Проект «Русская матрёшка».
проект

Кононова Елена Викторовна

Матрешка – это традиционный Российский символ. Его дарят как сувенир или оберег домашнего очага. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Матрешки изготавливают из дерева, поэтому они экологически чистые и безопасные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл паспорт проекта25.65 КБ
Файл фотоотчет2.49 МБ

Предварительный просмотр:

                                   Паспорт проекта «Русская матрёшка».

Тип проекта: познавательно – творческий

Проект построен по принципу - «пять П»: Проблема. Проектирование (планирование). Поиск информации. Продукт. Презентация.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочной,

Возраст: дети старшей группы 5 лет.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели: Кононова Е.В., Кипрова А.В., родители воспитанников.

Анализ ситуации

Матрешка – это традиционный Российский символ. Его дарят как сувенир или оберег домашнего очага. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Матрешки изготавливают из дерева, поэтому они экологически чистые и безопасные.

 Но мало, кто помнит, что матрешка — старинная, деревянная, русская игрушка.  Дети и далеко не все взрослые, знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России. Исходя из цели Федеральной образовательной программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, мы решили создать условия для познавательного и творческого развития детей при реализации проекта «Наша русская Матрешка». Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Знакомя с матрешкой, мы знакомим детей с культурой русского народа и его традициями.  

Проблема: У детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности. Недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки. Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой, такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

 Идея проекта: создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, развивать интерес к истории и культуре России, народному творчеству. Повысить у детей степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси.  Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России. Развивать творческие способности, фантазию, при изготовлении матрешек, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.).  

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России.

Цель проекта: Создание условий для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской Матрёшкой.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

2. Развивать творческие способности, самостоятельность и инициативность детей.

3. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

4. Вовлечь родителей в образовательный процесс, приобщать к истокам русской народной культуры.

План реализации проекта «Наша русская Матрешка»

1 этап. Подготовительный

Цель: сформулировать проблему (цель) на основе изученных проблем детей. Введение детей в игровую-проблемную ситуацию, мотивация детей.

1 Определение темы проекта.

2 Формулировка цели и определение задач.

3 Подбор материалов по теме проекта.

4 Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов.

5 Изучение методической литературы, сбор информации.

2 этап. Составление плана основного этапа проекта

На этом этапе педагоги помогали детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходило распределение ролей между всеми участниками проекта. Родители делились своими предложениями по реализации проекта, их помощи и сотрудничеству.

3 этап. Основной этап проекта. Реализация

Цель: систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)

На данном этапе, педагоги предоставили детям возможность свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.

Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.

Работа с детьми:

1. Беседа: «Русская матрешка»

2. Фильм Символ России - Матрешка

3. Ручной труд Юные дизайнеры

4. Рисование Арт-объекта для оформления приемной «Матрешки»

5. Пластилинография «Расписные Матрешки»

6. Создание игры из бросового материала (втулки от бумаги, кубиков) «Раз, два, три – Матрешку собери», «Собери Матрешку».

7. Самостоятельное создание детьми «Фотоматрешек».

8. Игра в хороводную игру «Мы – веселые матрешки»

Работа с родителями

1. Пошив костюма «Русская Матрешка» для сюжетно ролевых игр детей.

2. Консультация для родителей «Что рассказать детям о Матрешке»

3. Участие родителей в оформлении музея-мастерской «Русская  Матрешка».

4 этап. Итоговый.

1. Презентация проекта – публикация видеоролика из фотографий на странице группы в вк.

2. Оформление музея-мастерской «Русская Матрешка».

3. Оформление приемной детскими работами по теме проекта.

Во время реализации проекта были использованы:

- практики игрового взаимодействия (дидактические игры, подвижные игры);

- культурные практики познания мира и самопознания (экспериментально-исследовательская, проектная, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание);

- коммуникативная практика – взаимодействие детей друг с другом (коммуникативная инициатива).

После завершения проекта у детей повысилась активность и самостоятельность. Углублялись знания детей истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси, о народных умельцах изготовления матрешки. Познакомятся с историей матрёшки как народного промысла. Выяснили географию и особенности национального сувенира, знания детей стали более систематизированы.

У детей появился познавательный интерес к истории России, народным промыслам, дети получили радость от узнавания нового.

        У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России Участие в оформлении музея-мастерской «Русская Матрешка».

Вывод:  Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России

Совместная деятельность способствовала укреплению детско – взрослых отношений, что позволило установить  доверительные и партнёрские отношения в рещении проблемы - приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы по проекту "Русская матрёшка"

Представлена работа с детьми, родителями по реализации проекта "Русская матрёшка"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Русская матрёшка»

целе направленон ознакомление детей с русской матрешкой...

Педагогический проект "Русская матрёшка"

Педагогический проект "Русская матрёшка" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с русскими народными промыслами....

"Познавательно - творческий проект " Русская матрёшка"

Данный проект сформирует у дошкольников интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки....

Проект "Русская матрёшка"

Проект "Русская матрёшка"...