Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте»
методическая разработка
Семинар-практикум для повышения компетентности педагогов по вопросу подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятия по обучению грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовили воспитатели: Кувардина Ольга Петровна,
Самсонова Наталья Сергеевна
МДОУ детский сад комбинированного вида № 46,
г. Комсомольск - на - Амуре
Семинар - практикум
На тему «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте»
Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросу подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
- активизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
- уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятия по обучению грамоте (о звуках и буквах, гласных и согласных);
- тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
- закреплять навык звукового анализа слова.
Участники практикума - практикума:
Педагоги ДОУ.
Предварительная работа: подбор литературы, заданий для практической работы.
План проведения практикума:
1.Теоретическая часть:
1.1. Понятие - Подготовка к обучению грамоте.
1.2. Процесс обучения грамоте.
2. Практическая часть:
2.1. Бдиц-опрос, алгоритм звукового анализа.
2.2. Самостоятельное выполнение практического задания по подгруппам.
1.Теоретическая часть: «Подготовка к обучению грамоте».
Добрый день уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем семинаре. Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. По новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте. Один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Работа по ознакомлению со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад, в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая детей к звуковому анализу слова. Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты.
Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамоте. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исходя из этого определения, будет правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
- Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц, шипящих (ш, ж, аффрикатов – это согласные звуки, которые сочетают в себе элементы двух различных типов согласных: плоского (окклюзивного) и шумного (фрикативного), (ч, щ, соноров (л, р);
- Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
2. Практическая часть:
Блиц – опрос
- что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)
- из чего состоит наша речь? – (из предложений)
- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)
- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)
- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)
- формы речи – (устная и письменная)
- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)
- чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.
- Вспомните и назовите гласные звуки (А, О,У,И,Ы,Э)
Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.
- Давайте немножко поиграем.
Игра «Твердый – мягкий».
Педагоги стоят в кругу, и под музыку одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Педагоги, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.
Звук может стоять в начале, середине и конце слова.
Самое сложное дается детям – это звуковой анализ слова.
Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализа слова «МАК».
Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.
1. Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)
2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук? (Согласный, твердый)
3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). Какой это звук? (Гласный)
4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (Согласный, твердый)
5. Назвать все звуки в слове по порядку (м-а-к)
6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» - 3 звука). Сколько гласных? Сколько согласных?
Минутка отдыха.
Небольшая разминка для педагогов.
1. Встаньте те, у кого в имени есть звук Р.
2. Встаньте те, у кого фамилия состоит из 5 слогов.
3. Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О.
4. Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог
5. Выйти тем, у кого в имени нет звука Н.
Игра «Придумай слово к схеме»
На экране схемы звукового анализа слов. Подбираем слова.
Игра «Новое слово»
На экране набор предметных картинок. Составь новое слово из первых звуков названий предметов.
Деление слов на слоги
- Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- А сейчас приглашаю вас в круг.
Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)
На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный). Предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.
Игра «Слоговое лото»
С помощью предметных картинок составим слово - по первым слогам, по вторым и по последним.
Что же такое предложение?
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Педагогам предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.
Составление предложений по графической схеме (индивидуально).
Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.
Такое разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучать детей грамоте.
Помните – всё, чему мы научим ребенка, а главное, всё, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе Рефлексия «Закончи фразу» Педагогам предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.
- Сегодня я узнала…
- Меня сегодня удивило…
- Больше всего мне понравилось…
- Хотелось бы добавить…
- Планирую использовать в своей дальнейшей работе и т. д.
Уважаемые коллеги! Наш семинар заканчивается, желаем вам успехов в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...
Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....
Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В данном материале предлагается рассмотреть звуковой анализ, который нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух необходим детям, чтобы различать на слух звучание. А это, в свою, оче...
Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...
Отчет по самообразованию по теме: «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Презентация проекта очета по самообразованию....