие игры со словом: «волшебная корзинка»,  «вкусные слова», «сочини предложение», «похожий хвостик», «фантазии о …», «ручной мяч», «сочини сказку», «вопрос - ответ», «диалог»,  «моя сказка».

Формы контроля: Творческие задания исполнение скороговорок.

Тема № 2.2  Работа над литературно-художественным произведением.

Теория. Нормы произношения. Говорим правильно. Интонация, паузы, логические ударения.

Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом.

Формы контроля: Выразительное исполнение диалогического текста.

Тема 2.3 «Итоговое занятие»

Практика: Упражнения на дикцию. Выразительное исполнение скороговорок. Упражнения на дикцию. Диалогический текст. Исполнение скороговорок.

Формы контроля: Творческие задания: выразительное исполнение диалогического текста.

                           Раздел 3. Ритмопластика и основы актерской грамотности.

 Тема 3.1 «Мы – актёры».

Теория. Пластическая выразительность.

Практика. Работа над пластичностью жестов. Музыкально-образные характеристики животных, птиц (отличительные особенности животных: походка, повадки). Тренинги и этюды. Тренинг: «В зоопарке», «У моря»,  «Малыши на прогулке».

 Тема 3.2  Пластический образ персонажа

Теория.  Ритмопластический тренинг. Для чего он необходим? Показ. Обсуждение. Музыкально-образные характеристики животных, птиц (отличительные особенности животных: походка, повадки).

 Практика. Развитие  индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация. Работа над пластичностью жестов. Этюды на подражание и имитацию животных. Пластические этюды. Упражнения на абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Упражнения на пластику движений: «Скажи, что ты чувствуешь без слов», «Что случилось?». Тренинг «Упражнения на координацию движения с речью». Выполнение упражнений «сочетание простейших движений рук и ходьбы с названием чисел, чтением скороговорок, считалок».

 Форма контроля. Педагогическое наблюдение.

Тема 3.3 «Итоговое занятие»

Практика: Творческие задания. Пластические импровизации. Рефлексия.

Формы контроля: Творческие задания: пластические импровизации

Раздел 4 «Идет спектакль»

Тема № 4.1 «Выбор произведения»

Теория: Чтение и обсуждение литературного произведения.

Практика: Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Игра «Войди в образ». Рефлексия.

Тема № 4.2 «Работа над эпизодами и сценами»

Теория: Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. Развитие фантазии и воображения. Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.

Практика: Работа над созданием образа сказочных персонажей..Характер, речь персонажа, походка. Актерский тренинг: общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества. Распределение ролей. Работа над отдельными сценами. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции. Работа в группах, подгруппах.

Тема № 4.3  Объединение сцен и эпизодов. Спектакль.

Теория: Выразительность речи, мимики, жестов. Определение последовательности событий в, характер персонажей. Распределение ролей. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта

Практика: Чтение по ролям. Вхождение в образ. Репетиция. Отличительные речевые особенности персонажей. Отработка мимики, жестов, речи персонажей. Соединение частей спектакля.  Показ спектакля.

Тема 4.5 «Итоговое занятие»

Практика и формы контроля: Показ  фрагментов спектакля. Обсуждение. Рефлексия.

Итоговое занятие

Теория. Викторина о театре, тест на знание специальной терминологии, творческие задания по речи, ритмопластике и актерскому мастерству.

Практика: Показ фрагментов спектакля в группе. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш веселый театр».  Подведение итогов обучения. Формы контроля: Показ фрагментов спектакля. Викторина.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Формы аттестации

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

  • творческий показ (творческие работы детей: инсценировка сказки, показ спектакля, представление).

Оценочные материалы

За период обучения обучающиеся получают определённый объём знаний, умений и навыков. Их качество проверяется диагностикой:

  • Входная (вводная) диагностика - в начале учебного года (2-я неделя сентября);
  • Промежуточная (текущая) диагностика - в середине учебного года (3-я неделя января);
  • Итоговая диагностика - в конце учебного года .

Процедура отслеживания и оценки достигнутых результатов обучающихся в театрализованной деятельности проходит в форме наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности: этюдный тренаж, музыкально-ритмические упражнения, этюды, игры-драматизации, показ сцен из спектакля.

Контрольно-измерительные материалы представлены в Приложении 1.

2.2. Методические материалы

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии

  • Фронтальная (аудиторное занятие): работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);
  • групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
  • работа в подгруппах: одна из подгрупп на аудиторном занятии осваивает новый учебный материал, либо занимается практической деятельностью; другая подгруппа (другие подгруппы) выполняют внеаудиторные (самостоятельные) задания;

Формы проведения занятий

Основная форма организации деятельности коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально.

Методы по способу организации занятий

Словесные методы обучения:

  • беседа
  • ролевая игра
  • познавательная игра
  • занятие-игра

Наглядные методы обучения:

  • показ видеоматериалов, иллюстраций;
  • показ, режиссёрских работ педагогом;
  • наблюдение за лучшим показом участников группы

Практические методы обучения:

  • репетиционный тренинг
  • выполнение этюдов
  • выполнение упражнений
  • спектакль
  • открытые показы
  • постановка

Методы по уровню деятельности обучающихся

Объяснительно-иллюстративные методы обучения:

  • дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ педагога, показ иллюстраций и др.).

Репродуктивные методы обучения:

  • дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (пение «по цепочке», группами, парами, по голосам, мальчики-девочки и т. п.).

Частично-поисковые методы обучения:

  • коллективный поиск правильной манеры исполнения голосом;
  • определение детьми типа дыхания (цепное, одновременное, короткое и т. п.);
  • определение детьми жанра, характера музыкального произведения и выбор эмоциональной окраски при его исполнении.

Исследовательские методы обучения:

  • самостоятельная творческая работа учащихся (домашняя подготовка этюдов, составление доклада о творчестве режиссёров его анализ и т. п.).

Приемы и технологии (игровая, здоровьесберегающая)

  • Обучение приемам различных ситуаций, игровых моментов.
  • Игры на развитие творческих способностей.
  • Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
  • Актёрские тренинги.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Пальчиковые игры.
  • Ритмопластика.

Формы работы:

  1. Работа с детьми:

  • парная;
  • подгрупповая;
  • группоавя.
  1. Работа с педагогами

  • консультации,
  • выступление на педсоветах, семинарах,
  • школа актёрского мастерства,
  • изготовление декораций
  1. Работа с родителями.

  • беседы,
  • выступление на родительских собраниях,
  • консультации,
  • оформление уголка для родителей,
  • изготовление костюмов.

Примерная структура театрального занятия

  1. Приветствие

Цель: создание положительного настроя и заинтересованности у детей, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных способностей.

  1. Дыхательные упражнения

Цель:        отработка правильного диафрагмального дыхания. Развитие умения регулировать и изменять ритм дыхания, согласовывая свои действия с действиями других. Развитие моторики речевого аппарата. Развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности. Достижение координации дыхания, речи и движений тела. 3.Артикуляционный аппарат

Цель: выработка правильных, полноценных движений, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

  1. Пальчиковые игры

Цель: развитие моторики рук, координации движений, укрепление мышц суставов кистей. Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук, умения выполнять движения в нужном ритме и темпе. Достижение координации движений рук с другими движениями тела. Развитие тонких тактильных ощущений.

  1. Этюды на выражение основных эмоций

Цель: развитие способности понижать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое или заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами. Коррекция эмоциональной сферы ребенка. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практическою владения средствами человеческого общения.

  1. Игры на развитие познавательных процессов

Цель: совершенствование памяти, мышления, внимания. Развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи, общей осведомленности, воли, наблюдательности и творческой фантазии. Развитие умственных способностей детей через совершенствование их органов чувств.

  1. Этюды на тренировку отдельных групп мышц

Цель: обучение приемам само-расслабления, снятия психо-мышечного напряжения. Формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц. Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения. Формирование навыка управления мышцами тела.

  1. Ритмопластика

Цель: развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости,

выносливости). Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений). Развитие воображения (способность к пластичной импровизации).

  1. Театрализованная игра

Цель: способствование развитию интеллекта; активизирование познавательного интереса; расширение знаний ребенка об окружающем мире, подготовка его к тонкому восприятию различных видов искусства. Развитие воображения и фантазии. Обучение детей действиям в сценических условиях, где все является вымыслом. Сохранение детской наивности, непосредственности.

  1. Театральный словарь

Цель: ознакомление детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

  1. Ритуал прощания

Цель: закрепление и обобщение изученного материала на занятии, подведение итогов.

Выражение отношения детей к занятию («мне понравилось...»).

2.3. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

  • оборудованный, хорошо освещённый класс для занятий и  репетиций.
  • учебная мебель (стулья, стол);
  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
  • пальчиковые куклы, атрибуты для игр, мягкие игрушки

Информационное обеспечение

  • Методические разработки (разработки игр, бесед, конкурсов, рекомендации по проведению тех или иных мероприятий, практических работ, и т. д.)
  • Фото и видео материал.
  • Записи музыкальных произведений.
  • Презентации.
  • Видео «Что такое театр. Разновидности театров» https://www.youtube.com/watch?v=JD41HBQvNS4

Вежливый зритель. Правила поведения в театре для малышей. https://www.youtube.com/watch?v=8DNDM1JTfpw

Кадровое обеспечение.

Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Театральная студия «Дебют»» реализует педагог дополнительного образования, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, подтвержденную документами, оформленными в установленном порядке.

Список литературы

  1. 500 скороговорок, пословиц, поговорок / Сост. И. А. Мазнин. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации / Е. А. Антипина. – М.: Сфера, 2009. - 128 с.
  3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст]: Учебное пособие / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2005. - 126 с.
  4. Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках / М.Э. Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. – 2005. - № 5-6. – с.14-15.
  5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПБ.: СОЮЗ, 1997. - 96 С.
  6. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятеьности. [Текст]: Методическое пособие / Т.А. Гайворонская. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
  7. Генов, Г.В. Театр для малышей. [Текст]: Учебное пособие / Г.В. Генов.  - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.
  8. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств/ С.В. Гиппиус. – С. Петербург: Речь, 2006. – 296 с.
  9. Гончарова, О.В. Театральная палитра: [Текст]: Программа художественно-эстетического воспитания / О.В. Гончарова. – М.; ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  10. Гурович, Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). [Текст]: Учебное пособие / Л.М. Гурович.  - Л., 2013. - 54 с.
  11. Гуськова, А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. [Текст]: Учебное пособие / А.А. Гуськова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 145 с.
  12. Дьяченко, В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. [Текст]: Учебное пособие / В.К. Дьяченко. - Изд-во Красноярского ун-та, 1994. - 182 с.
  13. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании. [Текст]: Учебное пособие / Е. И. Касаткина. Дошкольное воспитание. 2009. № 12. с. 17-19.
  14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, Характер, коммуникабельность/ Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – М.: Академия развития, 1997. – 240 с.
  15. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. //учебное пособие/ А.Б. Немеровский – М.: ГИТИС, 2013. – 256 с.
  16. Редькина Л.В. Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e- sovushka.2016.n2-a/VP16030066.html (дата обращения: 01.0
  17. Станиславский К.С. Работа актера над образом и над собой. Том 2. / К.С. Станиславский – М.: Лагриус, 2000. – 445 с.
  18. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  19. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке/ О.А. Шиян. - М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 112 с.
  20. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по раз- витию связной речи дошкольников/О.А. Шорохова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -208с.

           

 Данная литература может быть полезна родителям

Приложение 1.

Диагностика артистических и творческих способностей

Фамилия, имя ребёнка.

Эмоциональная отзывчивость.

Песенное творчество.

Танцевальное творчество

Музыкально игровое

творчество

Импровизация, перевоплощение

Основные навыки театрального мастерства

  1. Эмоциональная отзывчивость

  • расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
  • развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
  • развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
  • формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков; воспитания гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным;
  • обучение конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
  1. Песенное творчество:

  • Пение естественным звуком,
  • Пение с удовольствием песен героев сказок,
  • Способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере на заданный текст.
  1. Танцевальное творчество:

  • Выразительность и ритмичность движений,
  • Отражение языка музыки в движении,
  • Эмоциональный отклик на данный вид деятельности,
  • Способность импровизировать в свободном танце,
  • Умение самостоятельно подобрать движения в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки.
  1. Музыкально-игровое творчество:

  • Умение самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.
  1. Импровизация, перевоплощение:

  •  С интересом включаться в игровой момент.
  • Умение давать оценку поступкам своего героя,
  • Умение передавать характер своего героя с помощью речи, движений и эмоций.
  • Умение не стесняться играть отрицательных и смешных персонажей.
  • Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
  1.  Основные навыки театрального мастерства:

  • Способность        сопереживать        героям        сказок,        эмоционально        реагируя        на        поступки действующих лиц,
  • Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Характеристика уровней

Высокий уровень:

  • Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
  • Средний уровень:

  • Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий уровень:

  • Малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Диагностическая карта результативности учебно-воспитательного процесса

Образовательный компонент

Группа:

№ п/п

Ф.И.

учащегося

Начало учебного года

Середина учебного года

Конец учебного года

Участие

в конкурсах, выставках, соревнованиях

самостоятельность

сложность

ответственность

качество

самостоятельность

сложность

ответственность

качество

самостоятельность

сложность

ответственность

качество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Отметка + или –

Вывод

        _

Диагностическая карта результативности учебно-воспитательного процесса

Воспитательный компонент

Группа:

№ п/п

ФИ

учащегося

Начало учебного года

Середина учебного года

Конец учебного года

Культура

поведения

Творческие

способности

Активность

на занятиях

Культура

поведения

Творческие

способности

Активность

на занятиях

Культура

поведения

Творческие

способности

Активность

на занятиях

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Отметка + или –

Вывод:

Приложение 2

Словарь театральных терминов

Авансцена - пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер - деятельный, действующий (акт - действие).

Амфитеатр - места, расположенные за партером.

Антракт - промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты — одобрительные хлопки.

Артист- художник (умение, мастерство).

Афиша - объявление о представлении.

Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж - 1-й этаж ряд между партером и амфитеатром.

Бенуар - ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория - предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).

Грим - подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация(лат.) - украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).

Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма - сочинение для сцены.

Жест- движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник - расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман - боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика - мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицо телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.

Монолог - речь одного лица, мысли вслух.

Опера - музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта - веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.

Падуги — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима - выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик- накладные волосы.

Партер - места для зрителей ниже уровня сцены.

Рампа – невысокий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены, а также — театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу

Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля

Реквизит – предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени

Репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями)

Реплика – фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица

Роль – художественный образ, создаваемый актёром

Софиты – ряд ламп для освещения сцены спереди, сверху

Трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев

Труппа – коллектив актёров театра

Фарс – театральная постановка лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами

Фойе – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антракта

Ярус – идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала балкон с местами для зрителей

Приложение 3

Картотека театрализованных речевых игр

  1. «Веселый Старичок-Лесовичок»

ЦЕЛЬ: пользоваться разными интонациями.

Педагог читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

 

Педагог: Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-буда бе-бе-бе

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Педагог: Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

го-го-го да буль-буль-буль.'

Педагог: А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

го-ro-ro да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.

 

  1.  «Зверята»

ЦЕЛЬ: Формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры: Педагог раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

 

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

 

  1. «Угадай по звуку»

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание детей.

Ход игры:

 Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.      

 

  1. «Игра с пальчиками»

ЦЕЛЬ: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ход игры:

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

Зовут его ... (называет имя ребенка).

 

  1.  «Прятки»

ЦЕЛЬ: развивать навык звукоподражания.

Оборудование:   плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.

Ход игры:

Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.

Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?

Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.

Вдруг мишка прячется за домик.

Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Отзовись!

Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Покажись!

В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.       

 

           6.  «Бабушка Маланья»

ЦЕЛЬ:  развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

 

У Маланьи, у старушки,           (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей!                          (Останавливаются и с по-

С такими глазами,                    мощью мимики и жестов изо-

С такими ушами,                      бражают то, о чем говорит-

С такими носами,                     ся в тексте.)

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,                          (Присаживаются на корточ-

Целый день сидели.                  ки и одной рукой подпирают

На него (нее) глядели,              подбородок.)

Делали вот так...                       (Повторяют за ведущим лю-

бой жест.)

                                                                                    

7. «Игра «Кто там?».

ЦЕЛЬ: развивать воображение, речевые навыки.

Описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?».

Выйти за дверь, постучать:

  • «Тук-тук-тук».
  • «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:
  • Это я, корова. Му-у-у.
  • Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?

Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.

 

8. «Мама потерялась»

 ЦЕЛЬ: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "дикие животные" и "домашние животные".

Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

 

Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.

Свинья ищет (поросёнка).

Собака ищет (щенка).

Кошка ищет (котёнка).

Коза ищет (козлёнка).

Овца ищет (ягнёнка).

Лисица ищет (лисёнка).

Зайчиха ищет (зайчонка).

Волчица ищет (волчонка).

Ежиха ищет (ежонка).

Медведица ищет (медвежонка).

Белка ищет (бельчонка

 

9. «Федорино горе»

ЦЕЛЬ: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Описание: Педагог читает отрывок из стихотворения "Федорино горе". Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет.

 

Вся посуда разбежалась!

У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок,

Ни беззубых, грязных (вилок).

Нет покинутых сироток –

Чёрных, гнутых (сковородок).

Нет запачканных грязнуль –

Битых, ломанных (кастрюль).

Не видали близко люди

И осколков грязных (блюдец,

Убежавших от букашек

Много дней немытых (чашек,

Скрывшихся от тараканов

Мутных, треснувших (стаканов).

Как Федора ни смотрела,

Не нашла нигде (тарелок).

Скрылся от Федоры ножик,

Нет больших столовых (ложек)

 

10.«Дерево».

ЦЕЛЬ: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.

Описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко - на, внизу - под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на...» и «под...».

 

Высоко на небе - облака,

А внизу - под облаком - река.

Высоко на дереве - листочки,

А внизу, под деревом, - цветочки.

 

  1.  «Повтори за мной».

ЦЕЛЬ: развивать речь, внимание.

Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.

 

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.

После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:

Маленький зайчишка не читает... (книжки).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Музыкальная студия"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Музыкальная студия"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа театральной студии «Сказочный сундучок»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  театральной студии «Сказочный сундучок...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цирковая студия «Сюрприз»

В современных условиях развития нашего общества возникает необходимость вырастить поколение людей, здоровых физически, нравственно и духовно.        В силу свое...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия знаний Робоборика» социально-гуманитарной направленности, 2023 г.

Отличительной  особенностью программы является активное использование дистанционных технологий: тематические видео-занятия и интерактивные игры, демонстрационный материал, просмотр видеоматериало...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Цирковая студия»

Цирк – это синтез спорта и искусства. Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Герой цирка – артист, который преодо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Студия "В мире профессий"

Программа позволяет дать основные представления дошкольникам старшего дошкольного возраста способствовать развитию интереса детей, любознательности и познавательной мотивации; формировать познавательн...