Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования
методическая разработка

Давыдова Рамиля Ахмятовна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_dokladu.pptx2.09 МБ
Файл doklad.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования В оспитатель дошкольной группы МБОУ « Ватинская ОСШ» Давыдова Р.А.

Слайд 2

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Слайд 3

Тонкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

Слайд 4

Цель : создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования. Задачи : 1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования. 2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. 3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию. 4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования. 6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Слайд 5

Кляксография

Слайд 6

Рисование пальчиками

Слайд 7

Рисование ладошкой

Слайд 8

Печатание ( штампирование )

Слайд 9

Техника тычка .

Слайд 10

Техника рисования песком

Слайд 12

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Творческая презентация

воспитателя дошкольной группы МБОУ «Ватинская ОСШ» Давыдовой Рамили Ахмятовны на тему:

«Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

1 слайд

Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, расположены близко и поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. В то же время, речь способствует социализации детей, помогает найти оптимальные связи с окружающими, выстроить взаимоотношения в мире.

2 слайд

 Всем хорошо известно высказывание В.А. Сухомлинского о том, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев, в актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей можно не сомневаться. Следует отметить, что и,  несмотря на разработанность темы, она относится к разряду вечных, так как каждый ребенок требует своего подхода,  и каждый педагог ищет собственные пути решения поставленных перед ним задач. 

По мнению Н.А. Бернштейна, анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. Н.А. Бернштейном было предложено совершенно новое понимание процесса управления движениями: он назвал его принципом сенсомоторных коррекций, уточняющим моторные импульсы в процессе движения на основе непрерывно поступающей информации об изменениях в ходе его протекания. Ученый писал, что какую информацию несут сигналы обратной связи: сообщают ли о степени напряжения мышц, о положении частей тела, о скорости процессов. Афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Н.А. Бернштейн доказал, что каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений: центральный отдел управления – этаж, тип сенсорных коррекций, тип двигательных задач и репертуар движений.

3 слайд

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

4 слайд

Целью моей работы с детьми  является – создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования. Задачи представлены на слайде.

        5 слайд

        Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Кляксография. Вид техники, в основе которой – пятно – клякса, содержащее образ. Выполняется очень легко. На лист бумаги ставится клякса, которая слегка раздувается в разных направлениях, после чего образованное пятно дорисовывается образа. В кляксографии можно выделить несколько разновидности:

  1. Монохроматическая кляксография выполняется одним цветом.
  2. Полихромная кляксография – целесообразно использовать сразу несколько цветов.
  3. Лаконичная кляксография, в основе, которой – общее пятно.
  4. Линейная кляксография: нанесения кривых линий – хаотичных и формообразующих.

Любой вид кляксографии направлен на развитие воображения, наглядно – образного мышления. С одной стороны, кляксография очень легка в исполнении, поскольку для нанесения пятна – кляксы не нужны специальные усилия, материал, инструменты (движение кляксы чаще всего не предсказуемо); с другой – пятно-клякса требует внимания, ведь его формообразование нуждается в целенаправленном управлении. Каждый силуэт может иметь несколько трактовок.

Кляксография может выполняться разным материалом: акварелью, тушью, гуашью.

6 слайд

Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки. Он может изображать не только точки, но водить пальчиком по бумаге.

7 слайд

Рисование ладошкой. Ладошкография – техника рисования гуашью или иными безопасными для детей красками, во время которой малыши оставляют на листе бумаги отпечатки внутренней поверхности ладони.

8 слайд

Печатание (штампирование) – техника получения изображений на бумаге с помощью штампов, предварительно погруженных в баночки с красками. Штампы изготавливаются из кусочков поролона, пенопласта, нарезанных свежих овощей, пробок и других подобных материалов. Используют также готовые фабричные штампы с изображениями животных, персонажей мультфильмов и буквенно – цифровыми символами.

С помощью техники штампирования, можно предложить ребенку изобразить плоды на яблоне или груше, разноцветные листья в кроне дерева осенью, пятна на шкуре леопарда и т.д.

Эта методика рисования штампами позволяет изучать с детьми те или иные геометрические фигуры, делать на бумаге отпечатки соответствующей формы, комбинируя их между собой. Таким способом можно получить домик, какое – то животное и даже показать малышам, как рисовать человека. Осенью в конспекты занятий традиционно включают уроки в технике печатания, на которых в качестве штампов используются сухие листья (кленовые, каштановые, липовые и другие).

9 слайд

Техника тычка. Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает «тычки» («стучит каблучком туфельки»), заполняя нужное пространство. Тычки можно выполнять ватными палочками. Рисование методом тычка – техника, во время которой для работы используется жесткая кисть для клея. Дети наносят на бумагу отпечатки краски сухой кистью, держа руку вертикально, перпендикулярно листу. Благодаря этому фактура мазков значительно отличается от стандартной и позволяет просто и быстро рисовать реалистичные картины живой природы.

Детям можно предложить изобразить таким методом любимого плюшевого мишку, симпатичного пушистого котенка или щенка, деревья в лесу или море. Эта техника также позволяет красивые новогодние открытки, когда способом тычка рисуют сосновую хвою.

10 слайд

Техника рисования песком – молодое спонтанное искусство, оригинальный способ получать изображения на стекле пальцами с помощью работы с мелкозернистым песочным материалом. Для этого вида творчества понадобится деревянный или пластиковый планшет с матовым стеклом, источник света (располагается под планшетом), чистый просеянный песок. Занятия проводятся в затемненном помещении в тихой, спокойной обстановке.

Актуальность этого направления состоит в том, что оно как ничто иное осуществляет развитие мелкой моторики, способствует снятию стресса и обучает малышей выражать свои эмоции в творческом акте. Обязательным является присутствие взрослого, который показывает ребенку те или иные приемы и направляет процесс работы малышей..

11 слайд

Все нетрадиционные средства рисования решают несколько целей. Так, при использовании кляксографии ребенок учится экспериментировать с красками, создавать необычные образы, т.е. у него развивается воображение. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. А подключение пальчиков помогает придать изображению смысл. В то же время это полезно для артикуляционной гимнастики. Рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но ребенок получает новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. Дети могут рисовать не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук .

Сначала рисуют рука в руке с воспитателем, затем он показывает ребенку пример – на своем листочке и постепенно принцип рисования ребенок понимает.

В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание).

Сделать отпечатки ладошек – не менее весело и полезно, чем отпечатки пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же развивает четкость движений пальцев.

Отпечатки ладошек дополняется недостающими элементами, и превращаем их в рыбок, птичек, солнышко и т.д..

 При использовании штампов в рисовании реализуется так же множество целей. Материалы для самодельных штампов окружают на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала стоит попробовать реализовать несколько распространенных и отлично зарекомендовавших себя идей.

Чаще всего на своих занятиях с  дошкольниками использую самые простые штампы, оставляющие точки и кружочки – это ватная палочка, ластик на конце простого карандаша, дно или пробка от пластиковой бутылки, а также штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона.

Чтобы развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных средств рисования стало увлекательной игрой, важно использовать разнообразные игровые приемы, такие как пальчиковые игры, массаж рук пальцев и др.

Рисование с использованием нетрадиционных средств детям очень нравится. За счет применения различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития общей моторной ловкости, мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику кляксографии и т.п. Именно нетрадиционные средства рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Поэтому я считаю, что при работе с детьми  дошкольного возраста необходимо использовать нетрадиционные техники рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему " Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования"

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»«Истоки способностей и даро...

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...

Отчёт по самообразованию.Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования»

Отчёт по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования» Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, ...