Тема: «Игра «Да – Нет» как средство формирования творческого мышления».
учебно-методический материал
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п.Молодежный
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Залеская Оксана Викторовна
воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад п.Молодежный
Перелюбского муниципального района
Саратовской области».
2020
Одна из главных задач современной педагогики – научить ребенка жить в динамичном, изменяющемся мире.
А это значит :
-хорошо ориентироваться ;
-уметь обучать самого себя;
-принимать самостоятельные решения;
-уметь решать творческие задачи.
Поэтому мы должны научить ребенка видеть проблему и помочь ему находить пути решения этой проблемы.
Для этого я предлагаю использовать в своей работе игру «Да – Нет». Стратегия игры совпадает с линией решения проблемы: надо научить ребенка сужать поле поиска решения этой проблемы, без сплошного перебора всех возможных вариантов – что и является целью игры «Да – Нет».
Правила игры очень просты. В ограниченном пространстве, на доске, на столе, спряталась « тайна», о которой знает только ведущий игры. Детям надо отгадать эту тайну с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «ДА» или «Нет», перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают только поле поиска.
Игра «Да – Нет» используется педагогами нашего детского сада как метод формирования ряда навыков мышления. С помощью поиска объекта в ограниченном пространстве мы:
- формируем умение ориентироваться в разных видах пространства относительно себя и любого произвольно выбранного объекта;
-формируем умение классифицировать объекты;
-учим задавать вопросы обобщенного характера.
В работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта производится на основе признака пространственного расположения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п.Молодежный
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Залеская Оксана Викторовна
воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад п.Молодежный
Перелюбского муниципального района
Саратовской области».
2020
Одна из главных задач современной педагогики – научить ребенка жить в динамичном, изменяющемся мире.
А это значит :
-хорошо ориентироваться ;
-уметь обучать самого себя;
-принимать самостоятельные решения;
-уметь решать творческие задачи.
Поэтому мы должны научить ребенка видеть проблему и помочь ему находить пути решения этой проблемы.
Для этого я предлагаю использовать в своей работе игру «Да – Нет». Стратегия игры совпадает с линией решения проблемы: надо научить ребенка сужать поле поиска решения этой проблемы, без сплошного перебора всех возможных вариантов – что и является целью игры «Да – Нет».
Правила игры очень просты. В ограниченном пространстве, на доске, на столе, спряталась « тайна», о которой знает только ведущий игры. Детям надо отгадать эту тайну с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «ДА» или «Нет», перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают только поле поиска.
Игра «Да – Нет» используется педагогами нашего детского сада как метод формирования ряда навыков мышления. С помощью поиска объекта в ограниченном пространстве мы:
- формируем умение ориентироваться в разных видах пространства относительно себя и любого произвольно выбранного объекта;
-формируем умение классифицировать объекты;
-учим задавать вопросы обобщенного характера.
В работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта производится на основе признака пространственного расположения.
(Слайд 2)
Начать свою работу лучше с линейной «Да – Нет» и с обычных предметов ближайшего окружения (посуда, транспорт, игрушки, животные),
(Слайд 3)а затем здесь уже могут появиться цифры, буквы, дни недели, части суток, времена года и многое другое.
(Слайд 4) На плоскости мы тоже можем поместить любые объекты в зависимости от цели. В данном случае дети не только ориентируются в пространстве, но и закрепляют знание геометрических форм.
Играя «Да – Нет» в объемном пространстве т.е в комнате, на улице дети ориентируются не только относительно предмета, например дерева, но и относительно самого себя. Причем ребенок может как отвечать на вопросы других детей, так и задавать их сам, относительно самого себя.
После каждого выясненного шага производится «сборка», то есть, если не перед деревом, не за. То где еще может быть? Не слева и не справа, не под и не на. То где? ….. дети делают вывод - над деревом.
Таким образом данная методика формирует у детей навыки уточнения проблемной ситуации, после каждого шага задача выглядит более конкретной и дает некоторые подсказки к своему решению.
(Слайд 5) Используя эту игру «Да – Нет» в своей практике мы закладываем фундамент для развития у детей творческого мышления. Одной из его сторон является развитие диалектического мышления, то есть умение решать проблемные ситуации. А чтобы решить проблемную ситуацию, необходимо научить детей систематизировать, анализировать, классифицировать, делать выводы, чему и учит игра «Да – Нет».
Кроме задач, связанных с активизацией мыслительной деятельности, в игре решаются и речевые задачи:
-активизация в речи сравнительных степеней;
- дети учатся грамотно задавать обобщенные вопросы ;
-согласовывать существительные в роде, числе, падеже;
-употреблять в речи предлоги ( в, на, за, под и т.д.) и наречия ( справа, слева, сверху, между и т.д.).
(Слайд 6) Свой опыт работы мы обобщаем и создаем методические копилки, которые рекомендуем для педагогов и родителей.
Игра «Да – Нет» используется во всех направлениях: ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, форма, величина, счет.
Она широко используется коллективом нашего детского сада на занятиях по ФЭМП, по ознакомлению с окружающим миром, речевом развитии, художественно – эстетическом развитии, а также в свободной деятельности.
Таким образом, используя игру «Да – Нет» в своей работе мы:
-формируем умение задавать вопросы системно, целенаправленно;
-развиваем способности к анализу ситуации;
-решаем задачи по развитию речи;
А также:
-решаем задачи снятия психологических зажимов;
-стимулируем детскую активность;
-создаем творческую атмосферу в группе.
Все это так важно для развития творческого мышления детей!!!!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из главных задач современной педагогики – научить ребенка жить в динамичном, изменяющемся мире. А это значит : -хорошо ориентироваться ; -уметь обучать самого себя; -принимать самостоятельные решения; -уметь решать творческие задачи. Поэтому мы должны научить ребенка видеть проблему и помочь ему находить пути решения этой проблемы. Для этого я предлагаю использовать в своей работе игру «Да – Нет». Стратегия игры совпадает с линией решения проблемы: надо научить ребенка сужать поле поиска решения этой проблемы, без сплошного перебора всех возможных вариантов – что и является целью игры «Да – Нет». Правила игры очень просты. В ограниченном пространстве, на доске, на столе, спряталась « тайна», о которой знает только ведущий игры. Детям надо отгадать эту тайну с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «ДА» или «Нет», перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают только поле поиска.
Игра «Да – Нет» используется педагогами нашего детского сада как метод формирования ряда навыков мышления. С помощью поиска объекта в ограниченном пространстве мы: - формируем умение ориентироваться в разных видах пространства относительно себя и любого произвольно выбранного объекта; -формируем умение классифицировать объекты; -учим задавать вопросы обобщенного характера. В работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта производится на основе признака пространственного расположения. Начать свою работу лучше с линейной «Да – Нет» и с обычных ближайшего окружения (посуда, транспорт, игрушки, животные) предметов , А затем здесь уже могут появиться цифры, буквы, дни недели, части суток, времена года и многое другое.
Игра «Да –нет» линейный ряд
На плоскости мы тоже можем поместить любые объекты в зависимости от цели. В данном случае дети не только ориентируются в пространстве, но и закрепляют знание геометрических форм. Играя «Да – Нет» в объемном пространстве т.е в комнате, на улице дети ориентируются не только относительно предмета, например дерева, но и относительно самого себя. Причем ребенок может как отвечать на вопросы других детей, так и задавать их сам, относительно самого себя. После каждого выясненного шага производится «сборка», то есть, если не перед деревом, не за. То где еще может быть? Не слева и не справа, не под и не на. То где? ….. дети делают вывод - над деревом. Таким образом данная методика формирует у детей навыки уточнения проблемной ситуации, после каждого шага задача выглядит более конкретной и дает некоторые подсказки к своему решению .
Игра « Да-Нет » на горинтальной плоскости.
Используя эту игру «Да – Нет» в своей практике мы закладываем фундамент для развития у детей творческого мышления. Одной из его сторон является развитие диалектического мышления, то есть умение решать проблемные ситуации. А чтобы решить проблемную ситуацию, необходимо научить детей систематизировать, анализировать, классифицировать, делать выводы, чему и учит игра «Да – Нет». Кроме задач, связанных с активизацией мыслительной деятельности, в игре решаются и речевые задачи: -активизация в речи сравнительных степеней; - дети учатся грамотно задавать обобщенные вопросы ; -согласовывать существительные в роде, числе, падеже; -употреблять в речи предлоги ( в, на, за, под и т.д.) и наречия ( справа, слева, сверху, между и т.д.).
Игра «Да - Нет» на вертикальной плоскости
Игра «Да –Нет» со сменой точки зрения в зеркальном и боковом варианте
Свой опыт работы мы обобщаем и создаем методические копилки, которые рекомендуем для педагогов и родителей. Игра «Да – Нет» используется во всех направлениях: ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, форма, величина, счет. Она широко используется коллективом нашего детского сада на занятиях по ФЭМП, по ознакомлению с окружающим миром, речевом развитии, художественно – эстетическом развитии, а также в свободной деятельности. Таким образом, используя игру «Да – Нет» в своей работе мы: -формируем умение задавать вопросы системно, целенаправленно; -развиваем способности к анализу ситуации; -решаем задачи по развитию речи; А также: -решаем задачи снятия психологических зажимов; -стимулируем детскую активность; -создаем творческую атмосферу в группе. Все это так важно для развития творческого мышления детей!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по математике - как средство развития мышления.
Консультация для родителей....
"Дидактические игры по ФЭМП - как средство развития мышления"
Консультация для родителей...
Доклад «Игра в шашки как средство логического мышления дошкольников»
из опыта работы...
Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....
Математика в игре "да-нет", как средство развития мышления и закрепления ЭМП в старшем дошкольном возрасте.
Линейная игра «да – нет» эффективно развивает мышление: умение сужать поле поиска, оперировать значениями признаков, развивает речемыслительную деятельность (умение зад...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...
Представление опыта по теме: «Игры «Да – нет», как средство формирования навыков логического мышления, внимания, памяти, воображения у детей дошкольного возраста».
Формирование мыслительных процессов дошкольника - одна из важнейших задач дошкольного образования. От владения процессами мышления, умение усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зав...