Дидактическая игра по математике - как средство развития мышления.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Казаморова Оксана Михайловна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Дидактическая игра по математике - как средство развития мышления.

                                                                         Составила воспитатель

                                                                                 МБДОУ №32 «Гнездышко»

                                                                    Казаморова Оксана

                                                        Михайловна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения: ребенок в игре делает открытия того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры непосредственности жизни детей.

Дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В программе Н.Е.Вераксы  «От рождения до школы»  говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти.

Большое значение в умственном развитии детей имеют дидактические игры математического содержания. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Эти игры вводятся в непосредственную образовательную деятельность  и в повседневную жизнь.

Место дидактической игры в структуре непосредственной образовательной деятельности  определяется возрастом детей. Оно может быть использовано в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе все мероприятия непосредственной образовательной деятельности проводятся в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце непосредственной образовательной деятельности с целью закрепления изученного материала. Например: во второй младшей группе на закрепление знаний детей о геометрических фигурах организовала дидактические игры «Подбери колеса к вагончикам» - дети выясняют, что поезд не может идти, потому что у вагончиков нет колес. Из множества геометрических фигур дети выбирают круг – он катится. Или же игры «Покажи такую же фигуру», Найди свой домик». А в средней группе эти игры усложняются. Например: «Найди себе пару» - детям раздаю геометрические фигуры разные по цвету и по величине. Ребенок должен найти такую же геометрическую фигуру, такого же цвета и такой же величины. Или же игра «Найди предметы круглой формы», «Чудесный мешочек». В этих  играх  игровая задача и игровые действия основаны на предложения что-то сделать,  поэтому они называются – игры – поручения.

В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему. Большое внимание уделяется упражнениям в различении левой и правой рук, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста трудно.

Очень нравится детям игра «Куда пойдешь, что найдешь?» В этой игре дети отыскивают спрятанные игрушки по выбранным направлениям (иди прямо назад, слева от себя найдешь мишку…).

При уточнении представления детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие или взрослые утром, днем, вечером, ночью – я использую один из видов дидактических игр – игры – беседы. Предлагаю детям рассказать о том что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делаем днем и т.д. Или же по картинкам дети определяют «Когда, что делаем?».

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» - носят относительный характер. Детям трудно их усвоить. Поэтому часто обращаюсь к ним с вопросами: Когда мы рисовали? Что делали сегодня? Куда пойдем завтра? … и т.д.

Дети с удовольствием принимают участие в сюжетно-дидактических играх, действия которых заключается в изображении различных жизненных ситуации. Например: «Строители» строят гаражи. Предлагаю детям строить гараж для легковых автомобилей, для грузовых, трамваев. Чем они отличаются друг от друга.  (Дети учитывают высоту и длину). Или же играя в «Зоопарк» - дети правильно подбирают домики для зверят и т.д.

Очень важно закрепить полученные знания  в ДОУ и дома. Для этого часто у родителей не хватает времени, не хватает его и  для того, чтобы поиграть с ребенком. Игровые ситуации можно создавать и в процессе выполнения бытовых дел. Убирая квартиру, предлагаю родителям поиграть в  путешественников – «Мы путешественники, будем путешествовать по квартире». Вытирая пыль, на серванте – спросите у ребенка: какая посуда стоит там, и сколько её. (1 чайник, одно блюдо), затем путешественники переходят к книжному шкафу – здесь ребенок рассказывает о том, какие книги стоят в шкафу; толстые, тонкие, разные по высоте. Наводя порядок в игрушечном шкафу, ещё раз уточните, какие игрушки и сколько их там.

Много радости доставляет детям прогулки в парк, лес, на луг. В лесу ребенок собирает листья, цветы. Собрав листья, предложить поговорить о том, сколько их (много), какие они.  В процессе игры малыши рассматривают листья, группируют их, знакомятся с  некоторыми признаками листьев: цветом, величиной. Такие же игры можно провести с грибами, плодами, цветами, овощами, фруктами.

Но какие бы вы игры не организовывали – не надо забывать, что играя, мы воспитываем детей. А «Воспитание – самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку, и если мы хотим, чтобы питомец вырос настоящим гражданином, умеющим быть добрым и непреклонным, ласковым и строгим, любящим и непримиримым к злу, мы должны прикасаться к нему серьезно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры математического содержания, направленные на развитие мышления детей 4 года жизни»

Мышление как психический процесс развивается в течение всей жизни человека и имеет огромное значение для функционирования его как личности. Предпосылки основных характеристик мышления закладываются в ...

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.     « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии...

Математика в игре "да-нет", как средство развития мышления и закрепления ЭМП в старшем дошкольном возрасте.

  Линейная игра «да – нет» эффективно развивает мышление: умение сужать поле поиска, оперировать значениями признаков, развивает речемыслительную деятельность (умение зад...

«Дидактические игры и упражнения как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым необхо...

«Дидактические игры по математике как средство преемственности между ДОУ и начальной школой»

Игровая форма обучения является преемственной, так как сложные понятия математики лучше всего усваиваются ребенком в ситуации игрового общения. Как воспитатель, так и учитель может в доступной игровой...

Народные якутские игры и игрушки как средство развития мышления детей

Важнейшим педагогическим средством становления личности ребенка является игра, развивающая функция которой общепризнана, но еще не изучена в достаточной мере. Потребность человека в игре как само...