Отчёт по самообразованию.Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования»
материал (старшая группа) на тему
Отчёт по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования» Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне Э. Успенский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya.docx | 105.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение «Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
«Детский сад общеразвивающего вида № 44»«Мирас»
Отчёт
по самообразованию
Воспитатель I категории
Гараева Марзия Габделбаровна
г. Нижнекамск РТ
2017– 2018 г.
Содержание:
- Введение
- Пояснительная записка.
- Методы и формы обучения.
- Ожидаемые результаты.
- Отличительные особенности:
- Требования к уровню подготовки.
- Календарно-тематическое планирования
- Содержание программы
- Приложение
- Список используемой литературы.
Отчёт по самообразованию
Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов рисования
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне
Э. Успенский
В отчете представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 4-5, 5-6 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по художественному творчеству, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на два года обучения. Дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленная программа направлена на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Общее положение
- Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации деятельности изо кружка МАДОУ общеразвиваающего вида д./c №44.
- Настоящее Положение разработано на основе Конституции РФ Закона РФ «Об образовании», Типового Положения и регламентирующих документов системы образования города Нижнекамска.
- Занятия проводятся с детьми средних и старших группах в форме занятий по изодеятельности в рамках расписания годового учебного плана и кружковой работы.
- Работу по изодеятельности проводит воспитатель 1 квалификационной категории Гараева Марзия Габделбаровна.
Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность» составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного интеллектуального направления МАДОУ.
Новизной и отличительной особенностью программы«Радуга красок» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Оригинальность. Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать, лепить, клеить. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение. И т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Главное на занятиях кружка «Волшебные краски» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно
Актуальность программы «Волшебные карандашики» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Лепка- можно узнать, что лепить можно и на листочке, и используя множество способов.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности художественной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Волшебные карандашики».
Цель программы.
Цель программы: Создать условия для художественно – эстетическое развитие детей в процессе овладения нетрадиционной техникой рисования
Задачи программы.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Образовательные:
- обучить приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов и техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.);
- Развивающие:
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное образное и логическое мышление и любознательность эстетический вкуспри нетрадиционном рисовании;
- развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
- развивать мелкую моторику рукпри использовании нетрадиционными материалами;
- развивать речь словарный запас;
- расширять кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
- воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
- воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе. стремление доводить начатое дело до конца.
Технические:
- развивать координацию движения рук;
- научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
- использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
- помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
- научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
Задачи первого года обучения:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
- Развитие связной речи.
Задачи второго года обучения:
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками:
Нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- оттиски штампов;
- отпечатки листьев;
- печать по трафарету.
- тычок жесткой кистью;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- волшебные веревочки;
- кляксография(рисование от пятна);
- кляксография с трубочкой;
- кляксография обычная;
- монотопия;
- монотипия предметная;
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- поделка из ниток
- обрывная аппликация;
- оригами;
- поделки из природных материалов;
- лепка из солёного теста
- пластилинография;
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
Нетрадиционные художественные техники:
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
«Тычок» жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Печатание растениями: ребенок окрашивает гуашью засушенное растение, листок и наносит оттиск на бумагу, аккуратно прижимает «печатку» и снимает с поверхности листа, образуя композицию из листьев и др. частей растений.
Монотипия – ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография – 1.ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом бумаги и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
2.Ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг - ребенок опускает зубную щетку в баночку с гуашью, затем проводит расческой (кисточкой, палочкой) по зубной щетке, держа её над бумагой.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованное, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Технологии:
- Игровое обучение
- Принцип индивидуального подхода.
Методы:
Приемы и методы, используемые на занятиях изо:
- Словесные методы – рассказы, загадки, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка. напоминание о последовательности работы, совет
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
- Практические – упражнения, игр методы,
Эмоциональный настрой - использование музыкальных произведений,
Все методы используются в комплексе.
Используемые методы:
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Основные правила, при проведении занятий:
- Использование приема транслирования информации,
- Отбор тематического содержания,
- Главный герой рисования – ребенок,
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
- Педагог создает схематические изображения,
- Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Организация занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 20-25минут.
В год проводится в средней группе 30 занятий продолжительность 20 минут, в старшей группе 30 занятий, продолжительность 25 минут. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (первичный – в ноябре, и итоговый – в мае).
Возрастная группа средняя группа (4-5 лет) – старшая группа (5-6 лет)
Сроки реализации на 2 года.
Количество часов – 64 (2 раза в неделю)
Продолжительность занятия – 25-30 минут
Схема методики проведения занятий:
-вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать;
-показ образца, сенсорное обследование;
-показ приёмов создания образа или композиции;
-самостоятельная работа;
-анализ готовой работы;
-уборка рабочих мест.
Отличительные особенности:
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
- Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
- Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
- Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
- Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
- Словесные игры, игры – драматизации.
Основные этапы работы:
1 этап
«Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап:
«Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап:
«Собственное творчество».
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию , экспериментировать с разными техниками и материалами.
В программе «Волшебные карандашики» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- Научность и Доступность.
- Системность знаний.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Направления работы.
- Развитие творческих способностей
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
- организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- тематические выставки в ДОУ.
- участие в городских и выставках, и конкурсах в течение года.
- творческий отчет воспитателя – руководителя;
- проведение открытого мероприятия
- проведение мастер-класса среди педагогов
- оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.
Преемственность:
- Сформировать умения и навыки.
- Развивать личностные качества.
Программавключает:
- перспективноепланированиезанятий
- тематическоераспределениезанятийнаучебныйгод
- образцытворческихработ
Показатели прохождения рабочей программы:
- узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
- учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- учатся рисовать различными материалами.
- используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- развивать навыки по составлению сюжетов.
- дети учатся цветоведенью.
- экспериментируют.
- развивается связная речь.
- учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Ожидаемые результаты обучения.
Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
- создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
- сформированность у детей изобразительных навыков и умений всоответствии с возрастом.
- развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Должны уметь:
- работать в коллективе.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Средства диагностики:
Отзывы родителей.
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в школьных, районных, областных выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Распределение занятий
Учебно–тематический план.
Средняя группа.
№ п/п | Тема | Часы (мин) | |
Теория | Практика | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. | Сказка прокраску. Воздушные шары для феи. Гостинцы осени. Теплая картина. Скатерть – самобранка. Волшебные листья. Нарисуй картину на ложке. Грибы в корзине. Герои сказки. Разноцветные зонты. Кто спрятался? Аленький цветочек. Осенний лес. Путешествие по радуге. Улетаем на юг. Ежик. Веселые человечки. Золотая осень. Дымковская игрушка. Осенние листья. Осенняя сказка. Дерево колдуньи. Разноцветные рыбки. Как прекрасен этот мир. Первый снег. Снежинки. Лисичка – сестричка. Дымковский конь. Елочка – нарядная. Узоры на окне. Снегири. Зимняя сказка. Сказочные цветы. Узоры на тарелочке. Снеговик. Сказочная Жар – птица. Золотая рыбка. Веселый гномик. Волшебница – зима. Черепаха. Филин. Превращение ладошки. Открытка для мамы. Семеновские матрешки. Ранняя весна. Петушок золотой гребешок. Синие узоры на белоснежном поле. Песенка солнышка. Космический коллаж. Ветка с первыми листьями. Аквариум. Растения нашей группы. Грачи прилетели. В гостях у народных мастеров. Звери. Мишка косолапый. Мой маленький друг. Цветы. День Победы. Одуванчики. Бабочки. Подводный мир. Русские матрешки. Итоговое. | 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 | 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 |
Итого | 20 |
Учебно–тематический план.
Старшая группа.
№ п/п | Тема | Часы (мин) | |
Теория | Практика | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. | Путешествие кисточки Заря. Как в тумане. Натюрморт. Коротышки из Солнечного города Зоопарк Подсолнух. Осенние пейзажи. Расписные кони Маленькие камешки Пестрая кошка. Мы ходили в зоопарк. Пушистые животные. Украшение подноса узорами рябины. Белочка. Фруктовая мозаика. Кошка и котята. В подводном мире Живая рука. Булочная песенка. Улетающая стая. Красивый пейзаж. По замыслу. Зимние узоры. Полярное сияние. Пестрые попугаи. Зимний лес. Дворец Деда Мороза. Домик для Снегурочки. Новогодняя маска. Перчатки для котяток. Море волнуется. Рождественская ночь. Я – рыжий. Волшебные кляксы. Я рисую море. Корабли пустыни. Город на реке. Дворец Пипина. Мозаика. Невиданные звери. Портрет мамы Мои любимые рыбки. Натюрморт. Краб. Сравнение картин И.Левитана «Март» и Г.Грабаря «Мартовский снег». Песенка Солнышка. Космические дали. Загадочные животные. Павлин. Вишня в цвету. Волшебные птицы. Маленький принц. Роспись по ткани. Волшебные точки Лето, здравствуй! Звездное небо. Весна – красна. Путешествие в Африку. На рыбалке. У водоема. Как мы играем. Итоговое. | 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 | 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 |
Итого | 25 |
7
Календарно – тематический план занятий кружка
Средняя группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Методические приемы | Оборудование | Литература |
Сентябрь | Сказка про краску | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. |
| Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши. | Н.Ф. Штейнле Стр.12 |
Воздушные шары для феи. | Развивать эстетические познавания о цветах, познакомить с дополнительными цветами |
| Различные виды бумаги, краски, 3 возд шара. | Н.Ф. Штейнле Стр. 16 | |
Гостинцы Осени | Закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразит загадок. |
| Различные овощи, бумага, краски. | А.В. Никитина Стр.19 | |
Осенние деревья Рисунки из ладошек | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. |
| Бумага, краски, гуашь, кисти. | Н.Ф. Штейнле Стр. 21 | |
Теплая картина | Учить смешивать основные цвета и получать новые. Изобразить по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета. |
| Бумага, краски, гуашь, кисти | Т.Н. Ветрова стр. 39 | |
Скатерть – самобранка | Дать представление о натюрморте; учить рисовать овощи, фрукты разными изобразит материалами. |
| Бумага, восковые мелки, пастель, фломастеры. | Н.Ф. Штейнле Стр. 23 | |
Волшебные листья. Печатание листьями | Учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. |
| Рисунки – образцы, листья, гуашь, кисти, бумага. | А.В. Никитина Стр. 23 | |
Нарисуй портрет на ложке Рисунок из ладошки | Учить обводить свою ладонь. Развивать творческую фантазию. Изображать настроение человека. |
| Рисунки – образцы, гуашь, кисти, бумага. | Т.Н. Ветрова Стр. 40 | |
Октябрь | Грибы в корзине Рисунок из ладошки | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. |
| Бумага, грибы, корзина, гуашь, кисти, карандаши. | А.В. Никитина Стр. 27 |
Герои сказок. Тычок жесткой полусухой кистью | Учить рисовать тычком по контуру; прививать интерес, радоваться полученному результату. |
4.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши, кисти | А.В. Никитина Стр. 67 | |
Разноцветные зонты. Печать по трафарету | Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная работа детей. 4. Игра «Дождик» 5.Итог. | Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь. | А.В. Никитина Стр. 27 | |
Кто спрятался? Рисунок из ладошки | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная работа детей. 4.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши, кисти | А.В. Никитина Стр. 51 | |
Аленький цветочек Печать по трафарету | Закрепить навыки рисования, используя трафареты цветов, развивать эстетические чувства. |
4.Итог. | Трафареты, краски | А.В. Никитина Стр. 52 | |
Осенний лес Монотопия | Учить детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. |
5.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши, кисти, поролон. | Р.Т. Казакова Стр. 64 | |
Путешествие по радуге | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
| Бумага, краски, | Р.Т. Казакова Стр. 72 | |
Улетаем на юг кляксография. | Познакомить с методом – кляксография. Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения |
| Краски, кисти, бумага, | А.В. Никитина Стр.29 | |
Ноябрь | Ежик. Тычок сухой кистью | Познакомить с новым методом – рисование тычком. Развивать внимание, воображение. |
| Краски, кисти, бумага, карандаши. | А.В. Никитина Стр. 33 |
Мой любимый свитер Оттиск печатками из картофеля | Знакомить с техникой рисования, развивать воображение и инициативу. Закрепить умение украшать предмет различными печатками. |
| Краски, кисти, бумага, карандаши, силуэты | А.В. Никитина Стр. 31 | |
Веселые человечки. Волшебная веревочка | Продолжать знакомить с приемом рисования веревочками. Передавать в рисунке силуэт человека в движении. |
| Веревочки, клей, краски, кисти, бумага. | А.В. Никитина Стр. 35 | |
Золотая осень. кляксография трубочкой. | Познакомить с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Совершенствовать умения в различных техниках, развивать чувство композиции. |
| Бумага, гуашь, кисти, трубочки. | А.В. Никитина Стр. 89 | |
Дымковская игрушка. Оттиск печатками | Закрепить умения рисовать с помощью силуэта, украшать печатками. Развивать умения передавать колорит. |
| Силуэты, краски, кисти, печатки, образцы. | А.В. Никитина Стр.45 | |
Осенняя сказка | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
| Краски, бумага, кисти | Р.Т. Казакова Стр. 57 | |
Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
4.Итог. | Цвет бумага, краски, бумага, клей | Р.Т. Казакова Стр. 51 | |
Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
| Цвет бумага, краски, бумага, клей | Р.Т. Казакова Стр. 46 | |
Декабрь | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
| Бумага, краски, карандаши, илюстрации | Р.Т. Казакова Стр. 81 |
Первый снег. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию. |
| Бумага, краски, карандаши, илюстрации | А.В. Никитина Стр. 39 | |
Снежинки. Воздушные фломастеры | Учить детей с помощью трафарета снежинок делать набрызг из фломастеров развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. |
| Бумага, трафарет, воздуш фломастеры. | А.В. Никитина Стр. 41 | |
Лисичка-сестричка Печать по трафарету | Развивать у детей способность создавать сюжетную композицию. Учить рисовать с помощью поролонового тампона по трафарету. Развивать чувство композиции |
| Краски, поролоновые тампоны, бумага, трафареты | А.В. Никитина Стр. 43 | |
Дымковский конь. Оттиск печатками | Познакомить с дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. |
| Фигурки коня, гуашь, печатки, кисти, | А.В. Никитина стр. 45 | |
Елочка – нарядная. Оттиск поролоном, рисование пальчиками | Учить рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. |
| Гуашь, печатки, кисти, бумага. | А.В. Никитина стр. 47 | |
Узоры на окне. | Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. |
| Ватман, краски, кисти. | А.В. Никитина стр. 48 | |
Снегири | Учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья; воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радовать полученному результату. |
| Ватман, краски, кисти. | Н.Ф. Штейнле Стр. 39 | |
Январь | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
| Трафарет, краски | Р.Т. Казакова стр. 49 |
Сказочные цветы. Воздушные фломастеры | Продолжать учить рисовать воздушными фломастерами, развивать воображение. Закреплять навык рисования, используя трафареты цветов. |
| Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации | А.В. Никитина Стр. 53 | |
Узоры на тарелочке Оттиск печатками | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. |
| Трафареты, краски Изделия городецких мастеров, бумага, гуашь, кисти. | А.В. Никитина Стр.55 | |
Снеговик. пластилинография | Учить передавать образ снеговика техникой пластилинографией. Развивать чувство композиции. |
| Бумага, пластилин | Г.Н. Давыдова Стр. 18 | |
Сказочная Жар – птица | Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям. |
| Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации с птицами | Н.Ф. Штейнле Стр. 45 | |
Февраль | Золотая рыбка. Рисунок из ладошки | Вызвать интерес к изображению. Учить обводить пальцы руки, простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. |
| Карандаши, акварель, кисти, бумага. | И.Н. Лыкова Стр. 82 |
Веселый гномик. Волшебные веревочки | Учить детей изображать фигуру человека, использовать прием рисования нитью. Развивать эстетическое восприятие, |
| Карандаши, акварель, кисти, бумага. | Н.Ф. Штейнле Стр. 38 | |
Волшебница-зима. | Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию. |
| Бумага, гуашь, кисти, карандаши. | Н.Ф. Штейнле Стр. 90 | |
Пингвины на льдине. Печать по трафарету | Познакомить с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить пользоваться поролоновыми тампонами, наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета. |
| Краски, кисти, поролоновые тампоны, трафареты, | А.В. Никитина Стр.59 | |
Черепахи. Восковые мелки + акварель | Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно. |
| Бумага, фломастеры, восковые мелки, акварель, кисти, | А.В. Никитина Стр.61. | |
Филин. Тычок жесткой кистью | Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться средствами графики. Упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного. |
| Бумага, уголь, кисти, гуашь, иллюстрации | А.В. Никитина Стр. | |
Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
Итог. | Бумага, краски, кисти, карандаши. | Р.Г. Казакова Стр. 70 | |
Март | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
| Бумага, краски, кисти, карандаши. | Р.Г. Казакова Стр. 89 |
Открытка для мамы. Печать по трафарету + воздушные фломастеры | Учить рисовать различные цветы, использовать различные техники.Учить украшать цветами открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. |
| Бумага, гуашь, трафареты, воздушные фломастеры. | А.В. Никитина стр.63 | |
Семеновские матрешки. Оттиск печатками | Познакомить с семеновскими матрешками. Рассмотреть рисунок на фартуках. Развивать цветовосприятие. |
| Образцы, гуашь, печатки из картофеля. | А.В. Никитина Стр. 65 | |
Ранняя весна. | Учить рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. |
| Бумага, краски, кисти. | А.В. Никитина Стр 69 | |
Петушок – золотой гребешок. | Познакомить с народными традициями изображения птиц, формировать умения и навыки в рисовании сложной формы |
| Иллюстрации петухов (народное творчество), краски, кисти. | Н.Ф. Штейнле Стр. 38 | |
Синие узоры на белоснежном поле. | Учить создавать декоративную роспись, составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге. |
| Силуэты, краски, кисти | Н.Ф. Штейнле Стр. 38 | |
Песенка солнышка Комментированное рисование | Развивать зрительно – двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка. |
| Свеча, бумага, краски | Н.В. Микляева Стр 82 | |
Апрель | Космический коллаж (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
| Бумага, краски, цвет бумага. | Р.Т. Казакова стр 75 |
Ветка с первыми листьями Оттиск печатками | Учить рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья. |
| Бумага, краски, кисти, карандаши, печатки, ветки в вазе. | А.В. Никитина стр 71 | |
Аквариум. Рисунки из ладошек | Знакомство с художественными техниками. Продолжать учить детей обводить руку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. |
| Карандаши, краски, кисти. | А.В. Никитина стр. 75 | |
Растения нашей группы. Оттиск поролоном | Познакомить детей с комнатными растениями. Познакомить с техникой – оттиск поролоном. |
| Бумага, поролон, краски, кисти. | А.В. Никитина стр. 77 | |
Грачи прилетели. Печатка из ластика, рисование поролоном | Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей печатками из ластика изображать стаю птиц. |
| Печатки, бумага, краски, кисти. | А.В. Никитина стр 79 | |
В гостях у народных мастеров. | Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике. |
| Народные изделия, бумага, карандаши, краски. | Н.Ф. Штейнле стр 28 | |
Звери Тычок жесткой кистью | Учить создавать образ животного, используя технику тычка. Развивать умения пользоваться средствами графики |
| Игрушки зверей, бумага, краски, кисти | Н.Ф. Штейнле стр 58 | |
Мишка косолапый Тычок жесткой кистью | Учить рисовать медведя по контуру тычками; прививать интерес. |
| Игрушка медведя, рисунки-образцы, краски, кисти, карандаши. | Н.Ф. Штейнле стр 35 | |
Май | Мой маленький друг (техника тычка) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
| Краски, кисти, бумага | Р.Е. Казакова стр. 75 |
Цветы. Техника тычка | Продолжать учить рисовать тычками, распределять по всему рисунку точки. |
| Бумага, карандаши, краски, кисти. | А.В. Никитина Стр. 81 | |
День Победы. воздушными фломастерами | Познакомить детей с техникой рисования воздушными фломастерами. Расширять знания об окружающем мире. Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги |
| Бумага, воздушные фломастеры. | А.В. Никитина Стр. 73 | |
Одуванчики рисование веревочкой | Развивать зрительно – моторную координацию, совершенствовать эстетическое восприятие. Закрепить умения детей рисовать веревочкой. | Загадывание загадок.
| Бумага, клей, краски, веревочки | А.В. Никитина Стр. 83 | |
Бабочка Предметная монотопия | Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, учить детей соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление |
| Бумага, гуашь, кисти. | А.В. Никитина Стр. 85 | |
Подводный мир (кол работа) | Учить обводить растопыренные пальцы простым карандашом, дорисовывать детали. |
| Рулон бумаги, картинки морского дна, краски, кисти, карандаши. | И. Н. Лыкова стр. 96 | |
Русские матрешки | Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию. |
| Силуэты, образцы, кисти, краски. | Н.Ф. Штейнле стр 32 | |
Итоговая выставка рисунков. | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. |
| Рисунки детей за год |
Календарно - тематический план занятийкружка «Карандашик»
Старшаяая группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Методические приемы | Оборудование | Литература |
Сентябрь | Путешествие Кисточки | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. |
| Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши. | Н.Ф. Штейнле стр 12 |
Заря | Закрепить знание теплых цветов, особенности их смешения, плавный переход от желтого до малинового |
2. Рассматривание картин. 3.Показ приема рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5. Итог | Бумага, краски, поролон. | Т.Н. Ветрова стр. 49 | |
Как в тумане | Учить рисовать густой краской. Закрепить приемы рисования кистью |
| Бумага, краски, кисть | Т.Н. Ветрова стр. 49 | |
Натюрморт Рисование пластилином | Учить рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт | 1.Худ. слово. 2. Беседа.
| Картон, пластилин, карандаши | Т.Н. Ветрова стр. | |
Коротышки из солнечного города Комментированное рисование | Формировать умение пересказывать литературный текст от лица героя. Совершенствовать умение рисовать по следам прослушанного литературного произведения. |
| Бумага, кисти, мелки, фломастеры | Н. В. Микляева стр. 90 | |
Зоопарк Комментированное рисование | Научить переносить умения и навыки комментированного рисования на себя, упражнять в создании фигур из геометрических форм, используя прием прием дополнения и изъятия лишнего. Воспитывать интерес к диким животным. |
| Бумага, краски, карандаши, геометрич формы | Н. В. Микляева стр.96 | |
Подсолнух Комментированное рисование | Упражнять в словообразовании, овладевать новым приемам рисования кистью. Развивать зрительное восприятие , мыслительные операции. |
| Бумага, краски, карандаши, кисти. | Н. В. Микляева стр 57 | |
Октябрь | Осенние пейзажи (рисование по сырому) | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
| Краска, бумага, кисти | Р.Т. Казакова стр 73 |
Кони расписные. | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. |
| Фигурки коня, гуашь, печатки, кисти, | Н.Ф. Штейнле стр 78 | |
Маленькие камешки Рисование на камешках | Познакомить детей с новой техникой рисования – роспись камней. Развивать изображение, фантазию |
| Камни, гуашь, кисти. | А.В. Никитина стр. 91 | |
Пестрые кошки (рисование ватными палочками) | Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. |
| Бумага, краски, ватные палочки | Р.Г. Казакова стр 43 | |
Мы ходили в зоопарк (восковые мелки) | Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. |
| Восковые мелки, бумага | Р.Г. Казакова стр 36 | |
Пушистые животные (тычок жесткой кистью) | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. |
| Краски, кисти, бумага | Р.Г. Казакова стр 41 | |
Украшение подноса узорами рябины рисование пальчиком | Учить составлять узор из рябины в круге. Закрепить приемы печатания пальцем, добиваясь четкого оттиска. Учить рисовать листья пальцами. |
| Бумага, краски. | Т.Н. Ветрова стр. 53 | |
Белочка Комментированное рисование | Развивать умение связно, непрерывно, логично высказывать мысли, слуховую и зрительную память . |
| Геометрические детали, бумага, краски, кисти. | Н. В. Микляева стр 69 | |
Ноябрь | Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании тона с помощью акварели. |
| Восковые мелки, краски, бумага | Р.Т. Казакова стр 96 |
Кошка и котята Комментированное рисование | Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. |
| Карандаши, бумага, краски, кисти. | Н. В. Микляева стр. 63 | |
В подводном мире (рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью) | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
| Фломастеры, бумага, карски, кисти | Р.Т. Казакова стр 90 | |
Живая рука Рисование ладошкой | Учить рисовать на разное настроение, отображать в рисунке возраст и их персонажей, национальную принадлежность. |
| Карандаши, бумага, фломастеры | Т.Н. Ветрова стр. 45 | |
Булочная песенка Комментированное рисование | Совершенствовать умение и навыки рисовать по следам прослушанного литературного произведения, отражать в своем рисунке свои впечатления и переживания. Формировать умение создавать коллективный рисунок |
| Краски, бумага, карандаши | Н. В. Микляева стр 93 | |
Улетающая стая Комментированное рисование | Развивать связную речь, умение рассуждать, формировать причинно – следсвенные связи. Учить рисовать пейзаж согласно законам перспективы. |
| Ватман, геометрические фигуры. Карандаши, краски, кисти | Н. В. Микляева стр 67 | |
Красивый пейзаж Рисование песком | Знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Учить рисовать деревья, кусты, горы, реки с помощью песка. |
| Песок, картон, клей, карандаши | А.В. Никитина стр.87 | |
Декабрь | Зимние узоры (граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
| бумага, карандаши, краски | Р.Т. Казакова стр 65 |
Полярное сияние Рисование пастелью. | Совершенствовать технику рисования пастелью, продолжать осваивать способы тушевки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде каскадов. |
| бумага, карандаши, фломастеры., ножницы, клей | И. Н. Лыкова стр 92 | |
Пестрые попугаи Комментированное рисование | Вызвать интерес к созданию коллективного панно из силуэтов разноцветных попугаев. Показать технику рисования восковыми мелками |
| Рулон бумаги, восковые мелки карандаши. | Н.В. Микляева стр 61 | |
Зимний лес (рисование ладошкой | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. |
| Карандаши, гуашь, кисти, бумага | А.В. Никитина стр 49 | |
Дворец Деда Мороза граттаж | Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
| бумага, карандаши, фломастеры., ножницы, клей | Р.Г. Казакова стр 87 | |
Домик для Снегурочки свеча | Закрепить умение работать свечой. Развивать творческое воображение через создание сказочного домика. Уметь передавать личное отношение к объекту изображения. |
| Свеча, гуашь, бумага. | Т.Н. Ветрова стр. 59 | |
Новогодняя маска монотопия | Учить видеть половину изображения. Наносить его на половину согнутого листа близко к сгибу, чтобы при складывании получилось целое изображение |
| Бумага, краски, кисти | Т.Н. Ветрова стр. 45 | |
Январь | Перчатки для котяток Рисование ладошками | Вызвать интерес к изображению и оформлению перчаток по своим ладошкам. Формировать точные графические умения. |
| Бумага, фломастеры, карандаши. | И. Н. Лыкова стр 62 |
Море волнуется Волшебные веревочки | Учить рисовать нитками, предварительно намотанными на бутылку и смазанными синей краской тампоном из поролона, способом катания по бутылки листа бумаги. |
| Нитки, бумага, гуашь. | Т.Н. Ветрова стр. 56 | |
Рождественская ночь граттаж | Учить осваивать технику граттажа. Развивать глазомер и координацию движений. Развивать творческое воображение при использовании нетрадиционного материалов |
| Острая палочка. Свечи, тушь, картон | Т.Н. Ветрова стр. 45 | |
Я – рыжий Комментированное рисование | Осваивать прием словесного рисования и формировать художественно – конструктивные умения, совершенствовать умения составлять юмористическиерассказы. |
| Бумага, карандаши, краски | Н.В. Микляева стр 110 | |
Волшебные кляксы кляксография | Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны |
| Карандаши, тушь, кисти, иллюстрации | Т.Н. Ветрова стр. 51 | |
Февраль | Я рисую море Волшебные веревочки | Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования. Развивать воображение. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная работа детей. 4.Итог. | Бумага, гуашь, зубная щетка | И. Н. Лыкова стр 100 |
Корабли пустыни трафарет | Учить детей отражать в рисунке представления о пустыне и ее обитателях. Продолжать освоение техники изготовления шаблона и трафарета. |
| Бумага, гуашь, трафареты, фломастеры. | И. Н. Лыкова стр 78 | |
Город на реке монотопия | Закрепить приемы печатания целого изображения на вторую часть листа, предварительно смоченную кусочками поролона. Развивать творческое воображение через печатание новым способом. |
| Краски. Бумага. Поролон. | Т.Н. Ветрова стр. 54 | |
Дворец Пипина Комментированное рисование | Осваивать прием словесного рисования и нетрадиционной техники рисования на слюде, формировать художественно – конструктивные умения, совершенствовать умения составлять юмористические рассказы. | 1. чтение стихотворения. 2.Комментированное рисование. 3. физкультминутка. 4. сочинение смешного рассказа. 5. итог. | Гуашь, карандаши, бумага, кисти. | Н. В. Микляева стр 101 | |
Мозаика Рисование по мятой бумаге | Учить рисовать, дуя через трубочку. Развивать творческую фантазию. |
| Краски, трубочки. | Т.Н. Ветрова стр.41 | |
Невиданные звери Комментированное рисование | Знакомить со способом мыслительных действий в ходе создания произведения, средствами выразительности, особенностями цветового решения. |
| Краски, бумага, кисти | Н. В. Микляева стр 87 | |
Март | Портрет мамы | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
| Карандаши, бумага, пастель | А.В. Никитина Стр 63 |
Март | Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель) | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение. |
| Восковые мелки, бумага, краски. | Р.Т. Казакова стр. 100 |
Птицы волшебного сада | Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
| Краски, бумага, дым игрушки. | Р.Т. Казакова стр.53 | |
Натюрморт | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
| Карандаши, бумага, восковые мелки | .Р. Т Казакова стр.82 | |
Краб Рисунок ладошкой | Учить создавать образ краба, способом печатания только ладонью, дополняя рисунок клешнями способом печатания боковой стороной ладони, слегка согнув пальцы. |
| Гуашь, бумага. | Т.Н. Ветрова стр 55 | |
Сравнение картин Комментированное рисование | Упражнять в умении сравнивать способы художественной выразительности, научить обобщать и противопоставлять , рассуждать. |
| Репродукции картин, бумага, краски, кисти. | Н.В Микляева стр 107 | |
Песенка солнышка Комментированное рисование | Развивать зрительно – двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка |
| Свеча, бумага, краски | Н.В Микляева стр 82 | |
Апрель | Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету) | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
| Поролон, краски, бумага, трафареты | И. Н. Лыкова стр 132 |
Загадочные животные | Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа. Совершенствовать уменич детей в технике – монотопия предметная. Развивать пространственное мышление. |
5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, | И. Н. Лыкова стр 84 | |
Павлин. Рисунок ладошкой | Учить свободно распологать пальцы рук на листе бумаги, обводить их, знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета |
| Бумага, гуашь, кисти, карандаши. | А.В. Никитина Стр51 | |
Вишня в цвету (тычкование) | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
| Краски, бумага, карандаши | Р.Т. Казакова стр. 35 | |
Волшебные цветы Волшебные веревочки | Учить рисовать ниткой Использовать нитки разные по толщине. Развивать творческое воображение через создание образа пятна. |
| Нитки, краска, бумага | Т.Н. Ветрова стр 56 | |
Маленький принц Комментированное рисование | Развивать анализирующее восприятие, образное и пространственное мышление. Упражнять в рисовании фигуры конструктивным способом. |
| Бумага, гуашь, кисти | Н.В Микляева стр 104 | |
Роспись на ткане | Учить готовить ткань для работы, наносить рисунок по трафарету |
| Пяльцы, ткань, краски, кисти, клей. | Т.Н. Ветрова стр 42 | |
Волшебные точки | Учить детей изображать контур рисунка простым карандашом, по его следу делать точечный рисунок тампоном. Познакомить с новым способом изображения. |
| Тампон из поролона, гуашь, простой карандаш. | Т.Н. Ветрова стр 58 | |
Май | Лето, здравствуй! | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
| Краски, карандаши, пастель, восковые мелки, бумага | Р.Т. Казакова стр. 27 |
Звездное небо | Воспитывать эстетическое восприятие природы ее изображение нетрадиционными худ техниками, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию |
| Бумага, гаушь, кисти, свеча. | А.В. Никитина Стр. | |
Весна - красна | Знакомить с методом рисования пейзажа, учить правильно распологать предметы на листе бумаги. |
| Бумага, гаушь, кисти, клей, песок | А.В. Никитина Стр 69 | |
Путешествие в Африку | Научить переносить умения и навыки комментированного рисования на себя. Упражнять в создании фигур из геометрических форм, использую приемы дополнения и изъятия лишнего. |
| Геометрические формы, иллюстрации, восковые мелки, карандаши, схемы, бумага | ||
На рыбалке Комментированное рисование | Формировать представление об особенностях рисования водной и воздушной перспектив, упражнять в создании изображения по замыслу. Развивать связную речь |
| Гуашь, бумага, кисти | Н.В Микляева стр 79 | |
У водоема Комментированное рисование | Упражнять в технике по – сырому, развивать восприятие, мышление и наблюдательность. Формировать положительное отношение к природным объектам.. |
| Иллюстрации, краски, кисти, бумага. | Н.В Микляева стр 76 | |
Как мы играли Комментированное рисование | Развивать пространственное мышление. Формировать умение рисовать фигуру человека в движении, используя прием проволочного человечка. |
| Ватман, проволока, фломастеры, мелки. | Н.В Микляева стр 81 | |
Итоговая выставка рисунков | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. |
| Детские рисунки |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Литература:
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
- Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.-М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.-М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
- Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
- Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
- .«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
- Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованызродителей.-СПб.: КАРО,2010.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
- Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
- Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003
- Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования.»
...
Самообразование на тему " Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования"
laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»«Истоки способностей и даро...
«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»
Консультация для родителей...
Индивидуальный план:«Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники рисования»
О развитии мелкой моторики....
Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники рисования
План самообразоввания...
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...