Дидактические игры для детей дошкольного возраста.
картотека

Вторушина Алена Вячеславовна

Дидактические игры для детей дошкольного возраста.

 

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, снятие эмоционального напряжения.

Содержание.

• «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на мелкую крупу.

• «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности крупы, двигаясь в разных направлениях.

• «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность волнистой (в разных направлениях).

• «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в крупу, встречаясь руками друг с другом — «жучки здороваются»).

• «Кроказябла» — дети оставляют на крупе самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать).

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Содержание.

1. Рисуем пальцем, ребром ладони, кисточкой различные геометрические фигуры, простые/сложные узоры, прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки.

2. Выкладываем узоры на крупе в заданной последовательности предметов (камешков, желудей, больших пуговиц и пр.)

3. Придумаем свой узор или рисунок.

Игра «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем мире живой и неживой природе, развитие и совершенствование монологической речи.

Содержание.

Взрослый предлагает построить разнообразный ландшафт живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров и рассказать о жизни людей или животных в этом месте.

Игра «Прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности, речи.

Содержание.

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек.

В крупе любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». Взрослый закапывает в крупу картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Бери кисточку и начинай искать в крупе эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от крупы часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа и рассказать сюжет сказки.

Игра «Чего на свете не бывает»

Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию

Содержание.

Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить в емкосте с песком или крупами картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

Игра «Общим словом назови и запомни»

Цель: развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Содержание.

Ребенку дается задание построить сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить работу с крупами в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

Игра «Детские секретики».

Задача: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Содержание.

Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках крупяной картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игра «Чудесный мешочек»

Задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Игровое правило - отгадывать знакомый предмет на ощупь.

Материал – три мешка с разным наполнителем (первый мешок – манная крупа, второй мешок – мелкая галька, третий мешок - вата).

 

Игра «Большой - маленький»

Задача: учить детей различать формы геометрических фигур, размер геометрических фигур, побуждать проговаривать в речи название геометрических фигур, размер геометрических фигур большой, маленький.

Материал – манная крупа, стол-поднос, трафареты геометрических фигур: круг (большой, маленький), квадрат (большой, маленький), треугольник (большой, маленький).

 

Игра «Что лишнее?»

Задача: учить детей замечать ошибки в использовании предметов, развивать наблюдательность, внимание, умение доказывать правильность своих суждений.

Игровое правило – закрывать карточкой только ту картинку, которая лишняя.

Материал – манная крупа, стол-поднос, трафареты.

 

Игра «Найди предмет по описанию»

Задача: учить детей описывать предмет, не называя его, развивать наблюдательность, находчивость, воспитывать умение находить предмет по его   характерным признакам, воспитывать выдержку.

Материал – стол - поднос, манная крупа, трафареты.

 

Игра «Какая игрушка?»

Задача: учить представлять себе предмет по их схематическим изображениям, развивать воображение детей.

Материал – стол-поднос, манная крупа, трафареты.

 

Игра «Сложи узор»

Задача: учить детей пользоваться предметами заместителями: располагать   предметы на плоскости, учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости (подносе).

Материал – стол-поднос, манная крупа 4 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

 

Игра «Найди ошибку»

Задача: учить детей находить ошибки,   закреплять знания об основных цветах спектра, о форме предмета.

Игровое правило - учить проводить исследовательские мероприятия для нахождения и устранения ошибок.

Материал – стол-поднос, манная крупа 4 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Основные функции дидактической игры.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и фор...

«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста».

Цель и задачи музыкальной игры, Важные аспекты, Группы, формы игр....

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Веселые картинки»

Цель: закрепление навыка правильного произношения звуков в речи. Задачи:Ø   автоматизация звука в словах;Ø   развитие фонематических процессов;Ø   развитие мелкой мо...

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста "Машина каша"

Цель игры: практическое освоение навыка словообразования имен прилагательных от имен существительных. Активизация словарного запаса.Ход игры: Маша хочет сварить кашу для мишки. Взрослый предлагает реб...

Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста

Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...