Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа театральной студии «Сказочный сундучок»
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа театральной студии «Сказочный сундучок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_teatr.docx | 45.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №206» комбинированного вида
РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО
ПРИНЯТО приказом заведующего
на заседании МБДОУ «Детский сад №206»
Педагогического совета ____________Н.В. Бокова
Протокол № __ приказ № ____
от «____»________20__ от «_____»___________20___
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
театральной студии «Сказочный сундучок»
Направленность: художественная
Срок реализации: 8 мес.
Возраст: 5-6 лет
Автор-составитель: Харитонова Юлия Юрьевна,
музыкальный руководитель
Барнаул
2020
Содержание
I | Целевой раздел программы | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели Программы | 3 |
1.3. | Задачи Программы | 3 |
1.4. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 4 |
1.6. | Характеристики возрастных особенностей воспитанников | 4 |
II | Содержательный раздел | 5 |
2.1. | Описание деятельности по Программе | 5 |
2.2. | Формы, этапы реализации Программы | 6 |
III | Организационный раздел | 7 |
3.1. | Учебный план | 7 |
3.2. | Перспективное планирование по возрастам | 7 |
3.3. | Материально-техническое обеспечение Программы | 13 |
3.4. | Формы аттестации | 13 |
3.5. | Список использованной литературы | 13 |
Лист изменений | 15 |
I. Целевой раздел Программы
1.1.Пояснительная записка
Ориентация современной педагогики на развивающее обучение, личностно - ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребенка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребенка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как самоценность ребенка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Астафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов). В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова), в художественно-речевой.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознает причины того или иного настроения. Театральное искусство является синтетическим видом искусства. Оно сочетает «живое» слово, выразительные движения, музыку, танец. Участие ребенка в театральной деятельности расширяет его познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральной деятельности, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе и по окончанию, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития творчества детей.
1.2. Цель программы: развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных и игр - представлений.
Синтетический характер всех театрализованных игр, и, в особенности игр - представлений (спектаклей) позволяет успешно решить многие воспитательно - образовательные задачи.
1.3. Задачи программы:
- Развивать художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
- Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно – речевого, музыкально – игрового, танцевального, сценического).
- Театральная азбука. Углубление знаний детей о театре, как о виде искусства. Формирование устойчивого интереса к театральному искусству, потребности ребенка обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
- Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
- Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в театре (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример).
1.4.Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
- Личностно-ориентированный подход, бережное отношение к личности ребенка, уважение и доверие к ребенку, оптимистический подход к нему, педагогика успеха.
- Индивидуальный подход к ребенку, учет психологических и индивидуальных особенностей, формирование индивидуальности ребенка.
- Комплексный подход: единство и взаимосвязь воспитания, развития и обучения, взаимосвязь игровой и учебной деятельности.
1.5. Планируемые результаты к концу года:
- дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
- показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- выразительно читают стихотворный текст;
- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- держатся уверенно перед аудиторией.
1.6. Характеристика возрастных особенностей воспитанников
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Именно в этом возрасте легко усваиваются и совершенствуются разнообразные формы двигательных действий. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, появляется стремление удовлетворить свою биологическую потребность в активных движениях и занятия по формированию элементарных танцевальных навыков компенсируют так называемый голод целесообразной двигательной активностью.
В каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования.
Характеристика возрастных возможностей детей дошкольного возраста (5-6 лет)
Происходит рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система. Интенсивно развиваются моторные функции. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. Движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер. Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями, неустойчивость волевых усилий по преодолению трудностей.
То или иное эмоциональное состояние ребенка проявляется в индивидуальной манере движения, называемой выразительной моторикой (мимика, пантомимика). Большая часть внешних проявлений эмоциональной сферы в движении характеризует, так называемый, эмоциональный фон ребенка (его эмоциональное отношение к миру вообще, будь то мир людей или предметов), его чувствительность (одно и то же событие у кого-то вызывает переживания», а кого-то оставляет равнодушным), глубину эмоциональных переживаний, подвижность эмоции в движении. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание деятельности по Программе
Программа может реализовываться в дошкольном учреждении наряду с любой основной программой физического воспитания, так как помимо акцента на развитие опорно-двигательного аппарата, построена, в равной степени, и на развитии творческой активности, стимулировании воображения, желания включаться в творческую деятельность. Таким образом, она может являться поддерживающим инструментом к любой основной физической программе.
1.Театральная азбука. Углубление знаний детей о театре, как о виде искусства. Формирование устойчивого интереса к театральному искусству, потребности ребенка обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия. Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в театре (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример) посещения театра.
Закрепить навык поведения во время просмотра спектакля, в целом уточнить знания правила поведения во время посещения театра.
Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомить с содержанием.
2.Игры в кукольный театр. Закреплять навыки кукловождения различных кукольных театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный).
Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами разных систем.
3. Игры - драматизации. Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, сценки.
4.Игры – спектакли. Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа. В целом развивать сценическое творчество. Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг).Развивать умение детей выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.
2.2. Формы, этапы реализации Программы
Программа предполагает реализацию в различных формах организованной деятельности: плановых занятиях с воспитателем по хореографии, интегрированных занятиях, проводимых совместно с другими специалистами, а также воспитателями дошкольного учреждения. Результаты работы в виде танцевальных номеров демонстрируются детьми на утренниках, праздниках.
Методики, технологии, средства воспитания, обучения
и развития детей группы
- метод показа;
- словесный метод;
- музыкальное сопровождение, как методический прием;
- импровизационный метод;
- метод иллюстративной наглядности;
- игровой метод;
- концентрический метод.
III. Организационный раздел
- Учебный план
Программа «Сказочный сундук» разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста.
Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 20 человек.
Занятия проводятся 8 раз в месяц по 25 минут, по четвергам, количество занятий рассчитано с учетом праздничных дней
Временной период | Количество занятий |
В неделю | 2 |
В месяц | 8 |
В год | 64 |
Календарно - тематическое планирование
Дата | Содержание | Задачи |
Октябрь | ||
1 неделя | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео – ролика. | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. |
2 неделя | Беседа о видах театра (би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый и т.д.). | Рассказать об их особенностях. Расширить представление о театре. |
3 неделя | Беседа об особенностях жеста, мимики, интонации. Показ на своем примере различных образов. Беседа на тему «Дружный коллектив?». | Знакомить детей с элементами актерского. Учить детей соответствовать событиям и переживаниям различных героев менять интонацию, выражения лица. Развивать творческое содружество в детском коллективе, эстетически воспитывать их, развивать воображение, фантазию. |
4 неделя | Чтение сказки «Лиса, заяц, петух». Скороговорки, чисто говорки, стихотворные тексты, загадки. | Знакомство с сюжетом новой для детей сказки. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонации, уточнять знания детей об особенностях, повадках животных. |
5 неделя | Разыгрывания отдельных диалогов с использованием шапочек – масок и пальчикового театра. | Продолжать знакомить с театром, рассказать об особенностях этого вида искусства, о видах театра о главных волшебниках театра. Эмоционально обогащать представления детей о природе. |
Ноябрь | ||
1 неделя | Использование иллюстраций во время повторения сказки. Беседа о создании образа героев, о времени года. | Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познакомить с внешним видом героев, событиями времени года, когда они происходят. |
2 неделя | Разучивание текста к сказке, скороговорки, потешки. | Развивать память детей. Учить пересказывать сказку вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией. |
3 неделя | Репетиция сказки «Лиса, заяц и петух» по ролям. | Закреплять знание детьми текста сказки. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки. |
4 неделя | Съемка сказки «Лиса, заяц и петух» на видеоноситель. | Дать возможность родителям увидеть результат творчества своих детей. |
Декабрь | ||
1 неделя | Изучение скороговорок, чистоговорок. Чтение детям сказки «Петушок и бобовое зернышко». Беседа о главных героях, об их чувствах и эмоциях. | Знакомство с сюжетом новой сказки. Развитие артикуляционного аппарата, дикции, добиваться разнообразия интонации. Знакомство с героями сказки с их характеристиками. |
2 неделя | Работа над определеннымиситуациями, требующими умение передавать различные чувства. | Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики. Развивать синтетическое творчество. |
3 неделя | Сочиняем сказку сами. | Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. |
4 неделя | Творческие задания на танцевальное и игровое творчество импровизированного характера. | Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке. Добиваться самостоятельности, инициативности в выборе средств, для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии. |
Январь | ||
1 неделя | Использование различных театрализованных игр. | Продолжать работу над речевым дыханием, учить менять силу звука, темп. Добиваться интонационной выразительности, разыгрывать диалоги, развивать мимику, жест, умение интонационно выразить удивление, испуг, радость. |
2 неделя | Пересказывание детьми сказок, с которыми они уже знакомы. Беседа о смысле сказок. | Учить детей пересказывать сюжет. Стараться, чтобы дети запомнили развитие сюжета, последовательность действий. Развивать сценическое творчество детей, способность самостоятельно выбрать жест, выражение лица. |
3 неделя | Чтение сказки «Зимовье зверей». Беседа по сказке. | Знакомство с сюжетом сказки. Стараться, чтобы дети запомнили развитие сюжета, последовательность действий. |
Февраль | ||
1 неделя | Разыгрывание различных сюжетов из сказки с использованием би-ба-бо, пальчикового театра. | Продолжить учить детей приемам с «живой рукой», би-ба-бо, пальчиковым театром. Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, работать над интонационной выразительностью речи. |
2 неделя | Работа над отдельными сценами, для проработки эмоций и чувств героев. | Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики. Развивать синтетическое творчество. |
3 неделя | Репетиция сказки. | Закреплять знание детьми текста сказки. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки. |
4 неделя | Съемка сказки на видеоноситель. | Дать возможность родителям увидеть результат творчества своих детей. |
Март | ||
1 неделя | Беседа о других видах театра (балет, опера). | Рассказать об их особенностях. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать к активному сопереживанию музыки, осознанно воспринимать средства музыкальной выразительности. |
2 неделя | Знакомство с понятием «мюзикл». | Рассказать об его особенностях. Продолжать расширять понятие о театре и его видах. |
3 неделя | Проигрывание отдельных сюжетных ситуаций. | Развивать память, воображение, умение правильно подать своего героя с помощью эмоций, интонации и мимики. |
4 неделя | Повторение пройденного материала. | Закрепить за детьми знания, которые они получили. Развивать память, речь, способность передавать эмоции. |
Апрель | ||
1 неделя | Чтение сказки «Кот в сапогах», беседа. | Знакомство с сюжетом сказки. Стараться, чтобы дети запомнили развитие сюжета, последовательность действий.Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах эмоциональной выразительности при передаче образа, и в соответствии с этим передавать различные переживания, настроения в исполнительской деятельности. |
2 неделя | Работа над диалогами, разбор сказки по ролям. | Формировать способность к творческой позиции в создании собственного варианта сказки. Закреплять умение детей самостоятельно искать способы действий к передаче образов, искать свои средства выразительности. |
3 неделя | Разучивание ролей. | Продолжать формировать способность к творческой позиции в создании собственного варианта сказки. Закреплять умение детей самостоятельно искать способы действий к передаче образов, искать свои средства выразительности. |
4 неделя | Проработка героев. | Предоставить детям возможность проявить инициативу, фантазию и готовность к эмоциональной импровизации. |
5 неделя | Репетиция сказки по ролям. | Закреплять знание детьми текста сказки. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки. |
Май | ||
1 неделя | Репетиция сказки по ролям. | Закреплять знание детьми текста сказки. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки. |
2 неделя | Репетиция сказки по ролям. | Закреплять знание детьми текста сказки. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки. |
3 неделя | Съемка сказки на видеоноситель. | Дать возможность родителям увидеть результат творчества своих детей. |
4 неделя | Беседа с детьми о том, как прошел учебный год, что успели выучить. Разыгрывание миниатюр на заданные темы. | Закрепить за детьми знания, которые они получили. Развивать память, речь, способность передавать эмоции, воображение. |
3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- теневой
- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелёграф
- магнитный
- штоковый
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы
3.4. Формыаттестации:
- результативное участие в конкурсах;
- открытые просмотры постановок сказок.
Оценочные материалы
Цель: выявление уровня творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
Критерии:
Низкий уровень.
Ребенок не принимает активного участия в театрализованной деятельности. Не знает различные виды театрального искусства. Имеет слабые навыки в использовании основных средств художественной выразительности.
Средний уровень.
Ребенок понимает средства художественной выразительности. Затрудняется проявлять активность в театрализованной деятельности.
Высокий уровень.
Ребенок активен в театрализации; использует различные средства художественной выразительности. Знает и правильно называет различные виды театрального искусства.
3.5. Список использованной литературы:
- Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
- И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
- О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
- А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
- Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
- И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
- Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
- А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
- Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
- : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
- Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
- А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
- Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
- Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.
Лист изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Музыкальная студия"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Музыкальная студия"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цирковая студия «Сюрприз»
В современных условиях развития нашего общества возникает необходимость вырастить поколение людей, здоровых физически, нравственно и духовно. В силу свое...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия знаний Робоборика» социально-гуманитарной направленности, 2023 г.
Отличительной особенностью программы является активное использование дистанционных технологий: тематические видео-занятия и интерактивные игры, демонстрационный материал, просмотр видеоматериало...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Цирковая студия»
Цирк – это синтез спорта и искусства. Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Герой цирка – артист, который преодо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Студия "В мире профессий"
Программа позволяет дать основные представления дошкольникам старшего дошкольного возраста способствовать развитию интереса детей, любознательности и познавательной мотивации; формировать познавательн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мульт-студия»
Программа «Мульт-студия» является адаптированной как для детей нормы, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Направлена на речевое и познавательное развитие, стимулировани...