ДООП "Мир сенсорики"
методическая разработка (младшая группа)
Данная Программа направлена на сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир сенсорики
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
познавательной направленности
для детей 1,5-2 лет
срок реализации 1 год
Разработчик:
Дружко Екатерина Викторовна,
Полысаево 2022
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы ……………... | 2 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………. | 10 |
Список литературы ………………………………………………………... | 13 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир сенсорики» (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации Министерства просвещения России по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Актуальность программы
Данная Программа направлена на сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития детей раннего возраста.
Отличительная особенность
Программа носит долгосрочный характер, реализуется в течение одного учебного года. Образовательная деятельность содержит много познавательной информации, насыщена играми, игровыми ситуациями. Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы и сможет подготовить детей к дальнейшему взаимодействию с окружающим миром.
Программа является "открытой" и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Адресат программы
Программа разработана для детей от 1,5 до 2 лет (ясельная группа), посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Ранний возраст в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые годы, поистине грандиозен. В это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы психического и физического здоровья. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 календарный год (с января по декабрь), общий объем – 48 часов.
Форма обучения – очная. При необходимости могут проводиться занятия с применением дистанционных технологий.
Основная форма обучения – предметная деятельность. Предметная деятельность по программе направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. В ходе занятий развиваются психические процессы, формируется личность ребенка, зарождаются новые формы деятельности. В процессе этой деятельности ребенок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действия с предметами.
Формы проведения учебных занятий – игровые сеансы.
В интересной игровой форме ребята получают знания элементарно-обобщенного представления о свойствах и качествах предметов, происходит развитие и обогащение чувственного опыта ребенка.
При разработке предлагаемой программы был учтен накопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также новые современные подходы в данной области.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут.
Обучение предусматривает как подгрупповые игровые сеансы, так и индивидуальные формы работы. Общее количество участников Программы 18 человек.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки;
включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления;
развивать зрительные ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета;
развивать тактильную чувствительность: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.);
развивать силу рук, мелкую моторику, координацию движений;
развивать слуховую чувствительность, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;
формировать понимание слов «большой» и «маленький»;
закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | «Кто в домике живет?» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
2. | «Собери пирамидку» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
3. | «Нанизывание колец» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
4. | «Протолкни круглый предмет» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
5. | «Найди листочек» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
6. | «Найди желтый листочек» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
7. | «Собери башню из двух колец» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
8. | «Большая и маленькая Башни» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
9. | «Нанизывание колец одного цвета» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
10. | «Собери корзиночку» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
11. | «Найди такой же предмет» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
12. | «Собери картинку» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
13. | «Угадай, какой цвет?» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
14. | «Двухместная матрешка» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
15. | «Застегни пальто кукле» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
16. | «Подбери такой же предмет» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
17. | «Большой и маленький предмет» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
18. | «Разложи правильно» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
19. | «Что получилось?» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
20. | «Нарядим солнышко» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
21. | «Красный, желтый, синий, зеленый» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
22. | «Мамы и их детеныши» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
23. | «Разложи по коробочкам» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
24. | «Чудесный мешочек» | 0,2 | 1,8 | 2 | Практическое задание |
Итого | 4,8 | 43,2 | 48 |
1.3.1. Содержание учебно-тематического плана
№ п/п | Содержание теоретической части | Содержание практической части | Формы контроля | ||
1 | Кто в доме живет? | ||||
Формировать речевой слух, развивать собственную активную речь, совершенствовать силу голоса и воспитывать положительный интерес к занятиям | С помощью воспитателя ребенок показывает и звуком называет домашних питомцев кошечку и собачку. | Практическое задание по образцу. | |||
2 | Собери пирамидку | ||||
Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к занятиям | Совместный с воспитателем сбор пирамидки | Практическое задание по образцу. Обсуждение работы. | |||
3 | Нанизывание колец | ||||
Формировать представление о величине предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький, воспитывать положительный интерес к занятиям | Самостоятельное нанизывание колец на ось пирамидки | Практическое задание по образцу. Обсуждение работы | |||
4 | Протолкни круглый предмет | ||||
Формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям | Ребенок должен самостоятельно протолкнуть круглый предмет в коробку с разрезом разной величины | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
5 | Найди листочек | ||||
Формировать у детей слуховое восприятие, находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, воспитывать интерес к занятиям | Самостоятельно сориентироваться по группе, опираясь на звуковые подсказки воспитателя, найти листочек | Практическое задание по образцу. | |||
6 | Найди желтый листочек | ||||
Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельный слова:листья, листопад, желтые, красные, летят; воспитывать любовь к окружающей природе | Самостоятельно сориентироваться по группе, опираясь на звуковые и цветовые подсказки воспитателя, найти желтый листочек | Практическое задание по образцу. | |||
7 | Собери башню из двух колец | ||||
Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово кольцо и называние цвета, воспитывать интерес к занятию | Самостоятельно, по показу воспитателя, собирает башню из двух колец основных цветов | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
8 | Большая и маленькая башня | ||||
На эмоционально-чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим. Развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину, воспитывать интерес к занятию | Различают и показывают большую и маленькую башню | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
9 | Нанизывание колец одного цвета | ||||
Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький | Самостоятельно отбирает кольца одного основного цвета и нанизывает на ось. | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ. | |||
10 | Собери корзиночку | ||||
Формировать у детей практические знания о цвете: красный, желтый, о величине: большой и маленький, развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу. | Самостоятельно различать желтые и красные цветы, подбирать к ним соответствующую по цвету корзинку (одуванчики и тюльпаны). | Практическое задание по образцу. Обсуждение работы. | |||
11 | Найди такой же предмет | ||||
Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к занятиям | Находят игрушки - ежики двух цветов (красный и зеленый), грибы двух цветов (красный и зеленый) | Практическое задание по образцу. Обсуждение работы | |||
12 | Собери картинку | ||||
Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность | Составляет картинку из частей. | Практическое задание по образцу. Обсуждение работы | |||
13 | Угадай какой цвет? | ||||
Формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство | Угадывает и показывает знакомые цвета: красный, желтый, синий | Практическое задание по образцу. Обсуждение работы | |||
14 | Двухместная матрешка | ||||
Формировать представления о величине (большая, маленькая). Научить открывать и закрывать матрешку, закрепить навык называния цвета (красный, желтый, синий, зеленый),расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек | Открывает и закрывает матрешку, называет и показывает основные цвета | Практическое задание по образцу. Обсуждение работы | |||
15 | Застегни пальто кукле | ||||
Упражнять мелкие мышцы пальцев; побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя (например, находить пуговицу, соответствующую петле и застегивать ее), воспитывать аккуратность и внимание | Находит подходящую пуговицу и застегивает ее | Практическое задание по образцу. Обсуждение работы | |||
16 | Подбери такой же предмет | ||||
Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый), расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятию | Подбирает подобный предмет по цвету: красный, желтый, синий, зеленый | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
17 | Большой и маленький предмет | ||||
Побуждать детей обращать внимание на величину предметов, формировать умение пользоваться простейшими предметами установления тождества и различия объектов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький | Различает объекты по величине: большой и маленький | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
18 | Разложи правильно | ||||
Формировать умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы. Воспитывать интерес к занятиям, наблюдательность и аккуратность. | Группирует по величине однородные предметы и сравнивает разнородные предметы. | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
19 | Что получилось? | ||||
Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей, выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Закреплять положительное отношение к занятиям, воспитывать трудолюбие и желание выполнять действие до конца | Самостоятельно снимает и нанизывает кольца пирамидки в правильном порядке | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
20 | Нарядим солнышко | ||||
Развивать сенсорное восприятие, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами. | Самостоятельно подбирает к лучикам бантики по цвету | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
21 | Красный, желтый, синий, зеленый | ||||
Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей. | Различает, называет и показывает картинки по цвету предметов | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
22 | Мамы и их детеныши | ||||
Продолжать знакомить с домашними животными. Учить детей находить маму и ее детеныша | Самостоятельно находит маму и детеныша | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
23 | Разложи по коробочкам | ||||
Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов. | Самостоятельно раскладывает фигуры по коробочкам в соответствии с цветом | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ | |||
24 | Формировать умение узнавать и называть предметы; развитие речи | ||||
Формировать умение узнавать и называть предметы; развитие речи | С помощью взрослого описывает предмет по цвету и форме | Практическое задание по образцу. Обсуждение работ |
1.4 Планируемые результаты
В результате реализации программы «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
Ожидаемые результаты:
дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый;
различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат);
используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка);
начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;
умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке;
различают качества материала (мягкий, твёрдый пушистый и т.д.);
умеют группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина);
различают предметы контрастной величины (большой - маленький);
различают количество предметов (много - один, много - мало);
собирают предметы в порядке возрастания и убывания (пирамидки, кубики, кольца).
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия |
1 | январь | 2 | Игровой сеанс | 2 | «Кто в домике живет?» |
2 | 9 | ||||
3 | 16 | Игровой сеанс | 2 | «Собери пирамидку» | |
4 | 24 | ||||
5 | февраль | 2 | Игровой сеанс | 2 | «Нанизывание колец» |
6 | 9 | ||||
7 | 16 | Игровой сеанс | 2 | «Протолкни круглый предмет» | |
8 | 23 | ||||
9 | 30 | Игровой сеанс | 2 | «Найди листочек» | |
10 | март | 6 | |||
11 | 13 | Игровой сеанс | 2 | «Найди желтый листочек» | |
13 | 20 | ||||
14 | 27 | Игровой сеанс | 2 | «Собери башню из двух колец» | |
15 | апрель | 4 | |||
16 | 11 | Игровой сеанс | 2 | «Большая и маленькая Башни» | |
17 | 18 | ||||
18 | 25 | Игровой сеанс | 2 | «Нанизывание колец одного цвета» | |
19 | 31 | ||||
20 | май | 6 | Игровой сеанс | 2 | «Собери корзиночку» |
21 | 13 | ||||
22 | 20 | Игровой сеанс | 2 | «Найди такой же предмет» | |
23 | 27 | ||||
24 | июнь | 3 | Игровой сеанс | 2 | «Собери картинку» |
25 | 10 | ||||
26 | 17 | Игровой сеанс | 2 | «Угадай, какой цвет?» | |
27 | 24 | ||||
28 | 31 | Игровой сеанс | 2 | «Двухместная матрешка» | |
29 | июль | 7 | |||
30 | 14 | Игровой сеанс | 2 | «Застегни пальто кукле» | |
31 | 21 | ||||
32 | 28 | Игровой сеанс | 2 | «Подбери такой же предмет» | |
33 | август | 4 | |||
34 | 12 | Игровой сеанс | 2 | «Большой и маленький предмет» | |
35 | 19 | ||||
36 | 26 | Игровой сеанс | 2 | «Разложи правильно» | |
37 | сентябрь | 2 | |||
38 | 9 | Игровой сеанс | 2 | «Что получилось?» | |
39 | 16 | ||||
40 | 23 | Игровой сеанс | 2 | «Нарядим солнышко» | |
41 | 30 | ||||
42 | октябрь | 1 | Игровой сеанс | 2 | «Красный, желтый, синий, зеленый» |
43 | 7 | ||||
44 | 14 | Игровой сеанс | 2 | «Мамы и их детеныши» | |
45 | 21 | ||||
46 | ноябрь | 11 | Игровой сеанс | 2 | «Разложи по коробочкам» |
47 | 18 | ||||
48 | 25 | Игровой сеанс | 2 | «Чудесный мешочек» | |
Итого 48 занятий по 10 мин |
2.2. Условия реализации программы
Методическое и материально-техническое обеспечение
Успешной реализации программы способствует наличие постоянного рабочего помещения (группы) со всеми необходимыми материалами и оборудованием. Помещение должно быть светлым, просторным, хорошо проветриваемым.
Материально-техническое обеспечение
мебель: столы, стулья, шкафы для хранения материалов.
Для проведения игровых сеансов необходимы игры и оборудование:
- для развития мелкой моторики и речи
- восприятия формы и величины
- для формирования цветового восприятия
- для слухового развития
- для развития тактильных ощущений и обоняния
- для художественно – творческого развития
- для элементарного экспериментирования
- для развития интеллектуальных и конструктивных способностей
2.3. Формы аттестации /контроля
Результативность деятельности воспитанников оценивается с помощью следующих методов диагностики:
наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий, рассматривание дидактических пособий, предметов, ИКТ-технологии);
словесный метод (рассказы, беседы);
практический метод или игровой (показ способов действия с предметами, элементарный эксперимент, нетрадиционные техники рисования), с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий.
Список литературы
1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Просвещение, 2000. – 267с. – ISBN 5-09-000732-2. – Текст : непосредственный.
2. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада/ Н.Ф. Губанова – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с. – ISBN 5-86775-565-2. – Текст : непосредственный.
3. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – 394с. – ISBN 5-98225-035-X. – Текст : непосредственный.
4. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). – М.: 2002. – 310 с. – Текст : непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по сенсорике в 1 младшей группе. Педагог Бойкова О.В.
Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие детей в процессе игры с "Волшебной картиной". Картина создана самим педагогом....
Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>
Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...
Конспект занятия по сенсорике в 1-й младшей группе
Занятие по ознакомлению детей с основными цветами (красный, желтый, синий) и различными предметами....
Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"
Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...