Педагогический проект "Русская матрёшка"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Останина Виктория Александровна

Педагогический проект "Русская матрёшка" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с русскими народными промыслами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект:

«Русская матрёшка»

                                        Автор:           Останина Виктория Александровна,

                                        воспитатель первой квалификационной категории  

                                        МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце»

                                        город Нижняя Салда Свердловской области.

Актуальность реализации проекта:

     Дети – это наше будущее. Всё, чему мы их научим в детстве, останется с ними навсегда. Каждый человек должен помнить свои корни, любить своих родных, знать историю своей страны и гордиться, что это его Родина.

Прививать любовь к Родине нужно с раннего детства.

   Как объяснить ребёнку, что Родина – она одна для всех, её нужно беречь, делать всё, чтобы она процветала. Как привить любовь к русскому народу, к традициям.

     Решение есть! Данный проект даёт взрослым и детям уникальную возможность –  знакомиться со своей Родиной через знакомство с народными промыслами. Каждую страну можно узнать по определённым символам. Один из главных символов нашей  страны - матрёшка. Народные мастера издревле изготавливали уникальные игрушки – матрёшки.

     Именно Русской матрёшке и посвящён данный проект.

Автор  проекта: воспитатель  Останина Виктория Александровна.

Тип проекта:

творческий, информационно-исследовательский,  краткосрочный.

 Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты:   дети знают историю возникновения и виды русских матрёшек; умеют создавать образ различных матрёшек в разных техниках.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний  о русском сувенире «Матрёшке»;  

Место проведения: МДОУДСКВ «Радуга»  СПДС «Серебряное копытце».

 Сроки проведения:  февраль - март.

 Режим работы: вне занятий.

Участники проекта:     воспитатель: Останина В.А;   дети, родители.

Возраст детей:  6-7 лет.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Матрёшки, изображение различных видов матрёшек: Семёновской, Загорской, Похлов-Майданской, Вятской, авторской; силуэты (трафареты) матрёшек, изображения матрёшек для раскрашивания и заполнения в технике «Пластилинография»; пластилин, стека, цветной картон, цветная бумага, ножницы, открытки, клей-карандаш, карандаши, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, кисти №3, 6 ,8, баночки для воды, тканевые салфетки, бумага А4, бумага в рулоне (обои); схемы оформления фартука матрёшки;  музыкальная аппаратура, мультимедийное устройство; записи русских народных песен, музыкальный ролик «Русская матрёшка», тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек; наглядные материалы: «Русский пейзаж в живописи», «Пейзажи России»; альбомы с различными видами народной росписи и изделиями русских мастеров.

Содержание проекта.

1 этап.  Целеполагание.

Цель:  Создать в группе условия для эффективной работы по развитию творческих способностей  детей   через  знакомство с символом России – русской матрёшкой.

Задачи:

Воспитательная:

- воспитание ценностного отношения к труду народных мастеров и своему собственному;

- продолжать воспитывать любовь к Родине, к русскому народу;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

Обучающая:

- познакомить детей с историей русской матрёшки, с различными её видами (загорская, семёновская, похлов-майданская);

- обозначить основные отличительные особенности каждого вида матрёшек;

- научить детей декорировать шаблон матрёшки разными способами;

- закрепить навыки  работы с пластилином, цветной бумагой, картоном, ножницами и клеем;

- продолжать учить выполнять узор на заготовке, согласно предложенной схеме;

- учить создавать задуманный образ и доводить работу до логического завершения;

- закреплять умение описывать свою работу, анализировать делать выводы.

Развивающая:

- развивать умение применять свои знания и умения в художественно-творческом труде на практике;

- развивать умение составлять на фартуке матрёшке узор согласно схеме, украшать силуэт матрёшки, используя различные элементы (цветочные геометрические, растительные),  передавать колорит различных видов росписи;

- способствовать развитию творческой и познавательной активности детей;

- развивать творческие способности детей, воображение образное мышление.

2 этап.   Разработка проекта.

1.        Создать в группе  условия для формирования у детей  знаний об истории возникновения русской матрёшки и её разновидностях.

2.   Познакомить всех участников проектной деятельности с темой проекта, заинтересовать их в его успешной реализации.

3.        Подготовить наглядные пособия и необходимые материалы  для успешной продуктивной деятельности детей.

3 этап.   Реализация  проекта.

 Организация деятельности проекта.

3.1. Игровая деятельность.

 ***  Сюжетно-ролевая игра «На ярмарке», «Мастерская народных умельцев», «Русские гуляния», «Мы - матрёшки».

Цель: упражнять детей в распределении ролей в соответствии с их желаниями и возможностями; закреплять умение следовать выбранной роли, играть в соответствии с правилами.

*** Настольно-печатная игра «Магазин», «Художник – матушка Природа», «Превращение цвета», «Подбери карандаши», лото «Символы России», «Мы жители большой страны», «Костюмы народов мира».

 Цель:  продолжать развивать умение играть по правилам, работать над цветовосприятием детей, развивать усидчивость, умение играть сообща.

 *** Словесные игры «Тёплый-холодный», «Скажи наоборот», «Продолжи цепочку», «Закончи предложение», «Кто это?», «Я – народный умелец», «Мы – Россияне».

 Цель: закреплять знания детей о своей родине, закрепить знание цветов цветового спектра, учить составлять предложения и небольшие рассказы, развивать мышление и память.

3.2. Художественно-речевая деятельность.

 Цель:   учить слышать и слушать,  продолжать развивать речь детей, работать над её выразительностью, учить составлять рассказы по сюжетным картинкам, расширять словарный запас детей; развивать творческие способности детей, воображение и образное мышление; прививать любовь к Родине, родной природе.

 *  Рассматривание альбомов «Пейзажи России», «Русский пейзаж в живописи», «Русской чаепитие», «Русская матрёшка», «Городецкая роспись», «Волшебная гжель», «Похлов – Майданская роспись», и др.

* Чтение художественной литературы о народных промыслах, о традициях родной страны; разучивание стихов о матрёшках, о Родине.

* Беседа: «Мы -Россияне», «Откуда пришла к нам матрёшка», « Цвет в жизни человека», «Подарки матушки природы», «Моя семья», «Символы России».

 * Чтение пословиц и поговорок о мастерах, о труде, отгадывание загадок.

*  Музыкальная  деятельность.

 Цель:  учить слышать музыку и самостоятельно подбирать  подходящие движения, учить исполнять танец по показу воспитателя.

* Танец  по показу под мультфильм «Русская матрёшка».

* Слушание песен:   «Валенки» , «Во поле берёза стояла», Ах, вы сени, мои сени»; музыкальный ролик «Русская матрёшка».

3.4. Выставка книг и русских народных сувениров «Русская ярмарка»

Цель: прививать любовь к чтению, учить слушать и слышать, учить видеть прекрасное в народном творчестве, воспитывать любовь  к своей родине, бережное отношение к предметам искусства.

3.5. Выставка «Лирика русской природы»

-Русские пейзажи в живописи;

-Пейзажи России.

Цель: учить детей рассматривать картины известных художников, описывать их; воспитывать чувство прекрасного; гордость за красоту свое Родины.

 3.6. Продуктивная деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей; продолжать учить работать в разных техниках; учить продумывать образ и доводить начатое дело до  конца; учить работать вместе, создавая работу в технике «Социальная живопись», воспитывать аккуратность при работе с клеем и ножницами.

- Рисунок: «Авторская матрёшка», «Весна в родном краю»; раскрашивание «Самая красивая»;

- Аппликация: «Загорская матрёшка», «Хоровод»;

- Лепка: «Русская красавица»;

- Пластилинография: «Семёновская матрёшка»;

- Коллективная работа  «Мы на ярмарку ходили».

 

3.7.  Совместная работа с родителями:  «Мир матрёшек»

Цель: развивать творческие способности  детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей.

3.8. Выставка детских работ и совместной деятельности с родителями: «Русская ярмарка»

Цель: учить детей видеть прекрасное в своих работах и работах своих сверстников,  учить описывать свои работы и оценивать работы других ребят, вызвать гордость за свой труд и совместный труд с родителями.

4 этап.   Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективная работа  «Мы на ярмарку ходили».

4.2. Выставка  «Лирика русской природы»

4.3. Выставка  детско-родительских работ  «Улица мастеров».

4.4. Оформление наглядного пособия «Русская матрёшка».

4.5. Оформление альбома «Русская матрёшка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию полхов – майданской росписью «Весёлые матрёшки» (из педагогического опыта)

Задачи.- учить самостоятельно составлять композицию для своего узора, подбирая нужный цвет и элементы росписи- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи, её характер...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Русская матрёшка»

целе направленон ознакомление детей с русской матрешкой...

Педагогический проект на тему «Матрёшка»

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества  - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития ег...

Педагогический проект "Народная игрушка - матрёшка"

Проект для детей первой младшей группы....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

Конспекты НОД в старшей группе (Педагогический проект «Русская матрёшка»)

Исследовательская работа в образовательной деятельности, помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о т...

Педагогический проект "Крошки - матрёшки".

Сформировать у детей интерес к матрёшкам, как одному из видов декоративно - прикладного искусства....