Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности ребёнка»
материал (подготовительная группа)

Повестка дня:

  1.  Вступительная часть (приветствие родителей, оглашение темы собрания)
  2.  Сообщение по теме: «Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности ребёнка»

      3.   Решение педагогических ситуаций.                                              

      4.   Подведение итога собрания. Раздача тематических памяток родителям.

   5.   Прочие вопросы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_dekabr_-_kopiya.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема собрания:

«Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности ребёнка»

Повестка дня:

  1.  Вступительная часть (приветствие родителей, оглашение темы собрания)
  2.  Сообщение по теме: «Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности ребёнка»

  3.   Решение педагогических ситуаций.                                              

  4.   Подведение итога собрания. Раздача тематических памяток родителям.

5.   Прочие вопросы

Родительское собрание в подготовительной к школе группе №17

Тема «Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности ребёнка»

Форма проведения: беседа – диалог воспитателя с родителями.

Участники: воспитатели, родители.

Цель: вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей. Применять полученные знания в процессе воспитания детей.

План проведения:

1.         Вступительная часть (приветствие родителей, оглашение темы собрания)

2.         Сообщение по теме: «Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности ребёнка»

3.       Решение педагогических ситуаций.

4.        Подведение итога собрания. Раздача тематических памяток родителям.

5.        Прочие вопросы.

Приложение 1

Вступительная часть (приветствие родителей)

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Мы бы хотели, чтобы все участники нашей встречи были активны и инициативны.

Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего собрания, надо собрать из фрагментов пословицу. На столах разложены фрагменты пословицы. Родители делятся на группы и собирают пословицу. Зачитываются родителями пословица:  Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

И так тема нашего собрания ««Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности ребёнка».

 

Приложение 2

Сообщение по теме: «Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности ребёнка»

Как часто мы слышим слова «нравственность», «безнравственный поступок», «высоконравственный человек». Что же понимают под нравственностью?  (Ответы родителей)

Нравственность - это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственность не передается по наследству как интеллектуальные способности, ее надо воспитывать.

Сочувствие, терпимость, доброжелательность, гуманное отношения к людям, животным и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребёнка круг общения в этом возрасте входят самые близкие люди – родители. Именно в семье закладываются основы нравственности. Семья для ребёнка – это место его рождения, становления. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье.

    То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

     К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

     Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.

     Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств маленького человека. Поведение родителей - самое решающее в воспитании.

     В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях:

- как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

- как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений;

- как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

- как старший друг, советчик, которому можно доверить все.

Формирование нравственных категорий осуществляются по трём направлениям. Во-первых, у ребёнка надо воспитать желание приносить добро. Во-вторых, родителям следует поощрять добрые поступки детей, радоваться за ребёнка, проявлять к нему самому сочувствие, сердечность. В-третьих, необходимо дать ребёнку знания о моральных нормах, правилах, идеалах.

 Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация жизни семьи, ее быт и атмосфера, которые там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности.

Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают воспитанными людьми. Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди.

Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать им возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Если у ребёнка что-либо не получается, то родители должны проявлять терпение, а не возмущаться неумением ребёнка, раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны в присутствии посторонних людей, иногда даже членов, семьи жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать голос, оскорблять. Ребёнка нельзя унижать, нужно ему разъяснить его ошибки и поддержать. Дети и родители должны быть всегда едиными.

Воспитание — всегда большой труд, а нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье.

В свою очередь детский сад также занимается вопросами нравственного воспитания детей. Происходит это и на занятиях, и в режимных моментах, при проведении бесед о нравственности, чтении художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев, дидактических игр духовно-нравственного направления, а так же различных социокультурных проектов. Но никакие самые замечательные мероприятия не помогут решить глобально эту проблему: необходим, прежде всего, личный пример родителей, опыт поведения.

     Воспитать нравственные качества и культуру поведения  - главнейшая задача родителей. Что же нужно для её успешного решения?

     - Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье;

     - во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности;

     - в-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

Приложение 3

Решение педагогических ситуаций.

Теперь перейдём к практической части нашего собрания. Все вы знаете, что символом семьи является ромашка. У меня в руках ромашка, состоящая из шести лепестков. На каждом лепестке описана ситуация, которая может произойти в любой семье. Наша задача: оторвать лепесток, зачитать ситуацию и ответить на поставленный вопрос, либо предложить пути разрешения данной ситуации.

1 ситуация : Мальчик был наказан. Он в магазине громко кричал и требовал купить ему понравившуюся дорогую игрушку. Дома отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его во двор играть в футбол. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

Вывод : Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

2. ситуация : Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

Вывод : Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

3. ситуация : Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она нарисовала для неё красивый букет. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней на встречу, поцеловала её и показала рисунок. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй и ничего не сказала про рисунок, просто ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

Вывод : Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

4. ситуация: Родители после работы забрали младшего сына из сада, и пришли домой, дома их встретила старшая дочь. Вся семья стала готовиться к семейному ужину. Мама разогрела еду, дети расставили тарелки, папа порезал хлеб к ужину. После ужина девочка стала выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не могла справиться сам. Мама объяснила ей задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла её, а папа с сыном вместе убрали со стола грязную посуду.  Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

Вывод : Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают воспитанными людьми.

5. ситуация : В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

Вывод : В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

6. ситуация: Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза в присутствии ребёнка называете его, например, Медведем. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул: «Мама, к нам дядя Медведь пришёл». Как можно было избежать данной ситуации?

Вывод : Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливее к чужим недостаткам -  это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок во всём берёт пример с вас.

Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Приложение 4

Подведение итогов родительского собрания.  Раздача тематических памяток и буклетов.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Родители составляют первую общественную среду. Для ребёнка родители являются образцами, на которые ребёнок ежедневно ориентируется. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Давайте сегодня задумаемся о том, как мы строим свою жизнь, какие совершаем поступки, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, честного, убежденного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный родитель, друг, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Роль книги в воспитании ребёнка"

Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.В книге заключен огро...

Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности дошкольников

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольниковВоспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как вели...

Формирование нравственных качеств личности ребёнка в процессе патриотического воспитания

          Формирование личности  дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям....

Методическая разработка. ПЕрспективное планирование по теме: "Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" для подготовительной группы

Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость «»Если зазнается, без друзей останется&raqu...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему: " «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

-показать родителям значимость нравственно-патриотического воспитания детей в семье;-формировать культуру общения родителей и детей;-помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспи...