Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа театральной студии «Сказочный сундучок»
рабочая программа (старшая группа)

Харитонова Юлия Юрьевна

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  театральной студии «Сказочный сундучок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_teatr.docx45.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №206» комбинированного вида

РАССМОТРЕНО И                                                УТВЕРЖДЕНО

ПРИНЯТО                                                               приказом заведующего

на заседании                                                            МБДОУ «Детский сад №206»

Педагогического совета                                         ____________Н.В. Бокова

Протокол №  __                                                        приказ № ____

от «____»________20__                                        от «_____»___________20___

                                                                

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

театральной студии «Сказочный сундучок»

Направленность: художественная

Срок реализации: 8 мес.

Возраст: 5-6 лет

Автор-составитель: Харитонова Юлия Юрьевна,

музыкальный руководитель

Барнаул

2020

Содержание

I

Целевой раздел программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели Программы

3

1.3.

Задачи Программы

3

1.4.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

4

1.6.

Характеристики возрастных особенностей  воспитанников

4

II

Содержательный раздел

5

2.1.

Описание деятельности по Программе

5

2.2.

Формы, этапы реализации Программы

6

III

Организационный раздел

7

3.1.

Учебный план

7

3.2.

Перспективное планирование по возрастам

7

3.3.

Материально-техническое  обеспечение  Программы

13

3.4.

Формы аттестации

13

3.5.

Список использованной литературы

13

Лист изменений

15

I. Целевой раздел Программы

1.1.Пояснительная записка

Ориентация современной педагогики на развивающее обучение, личностно - ориентированный  подход  предполагает создание условий для развития личности каждого ребенка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребенка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как самоценность ребенка и его  личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Астафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов). В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова), в художественно-речевой.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознает причины того или иного настроения. Театральное  искусство является синтетическим видом искусства. Оно сочетает «живое» слово, выразительные движения, музыку, танец. Участие ребенка в театральной деятельности расширяет его познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей. Творческий характер  деятельности, реализуемый в театральной деятельности, поддержание положительного эмоционального настроя  в их ходе и по окончанию, необходимость  совершенного владения речью, ее выразительными  средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития творчества детей.

1.2. Цель программы: развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных и игр - представлений.

Синтетический характер всех театрализованных игр, и, в особенности игр - представлений (спектаклей) позволяет успешно решить многие воспитательно - образовательные задачи.

1.3. Задачи программы: 

  • Развивать художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как  к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
  • Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно – речевого, музыкально – игрового, танцевального, сценического).
  • Театральная азбука. Углубление знаний детей о театре, как о виде искусства. Формирование устойчивого интереса к театральному искусству, потребности ребенка обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
  • Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
  • Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в театре (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример).  

1.4.Принципы и подходы к формированию Программы

      В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

  1. Личностно-ориентированный подход, бережное отношение к личности ребенка, уважение и доверие к ребенку, оптимистический подход к нему, педагогика успеха.
  2. Индивидуальный подход к ребенку, учет психологических и индивидуальных особенностей, формирование индивидуальности ребенка.
  3. Комплексный подход: единство и взаимосвязь воспитания, развития и обучения, взаимосвязь игровой и учебной деятельности.

1.5. Планируемые результаты к концу года:

  • дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
  • показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читают стихотворный текст;
  • передают образ героя характерными движениями;
  • действуют на сцене в коллективе;
  • держатся уверенно перед аудиторией.

1.6. Характеристика  возрастных особенностей воспитанников

     Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Именно в этом возрасте легко усваиваются и совершенствуются разнообразные формы двигательных действий. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

    В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, появляется стремление удовлетворить свою биологическую потребность в активных движениях и занятия по формированию элементарных танцевальных навыков компенсируют так называемый голод целесообразной двигательной активностью.

    В каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования.

Характеристика возрастных возможностей детей дошкольного возраста (5-6 лет)

     Происходит рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система. Интенсивно развиваются моторные функции. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. Движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер. Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями, неустойчивость волевых усилий по преодолению трудностей.

     То или иное эмоциональное состояние ребенка проявляется в индивидуальной манере движения, называемой выразительной моторикой (мимика, пантомимика). Большая часть внешних проявлений эмоциональной сферы в движении характеризует, так называемый, эмоциональный фон ребенка (его эмоциональное отношение к миру вообще, будь то мир людей или предметов), его чувствительность (одно и то же событие у кого-то вызывает переживания», а кого-то оставляет равнодушным), глубину эмоциональных переживаний, подвижность эмоции в движении. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание деятельности по Программе

     Программа может реализовываться в дошкольном учреждении наряду с любой основной программой физического воспитания, так как помимо акцента на развитие опорно-двигательного аппарата, построена, в равной степени, и на развитии творческой активности, стимулировании воображения, желания включаться в творческую деятельность. Таким образом, она может являться поддерживающим инструментом к любой основной физической программе.

1.Театральная азбука. Углубление знаний детей о театре, как о виде искусства. Формирование устойчивого интереса к театральному искусству, потребности ребенка обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия. Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в театре (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример) посещения театра.

Закрепить навык поведения во время просмотра спектакля, в целом уточнить знания правила поведения во время посещения театра.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомить с содержанием.

2.Игры в кукольный театр. Закреплять навыки кукловождения различных кукольных театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный).

Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами разных систем.

3.  Игры - драматизации. Совершенствовать  импровизационные возможности детей, развивать инициативу  и самостоятельность  в создании образов различных персонажей.Побуждать детей самостоятельно сочинять  и разыгрывать небольшие сказки, сценки.

4.Игры – спектакли. Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа. В целом развивать сценическое творчество. Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг).Развивать умение детей выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

2.2. Формы, этапы реализации Программы

     Программа предполагает реализацию в различных формах организованной деятельности: плановых занятиях с воспитателем по хореографии, интегрированных занятиях, проводимых совместно с другими специалистами, а также воспитателями дошкольного учреждения. Результаты работы в виде танцевальных номеров демонстрируются детьми на утренниках, праздниках.

Методики, технологии, средства воспитания, обучения

и развития детей группы

- метод показа;

- словесный метод;

- музыкальное сопровождение, как методический прием;

- импровизационный метод;

- метод иллюстративной наглядности;

- игровой метод;

- концентрический метод.

III. Организационный раздел

  1. Учебный план

Программа «Сказочный сундук» разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе  не должна превышать 20 человек.

Занятия проводятся 8 раз в месяц по 25 минут, по четвергам, количество занятий рассчитано с учетом праздничных дней

Временной период

Количество занятий

В неделю

2

В месяц

8

В год

64

Календарно - тематическое планирование

Дата

Содержание

Задачи

Октябрь

1 неделя

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео – ролика.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

2 неделя

Беседа о видах театра (би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый и т.д.).

Рассказать об их особенностях. Расширить представление о театре.

3 неделя

Беседа об особенностях жеста, мимики,

интонации. Показ на своем примере различных образов.

 Беседа на тему «Дружный коллектив?».

Знакомить детей с элементами актерского. Учить детей соответствовать событиям и переживаниям различных героев менять интонацию, выражения лица. Развивать творческое содружество в детском коллективе, эстетически воспитывать их, развивать воображение, фантазию.

4 неделя

Чтение сказки «Лиса, заяц, петух».

Скороговорки, чисто говорки, стихотворные тексты, загадки.

Знакомство с сюжетом новой для детей сказки. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонации, уточнять знания детей об особенностях, повадках животных.

5 неделя

Разыгрывания отдельных диалогов с использованием шапочек – масок и пальчикового театра.

Продолжать знакомить с театром, рассказать об особенностях этого вида искусства, о видах театра о главных волшебниках театра. Эмоционально обогащать представления детей о природе.

Ноябрь

1 неделя

Использование иллюстраций во время повторения сказки. Беседа о создании образа героев, о времени года.

Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познакомить с внешним видом героев, событиями времени года, когда они происходят.

2 неделя

Разучивание текста к сказке, скороговорки, потешки.

Развивать память детей. Учить пересказывать сказку вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией.

3 неделя

Репетиция сказки «Лиса, заяц и петух» по ролям.

Закреплять знание детьми текста сказки. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки.

4 неделя

Съемка сказки «Лиса, заяц и петух» на видеоноситель.

Дать возможность родителям увидеть результат творчества своих детей.

Декабрь

1 неделя

Изучение скороговорок, чистоговорок.

Чтение детям сказки «Петушок и бобовое зернышко». Беседа о главных героях, об их чувствах и эмоциях.

Знакомство с сюжетом новой сказки.  Развитие артикуляционного аппарата, дикции, добиваться разнообразия интонации. Знакомство с героями сказки с их характеристиками.

2 неделя

Работа над определеннымиситуациями, требующими умение передавать различные чувства.

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики. Развивать синтетическое творчество.

3 неделя

Сочиняем сказку сами.

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

4 неделя

Творческие задания на танцевальное и игровое творчество импровизированного характера.

Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке. Добиваться самостоятельности, инициативности в выборе средств, для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии.

Январь

1 неделя

Использование различных театрализованных игр.

Продолжать работу над речевым дыханием, учить менять силу звука, темп. Добиваться  интонационной выразительности, разыгрывать диалоги, развивать мимику, жест, умение интонационно выразить удивление, испуг, радость.

2 неделя

Пересказывание детьми сказок, с которыми они уже знакомы. Беседа о смысле сказок.

Учить детей пересказывать сюжет. Стараться, чтобы дети запомнили развитие сюжета, последовательность действий. Развивать сценическое творчество детей, способность  самостоятельно выбрать жест, выражение лица.

3 неделя

Чтение сказки «Зимовье зверей». Беседа по сказке.

Знакомство с сюжетом сказки. Стараться, чтобы дети запомнили развитие сюжета, последовательность действий.

Февраль

1 неделя

Разыгрывание различных сюжетов из сказки с использованием би-ба-бо, пальчикового театра.

Продолжить учить детей  приемам с «живой рукой», би-ба-бо, пальчиковым театром. Работать над речевым дыханием детей, добиваться  четкой дикции, работать над интонационной выразительностью речи.

2 неделя

Работа над отдельными сценами, для проработки эмоций и чувств героев.

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики. Развивать синтетическое творчество.

3 неделя

Репетиция сказки.

Закреплять знание детьми текста сказки. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки.

4 неделя

Съемка сказки на видеоноситель.

Дать возможность родителям увидеть результат творчества своих детей.

Март

1 неделя

Беседа о других видах театра (балет, опера).

Рассказать об их особенностях. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать к активному сопереживанию музыки, осознанно воспринимать средства музыкальной выразительности.

2 неделя

Знакомство с понятием «мюзикл».

Рассказать об его особенностях. Продолжать расширять понятие о театре и его видах.

3 неделя

Проигрывание отдельных сюжетных ситуаций.

Развивать память, воображение, умение правильно подать своего героя с помощью эмоций, интонации и мимики.

4 неделя

Повторение пройденного материала.

Закрепить за детьми знания, которые они получили. Развивать память, речь, способность передавать эмоции.

Апрель

1 неделя

Чтение сказки «Кот в сапогах», беседа.

Знакомство с сюжетом сказки. Стараться, чтобы дети запомнили развитие сюжета, последовательность действий.Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах эмоциональной выразительности при передаче образа, и в соответствии с этим передавать различные переживания, настроения в исполнительской деятельности.

2 неделя

Работа над диалогами, разбор сказки по ролям.

Формировать способность  к творческой позиции в создании собственного варианта сказки. Закреплять умение детей самостоятельно искать способы действий к передаче образов, искать свои средства выразительности.

3 неделя

Разучивание ролей.

Продолжать формировать способность  к творческой позиции в создании собственного варианта сказки. Закреплять умение детей самостоятельно искать способы действий к передаче образов, искать свои средства выразительности.

4 неделя

Проработка героев.

Предоставить детям возможность проявить инициативу, фантазию и готовность к эмоциональной импровизации.

5 неделя

Репетиция сказки по ролям.

Закреплять знание детьми текста сказки. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки.

Май

1 неделя

Репетиция сказки по ролям.

Закреплять знание детьми текста сказки. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки.

2 неделя

Репетиция сказки по ролям.

Закреплять знание детьми текста сказки. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки.

3 неделя

Съемка сказки на видеоноситель.

Дать возможность родителям увидеть результат творчества своих детей.

4 неделя

Беседа с детьми о том, как прошел учебный год, что успели выучить. Разыгрывание миниатюр на заданные темы.

Закрепить за детьми знания, которые они получили. Развивать память, речь, способность передавать эмоции, воображение.

3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- теневой

- би-ба-бо (перчаточный)

- фланелёграф

- магнитный

- штоковый

- масочный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки.

4. Костюмы

3.4. Формыаттестации:

- результативное участие в конкурсах;

- открытые просмотры постановок сказок.

Оценочные материалы

Цель: выявление уровня  творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

Критерии:

Низкий уровень.

Ребенок не принимает активного  участия в театрализованной  деятельности. Не знает   различные  виды театрального искусства. Имеет слабые навыки в использовании основных средств художественной выразительности.

Средний уровень.

Ребенок понимает средства художественной выразительности. Затрудняется проявлять активность  в театрализованной деятельности.

Высокий уровень.

Ребенок активен в театрализации; использует различные средства художественной выразительности. Знает и правильно называет различные виды театрального искусства.

3.5. Список использованной литературы:

  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  9.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  14. : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
  16.  А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  17.    Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
  18. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.

Лист изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Музыкальная студия"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Музыкальная студия"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цирковая студия «Сюрприз»

В современных условиях развития нашего общества возникает необходимость вырастить поколение людей, здоровых физически, нравственно и духовно.        В силу свое...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия знаний Робоборика» социально-гуманитарной направленности, 2023 г.

Отличительной  особенностью программы является активное использование дистанционных технологий: тематические видео-занятия и интерактивные игры, демонстрационный материал, просмотр видеоматериало...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Цирковая студия»

Цирк – это синтез спорта и искусства. Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Герой цирка – артист, который преодо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Студия "В мире профессий"

Программа позволяет дать основные представления дошкольникам старшего дошкольного возраста способствовать развитию интереса детей, любознательности и познавательной мотивации; формировать познавательн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мульт-студия»

Программа «Мульт-студия» является адаптированной как для детей нормы, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Направлена на речевое и познавательное развитие, стимулировани...