Самообразование Сказкотерапия как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста
материал
Сказкотерапия как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7»
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема:
«Сказкотерапия как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста».
2023 – 2024 учебный год
Подготовила: воспитатель старшей группы
Габолаева Залина Алексеевна
г. Алагир 2023 г
Актуальность
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
Сроки реализации : сентябрь 2023г.- май 2024г.
Цель: совершенствование профессиональной деятельности, повышение профессионального развития по теме.
Задачи:
1.Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.
2. Подобрать и разработать картотеки сказок (художественных, психотерапевтических, психокоррекционных, дидактических, медитативных), речевых игр и упражнений; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, мнемотаблицы по сказкам.
3. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.
4. Создать уголок сказки. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;
5. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для пересказа и театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
6. Оптимизировать работу с родителями: подготовить консультативный материал для родителей, провести анкетирование с целью выявления компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, установления обратной связи.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика развития связной речи детей.
-Развитие речи методом сказкотерапии поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе.
-Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при пересказе знакомых произведений, сочинении своих сказок, проигрывании ролей.
-Повышение культуры речевого общения, обогащение словарного запаса детей.
-В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и
монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
-Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Основные направления реализации:
1.Самообразование по теме «Сказкотерапия как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста».
2.Взаимодействие с детьми по поводу апробации материалов.
3.Взаимодействие с коллегами по проблеме.
4.Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.
Этапы реализации:
1 этап: аналитико-проектировочный.
2 этап: практический.
3этап: обобщающий
Планы мероприятий и формы отчета по проделанной работе:
Сроки реализации | Задачи | Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой | Форма предоставления результатов самообразования | |
I. Аналитико-проектировочный этап | ||||
Сентябрь | 1. Анализ ФГОС ДО, изучение литературы по данной проблеме. Изучение опыта педагогов ДОУ. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. 2.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. 4. Создание личной психолого- педагогической копилки. | Изучение литературы по теме, интернет ресурсов, опыта работы других педагогов. Анкетирование родителей по теме «Любимые сказки ваших детей", «Домашняя библиотека». Подбор практического материала. Диагностика детей. | Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта. Формулировка цели и задач работы над темой. Наличие методической копилки по теме. Планирование. Конспекты занятий. Педагогический мониторинг образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». | |
Октябрь | Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Расширять умение придумывать вопросы к произведению. Раскрывать творческие способности детей. | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь с элементами драматизации. Анализ и придумывание вопросов к сказке В. Катаева «Цветик- семицветик». | Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия?» Консультация для воспитателей «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи». | |
Ноябрь | Развивать умение выразительно передавать в мимике и движениях характер героев. Развивать умение анализировать произведение. Закреплять умение пересказывать с помощью мнемотаблиц. Использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем ребенка. Воспитывать интерес к сказкам. | Обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Совместная деятельность с детьми. Инсценировка сказки «Репка на новый лад». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Маленький дельфин» | Консультация для родителей «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду» | |
Декабрь | Обогащать словарный запас детей. Развивать творческую самостоятельность. Закреплять знание русских народных сказок. Приобщать детей к истокам народной культуры. | Досуг «Путешествие в сказку». Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего возраста. На тему: «Придумывание конца сказки к предложенному началу» | Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек» | |
Январь | Развивать умения детей к связному, последовательному пересказу с наглядной опорой. Создание коммуникативной направленности речевых высказываний. Побуждать детей к объяснению морали сказки. Воспитывать у детей | Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Заинька-трусишка» | Консультация для родителей «Какие сказки читать детям дома». | |
Февраль | Развивать умение анализировать произведение. Развивать чувственное восприятие сказки и умение высказать свое отношение к ней. Побуждать детей к видоизменению содержания сказки. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. | Чтение и анализ сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». | Для родителей буклет «Сказкотерапия» | |
Март | Побуждать детей к групповой творческой деятельности. Развивать умение излагать сказку по цепочке, связно и последовательно. Закреплять умение составлять совместное описание. Воспитывать интерес к сказкам. | Групповое пересказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Игра «Опиши героя сказки». | Консультация для воспитателей «Для чего ребенку нужна сказка?» | |
Апрель | Формировать навыки четкой, правильной, выразительной речи. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Развивать умение анализировать сказку. Воспитывать умение слушать товарищей | Конспект НОД по речевому развитию Тема: «Пересказ сказки с использованием карт В.Я. Проппа» | Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка». | |
Май | Повторный анализ усвоенного материала с целью осмысления результатов работы. | Диагностика детей. | Заключение |
Список используемой литературы:
1.Программа Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2.Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». М.: Просвещение, 1991г.
3.. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика- синтез, 1999 г.
5. Беляковская Н.Н., Засорина Л. Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии- Творческий центр «Сфера», 2009 г.
6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…- М.: Линка-Пресс, 2003 г.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. –СПб «Речь», 2006 г.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб «Речь», 2006 г.
9. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. – М. Издательский центр «Академия», 1999г.
10. Микляева Н.В., Толстинова С.Н., Цепикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – Творческий центр «Сфера», 2010 г.
11. Пропп В.Я. Морфология сказки. «Лабиринт», 2000 г.
12. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - М. ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...
ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...