МАСТЕР-КЛАСС
для воспитателей
«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»
Программное содержание: повышать профессиональную компетентность
воспитателей в вопросах организации детского экспериментирования.
Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет детям
позволяет детям получить реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и даёт
возможность удовлетворить каждому ребёнку свою любознательность,
почувствовать себя учёным, первооткрывателем, самому найти ответы на
вопросы «как» и «почему».
В процессе экспериментирования можно выделить последовательность
сменяющих друг друга этапов:
1 Выделение проблемы.
2 Постановка цели.
3 Выдвижение гипотезы.
4 Отбор средств и материалов для самостоятельной деятельности.
5 Осуществление эксперимента.
6 Формулирование выводов.Особенно интересно экспериментировать детям с объектами
«неживой» природы. Так как это то, с чем ребёнок сталкивается каждый
Как вы думаете, с какими объектами природы ребёнок может
экспериментировать в детском саду?
Сегодня я предлагаю вам самим попробовать сделать открытия,
поэкспериментировать с водой, воздухом, песком, магнитом и звуком.
Разделимся на пять групп. У меня в руках «Чудесный мешочек». В нём
разные геометрические фигуры. У кого геометрические фигуры будут
одинаковыми, те будут в одной команде.
Теперь выберем объекты исследования. У меня на подносе листы
бумаги, на которых написаны загадки. Отгадав загадку, вы узнаете с каким
объектом природы вы будете работать:
1 В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода, 1 столик)
2 Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух, 2 столик)
3 Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть.
(Песок, 3 столик).
4 Это камень не простой, а волшебный.
Он может притягивать к себе некоторые предметы.
(Магнит, 4 столик).
5 Их мы не видим, но слышим,
Бывают громкие и тихие, высокие и низкие.
И мы их произносим. Что это?
(Звуки. 5 столик).
Придумайте названия ваших команд.
У каждой группы на столике лежат карточки с заданиями. Вам нужно
будет организовать эксперимент, соблюдая этапы, о которых я вам
рассказывала. Один человек из команды занимает позицию воспитателя, а
двое других – детей.
Задания для команд.
1 «Вот я несла к вам в садик бусы, уронила их в лужу, а Дед Мороз
заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что
делать?»
2 «Скажите: зачем под воздушным шаром находится горелка?»
3 Миша (игрушка) рассказывает детям о своём несчастье: « Машенька
отправила меня отнести пирожки бабушке, а я потерял корзину с
пирожками и теперь не знаю, как мне быть».
4 Иванушка (можно взять игрушку) рассказывает: «Мою невесту
Василису похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу
вызволить её, но для этого мне нужен меч – кладенец, который
хранится на дне глубокого наполненного водой колодца. Я не знаю,
как достать оружие, помогите мне, ребята!»
5 Ответьте на вопрос: «Почему Мишутка пищал?»
Проведение экспериментов. Попробуйте определить, для какого
возраста подходит каждый эксперимент.
Экспериментирование невозможно без игры. Игра позволяет
закрепить знания об объектах и явлениях природы. Я хочу предложить
вам провести игру «Ходит капелька по кругу». Но для этого нам нужно
превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка,
напоминающая дождь). Я мама Тучка, а вы – мои детки-капельки, вам
пора отправляться в путь. (Мама тучка показывает, что надо делать).
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им
стало по одиночке прыгать. Собрались они все вместе и потекли
маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей,
взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой
реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети
перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали- плавали
Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им
домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки
лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и
вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнышка,
вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели,
прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой
побудьте, я без вас соскучилась.
Как вы думаете знания о каком явлении в природе закрепляют
дети с помощью этой игры?
Немаловажное значение в развитии детской познавательной
активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно –
пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную
исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные
условия для активизации хода развития, поэтому в группе должен быть
оборудован специальный уголок. Давайте подумаем, какие предметы и
материалы должны в нём находиться? За правильный ответ вы
получите капельку.
Посчитайте капельки. У кого сколько?
Организованная система работы в детской лаборатории и на
занятиях позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного
познания мира и сформировать у детей навыки экспериментальной
деятельности.
Закончить нашу встречу хотелось бы словами В. Сухомлинского:
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать,
наблюдать».