Самообразование Сказкотерапия как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста
материал

Сказкотерапия как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7»  

               САМООБРАЗОВАНИЕ

                                                         Тема:

«Сказкотерапия как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста».

                                            2023 – 2024 учебный год

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                         Подготовила: воспитатель старшей группы

Габолаева Залина Алексеевна

г. Алагир   2023 г

Актуальность

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что  родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Сроки реализации : сентябрь 2023г.- май 2024г.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности, повышение профессионального развития по теме.

Задачи:

   1.Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.

   2. Подобрать и разработать картотеки сказок (художественных, психотерапевтических, психокоррекционных, дидактических, медитативных), речевых игр и упражнений; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, мнемотаблицы по сказкам.

  3. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.

   4. Создать уголок сказки. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;

   5. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для пересказа и театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

   6. Оптимизировать работу с родителями: подготовить консультативный материал для родителей, провести анкетирование с целью выявления компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, установления обратной связи.

Ожидаемые результаты:

- Положительная динамика развития связной речи детей.

-Развитие речи методом сказкотерапии поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе.    

-Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при пересказе знакомых произведений, сочинении своих сказок, проигрывании ролей.

-Повышение культуры речевого общения, обогащение словарного запаса детей.

-В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и

монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

-Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Основные направления реализации:

1.Самообразование по теме «Сказкотерапия как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста».

2.Взаимодействие с детьми по поводу апробации материалов.

3.Взаимодействие с коллегами по проблеме.

4.Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.

Этапы реализации:

1 этап: аналитико-проектировочный.

2 этап: практический.

3этап: обобщающий

Планы мероприятий и формы отчета по проделанной работе:

Сроки

реализации

Задачи

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

 Форма предоставления результатов самообразования

                         I. Аналитико-проектировочный  этап

Сентябрь

1. Анализ ФГОС ДО, изучение литературы по данной проблеме. Изучение опыта педагогов ДОУ. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

2.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

4. Создание личной психолого-

 педагогической копилки.

Изучение литературы по теме, интернет ресурсов, опыта работы других педагогов.

Анкетирование родителей по теме

«Любимые сказки ваших детей", «Домашняя библиотека».

Подбор практического материала.

Диагностика детей.

Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта. Формулировка цели и задач работы над темой.

Наличие методической

копилки по теме. Планирование. Конспекты занятий.

Педагогический мониторинг образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».

Октябрь

Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Расширять умение придумывать вопросы к произведению. Раскрывать творческие способности детей.

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь с элементами драматизации. Анализ и придумывание вопросов к сказке В. Катаева «Цветик- семицветик».

Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия?»

Консультация для воспитателей «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».

Ноябрь

Развивать умение выразительно передавать в мимике и движениях характер героев. Развивать умение анализировать произведение. Закреплять умение пересказывать с помощью мнемотаблиц. Использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем ребенка. Воспитывать интерес к сказкам.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Совместная деятельность с детьми. Инсценировка сказки «Репка на новый лад».                      Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок

 «Маленький дельфин»

Консультация для родителей  «Развитие речи детей через театрализованную деятельность  в детском саду»

Декабрь

Обогащать словарный запас детей. Развивать творческую самостоятельность. Закреплять знание русских народных сказок. Приобщать детей к истокам народной культуры.

Досуг «Путешествие в сказку».

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего возраста. На тему: «Придумывание конца сказки к  предложенному началу»

Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек»

Январь

Развивать умения детей к связному, последовательному пересказу с наглядной опорой. Создание коммуникативной направленности речевых высказываний. Побуждать детей к объяснению морали сказки. Воспитывать у детей  

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Заинька-трусишка»

Консультация для родителей «Какие сказки читать детям дома».

Февраль

Развивать умение анализировать произведение. Развивать чувственное восприятие сказки и умение высказать свое отношение к ней. Побуждать детей к видоизменению содержания сказки. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

Чтение и анализ сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».

Для родителей

буклет

«Сказкотерапия»

Март

Побуждать детей к групповой творческой деятельности. Развивать умение излагать сказку по цепочке, связно и последовательно. Закреплять умение составлять совместное описание. Воспитывать интерес к сказкам.

Групповое пересказывание сказки В. Сутеева «Под грибом».

Игра «Опиши героя сказки».

Консультация для воспитателей

«Для чего ребенку нужна сказка?»

Апрель

Формировать навыки четкой, правильной, выразительной речи. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Развивать умение анализировать сказку. Воспитывать умение слушать товарищей

Конспект НОД

по речевому развитию

Тема: «Пересказ сказки с использованием карт В.Я. Проппа»

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка».

Май

Повторный анализ усвоенного материала с целью осмысления результатов работы.

Диагностика детей.

Заключение

Список используемой литературы:

1.Программа Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

2.Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». М.: Просвещение, 1991г.

3.. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.

4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика- синтез, 1999 г.

5. Беляковская Н.Н., Засорина Л. Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии- Творческий центр «Сфера», 2009 г.

6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…- М.: Линка-Пресс, 2003 г.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. –СПб «Речь», 2006 г.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб «Речь», 2006 г.

9. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. – М. Издательский центр «Академия», 1999г.

10. Микляева Н.В., Толстинова С.Н., Цепикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – Творческий центр «Сфера», 2010 г.

11. Пропп В.Я. Морфология сказки. «Лабиринт», 2000 г.

12. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - М. ООО «Издательство АСТ», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...