Использование конструктора LEGO в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
материал по музыке (подготовительная группа)

Кислицына Светлана Анатольевна

Использование ЛЕГО конструктора на музыкальных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование конструктора LEGO в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Практика внедрения в детском саду конструктора ЛЕГО показывает, что его можно использовать не только традиционно как конструирование, но и совмещать с различными видами деятельности дошкольников, и вводить детей в мир разных интересных профессий.

Чтобы музыкальная деятельность стала не только занимательной и увлекательной для ребёнка, но и способствовала его разностороннему развитию, мы используем конструктор ЛЕГО в музыкально - дидактических играх.

Такой синтез разных видов деятельности решает следующие задачи:

  • развитие музыкальных способностей детей: звуковысотного, ритмического, тембрового слуха;
  • освоение в процессе игры особенностей творческих профессий;      

- приобщение детей к ЛЕГО конструированию в самостоятельной деятельности.

При подборе музыкально-дидактических игр, в которых можно использовать конструктор ЛЕГО, я учитываю возраст детей.

    Дети среднего дошкольного возраста могут соотнести цвет и размер деталей лего с характером музыки или высотой звуков.

В известной игре «Птица и птенчики», где дети определяют низкие и высокие звуки, мы можем использовать теперь музыкальную лесенку сделанную из конструктора. (фото1) По принципу этой игры, для определения звуковысотности и тембра, используем любые большие и маленькие фигурки, например, матрёшки.    Усложняя игру, к концу учебного года, можно использовать большие и маленькие детали конструктора.

   В музыкально-дидактической игре «Весело-грустно» (фото2)  настроение в музыке дети ассоциируют с определённым цветом и показывают, например, красные кирпичики, если музыка весёлая, и синие – если музыка грустная.

В игре «Тихо-громко», используется тот же принцип соотношения цвета с силой звучания музыки.

В старшем дошкольном возрасте Лего - конструктор используется в играх на развитие чувства ритма, звуковысотного, тембрового слуха. В этом возрасте мы уже знакомим детей с творческими профессиями и их особенностями. Например, в игре «Музыкальная лесенка» (фото3) мы распеваемся и настраиваем свой голос как певцы, вокалисты, оперные певцы. Предварительно дети сами строят лесенку из 3, 5 или 7  ступеней и передвигают Лего - человечка по ступеням вверх или вниз, в зависимости от движения мелодии, под музыкальное сопровождение или пение педагога:

- «Вверх иду - вниз иду».

Усложняется игра количеством ступенек до 5: 

- «Вот иду я вверх – вот спускаюсь вниз».

Ну а лесенка из семи ступеней позволяет пропевать гамму.

Когда дошкольники усвоят этот приём, они исполняют попевку самостоятельно.

В старшем дошкольном возрасте дети умеют определять ступени трезвучии: низкий, средний, высокий звук. (условно мы их обозначаем разными цветами деталей) Определив ступень, дети показывают соответствующую ступени деталь.

В игре «Ритмическое лото» (фото4) дети прослушивают ритмический рисунок, затем прохлопывают его, а потом выстраивают звуки по длительности. Те дети, которым сложно определять какой звук звучит, выполняют задание наоборот. Они строят свой ритмический рисунок, а музыкальный руководитель проигрывает построенную из конструктора мелодию. В игре можно использовать знакомые детям попевки, стихи и песни.

Нетрадиционное музыкальное занятие с использованием деталей конструктора ЛЕГО (6 человек)

Ход занятия.

1. Музыкальная игра-разминка с элементами массажа и самомассажа.

Встать в круг. Раздать детям по два кирпичика.

По коленочкам из Lego мы деталью постучим.

  1. Взяли мы конструктор лего по коленкам постучим.

         Потихоньку-потихоньку по ножкам постучим.

  1. А теперь по локоточкам мы тихонько постучим.

И по ручка и по ручкам мы деталькой постучим.

  1. Наклонились, и  по пяткам мы тихонько постучим.

     По коленкам, локоточкам и по плечикам стучим.

  1. А теперь по спинке друга мы деталькой постучим.

    Потихоньку, осторожно мы по спинке постучим.

  1. Ах, как весело сегодня мы сегодня не грустим.

    Взяли мы детальки в руки и немного пошалим.

Предложить детям объединиться в пары, подойти к столу и из кирпичиков сделать лесенку из пяти ступенек, каждая пара берёт одного человечка. Муз руководитель с металлофоном.

2. Распевание и развитие звуковысотного слуха.

Музыкально-дидактическая игра «Лесенка».

-«Вот иду я вверх», все за мной повторяют, поют и показывают»; «Вот иду я вниз», «Никуда не иду, я на месте стою».

Затем задание усложняется: звучит только мелодия, дети поют и показывают движение мелодии.

3. Упражнение на развитие чувства ритма.

«Это дятел сел на сук»

Это дятел сел на сук.

Тук, тук, тук-тук-тук, тук (тук-тук, тук; тук-тук, тук)

Всюду слышен перестук.

Тук, тук, тук-тук-тук, тук.

То он медленно стучит

Тук, да тук. Тук, да тук.

То быстрее зазвучит

Перестук, перестук. Тук-тук-тук-тук-тук.

(проиграть в двух вариантах)

4. Слушание музыки. (Встают в круг).

Дидактическая игра «Лего - календарь». 

Определять название, цвет детали и какое время года может быть раскрашено таким цветом.

-Мы будем слушать музыку из цикла Времена года. А кто пишет музыку? (композитор) Музыкальный  цикл Времена года написал композитор А. Вивальди.

Мешочек с 4-мя лего деталями:

Зеленый, жёлтый, красный, синий. Дети, стоя в кругу, передают друг другу мешочек  и ритмично произносят текст:

- Волшебный мешочек по кругу спешит,

В нем Lego конструктор спокойно лежит.

Но вот остановка и я достаю

Детальку от Lego, и вам покажу.

Все:им цветом

Назови деталь и цвет

И скорей нам дай ответ.

(Ребенок называет деталь и цвет)

Все:

А теперь не спеши,

Время года назови.

На экране появляется картина, соответствующая произведению из цикла «Времена года».

Звучит музыка из музыкального цикла А. Вивальди «Времена года»

5.Музицирование.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».

Предлагаю детям поиграть в оркестр.

-Ребята, а оркестр из кого состоит? (из музыкантов)

Выберете себе инструмент, на котором будете играть. Теперь вы настоящие музыканты. А кто в оркестре главный? 

Дети:…дирижёр.

- А как он руководит оркестром? (дети отвечают). Давайте, дирижёром сегодня буду я, но так как у нас необычный оркестр, вместо дирижерской палочки у меня будут детали конструктора Лего.

 Педагог показывает кирпичики, на экране картинка-подсказка с изображением музыкальных инструментов.

Каждому музыкальному инструменту соответствует определённый цвет кирпичика: жёлтый – бубен 1, зелёный – ложки 4, синий – маракас 2, красный – треугольник 1.

- Если у меня в руке будет синий кирпичик, какие инструменты зазвучат? (дети: маракасы, когда я возьму красный кирпичик-треугольник).

-Репетиция оркестра без музыки. Педагог показывает кирпичик, дети играют на том инструменте, который соответствует цвету.

Импровизация в оркестре под музыкальное сопровождение.

- Понравился вам наш оркестр? Сегодня я была дирижёром, а на следующем занятии вы попробуете себя в профессии дирижёр.

----------------------------------------------

      Работая в рамках лего - площадки я приняла участие в конкурсе профессионального мастерства на базе детского сада

 «Методическая разработка проекта».

Тема: «Мы в ЛЕГО играем и чечётку отбиваем». Танец «Чечётка» как способ развития чувства ритма (через построение ритмического рисунка с помощью конструктора)

(представление проекта)

ИТОГ:

      В заключении предлагаю вам проявить творчество, фантазию и смекалку и собрать из ЛЕГО любой музыкальный инструмент.

Изготовление музыкальных инструментов из лего, дети используют в самостоятельной деятельности и примеряют на себя профессии музыканта, музыкального руководителя, изготовителя инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, п...

Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов

Данная статья даёт ответ на вопрос: "Как ориентировать дошкольника в профессии?"...

статья на тему: Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития....

Использования конструктора LEGO на занятиях с детьми старшего школьного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Методическая разработка по практике внедрения LEGO конструирования на музыкальных занятиях у детей старшего школьного возраста...

«Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»

Статья на тему «Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов» МБДОУ "Детский сад № 24"г. Новороссийск...

«Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»

laquo;Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры и игровых приемов»...