Проект по адаптации младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «В детский сад с улыбкой»
проект (младшая группа)

Цель проекта: оказание помощи детям в процессе адаптации к ДОУ.

Задачи:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развития чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений:

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида»

города Магнитогорска

Проект по адаптации младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

«В детский сад с улыбкой»

Руководители проекта:

воспитатель МДОУ «Д/с № 9 о. в.»

г. Магнитогорска

Черкасова Т.А

Ефимова Е.А

Участники проекта:

Группа раннего возраста Ягодки

Пояснительная записка.

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект –адаптационный проект к условиям детского сада детей 1.5- 2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные родители испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребенка свое состояние.

Цель проекта: оказание помощи детям в процессе адаптации к ДОУ.

Задачи:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развития чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений:

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Срок реализации проекта: краткосрочный (3 месяца). На сроки проекта влияют следующие факты- адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребенка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад, заболеваемость. Посещаемость.

Работа с детьми:

Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно последовательно, без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.

Развития культурно гигиенических навыков.

Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуации тревожности.  Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.

Работа с родителями:

- Консультирование

- Проведение родительских собраний.

Актуальность проекта:

Каждое дошкольное образовательное учреждение реализует в своей деятельности прежде всего линию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка) учитывает интересы потребности самих детей. Это и задает критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Общеизвестно степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, людей. Новых правил – это и эмоциональный и информационный стресс. Ребенок может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам или к негативным (стресс) При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт, (способность легко и точно выполнять новые требования) С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения.

-  организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий.

- своеобразием взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери.

- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими,

Тип проекта:

Информационно- творческий.

Предполагаемый результат:

- благоприятный адаптационный период детей раннего возраста.

- снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада

- привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогами.

- становление партнерских, доверительных отношений между воспитателями и семьями воспитанников.

Этапы реализации проекта:

1 организационный этап.

- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.

- пополнение предметно- развивающей среды.

- разработка информационного материала для родительского уголка.

2 Основной этап.

 3 Итоговый этап.

Август. Сентябрь

- знакомство родителей с группой и воспитателями.

- Анкета для родителей (социальная)

- Лист адаптации ребенка.

Рекомендации родителям «Период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

- Занятие «Знакомство»

- Потешка «Киска, киска –киска брысь»

 - Игра с мишкой.

- Релаксация (слушание спокойной музыки)

Игровая деятельность:

Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки»)

Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик»)

Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли».)

Музыкальные игры («Отгадай, что звенит».)

Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя»)

Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «У медведя во бору»)

Пальчиковые игры («Здравствуй»)

Словесные игры («У кого какая мама-домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)

Конструктивная деятельность:

Разнообразные конструкторы

Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню»)

 Продуктивная деятельность:

Рисование («Разукрасим для Тани листочек

Лепка («Осеннее дерево»)

Художественная литература:

Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»

Русские народные сказки: «Колобок», «Репка»,

Заключение:

. Особенно страдают те дети, опыт общения которых ограничен рамками семьи

.

Советы родителям в адаптационный периодАнализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально -игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.

Самой актуальной в работе с детьми младшего возраста является, на мой взгляд, проблема адаптации. Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы поступление в детский сад было минимально стрессовым для ребёнка.

Дети приходят в детский сад по-разному: одни, внимательно рассмотрев всё, что есть в группе, начинают играть; другие делают это с меньшей уверенностью, подолгу оставаясь зрителями, наблюдающими за происходящим; а третьи боятся расстаться с мамой, отклоняют все предложения воспитателя, много и долго плачут. Причины разные: у ребенка нет опыта общения со взрослыми и сверстниками, в семье отсутствует режим дня, не сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

1. Начать водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу.

2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.

3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.

4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.

5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.

6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.

7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.

8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.

9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.

10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.

11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"

       Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, ...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Утро начинается с улыбки»

Актуальность проекта. Поступление ребенка в ДОУ вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физичес...

Проект по адаптации младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «С улыбкой в детский сад»

Проект по адаптации младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «С улыбкой в детский сад»Цель проекта: оказание помощи детям в процессе адаптации к ДОУ.Задачи:- преодоление стре...