Дидактическая игра по математике - как средство развития мышления.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Дидактическая игра по математике - как средство развития мышления.
Составила воспитатель
МБДОУ №32 «Гнездышко»
Казаморова Оксана
Михайловна
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения: ребенок в игре делает открытия того, что давно известно взрослому.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры непосредственности жизни детей.
Дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В программе Н.Е.Вераксы «От рождения до школы» говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти.
Большое значение в умственном развитии детей имеют дидактические игры математического содержания. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Эти игры вводятся в непосредственную образовательную деятельность и в повседневную жизнь.
Место дидактической игры в структуре непосредственной образовательной деятельности определяется возрастом детей. Оно может быть использовано в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе все мероприятия непосредственной образовательной деятельности проводятся в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце непосредственной образовательной деятельности с целью закрепления изученного материала. Например: во второй младшей группе на закрепление знаний детей о геометрических фигурах организовала дидактические игры «Подбери колеса к вагончикам» - дети выясняют, что поезд не может идти, потому что у вагончиков нет колес. Из множества геометрических фигур дети выбирают круг – он катится. Или же игры «Покажи такую же фигуру», Найди свой домик». А в средней группе эти игры усложняются. Например: «Найди себе пару» - детям раздаю геометрические фигуры разные по цвету и по величине. Ребенок должен найти такую же геометрическую фигуру, такого же цвета и такой же величины. Или же игра «Найди предметы круглой формы», «Чудесный мешочек». В этих играх игровая задача и игровые действия основаны на предложения что-то сделать, поэтому они называются – игры – поручения.
В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему. Большое внимание уделяется упражнениям в различении левой и правой рук, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста трудно.
Очень нравится детям игра «Куда пойдешь, что найдешь?» В этой игре дети отыскивают спрятанные игрушки по выбранным направлениям (иди прямо назад, слева от себя найдешь мишку…).
При уточнении представления детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие или взрослые утром, днем, вечером, ночью – я использую один из видов дидактических игр – игры – беседы. Предлагаю детям рассказать о том что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делаем днем и т.д. Или же по картинкам дети определяют «Когда, что делаем?».
Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» - носят относительный характер. Детям трудно их усвоить. Поэтому часто обращаюсь к ним с вопросами: Когда мы рисовали? Что делали сегодня? Куда пойдем завтра? … и т.д.
Дети с удовольствием принимают участие в сюжетно-дидактических играх, действия которых заключается в изображении различных жизненных ситуации. Например: «Строители» строят гаражи. Предлагаю детям строить гараж для легковых автомобилей, для грузовых, трамваев. Чем они отличаются друг от друга. (Дети учитывают высоту и длину). Или же играя в «Зоопарк» - дети правильно подбирают домики для зверят и т.д.
Очень важно закрепить полученные знания в ДОУ и дома. Для этого часто у родителей не хватает времени, не хватает его и для того, чтобы поиграть с ребенком. Игровые ситуации можно создавать и в процессе выполнения бытовых дел. Убирая квартиру, предлагаю родителям поиграть в путешественников – «Мы путешественники, будем путешествовать по квартире». Вытирая пыль, на серванте – спросите у ребенка: какая посуда стоит там, и сколько её. (1 чайник, одно блюдо), затем путешественники переходят к книжному шкафу – здесь ребенок рассказывает о том, какие книги стоят в шкафу; толстые, тонкие, разные по высоте. Наводя порядок в игрушечном шкафу, ещё раз уточните, какие игрушки и сколько их там.
Много радости доставляет детям прогулки в парк, лес, на луг. В лесу ребенок собирает листья, цветы. Собрав листья, предложить поговорить о том, сколько их (много), какие они. В процессе игры малыши рассматривают листья, группируют их, знакомятся с некоторыми признаками листьев: цветом, величиной. Такие же игры можно провести с грибами, плодами, цветами, овощами, фруктами.
Но какие бы вы игры не организовывали – не надо забывать, что играя, мы воспитываем детей. А «Воспитание – самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку, и если мы хотим, чтобы питомец вырос настоящим гражданином, умеющим быть добрым и непреклонным, ласковым и строгим, любящим и непримиримым к злу, мы должны прикасаться к нему серьезно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/22/picture-398291-1398155664.jpg)
«Дидактические игры математического содержания, направленные на развитие мышления детей 4 года жизни»
Мышление как психический процесс развивается в течение всей жизни человека и имеет огромное значение для функционирования его как личности. Предпосылки основных характеристик мышления закладываются в ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/25/picture-627547-1429960716.png)
Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.
Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников. « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-962132-1553621783.jpg)
Математика в игре "да-нет", как средство развития мышления и закрепления ЭМП в старшем дошкольном возрасте.
Линейная игра «да – нет» эффективно развивает мышление: умение сужать поле поиска, оперировать значениями признаков, развивает речемыслительную деятельность (умение зад...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/14/picture-465906-1699964315.jpg)
«Дидактические игры и упражнения как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым необхо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/22/picture-41600-1590128929.jpg)
«Дидактические игры по математике как средство преемственности между ДОУ и начальной школой»
Игровая форма обучения является преемственной, так как сложные понятия математики лучше всего усваиваются ребенком в ситуации игрового общения. Как воспитатель, так и учитель может в доступной игровой...
Народные якутские игры и игрушки как средство развития мышления детей
Важнейшим педагогическим средством становления личности ребенка является игра, развивающая функция которой общепризнана, но еще не изучена в достаточной мере. Потребность человека в игре как само...